Рабочая программа по йоге

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 1

с углубленным изучением отдельных предметов

города Пыть-Ях ХМАО- Югра





Рабочая программа по внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительному направлению

«ОФП + Йога»

(для обучающихся начальных классов)

Программа для детей в возрасте 7-10 лет



Срок реализации программы 1год-34 часа - 1 час в неделю

Автор-составитель:

Негреева И.В.

учитель ФК

1категории



















Cодержание

1. Пояснительная записка_________________________________3

2. Критерии оценки знаний, умений и навыков ______________12

3. Учебный план программы ______________________________14

4. Учебно-тематический план _____________________________15

5. Содержание программы ________________________________17

6. Список литературы ____________________________________22

7. Приложение __________________________________________24

Пояснительная записка

Актуальность.

В настоящее время, когда растет детская заболеваемость и дети живут в ритме большого города в постоянной суматохе и стрессе, для них имеют большое значение все мероприятия, ведущие к улучшению здоровья не только физического, но и здоровья духовного. По мнению специалистов- медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому необходимо объединить все силы и всех в познании здоровья ребёнка, создании «портрета» его здоровья. Даже в поговорке говорится: «Берегите здоровье смолоду!»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми и сильными, эмоционально и психологически устойчивыми и это - задача каждой школы!

В школах дети часто болеют и имеют слабую физическую подготовку, поэтому считаю целесообразным заняться дополнительным укреплением здоровья ребят на занятиях внеурочной деятельности « ОФП + йога». Занятия обще -физической подготовкой помогут укрепить организм ,а занятия йогой будут учить ребят собранности и умению приводить себя в спокойное состояние, что так необходимо при огромном количестве гиперактивных детей.

ОФП+йога - это надежное и малозатратное средство защиты от многих бед современного европейского человека, источник пользы и удовольствия. ОФП-йога - это все самое лучшее из своих подходов к оздоровлению и здоровому образу жизни. Кроме того, это настоящий симбиоз знаний и философии: гармония человека, направленная на победу над обстоятельствами. В названии программы - все его содержание и смысл:

  • ОФП- это всестороннее развитие, совершенствование и увеличение объема основных физических качеств и двигательных способностей организма, таких как быстрота, сила, выносливость, координация и гибкость. Основой ОФП является сбалансированный комплекс ФУ равностороннего воздействия. Наибольшее количество упражнений представляет лёгкая атлетика, которую по праву считают «Королевой спорта». Занятия ОФП способствуют гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма; дыхания, кровообращения, энергообмена, стимулируют восстановительные процессы организма.

  • Йога - великая индийская система философии и движения. Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.

Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни.

Йога, адаптированная для детей, построена на основе традиционных динамических упражнений с игровыми вставками. Такая программа с удовольствием воспринимается ребятами и позволяет развить силу, гибкость, выносливость, расширить диапазон движений, улучшить координацию и владение телом. Замечено, что занятия йогой для детей действуют успокаивающе и гармонизируют физическое и душевное состояние ребёнка.

Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом. Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.

Регулярные тренировки по ОФП - йоге способствуют естественному снижению веса, улучшению гибкости тела и повышению тонуса, кроме того ребенок будет лучше чувствовать свое тело, возрастёт сила воли и уверенность в себе. Дети будут ощущать внутреннее спокойствие и уравновешенность, а подверженность стрессу заметно уменьшится. Поддержание правильной осанки, чередование движения и покоя, саморегуляция и поддержание спокойного психического состояния, познание человеком самого себя --непременное условие гармоничного функционирования систем детского организма .

Для выполнения данной программы упражнений нам не понадобится дорогое оборудование и экипировка. На занятия ребенок может приходить в спортивной форме, в которой он занимается на уроке физической культуры.

Основу физической йоги составляют асаны - специальные положения тела.

Асаны - это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела, в сочетании с правильным дыханием и расслаблением, с мышечной активностью. Требуется дыхание особого рода: полное, ритмическое, контролируемое и замедленное.

Выполнение асан дает профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффекты. Они воздействуют; на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную систему, на систему выделения и весь двигательный аппарат. Асаны - статичные упражнения йогов - хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии. В йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного - духа.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП + йога» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура, музыка.

Данная программа разработана с учетом требований, предъявляемых к содержанию программ федеральными государственными стандартами.

Разработанная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «ОФП + йога» для обучающихся начальных классов рассчитана на 1 год обучения. Программа предполагает

проведение занятий со школьниками 1-4 классов и рассчитана на 1 час в неделю, дополнительно из школьного или регионального компонента, кроме основных часов уроков Физической культуры.Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35-40 минут.

Занятия проводятся в спортзале школы. В начале каждого занятия - беседа о способах сохранения и укрепления здоровья 7-10 минут, а далее разминка и ОФН-йога.

Методы преподавания. Основные теоретические сведения передаются во время бесед, а практические навыки во время тренировочных занятий. Используются разнообразные формы, позволяющие каждое занятие сделать неповторимым. Это привычные для тренировок йоги асаны, комплексы асан, дыхательные упражнения, релаксации, а также парные и групповые растяжки, эмоциональные разминки, игры на развитие физических качеств.

Цель программы:

Создание условий для физического развития детей, формирования гармонически развитой, активной личности, развития навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучения способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи программы:

1. Формирование:

  • представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье;

  • о питании;

  • рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха и двигательной активности;

  • положительного влияния эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

  • навыков конструктивного общения;

  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

2. Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • упражнениям сохранения зрения.

  • обучение действенным методам саморегуляции (растяжкам, асанам, комплексам асан, дыхательным упражнениям, релаксации);

  • привить навык самостоятельных занятий.

  • подведение к осознанному выбору спортивной дисциплины .

3.Воспитывающие:

  • привитие интереса к регулярным занятиям;

  • воспитывать дисциплинированность, аккуратность, вежливость.

  • дружелюбие и толерантность в отношениях к другим.

  • воспитывать навыки спортивного поведения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Следовательно, выпускник младших классов должен иметь: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Место программы в учебном плане:

Программа рассчитана на 1 час в неделю: во 1-4 классах -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП + Йога» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП + йога», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в ознакомлении с правилами и закономерностями здорового образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты: освоенные обучающимися, в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП+Йога» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Реализуя данную программу, ожидаются следующие результаты:


  • Ребёнок должен знать, что:

  • на занятия надо приходить во время, в чистой, аккуратной форме, с аккуратно прибранными волосами;

  • заходя, надо здороваться и спрашивать разрешения; по окончанию - прощаться с педагогом и другими детьми;

  • ребята знакомы с элементами строевой подготовки и правилами страховки и самостраховки;

  • Ребёнок должен уметь:

  • Красиво выполнять элементы строевой подготовки;

  • Правильно выполнять упражнения на развитие подвижности рук, ног, шеи;

  • Справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость;

  • Различать характер музыки, темп, ритм;

Требования к УУД:

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, ОФП, йоге .

  • Поиск и выделение необходимой информации: находить ответы на вопросы о здоровье, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать полученную информацию, делать выводы.

  • Планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Определять последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Сличение способа действия и его результата с эталоном.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Личностные УУД:

  • Знание основных правил на занятиях ОФП и ориентация на их выполнение.

  • Установка на здоровый образ жизни

  • Толерантность и сопереживание.

  • Ориентация в нравственном содержании своих поступков и поступков окружающих .

Коммуникативные УУД:

  • Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

  • Контролировать действия партнѐра в парных упражнениях, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса и выполнение некоторых асан и упражнений из комплексов.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, правильное выполнение многих изученных асан и комплексов упражнений по ОФП.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией и правильное выполнение всех основных изученных асан и комплексов упражнений, умение повторить изученные комплексы упражнений под музыку и без музыки. Самостоятельный подбор упражнений для утренней зарядки. Умение применить свои знания, умения и навыки на других уроках.

Учебно-тематический план программы «Фитнес + Йога»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. (2 ч.)

1.1 Правила техники безопасности на занятиях ОФП - йогой.

1.2 Ориентация в пространстве. Порядок работы на занятиях по ОФП- йоге.

1

1

1

2

Комплексы ОФП и детской йоги.

2.1 Дыхание и асаны.

2.2 Упражнения на развитие осанки, гибкости + легкое дыхание и асаны.

2.3 Комплекс ОФП + асаны.

2.4Комплекс ОФП +асаны.

2.5Сказочная йога + дыхание жужжащей пчелы.

2.6 Разминка + солнечное и лунное дыхание.

2.7 Закрепление изученных комплексов упражнений и асан.

3




0,5

0,5



0,5


0,5




0,5



0,5


7




1

1



1


1


1



1

1

7




1

1

1

1

1


2

1

3

Силовой комплекс + детская йога.

ОРУ с предметами и без.

3.1 Упражнения с предметами.

3.2 Общеразвивающие упражнения + йога.

3.3 Упражнения с гимнастическими предметами + йога.

3.4 Акробатические упражнения + йога.

3.5 Закрепление изученных техник.

3





1


1


1

7



1


2

2




2

1

7

4

Йога +ОФП

4.1 Танцевальный рисунок.

4.2 Танец солнцу(комплекс упражнений)

4.3 Техники медитации

3

1

1



1

9

3

3



3

9



10

24

34

Содержание программы

1. Вводное занятие: 1.1 Беседа « Что такое ОФП?». «Йога для нашего здоровья» Ознакомление с правилами техники безопасности, гигиеной спортивных занятий, содержанием занятий . 1.2 Беседа « Что такое асаны». Построение. Разминка. Разучиваем последовательность этапов занятия. Имитация движений животных. Дыхание жужжащей пчелы и легкое дыхание (йога). Комплекс силовых упражнений 5 по 12 раз.

2. Оздоровительная комплексы ОФП и йога:

2.1 История развития йоги. Беседа « Слагаемые здоровья». Правила безопасного поведения на занятиях ОФП, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся. Общеразвивающие упражнения : в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка», «Верблюд».

2.2 Беседа « Режим труда и отдыха для укрепления здоровья». Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе.

2.3 Беседа « Полезные продукты для правильного питания». Строевые упражнения. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка», «Верблюд», «Кошка», «Изгибающаяся собака».

2.4 Беседа « Эмоциональные состояния человека. Учимся контролировать эмоции». Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра. Комплекс ОФП на гимнастической скамейке. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Кошка», «Изгибающаяся собака».

2.5 Беседа « Учусь общаться» . Упражнения на растягивание: в полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Голубь», « Кобра».

2.6 Беседа « Как сохранить зрение», гимнастика для глаз. Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».

2.7 Повторение изученных шагов, танцевальных комплексов, асан.

3. Акробатика +детская йога. ОРУ с предметами и без.

3.1Беседы « Акробатика и гимнастика». Ору с мячом и скакалкой под музыку и без музыки. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Кошка».

3.2 Беседа « Красота спорта». ОРУ без предметов (повороты, наклоны, выпады и т.д.) Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка). Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».

3.3 Беседа «Наши спортсменки на Олимпиаде» с презентацией. Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка). Элементы йоги: «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос», медитация.

3.4 Акробатика: стойка на лопатках, перекаты, группировка, стойка на одной ноге, шпагат, мост (различные положения), поддержки (в парах, тройках, группах), групповые упражнения, кувырки (вперед, назад ), колесо. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Голубь», « Кобра».

3.5 Закрепляем изученные асаны, упражнения с предметами. ОРУ без предметов (повороты, наклоны, выпады и т.д.) Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка) Гимнастические комплексы (пирамиды)

4.ОФП - йога.

4.1 Строевые упражнения ( по кругу, в шеренгах, в колонне, диагональ, змейкой).Фигурная маршировка.

4.2 ОФП - разминка(Прыжковый комплекс с гимнастической скамейкой) . Композиции йоги: « Танец солнцу»

Танец солнцу.

Положение 1: Ладони сложите вместе, кончики пальцев приблизьте к губам.

Положение 2: Прижмите большие пальцы рук друг к другу, вытяните руки вверх, чтобы голова оказалась между ними. Смотрите вверх.

Положение 3: Наклонитесь вперёд, не сгибая коленей. Смотрите на колени.

Положение 4: Отставьте назад левую ногу так, чтобы колено касалось пола; согните правую ногу. Положите ладони рук на пол так, чтобы кончики пальцев рук были на одной линии с кончиками пальцев правой ноги (кисти рук располагаются с обеих сторон правой ступни). Слегка прогнитесь назад и смотрите вверх.

Положение 5: Отставьте назад к левой - правую стопу (пятки ног едва касаются пола), ягодицы поднимите вверх, голову держите между рук.

Положение 6: Последовательно прижмите к полу колени, грудь и подбородок. Область таза не касается пола. Кончики пальцев рук находятся на одной линии с плечами, руки плотно прижаты к рёбрам, локти направлены вверх.

Положение 7: Опустите область таза на пол и одновременно скользите верхней частью туловища вперёд. Медленно поднимите голову, а затем отрывайте грудь от пола. Постарайтесь удерживать положение, напрягая мышцы спины, руки используйте в основном для поддержки веса тела.

Положение 8: Поднимите тело, вернувшись в Положение 5.

Положение 9: Приведите левую стопу вперёд между кистями рук (ближе к левой кисти). Правое колено прижмите к полу. Прогнитесь назад и смотрите вверх.

Положение 10: Поставьте правую стопу рядом с левой. Колени не сгибайте, как в Положении 3.

Положение 11: Вытяните руки вверх над головой, прижав друг к другу большие пальцы, как в Положении 2.

Положение 12: Сложите ладони вместе, поместив кончики пальцев рядом с губами, как в Положении 1.

Отдых: Опустите руки вдоль туловища, ноги поставьте на ширину плеч. Закройте глаза, чтобы отдохнуть. Повторяем 2-3 раза.

По аналогии разучиваем композицию « Путь воина»

4.3 Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос», «Кошка», комплекс «Танец солнцу». Детская медитация «На покое», « Внутреннее пространство».

Программа может варьироваться и включать в комплексы ОФП использование под музыкальное сопровождение, эстафеты, упражнения с небольшими отягощениями, круговую тренировку с предметами и без, направленные на проработку различных групп мышц.

  • Список используемой литературы:

  1. Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги: пер. с англ.-М.: Медси 21,1993.-528 с.

  2. Тартаковский М.С. Нетрадиционная физкультура. - М.: Просвещение, 1986.

  3. Евтимов В. Йога. - М.: Медицина, 1986.

  4. Малахов Г.П. Целебное дыхание: Авторский учебник. - СПб.: ИК «Комплект»,1997.-356 с.

  5. Кеннет К. Коэн и Джоан Хайм. Руководство по йоге для детей (иллюстрации) Copyright © 2001-2007 А.П. ОЧАПОВСКИЙ - перевод, примечания, редакция.

  6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

  7. Полтавцев И.Н. Йога делового человека. Мн.: Полымя, 1991.-208 с.

  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  9. Зубков В.А. Йога для всех и для каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов. М.:Саттва,1993.-416 с.

  10. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы./ Методическое пособие и программа / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик - М: Владос, 2002. - 208 с.

18


© 2010-2022