Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5













ФУТБОЛ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ











выполнил: Шепеленко Александр Евгениевич

учитель физической культуры

высшая квалификационная категория




г. Иваново 2015

Оглавление



  1. Введение …………………………………………………………………. 3

  2. Организация, планирование и содержание учебной работы………… .4

  3. Методика обучения приемам техники и тактики в 5-11 классах……. ..8

  4. Список используемой литературы.........………………………………. 32












Введение

Футбол в нашей стране пользуется огромной популярностью среди школьников. Десятки тысяч ребят и юношей участвуют в районных, городских, республиканских и других соревнованиях.

Футбол в порядке выборности включен в программу по физической культуре для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы. Включение элементов футбола в программу по физической культуре в школе действенно способствует развитию качеств и пропаганде этой популярной среди школьников спортивной игры.

Опыт подготовки высококвалифицированных футболистов показывает, что спортивного мастерства можно достичь только упорной систематической учебой, начиная с детских лет. Однако, в общеобразовательных школах ещё не достаточно организуется планомерная учебная работа с юными футболистами.

В настоящее время назрела необходимость в связи с включением в программу по физической культуре для 5-11 классов общеобразовательной школы футбола в разделе «Спортивные игры» не только конкретизировать содержание учебного материала, но основное внимание сосредоточить написанию методики, то есть того, как надо обучать, чтобы он успешно был освоен учениками.

Футбол принадлежит к видам спорта, в наибольшей степени способствующим разностороннему физическому развитию человека и вместе с тем, предъявляющим его организму исключительно высокие требования. Он способствует развитию и совершенствованию различных физических качеств, формированию и закреплению разнообразных двигательных навыков и их комбинаций. Физические качества и двигательные навыки проявляются в игре в тесной взаимосвязи с точной координацией движений, быстрой реакцией, развитым мышлением, большой эмоциональностью.

Занятия по футболу, и в особенности, выступления в соревнованиях, требуют от каждого из участников согласованных действий. Уже это обстоятельство создает больше возможностей для воспитания коллективизма. Совместная деятельность, направленная на решение стоящих перед коллективом задач, укрепляет чувство дружбы, товарищества, сплоченности и ответственности за свою команду, что особенно важно в детском возрасте. Таким образом, футбол служит ценным средством физического воспитания российской молодёжи.

Цель и задачи программы.


Цель программы:

  • всестороннее развитие личности

  • популяризация футбола в школе.

Задачи:

  • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам

  • развитие двигательных ( кондиционных и координационных ) способностей

  • приобретение необходимых знаний в области футбола

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств и свойств личности



Организация, планирование и содержание учебной работы.


В настоящее время общеобразовательные школы страны работают по новой учебной программе по физической культуре для учащихся V - XI классов. Вполне естественно, это потребовало от учителей несколько иного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Раздел «Спортивные игры» в V - XI классах содержит элементы четырех игр: волейбола, баскетбола, футбола и гандбола. Это сделано с целью полного использования спортивных игр, как важного средства физического воспитания, а так же, что бы дать возможность школьникам познакомиться с наиболее популярными спортивными играми.

Из предлагаемых программой вышеуказанных четырех спортивных игр, каждая школа выбирает не менее двух в V - VI классах, а начиная с VII класса - одну спортивную игру, и если выбран футбол, то с девочками продолжается обучение по одной из ранее избранных игр. Этот выбор обуславливается наличием соответствующей учебно - спортивной базы, подготовленностью учителя и традициями школы. Школам, избравшим футбол, целесообразно взять в качестве второй спортивной игры баскетбол или ручной мяч, поскольку эти игры близки футболу по перемещениям игроков, ориентировки на площадке, тактическим основам ведения игры и другое.

Уроки по футболу можно проводить в спортивном зале, на площадке и на футбольном поле. Причем, во время обучения элементам футбола мальчиков, девочки занимаются другой спортивной игрой (баскетбол, волейбол, ручной мяч) на спортивной площадке или на одной половине зала. Урок проводится групповым способом: мальчики - одна группа - например, получают задание по выполнению технико-тактических действий футболистов, девочки - другая группа - в это время выполняют упражнение из другой спортивной игры (волейбол, гандбол, баскетбол). Группу можно разделить на подгруппы с целью увеличения плотности урока и лучшего усвоения материала. Количество подгрупп зависит от размеров площадки, зала и дополнительного оборудования. Во время проведения урока учитель распределяет внимание между занимающимися двух групп ( мальчики - одна группа, девочки - другая группа) и вносит необходимые поправки.

В первоначальной стадии обучения занимающихся лучше всего строить в две шеренги на расстоянии 3 - 6 метров одна от другой. Учитель до начала урока назначает старших в группах, объясняет им задачу урока и основные упражнения, запланированные на уроке. Старшим в группах можно поручить следит за организацией занятия, подавать команды на начало и окончание упражнений. учитывая, что учащиеся, освобожденные от занятий, обязаны присутствовать на уроках физической культуры, их можно привлекать в качестве помощников учителя и давать им выполнять посильные задания учителя: помощь в судействе, установки дополнительного оборудования и т.д. Учитель вместе с врачом решает по каждому занимающемуся отдельно, может ли ученик заниматься футболом.

Подготовительная и заключительная части урока, как правило, в V - VIII классах проводятся совместно. В младших классах ведутся комплексные уроки, то есть на каждом уроке включается материал из различных видов, в старших - на ряду с комплексными, проводятся уроки с однородным материалом (уроки гимнастики, игр, легкой атлетики и др.).

Каждый урок должен иметь особо четко организованное начало и его окончание. Начало и конец урока - это так называемые педагогические рамки, в которые заключено все его содержание. Урок следует начинать с построения, отдачи рапорта, выявления отсутствующих, постановки задач и проверки спортивной формы занимающихся (обязательно наличие спортивной обуви). В подготовительной части урока наряду с упражнениями общего воздействия целесообразно включать специальные упражнения, отвечающие характеру игроков и деятельности футболиста.

При организации и проведении основной части урока необходимо стремиться использовать максимальное количество мячей, широко использовать средства наглядной информации ( схем, кинограммы, учебные плакаты и т.д.).

При проведении занятий нужно строго соблюдать нормы санирно - гигиенического состояния мест занятий и обязательно придерживаться «Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах», утвержденных Министерством образования РФ.

Одна из важных задач - научить занимающихся готовить спортивные площадки, спортивный инвентарь и оборудование к занятиям и соревнованиям. Эта работа рассматривается как один из важных разделов трудового воспитания.

Прохождение раздела программы «Спортивные игры» в большинстве школ района средне полосы нашей страны намечается, как правило, на первую или четвертую четверть, иногда захватывает и конец третьей четверти. Это время вполне подходит и для проведения уроков по футболу. Планировать уроки по футболу целесообразно в первой четверти - 9 - 18 уроки, в четвертой четверти - 53 - 60 уроки.

За семилетний срок обучения с 5 класса по 11 класс программой по физической культуре предусматривается обучить учащихся основным техническим приемам игры в футбол: передвижениям, ударам по мячу ногой и головой, остановкам мяча, ведения и обманным движениям, способам отбора мяча у соперника, вбрасыванию мяча из-за боковой линии и основным приемам игры вратаря.

Учебный материал надо планировать так, что бы с пятого класса с первых уроков прививать ученикам тактическую грамотность. Методика начального обучения тактике игры в футбол состоит в воспитании зрительной ориентировки, а так же умений и навыков действовать тактически правильно индивидуально, в составе группы игроков и команды в целом.

Упражнения в ориентировке необходимо включать с самого начала обучения во все разделы подготовки.

Для изучения основ тактики решающее значение в занятиях с учениками младшего возраста имеют подготовительные игры и командная игра уменьшенными составами (по 5 - 7 человек в команде) на малых площадках, где занимающиеся, выполняют технические приемы при сопротивлении соперника, получают элементарные понятия о тактике.

Игра в футбол уменьшенными составами дается уже в пятом классе, но после элементарных приемов - перемещений с мячом, ударов, остановок и др. Игра уменьшенными составами на первых занятиях заменяется подготовительными играми. Игры уменьшенными составами проводятся вначале упрощенно - в рамках лишь освоенных приемов. В таких играх можно давать задания:

а) разрешается передавать мяч партнеру только низом внутренней стороной стопы, а бить по воротам подъемом;

б) игра с обязательно остановкой мяча при получении его от партнера;

в) играть без обводки соперников;

г) разрешается обводить только одного игрока и т.д.

Перед каждой игрой учитель дает конкретные задания на игру, а после игры проводит тщательный разбор её и дает оценку действиям каждого игрока.

К шестому классу постепенно подвести занимающихся к двухсторонним играм в футбол полными составами с распределением игроков по местам. Следует помнить, что в этом возрасте не рекомендуется специализировать занимающихся на отдельных местах в команде (нападении, защите). Этим создается для учеников возможность опробовать свои силы на разных местах и практически проверить сувои способности в процессе игровой деятельности. Теоретически сведения, сообщаемые учителем на уроках, должны углублять познания учащихся в тактике игры. Занимающимся необходимо дать краткие сведения об игре в футбол, раскрыть функции игроков на поле, проанализировать современные тактические системы ведения игры, познакомить с индивидуальными группами и командами тактическими действиями в атаке и обороне, познакомить с основными правилами игры в футбол. Изучение теории и тактики футбола проводится на уроках разучивания конкретных действий и их сочетаний, уроках, включающих групповые действия и двухсторонние игры.

Специфика предмета и школьного урока физической культуры, особенности содержания и построения учебной программы обуславливают ряд требований планированию теоретического материала. Изложение теоретического материала по объему необходимо планировать такими частями, которые вписываются в структуру и содержание конкретного урока без ущерба для двигательной активности занимающихся и которые ученики в состоянии усвоить в течение намеченного времени. Теоретические сведения по футболу в настоящем пособии представлены фрагментально, что бы представить возможность учителю определять содержание сведений самостоятельно, исходя из собственного понимания методики обучения, а так же с учетом готовности контингента занимающихся к усвоению знаний, предлагаемых учителем.


I. СВЕДЕНИЯ ОБ ИГРЕ В ФУТБОЛ.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. Обеспечить формирование первоначального представления об игре, как одной из спортивных игр, а так же формирование интереса к качественному овладению содержанием соответствующего раздела программы.

ТЕМА I. Содержание игры в футбол:

  • сущность и цель игры как противоборство двух команд в рамках установленных правил;

  • действия игрока с мячом и без мяча и взаимодействия игроков как средства рационального решения игровых задач.

ТЕМА II. История развития футбола:

  • краткие сведения о возникновении футбола;

  • эволюция футбола;

  • развитие футбола в дореволюционной России;

  • развитие футбола в РФ;

  • участие Российских футболистов в международных товарищеских и официальных играх.

II. ТАКТИКА ИГРЫ В ФУТБОЛ.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: Обеспечить усвоение основных обязанностей в игре футболистов в различные амплуа на уровне умения выполнять их функции в конкретных игровых ситуациях при игре в обороне и нападении.

ТЕМА I. Тактика игры в нападении:

  • индивидуальные, групповые и командные действия;

  • тактика игры крайних и центральных нападающих;

  • тактика игры полузащитников;

  • системы игры 1 - 4 - 2 - 4,

1 - 4 - 3 - 3,

1 - 4 - 4 - 2.

ТЕМА II. Тактика игры в защите:

  • индивидуальные, групповые и командные действия;

  • тактика игры крайних и центральных защитников;

  • тактика игры вратаря;

  • персональная защита, зонная и комбинированная.

III. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: Обеспечить формирование и умение сознательно руководствоваться в конкретных соревновате6льных ситуациях официально установленными правилами на основе понимания их как обязательных требований, определяющих: условия организации мест соревнований и выполнений конкретных видов упражнений, функции и права судей, обязанности участников.

ТЕМА I. Правила игры в мини - футбол:

  • количественный состав команды;

  • продолжительность игры;

  • мяч для игры;

  • обмундирование

ТЕМА II. Правила игры в футбол:

  • поле для игры;

  • назначение основных линий разметки;

  • количественный состав команды;

  • начало игры;

  • продолжительность игры.

ТЕМА III. Правила игры в футбол:

  • функции и права судьи в поле на линии;

  • нарушение правил и недисциплинированное поведение игроков.

ТЕМА IV. Правила игры в футбол:

  • мяч в игре и не в игре;

  • положение «вне игры»;

  • 11 - метровый удар;

  • угловой удар;

  • удары от ворот;

  • вбрасывание мяча.

ТЕМА V. Методика судейства соревнований:

  • взаимодействие судьи в поле с судьями на линии;

  • выбор места судьи при различных ударах, вводящих мяч в игру;

  • руководство игрой и воспитательная роль судьи;

  • тон подачи свистка, жестикуляция.

Ознакомление с правилами соревнований по футболу целесообразно осуществлять на примере разъяснения ошибок, допускаемых учащимися при непосредственном участии в игровых упражнениях и двухсторонней игры. Одновременно с этим решается задача формирования навыков практического судейства. Выполняя судейские обязанности, ученики не только совершенствуют собственные знания, но и приобретают элементарные навыки управления деятельностью других людей.

В двухсторонних играх проверяется разносторонняя подготовка занимающихся, полученная ими в предшествующий период; устанавливаются имеющиеся недочеты; продолжается дальнейшее совершенствование усвоенного; испытываются новые тактические комбинации; пробуются силы игроков на различных местах. В проведении двухсторонних игр необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. До начала игры на макете или доске даются указания игроку, звену, линии и команде в целом;

2. В ходе двухсторонней игры производится указание на ошибки, и отмечаются правильные моменты, выполненные игроками;

3. После игры производится теоретический разбор игры, анализ допущенных ошибок и продолжительных моментов.

Учитель во время игры на поле или в таком месте, откуда он может хорошо видеть игру и давать необходимые указания. Учитель останавливает игру лишь в тех случаях, когда нужно сделать общее указание игрокам или повторить тактическую комбинацию. частые остановки в игре вызывают снижение темпа игры, тем самым снижая интерес к ней со стороны занимающихся. Учитель должен уметь сделать ученику замечание по ходу действия или дать новое задание, не останавливая игру. На первом уроке, немеченом для раздела «Футбол», целесообразно рассказать о значении этой игры, об истории футбола и выдающихся футболистах. В заключении надо сообщить о гигиене юного футболиста, включая сведения об одежде, обуви и инвентаре, в том числе и для самостоятельных занятий во внеурочное время.

Обязательным условием успешности любого педагогического процесса является единство обучения и воспитания. Существенное значение в обеспечении высокого качества учебного процесса, а следовательно, и в решении воспитательных задач, имеют материально - технические условия проведения занятий. Важным является гигиеническое и техническое состояние игровых залов и площадок, количество необходимого оборудования, инвентаря и т.п., а так же систематический врачебно-педагогический контроль, надлежащая дисциплина на уроках и борьба с травматизмом.



Учебно-тематический план.


№/№

Вид программного материала

К Л А С С Ы

5

6

7

8

9

10

11

1

Теория

2

2

2

2

2

3

3

2

Практика

18

18

18

18

18

23

23

3

Всего часов

20

20

20

20

20

26

26


Методика обучения приемам техники и тактики в 5-11 классах.

5 класс.

1. Передвижения игрока шагом и бегом, скрестным и приставным шагами.

2. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы (рис. 1) и средней частью подъема (рис. 2).

3. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы (рис. 3).

Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы.

Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы применяется главным образом как точная передача мяча на небольшое расстояние. Когда игроки оказываются вблизи ворот соперника, они тоже часто посылают мяч в ворота внутренней стороной стопы (особенно если хотят направить его в угол мимо вратаря). Точности удара способствует большая площадь соприкосновения стопы с мячом.

Обучение: Рассчитай, чтобы опорная нога была в 10-15 см сзади и сбоку от мяча. Колено этой ноги следует немного согнуть, а носок чуть повернуть внутрь. Стопа бьющей ноги разворачивается к мячу так, чтобы быть обращенной к нему внутренней стороной. В момент удара можно наклонить туловище над мячом. При ударе с разбега соблюдаются те же условия.

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

рис. 1 Удар внутренней стороной стопы.

Удар по неподвижному мячу средней частью подъема.

Удар средней частью подъема - один из главных. Высота полета мяча при ударе подъемом зависит от того, насколько опорная нога в момент удара отстоит от мяча. Если опорная нога на уровне мяча, то подъемом бьющей ноги удается коснуться мяча в середине или даже чуть выше. Полет мяча при таком ударе невысок. Если же опорная нога находится дальше от мяча, то бьющей ногой удается коснуться лишь нижней части мяча. Получается подсечка, отчего мяч летит высоко. Серединой подъема можно посылать мяч в любом направлении, с различной силой и точностью: с мячом соприкасается довольно большая площадь ноги. В игре этот удар находит применение очень часто. Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Обучение: Поставь левую ногу рядом с мячом так, чтобы носок ее был чуть впереди мяча. Правая нога немного сзади и напротив мяча. Теперь согни правую ногу и отведи ее чуть назад. Резким движением направь ногу к мячу, стараясь серединой подъема попасть в середину мяча. В момент удара опорная (левая) нога ставится на носок, а туловище наклоняется вперед. В момент касания мяча подъемом нога еще будет согнута, но потом, как бы провожая мяч, она станет выпрямляться.

До удара голеностопный сустав расслаблен, а при нанесении удара должен быть напряжен. Левая рука в момент удара выносится вперед-вверх. Чтобы ударить по мячу с разбега, отойди на несколько шагов назад, но не в сторону от мяча. Рассчитай разбег, чтобы в момент удара положение ног было таким же, как и при ударе с места. Нанося удар, опорную ногу приподними на носке, чтобы бьющая не задела пальцами землю.

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 2 Удар средней частью подъема.



Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.

Когда мяч катится на игрока, его удобнее всего останавливать внутренней стороной стопы. Перед тем как коснуться мяча, нужно, чтобы ступня согнутой опорной ноги была параллельна линии, по которой катится мяч. Ногу, которой вы хотите остановить мяч, в момент касания ею мяча следует немного отвести назад, за опорную (рис. 3).

Если стопа ноги, которой делается остановка, ставится под прямым углом к линии, по которой катится мяч, то мяч, коснувшись ноги, откатится назад прямо перед игроком. Если же стопа встретит мяч под другим углом, мяч после остановки может покатиться чуть вправо или влево. Чем мягче получится остановка, тем меньшим будет отскок мяча от ноги. А чтобы остановка получилась мягкой, нужно расслабить ногу в коленном и голеностопном суставах.

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 3 Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.

6 класс.


1. Удар по неподвижному мячу внутренней частью подъема (рис. 4).

2. Удар по катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема (рис. 5).

3. Остановка катящегося мяча подошвой (рис. 6).

4. Ведение мяча носком по прямой и дуге.

Удар по неподвижному мячу внутренней частью подъема.

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 4 Удар по неподвижному мячу внутренней частью подъема

Часто этот удар применяется, когда игрок оказывается на одном из краев поля и хочет навесить мяч на ворота. Ведь такому игроку не нужно поворачиваться лицом к цели, как при ударе серединой подъема. Значит, он экономит время. Можно нанести такой удар и с прямого разбега (по отношению к полету мяча). Часто его применяют футболисты, не овладевшие ударом прямым подъемом или имеющие длинную стопу: при таком ударе исчезает опасность зацепить носком землю, поскольку пальцы обращены не к земле, а находятся под углом к ней.

Обучение: Если хочешь нанести такой удар правой ногой не вперед, а в сторону - влево от себя, сделай так: положи мяч и встань позади него левым боком к той стороне площадки, куда предполагаешь послать мяч. Поставь полусогнутую левую ногу чуть позади мяча и слева от него. Правую (бьющую) ногу, тоже немного согнутую, отведи для замаха назад и чуть вправо. Теперь рассчитай разворот голеностопного сустава наружу в момент удара так, чтобы внутренней частью подъема было удобно попасть в нижнюю часть мяча. Движение рук такое же, как при ударе прямым подъемом. Мяч полетит низко, если выносить вперед колено бьющей ноги. А чтобы мяч летел высоко, надо, наоборот, колено этой ноги не доводить до мяча, а удар наносить в нижнюю часть мяча. При ударе с разбега нужно, чтобы разбег делался по дуге. Положение опорной и бьющей ноги такое же, как при ударе с места. Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Остановка катящегося мяча подошвой.

Обучение: Для остановки мяча подошвой необходимо ногу, немного согнутую, выставить навстречу катящемуся мячу так, чтобы мяч коснулся подошвы. Ступня в этот момент обращена носком вверх (рис. 6).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 6 Остановка катящегося мяча подошвой

Мягкость остановки мяча достигается отведением ноги чуть назад в момент сближения мяча с подошвой. Вынесение ноги вперед приведет к отскоку мяча от игрока. Туловище в момент остановки мяча должно быть немного наклонено вперед.

Ведение мяча носком по прямой и дуге.

Очень важный прием игры. Ведь часто бывает необходимо продвинуться с мячом на лучшую позицию, приблизиться к воротам соперников. Иногда просто нет возможности передать мяч партнеру или ударить по воротам соперника, пока не пробежишь с мячом какое-то расстояние. Но вести мяч в любом случае надо так, чтобы не терять при этом много времени и чтобы мяч не сумел перехватить соперник.

Ведение мяча выполняют во время бега следующими один за другим ударами по мячу. Удары эти должны быть такими, чтобы мяч каждый раз отскакивал на желаемое расстояние вперед. Если ты не встречаешь сопротивления соперника, то можешь ударять по мячу сильнее (чтобы мяч отскакивал дальше). Когда соперник находится рядом, надо все время держать мяч под контролем, а иной раз менять скорость продвижения и расстояние, на которое мяч посылается вперед.

Если, например, впереди нет соперника, но тебя догоняют, резонно послать мяч вперед на 8-10 м и, преодолевая это расстояние без мяча, оторваться от преследователя.

При ведении стремись держать голову так, чтобы видеть и мяч и окружающую обстановку. Если мяч ведут по прямой линии, то удары наносят внешней частью подъема. По кривой линии мяч чаще ведут внутренней частью подъема. Последовательные удары по мячу при ведении по прямой линии можно наносить одной и (попеременно) обеими ногами.

При равномерном продвижении с мячом мяч находится примерно в метре впереди игрока.

7 класс.

1. Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема.

2. Удар по неподвижному мячу внешней частью подъема.

3. Ведение мяча с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника.

Удар по неподвижному мячу внешней частью подъема.

Этим ударом часто пользуются игроки с длинной стопой (опасаясь задеть носком землю), а также "косолапые" - те, у кого носки ног повернуты внутрь.

Обучение: Чтобы нанести такой удар, нужно опорную ногу поставить примерно в 10-15 см сбоку и сзади от мяча, а бьющую повернуть носком внутрь. После замаха бьющая нога соприкасается с нижней частью мяча. В момент удара нога закреплена в голеностопном суставе, а туловище немного наклонено вперед (рис. 7).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.Рис. 7 Удар внешней частью подъема

Высота полета мяча зависит от расстояния между мячом и опорной ногой и от того, насколько стопа повернута внутрь: чем ближе опорная нога и чем больше повернута стопа, тем ниже полетит мяч.

Для обучения ударам внешней частью подъема можно использовать те же упражнения, которые были рекомендованы при разучивании ударов серединой подъема.

Возможные ошибки

1. Опорная нога не отведена на нужное расстояние от мяча и мешает бьющей сделать нужный замах и нанести сильный удар. Бьющая нога может даже зацепить опорную (рис. 8).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 8 Опорная нога мешает бьющей

2. Опорная нога слишком далеко от мяча. Дотянуться до мяча можно не подъемом, а лишь внешней частью носка. Удар получается слабый, мяч не поднимается в воздух, а тихо катится по земле (рис. 9).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 9 Опорная нога чересчур далеко от мяча.Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

8 класс.

1. Удары по катящемуся мячу внешней частью подъема, носком, серединой лба по летящему мячу.

2. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.

3. Ведение мяча ведущей и неведущей ногой с сопротивлением защитника.

4. Двухсторонняя игра.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.

Вбрасывают мяч руками, когда он улетает или укатывается за боковую линию поля. Мяч при вбрасывании берут обеими руками и заносят за голову. При этом лучше, если концы больших пальцев будут соприкасаться между собой. Остальные пальцы широко расставлены и крепко держат мяч. Руки согнуты в локтях. Согнутые ноги ставятся одна впереди другой, а тело отклоняется назад. Энергично разгибая сзади стоящую ногу, подаешь туловище вперед и в момент последнего движения рук вперед бросаешь партнеру мяч в нужном направлении (рис. 10).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис.10 Вбрасывание мяча из-за боковой

Можно таким же образом выполнять вбрасывания не с места, а с разбега (но не переступая линию поля) и ставя ноги врозь. Правила игры запрещают отрывать ноги от земли до тех пор, пока мяч касается рук.



Удар по встречному мячу лбом без прыжка.

Обучение: Для выполнения такого удара достаточно рассчитать место встречи с опускающимся или летящим мячом (мяч должен в момент встречи с игроком находиться на уровне лба). В момент, предшествующий удару, надо успеть отклонить туловище и голову назад и лишь после этого резко выпрямить туловище и направить его вперед. В самый последний момент необходимы резкое движение головой к мячу и удар по мячу лбом. В мгновение, предшествующее удару, ноги должны быть немного согнуты и стоять одна перед другой. Разгибание туловища - за счет разгибания опорной ноги, стоящей сзади бьющей (рис. 11). Как и при ударе ногой, высота и степень прямолинейности полета мяча будут зависеть от того, в какую часть мяча придется удар: в верхнюю - мяч полетит вниз; в среднюю - параллельно земле; в нижнюю - полетит вверх.

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 11 Удар по встречному мячу лбом без прыжка.



9 класс.

1. Удары по летящему мячу.

2. Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы.

3. Удар боковой частью головы по мячу, летящему сбоку. Удар в прыжке лбом.

4. Двухсторонняя игра.

Удары по летящему мячу.

Этим приемом во время игры пользуются во всех случаях, когда мяч находится в воздухе.

Чтобы научиться наносить удары по летящим мячам, нужно обладать незаурядной ловкостью и всякий раз проявлять необходимый расчет (ведь мяч иной раз летит очень быстро и довольно высоко от земли и, чтобы попасть по такому мячу, да еще послать его с должной силой и в определенное место, нужна большая сноровка). Чем выше от земли летит мяч, тем сложнее ударить по нему. Вот почему во время игры, если не возникает опасность перехвата мяча соперником, лучше бить по мячу в момент, когда он находится невысоко от земли. Для этого приходится отбегать назад или в сторону в поиске точки, где мяч снизится до нужного "уровня".

Чтобы мяч летел в нужном направлении на необходимой высоте, определенная часть ступни, как и при ударе по неподвижному или катящемуся мячу, должна соприкоснуться с той или иной частью мяча. Так, например, если по мячу, летящему боку, нужно нанести удар, после которого мяч полетел бы не "бесконечно" вверх, а на определенную высоту, следует повернуться лицом к мячу и в момент приближения мяча наклонить в сторону опорной ноги корпус, заняв удобное положение для подведения середины подъема к центру мяча. Если не удастся скоординировать тело так, чтобы попасть серединой подъема в центр мяча, то мяч полетит (чаще всего) вверх. По этой причине пытающиеся нанести удар с лета отправляют мяч выше ворот. При ударе внутренней стороной стопы или внешней частью подъема действует то же правило.


Удар по мячу, опускающемуся перед игроком.

Рассчитай место приземления мяча и займи соответствующее положение для нанесения удара с лета, не дав мячу опуститься. Чтобы мяч полетел вверх, середина подъема должна быть обращена кверху. После удара ногу надо выпрямить.

Теперь попробуй рассчитать подход к мячу так, чтобы мяч после удара полетел низко. В момент удара оттяни носок бьющей ноги к земле. При этом обе ноги будут согнуты. Когда носок оттянут вниз, нога касается не нижней, а почти всей передней части мяча. Поэтому мяч летит не вверх, а параллельно земле. Вполне понятно, что чем ближе мяч будет находиться к земле, тем ниже он полетит (рис. 12).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис.12 Удар по мячу, опускающемуся перед игроком.



Удар по мячу, опускающемуся сбоку

При таком ударе задача заключается в следующем: развернуть бьющую ногу так, чтобы можно было всей плоскостью средней части подъема коснуться середины ближней части мяча. Чтобы так развернуть ногу, нужно туловище как можно больше наклонить в сторону опорной ноги, а бьющую ногу поднять для замаха и отвести вверх - назад. В момент удара опорная нога полусогнута и приподнята на носок (рис. 13).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис 13. Удар по мячу, опускающемуся сбоку.

Удар с полулёта.

Это удар в момент отскока мяча от земли. Как и при нанесении всех прочих ударов, умение послать мяч на определенной высоте и с определенной точностью зависит от умения подвести к мячу ту или иную часть ступни. В момент приземления опорная нога должна быть рядом с мячом, а в момент удара носок бьющей ноги надо оттянуть вниз.

Ударом с полулёта мячу можно придать очень высокую скорость. Такой удар получается очень сильным: ведь складываются две скорости - скорость отскока мяча от земли и скорость удара ногой по мячу. Поэтому удар с полулёта эффективен и при обстреле ворот, и при передачах мяча на большие расстояния, и в случаях, когда надо подальше отбить мяч в опасной ситуации.

Удар через голову.

В игре такой удар применим лишь тогда, когда нет возможности для применения менее сложного приема. Чаще всего им пользуются защитники (когда отбивают мяч от ворот) и нападающие (при ударах по воротам, к которым стоят спиной).

При ударе через голову надо так рассчитать подход к мячу, чтобы опорная нога перед ударом стояла немного за мячом. В момент, когда мяч находится примерно на уровне плеч, следует отклонить туловище назад, поднять бьющую ногу вверх и ударить в нижнюю часть мяча. Чтобы мяч полетел не вверх, а назад, необходимо коснуться мяча в тот момент, когда носок будет обращен вверх. Опорную ногу согнуть, после чего подняться на носок (рис. 14). Чтобы мяч летел как можно ниже, удар по нему должен быть нанесен в более низкой точке. Выполнить это требование можно лишь падая на спину. Для нанесения удара по мячу, находящемуся на уровне головы или выше, необходим прыжок (до момента удара). Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.Рис.14 Удар через голову

Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы.

Мячи, опускающиеся не спереди, а немного сбоку, можно, так же как и подошвой, останавливать и внутренней стороной стопы.

До остановки мяча носки обеих ног обращены вперед - навстречу летящему мячу. Рассчитай место приземления мяча и в момент, когда мяч приблизится к земле, слегка отведи ногу, которой хочешь его остановить, назад - к точке приземления мяча. Одновременно разверни ногу носком наружу так, чтобы ступня образовала прямой угол с линией полета мяча. В момент приземления мяча эта нога немного приподнимается и накрывает мяч внутренней стороной стопы (рис. 15).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис.15 Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы.

Удар боковой частью головы по мячу, летящему сбоку.

Чтобы ударить по мячу, летящему сбоку, боковой частью головы, надо выставить дальнюю от мяча и согнутую ногу немного вперед и наклонить в сторону этой ноги туловище. Перед самым ударом выпрямить туловище в сторону мяча и в ту же сторону сделать резкое движение головой, с таким расчетом, чтобы коснуться мяча боковой частью головы (рис. 16).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.Рис.16 Удар боковой частью головы по мячу, летящему сбоку

Удар в прыжке лбом.

Умение бить по мячу головой в прыжке во многом зависит от умения высоко и вовремя прыгать. Нужно научиться рассчитывать момент нанесения удара по мячу. В некоторых случаях, уже находясь в воздухе, игрок делает энергичное движение туловищем и головой, что придает полету мяча большую скорость. Запоздалый или преждевременный прыжок лишает возможности нанести удар: в первом случае мяч пролетит над игроком раньше, чем тот достигнет нужной высоты, а во втором игрок начнет опускаться до встречи с мячом.

Удары в прыжке можно наносить лбом (рис. 17) и боковой частью головы. При прыжке с разбега отталкиваться лучше одной ногой, а при прыжке с места - обеими.

Удар, наносимый с разбега, сильнее.

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.Рис. 17 Удар в прыжке лбом

Уместно напомнить, что хорошая игра головой - удел не только рослых футболистов. Есть много высоких игроков, которые плохо играют головой, и много невысоких, кто великолепно владеет этим приемом техники. Самое главное искусство игры головой зависит от прыгучести, от своевременности прыжка и от умения проявлять определенную смелость и решительность. Блистал в свое время в Ленинграде совсем маленький нападающий Петр Дементьев. Кроме удивительной техники ведения мяча и обводки поражал он и хорошей игрой головой. Он был, конечно, прыгучим, как тугой резиновый мячик, но главный секрет его успеха в игре головой заключался в умении оттолкнуться от земли раньше, чем это делал соперник.

10 - 11 класс.

1. Удары по мячу ногой и головой изученными способами.

2. Остановка мяча грудью и бедром.

3. Игра вратаря.

4. Отбор мяча у соперника подкатом.

5. Обманные движения (финты).

6. Двухсторонняя игра.

Остановка мяча грудью.

По мере приближения мяча вынеси грудь чуть вперед и разведи руки в стороны и немного вверх. Когда мяч коснется груди, быстро отведи туловище назад, а грудь вбери. Согни колени. Мяч, как с горки, скатится с груди и упадет перед тобой (рис. 18).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.Рис. 18 Остановка мяча грудью

Если хочешь, чтобы мяч упал вправо или влево от тебя, в момент касания мяча с грудью поверни в "нужную" сторону туловище.

Остановка мяча бедром.

Бедром. Рассчитай место приземления мяча и, согнув одну ногу, подними ее вверх примерно на уровень живота. Туловище отклони немного назад. Когда мяч коснется бедра, уступающим движением опусти ногу, оставляя ее согнутой. Мяч потеряет скорость и скатится к твоим ногам (рис. 19)

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.Рис. 19 Остановка мяча бедром

Игра вратаря.

Ловля высоколетящего мяча в прыжке.

Когда вратарь определил точку, в которой можно поймать мяч в прыжке, он одновременно с прыжком энергично поднимает вверх прямые руки и обращенными вперед ладонями с широко расставленными пальцами ловит мяч. Чтобы соприкосновение рук с мячом получилось мягким, нужно в миг касания мяча немного отвести руки назад. После того как мяч остановлен, ладони перемещаются для обхвата мяча и вратарь притягивает мяч к туловищу (рис. 20).




Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 20 Ловля высоколетящего мяча в прыжке

Ловля высоколетящего мяча в стороне от вратаря.

Когда мяч летит высоко, но в стороне от места, где стоит вратарь, страж ворот должен (учитывая быстроту полета мяча и расстояние до линии его полета) рассчитать, успевает ли он переместиться на линию полета к моменту, когда мяч будет пролетать мимо. Конечно, расчеты эти нелегки и умение быстро делать их приходит только с опытом. Но все же с первых тренировок старайтесь определять и время полета мяча, и скорость своих действий. Итак, если вратарь успевает, то разумнее всего ему переместиться на линию полета мяча и ловить мяч, стоя лицом к нему: в таком положении действовать и удобнее и надежнее. Если же вратарь видит, что он оказаться в нужном положении перед мячом не успевает, то должен прыгнуть к мячу и постараться поймать (или отбить) мяч руками (рис. 21).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 21 Ловля (или отбивание) мяча, высоколетящего в стороне от вратаря.

В случаях, когда ловля мячей, летящих в стороне от вратаря, связана с падением, нужно стараться, поймав мяч, тут же притянуть его к туловищу. Чтобы толчок получился сильнее, надо стопу толчковой ноги обратить носком в направлении прыжка.

Прием катящегося мяча.

Когда мяч катится на вратаря, нужно встать перед ним так, чтобы пиния движения мяча проходила в середине сомкнутых прямых ног. Обращенные ладонями вперед прямые руки с немного растопыренными пальцами почти касаются земли и обхватывают приблизившийся мяч. Как только ладони касаются мяча, подхваченный мяч подтягивается к животу (рис. 22).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 22 Прием катящегося мяча.

Ловля мяча, летящего на уровне груди.

Наиболее надежный способ ловить такие мячи следующий: по возможности переместиться на линию полета мяча, затем подпрыгнуть вверх с таким расчетом, чтобы на уровне мяча оказался живот (к нему вратарь подтягивает мяч сразу после того, как поймает в руки, обращенные ладонями вверх). На грудь мяч ловить не рекомендуется, потому что от груди он может отскочить раньше, чем его успеют обхватить руки (рис. 23).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 23 Ловля мяча, летящего на уровне груди.

Ладони обращены навстречу мячу. Ноги должны быть настолько сомкнуты, чтобы мяч не проскочил между ними, если он вырвется из рук. Встретив мяч, руками подтягивают его в угол, образованный ногами и туловищем (рис. 24).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 24 Ловля низколетящего мяча.

Ловля низколетящего мяча с падением.

Если мяч летит или катится в стороне от вратаря так, что добежать до него трудно, вратарь поворачивается в сторону мяча и, пробежав некоторое расстояние (если это нужно), прыгает низко над землей к мячу. После толчка руки выбрасываются вверх, ладонями к мячу. В момент падения ногу, находящуюся внизу, нужно согнуть (рис. 25).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 25 Ловля низколетящего мяча с падением.

Падать следует перекатом, а не плашмя: сперва земли касается голень, потом бедро, бок, а последними - руки. Бросок легче сделать из полуприседа. На живот падать не рекомендуется. Вам, ребята, следует тренировать такой прием только на траве или на мягком грунте.

Поймав мяч, вратарь не должен торопиться переходить к следующему действию (скажем, перемещаться в ту или другую сторону, выбрасывать или выбивать мяч ногой): в спешке можно потерять мяч.

Как вставать после падения?

Крепко прижав мяч к груди одной рукой, другой нужно упереться в землю и подняться.

Отбивание мяча.

Отбивать мяч целесообразно лишь в случаях, если при попытке поймать его возможна ошибка. Например, когда до мяча можно дотянуться лишь кончиками пальцев, вокруг вратаря много игроков или поймать мяч может помешать кто-то из соперников. Отбивать мяч желательно обоими кулаками, но если так неудобно, можно отбить и одним (рис. 26).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 26 Отбивание мяча кулаком.

Применяется, когда невозможно достать мяч обеими руками. Отбить мяч кулаком можно двумя способами. Первый: когда мяч приближается, поднятая рука, до этого немного согнутая в локте, разгибается, и наружная часть кулака наносит удар по мячу. От такого удара мяч не улетит далеко. Зато таким образом можно доставать довольно высокие мячи. Второй: более сильный удар выполняется с полным замахом руки и с энергичным движением в плечевом суставе. Рука сперва отводится назад, а потом резко "выбрасывается" к мячу.

Ведение мяча

Вратарь ведет мяч во время ходьбы или медленного бега. Мяч надо ударять о землю короткими движениями после отскоков.

Выбивание мяча с рук

Мяч вратари держат двумя руками, немного согнутыми в локтях. Пробежав вперед 2-3 шага, голкипер бросает мяч немного вперед и наносит по нему удар подъемом.



Бросок мяча.

Дальность посыла мяча рукой достигается резким поворотом туловища в сторону, куда нужно бросить мяч. Рука с мячом, немного согнутая в локте, отводится назад, потом резким поворотом туловища направляется вперед и выбрасывает мяч из-за плеча (рис. 27). Вратарь должен следить за тем, чтобы в моменты отведения руки назад и вперед не уронить мяч.

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.Рис. 27 Бросок мяча (вариант).

Можно бросить мяч рукой, предварительно не отведенной за плечо, а находящейся на уровне чуть выше пояса. В момент такого броска ладонь (как и при уже рассмотренном броске) направлена вперед, а рука, до этого согнутая в локтевом суставе, выпрямляется. Делается резкое движение ладони, как бы выталкивающее мяч. Мяч, посланный так, летит плавно, мягко, как бы расстилаясь перед игроком, которому он адресован.

Вратари применяют и такой бросок мяча, после которого мяч катится по земле. Перед броском страж ворот сгибает ноги и принимает положение полуприседа. Выпрямляя и опуская руку чуть ниже колена, он бросает мяч так, чтобы тот покатился по земле. Кисть руки, в которой лежит мяч перед броском, обращена к земле, а в момент броска разворачивается назад с таким расчетом, чтобы ладонь оказалась обращенной вперед - в сторону полета мяча (рис. 28).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.Рис. 28 Еще одна разновидность броска.



Отбор мяча у соперника подкатом.

Отбор мяча - очень сложный технический прием. Кроме чисто физических качеств для его выполнения нужна еще и очень большая расчетливость. Ведь в момент единоборства с соперником, который владеет мячом, инициатива принадлежит ему: он в каждом случае может применить совершенно разные средства обыгрывания защитника. Значит, игрок обороны должен сначала уловить намерение владеющего мячом и лишь потом, применить тот или иной прием отбора мяча. Между прочим, в играх в двое ворот, когда в каждой команде всего по нескольку игроков, можно учиться и тем приемам, которые чаще всего употребляют нападающие, и тем, при помощи которых действуют защитники.

Хотим обратить ваше внимание на то, что легче всего отобрать мяч у соперника в момент, когда он принимает мяч.

Выбор приема для отбора мяча должен зависеть от того, в каком положении находится владеющий мячом и отбирающий его. Например, если игрок с мячом движется на соперника, то задача отбирающего - сблизиться с наступающим на него на такое расстояние, с которого можно резким и быстрым движением ноги к мячу успеть отобрать мяч раньше, чем соперник в очередной раз коснется мяча. Тут все зависит от своевременности и быстроты атаки. Некоторые защитники, сблизившись с наступающим соперником, не сразу атакуют, а уходят в ту или иную сторону. Владеющий мячом в таких ситуациях часто старается уйти в другую сторону и тем облегчает задачу защитника.

Иной раз применяют так называемый подкат: выбивают мяч в шпагате или полушпагате, дотягиваясь до него резким движением ноги вперед (рис. 29).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 29 Подкат.

При отборе мяча применяют и разрешенные правилами толчки.



Обманные движения (финты).

Финты - это обманные движения ногами и туловищем, которые футболисты, владеющие мячом, применяют с целью перехитрить соперника.

Например, игрок ведет мяч. В момент, когда соперник атакует, пытаясь отобрать мяч, владеющий мячом наклоняет туловище в сторону и в эту же сторону замахивается ногой, показывая намерение увести мяч именно туда. Замысел его заключается в том, чтобы заставить соперника поверить этому намерению и податься в ту же сторону. Если соперник так среагирует, то дальнейшая задача применяющего финт - уйти с мячом в другую сторону, успев это сделать настолько быстро, чтобы на какое-то время оставить соперника в положении, когда он лишен шансов отобрать мяч (рис. 30).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 30 Уход с мячом в сторону от соперника

Другой пример. Нападающий остановил переданный ему мяч подошвой. Впереди и в нескольких шагах напротив него - защитник другой команды. Когда они сблизились настолько, что защитник может перехватить мяч, владеющий мячом замахивается, скажем, правой ногой, делая вид, что собирается направить мяч влево от себя, однако вместо удара лишь проносит ногу над мячом.

Если защитник, для того чтобы перехватить мяч, сделает выпад в ту сторону, в которую нападающий будто бы хотел послать мяч, он этим освободит перед нападающим пространство, куда тот сможет устремиться рывком, а затем передать мяч или сразу пробить по воротам.

Финтов очень много. Выдающиеся футболисты доводят какой-нибудь из полюбившихся им финтов до совершенства и превращают его в "фирменное оружие". Так, например, знаменитый бразилец Гарринча сближался с защитником, наклоняя туловище влево и как бы намереваясь уйти с мячом по диагонали к воротам. А когда защитник пытался помешать ему,- стремительно пробегал по краю, оставляя соперника слева. Тбилисский динамовец Михаил Месхи пробегал мимо мяча и "цеплял" его ногой, которая в момент выполнения приема находилась позади мяча, проталкивая мяч мимо ноги, находившейся впереди, и... мимо защитника соперников (рис. 31).

Методика преподавания футбола в общеобразовательной школе.

Рис. 31 Финт: пронося ногу над мячом, другой подтолкнуть его на ход.





Список используемой литературы

1. С.Н. Андреев «Футбол - твоя игра» Москва, «Просвещение» 1989

2. Б.Я. Цирик, Ю.С. Лукашин «Футбол» Москва «Физкультура и спорт» 1988

3. П.Н Казаков «Футбол» Москва «Физкультура и спорт» 1978

4. А.Н. Романенко, О.Н. Джус, М.Е. Догадин «Книга тренера по футболу» Киев «Здоровье» 1988


© 2010-2022