Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе жизни ребенка

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе жизни ребенка.

«Делайте так, чтобы людям,

которые вас окружают, было хорошо.»

В.А. Сухомлинский



Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидуумом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивидууму в качестве активного субъекта общественных отношений. Ведущими условиями социализации личности являются успешное воспитание и образование человека. Основы функционирования на каждом из этапов социализации закладываются в институтах социализации, важнейшим из которых является школа.

Социализация личности - это сложный процессе взаимодействия с социальной средой, в результате которой формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений. Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Школа как институциональный механизм социализации является системообразующим фактором саморазвития личности в совокупности с иными механизмами социализации. Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе.

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Физическое образование - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.

Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности. Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой - продукт этой деятельности, её результат. Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является её органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность. По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, в тройках, командах и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). И это понятно. Ибо сутью и особенностью спортивных игр являются мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.

Не зря многие педагоги рассматривают спортивные игры как модели современной жизни, пользующиеся такой большой популярностью у молодёжи и взрослых.

В процессе занятий спортивными играми развиваются также все другие двигательные (физические) способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся, на воспитание нравственных и волевых качеств, что создаётся главным образом необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников. Особенно игровые упражнения содействуют воспитанию таких волевых качеств, как инициативность и самостоятельность, поскольку игроку приходится самостоятельно и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия.

Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность учащихся. Она отражает состояние общества в целом. Физическая культура личности включает всё то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что дала ему природа в развитии физический способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и всё то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование. К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства. Учащиеся должны регулярно заниматься физической культурой, спортом. Это ставит перед всеми важную задачу - целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость. Физическое и духовное развитие учащейся молодёжи органически дополняют друг друга и способствуют повышения социальной активности личности.

Физическая культура - это средство не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодёжи, существенно влияющего на развитие социальной структуры общества.

© 2010-2022