КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ШАХМАТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫЕ ШАХМАТИСТЫ

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 5. Начальное положение: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

В начале урока повторение пройденного материала. Дети должны безошибочно определять белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали, правильно называть все шахматные фигуры.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЯТОГО УРОКА

Объясните ребятам, что перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.

Вы занимаете место около демонстрационной шахматной доски. Под рукой у вас комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры.

Шахматные фигуры для демонстрационных шахмат магнитные, они без труда "прилепляются" к нужному полю. Объясняете, что ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях. Говорите:

"Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят"

и ставите белые ладьи на крайние поля первой горизонтали. На крайних полях последней горизонтали устанавливаете черные ладьи. Все дети должны на своих досках также расположить свои ладьи.

Продолжаете урок:

"Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей"

и на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней - черные кони. При этом кони белых и черных должны повернуть свои "мордочки" навстречу друг другу (а вот на диаграммах "мордочки" коней повернуты налево).

Вводите слонов:

"Меж коней заключены

Наши славные слоны".

На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля. Говорите:

"И еще два поля есть,

А на них король и ферзь".

Эти стихотворные строчки непритязательные, но они помогут оживить шахматное занятие и облегчить детям процесс запоминания начальной позиции.

На первых порах дети часто путают позиции ферзя и короля. Чтобы это случалось реже, издавна придумали правило: ферзь любит свой цвет. Объясните, что белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), а черный ферзь - на черном поле (черный король - на белом). Это правило дети легко усваивают.

Здесь обычно кто-то из ребят спрашивает: "А как же пешки?" И белые пешки выпрыгивают из ваших рук на вторую горизонталь, а черные пешки - на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры.

"А теперь без спешки

Идут на место пешки".

У каждого ученика на доске должно стоять точно такое же положение. Затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию.

Педагоги, предпочитающие работать по книге "Приключения в Шахматной стране", на этом уроке читают и инсценируют ее пятую главу "Ворота Каиссии". Эта глава приведена также в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 10).

Это поможет детям легче справиться с сюжетными заданиями из диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Просмотр этого диафильма, посвященного краткой истории шахмат и начальному положению, проводится на этом занятии. Дети с радостью встречаются со своими любимцами Юрой, Клеточкой и Гномиком, которых ожидают новые удивительные приключения.

На пятом уроке проводятся следующие дидактические игры:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их в те места, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлено начальное положение.

"Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.

"Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и - бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

В конце занятия задайте детям такие вопросы…





© 2010-2022