- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по йоге
Рабочая программа по йоге
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Негреева И.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
города Пыть-Ях ХМАО- Югра
Рабочая программа по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительному направлению
«ОФП + Йога»
(для обучающихся начальных классов)
Программа для детей в возрасте 7-10 лет
Срок реализации программы 1год-34 часа - 1 час в неделю
Автор-составитель:
Негреева И.В.
учитель ФК
1категории
Cодержание
1. Пояснительная записка_________________________________3
2. Критерии оценки знаний, умений и навыков ______________12
3. Учебный план программы ______________________________14
4. Учебно-тематический план _____________________________15
5. Содержание программы ________________________________17
6. Список литературы ____________________________________22
7. Приложение __________________________________________24
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время, когда растет детская заболеваемость и дети живут в ритме большого города в постоянной суматохе и стрессе, для них имеют большое значение все мероприятия, ведущие к улучшению здоровья не только физического, но и здоровья духовного. По мнению специалистов- медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому необходимо объединить все силы и всех в познании здоровья ребёнка, создании «портрета» его здоровья. Даже в поговорке говорится: «Берегите здоровье смолоду!»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми и сильными, эмоционально и психологически устойчивыми и это - задача каждой школы!
В школах дети часто болеют и имеют слабую физическую подготовку, поэтому считаю целесообразным заняться дополнительным укреплением здоровья ребят на занятиях внеурочной деятельности « ОФП + йога». Занятия обще -физической подготовкой помогут укрепить организм ,а занятия йогой будут учить ребят собранности и умению приводить себя в спокойное состояние, что так необходимо при огромном количестве гиперактивных детей.
ОФП+йога - это надежное и малозатратное средство защиты от многих бед современного европейского человека, источник пользы и удовольствия. ОФП-йога - это все самое лучшее из своих подходов к оздоровлению и здоровому образу жизни. Кроме того, это настоящий симбиоз знаний и философии: гармония человека, направленная на победу над обстоятельствами. В названии программы - все его содержание и смысл:
-
ОФП- это всестороннее развитие, совершенствование и увеличение объема основных физических качеств и двигательных способностей организма, таких как быстрота, сила, выносливость, координация и гибкость. Основой ОФП является сбалансированный комплекс ФУ равностороннего воздействия. Наибольшее количество упражнений представляет лёгкая атлетика, которую по праву считают «Королевой спорта». Занятия ОФП способствуют гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма; дыхания, кровообращения, энергообмена, стимулируют восстановительные процессы организма.
-
Йога - великая индийская система философии и движения. Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.
Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни.
Йога, адаптированная для детей, построена на основе традиционных динамических упражнений с игровыми вставками. Такая программа с удовольствием воспринимается ребятами и позволяет развить силу, гибкость, выносливость, расширить диапазон движений, улучшить координацию и владение телом. Замечено, что занятия йогой для детей действуют успокаивающе и гармонизируют физическое и душевное состояние ребёнка.
Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом. Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.
Регулярные тренировки по ОФП - йоге способствуют естественному снижению веса, улучшению гибкости тела и повышению тонуса, кроме того ребенок будет лучше чувствовать свое тело, возрастёт сила воли и уверенность в себе. Дети будут ощущать внутреннее спокойствие и уравновешенность, а подверженность стрессу заметно уменьшится. Поддержание правильной осанки, чередование движения и покоя, саморегуляция и поддержание спокойного психического состояния, познание человеком самого себя --непременное условие гармоничного функционирования систем детского организма .
Для выполнения данной программы упражнений нам не понадобится дорогое оборудование и экипировка. На занятия ребенок может приходить в спортивной форме, в которой он занимается на уроке физической культуры.
Основу физической йоги составляют асаны - специальные положения тела.
Асаны - это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела, в сочетании с правильным дыханием и расслаблением, с мышечной активностью. Требуется дыхание особого рода: полное, ритмическое, контролируемое и замедленное.
Выполнение асан дает профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффекты. Они воздействуют; на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную систему, на систему выделения и весь двигательный аппарат. Асаны - статичные упражнения йогов - хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии. В йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного - духа.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП + йога» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура, музыка.
Данная программа разработана с учетом требований, предъявляемых к содержанию программ федеральными государственными стандартами.
Разработанная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «ОФП + йога» для обучающихся начальных классов рассчитана на 1 год обучения. Программа предполагает
проведение занятий со школьниками 1-4 классов и рассчитана на 1 час в неделю, дополнительно из школьного или регионального компонента, кроме основных часов уроков Физической культуры.Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35-40 минут.
Занятия проводятся в спортзале школы. В начале каждого занятия - беседа о способах сохранения и укрепления здоровья 7-10 минут, а далее разминка и ОФН-йога.
Методы преподавания. Основные теоретические сведения передаются во время бесед, а практические навыки во время тренировочных занятий. Используются разнообразные формы, позволяющие каждое занятие сделать неповторимым. Это привычные для тренировок йоги асаны, комплексы асан, дыхательные упражнения, релаксации, а также парные и групповые растяжки, эмоциональные разминки, игры на развитие физических качеств.
Цель программы:
Создание условий для физического развития детей, формирования гармонически развитой, активной личности, развития навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучения способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи программы:
1. Формирование:
-
представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье;
-
о питании;
-
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха и двигательной активности;
-
положительного влияния эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
-
навыков конструктивного общения;
-
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
-
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
-
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-
упражнениям сохранения зрения.
-
обучение действенным методам саморегуляции (растяжкам, асанам, комплексам асан, дыхательным упражнениям, релаксации);
-
привить навык самостоятельных занятий.
-
подведение к осознанному выбору спортивной дисциплины .
3.Воспитывающие:
-
привитие интереса к регулярным занятиям;
-
воспитывать дисциплинированность, аккуратность, вежливость.
-
дружелюбие и толерантность в отношениях к другим.
-
воспитывать навыки спортивного поведения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Следовательно, выпускник младших классов должен иметь: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
-
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
-
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Место программы в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 час в неделю: во 1-4 классах -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП + Йога» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП + йога», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в ознакомлении с правилами и закономерностями здорового образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
-
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты: освоенные обучающимися, в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП+Йога» является формирование следующих умений:
-
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Реализуя данную программу, ожидаются следующие результаты:
-
Ребёнок должен знать, что:
-
на занятия надо приходить во время, в чистой, аккуратной форме, с аккуратно прибранными волосами;
-
заходя, надо здороваться и спрашивать разрешения; по окончанию - прощаться с педагогом и другими детьми;
-
ребята знакомы с элементами строевой подготовки и правилами страховки и самостраховки;
-
Ребёнок должен уметь:
-
Красиво выполнять элементы строевой подготовки;
-
Правильно выполнять упражнения на развитие подвижности рук, ног, шеи;
-
Справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость;
-
Различать характер музыки, темп, ритм;
Требования к УУД:
Познавательные УУД:
-
Осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, ОФП, йоге .
-
Поиск и выделение необходимой информации: находить ответы на вопросы о здоровье, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать полученную информацию, делать выводы.
-
Планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Определять последовательность действий на уроке.
-
Учить высказывать своё предположение, учить работать по предложенному учителем плану.
-
Сличение способа действия и его результата с эталоном.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Личностные УУД:
-
Знание основных правил на занятиях ОФП и ориентация на их выполнение.
-
Установка на здоровый образ жизни
-
Толерантность и сопереживание.
-
Ориентация в нравственном содержании своих поступков и поступков окружающих .
Коммуникативные УУД:
-
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
-
Слушать и понимать речь других.
-
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
-
Контролировать действия партнѐра в парных упражнениях, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса и выполнение некоторых асан и упражнений из комплексов.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, правильное выполнение многих изученных асан и комплексов упражнений по ОФП.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией и правильное выполнение всех основных изученных асан и комплексов упражнений, умение повторить изученные комплексы упражнений под музыку и без музыки. Самостоятельный подбор упражнений для утренней зарядки. Умение применить свои знания, умения и навыки на других уроках.
Учебно-тематический план программы «Фитнес + Йога»
№ п/п
Тема
Кол-во часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие. (2 ч.)
1.1 Правила техники безопасности на занятиях ОФП - йогой.
1.2 Ориентация в пространстве. Порядок работы на занятиях по ОФП- йоге.
1
1
1
2
Комплексы ОФП и детской йоги.
2.1 Дыхание и асаны.
2.2 Упражнения на развитие осанки, гибкости + легкое дыхание и асаны.
2.3 Комплекс ОФП + асаны.
2.4Комплекс ОФП +асаны.
2.5Сказочная йога + дыхание жужжащей пчелы.
2.6 Разминка + солнечное и лунное дыхание.
2.7 Закрепление изученных комплексов упражнений и асан.
3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
2
1
3
Силовой комплекс + детская йога.
ОРУ с предметами и без.
3.1 Упражнения с предметами.
3.2 Общеразвивающие упражнения + йога.
3.3 Упражнения с гимнастическими предметами + йога.
3.4 Акробатические упражнения + йога.
3.5 Закрепление изученных техник.
3
1
1
1
7
1
2
2
2
1
7
4
Йога +ОФП
4.1 Танцевальный рисунок.
4.2 Танец солнцу(комплекс упражнений)
4.3 Техники медитации
3
1
1
1
9
3
3
3
9
10
24
34
Содержание программы
1. Вводное занятие: 1.1 Беседа « Что такое ОФП?». «Йога для нашего здоровья» Ознакомление с правилами техники безопасности, гигиеной спортивных занятий, содержанием занятий . 1.2 Беседа « Что такое асаны». Построение. Разминка. Разучиваем последовательность этапов занятия. Имитация движений животных. Дыхание жужжащей пчелы и легкое дыхание (йога). Комплекс силовых упражнений 5 по 12 раз.
2. Оздоровительная комплексы ОФП и йога:
2.1 История развития йоги. Беседа « Слагаемые здоровья». Правила безопасного поведения на занятиях ОФП, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся. Общеразвивающие упражнения : в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка», «Верблюд».
2.2 Беседа « Режим труда и отдыха для укрепления здоровья». Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе.
2.3 Беседа « Полезные продукты для правильного питания». Строевые упражнения. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка», «Верблюд», «Кошка», «Изгибающаяся собака».
2.4 Беседа « Эмоциональные состояния человека. Учимся контролировать эмоции». Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра. Комплекс ОФП на гимнастической скамейке. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Кошка», «Изгибающаяся собака».
2.5 Беседа « Учусь общаться» . Упражнения на растягивание: в полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Голубь», « Кобра».
2.6 Беседа « Как сохранить зрение», гимнастика для глаз. Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».
2.7 Повторение изученных шагов, танцевальных комплексов, асан.
3. Акробатика +детская йога. ОРУ с предметами и без.
3.1Беседы « Акробатика и гимнастика». Ору с мячом и скакалкой под музыку и без музыки. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Кошка».
3.2 Беседа « Красота спорта». ОРУ без предметов (повороты, наклоны, выпады и т.д.) Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка). Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».
3.3 Беседа «Наши спортсменки на Олимпиаде» с презентацией. Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка). Элементы йоги: «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос», медитация.
3.4 Акробатика: стойка на лопатках, перекаты, группировка, стойка на одной ноге, шпагат, мост (различные положения), поддержки (в парах, тройках, группах), групповые упражнения, кувырки (вперед, назад ), колесо. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Голубь», « Кобра».
3.5 Закрепляем изученные асаны, упражнения с предметами. ОРУ без предметов (повороты, наклоны, выпады и т.д.) Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка) Гимнастические комплексы (пирамиды)
4.ОФП - йога.
4.1 Строевые упражнения ( по кругу, в шеренгах, в колонне, диагональ, змейкой).Фигурная маршировка.
4.2 ОФП - разминка(Прыжковый комплекс с гимнастической скамейкой) . Композиции йоги: « Танец солнцу»
Танец солнцу.
Положение 1: Ладони сложите вместе, кончики пальцев приблизьте к губам.
Положение 2: Прижмите большие пальцы рук друг к другу, вытяните руки вверх, чтобы голова оказалась между ними. Смотрите вверх.
Положение 3: Наклонитесь вперёд, не сгибая коленей. Смотрите на колени.
Положение 4: Отставьте назад левую ногу так, чтобы колено касалось пола; согните правую ногу. Положите ладони рук на пол так, чтобы кончики пальцев рук были на одной линии с кончиками пальцев правой ноги (кисти рук располагаются с обеих сторон правой ступни). Слегка прогнитесь назад и смотрите вверх.
Положение 5: Отставьте назад к левой - правую стопу (пятки ног едва касаются пола), ягодицы поднимите вверх, голову держите между рук.
Положение 6: Последовательно прижмите к полу колени, грудь и подбородок. Область таза не касается пола. Кончики пальцев рук находятся на одной линии с плечами, руки плотно прижаты к рёбрам, локти направлены вверх.
Положение 7: Опустите область таза на пол и одновременно скользите верхней частью туловища вперёд. Медленно поднимите голову, а затем отрывайте грудь от пола. Постарайтесь удерживать положение, напрягая мышцы спины, руки используйте в основном для поддержки веса тела.
Положение 8: Поднимите тело, вернувшись в Положение 5.
Положение 9: Приведите левую стопу вперёд между кистями рук (ближе к левой кисти). Правое колено прижмите к полу. Прогнитесь назад и смотрите вверх.
Положение 10: Поставьте правую стопу рядом с левой. Колени не сгибайте, как в Положении 3.
Положение 11: Вытяните руки вверх над головой, прижав друг к другу большие пальцы, как в Положении 2.
Положение 12: Сложите ладони вместе, поместив кончики пальцев рядом с губами, как в Положении 1.
Отдых: Опустите руки вдоль туловища, ноги поставьте на ширину плеч. Закройте глаза, чтобы отдохнуть. Повторяем 2-3 раза.
По аналогии разучиваем композицию « Путь воина»
4.3 Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос», «Кошка», комплекс «Танец солнцу». Детская медитация «На покое», « Внутреннее пространство».
Программа может варьироваться и включать в комплексы ОФП использование под музыкальное сопровождение, эстафеты, упражнения с небольшими отягощениями, круговую тренировку с предметами и без, направленные на проработку различных групп мышц.
-
Список используемой литературы:
-
Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги: пер. с англ.-М.: Медси 21,1993.-528 с.
-
Тартаковский М.С. Нетрадиционная физкультура. - М.: Просвещение, 1986.
-
Евтимов В. Йога. - М.: Медицина, 1986.
-
Малахов Г.П. Целебное дыхание: Авторский учебник. - СПб.: ИК «Комплект»,1997.-356 с.
-
Кеннет К. Коэн и Джоан Хайм. Руководство по йоге для детей (иллюстрации) Copyright © 2001-2007 А.П. ОЧАПОВСКИЙ - перевод, примечания, редакция.
-
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
-
Полтавцев И.Н. Йога делового человека. Мн.: Полымя, 1991.-208 с.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
-
Зубков В.А. Йога для всех и для каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов. М.:Саттва,1993.-416 с.
-
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы./ Методическое пособие и программа / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик - М: Владос, 2002. - 208 с.
18