Рабочая программа по футболу

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования - «Детско-юношеская спортивная школа» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней

общеобразовательной школы № 2 «Образовательный центр» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области







Утверждено

Начальник СП-ДЮСШ:

_____________С. В. Романов

«___» _____________ 201 г



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФУТБОЛУ

для детей 7 -17 лет

Срок реализации образовательной программы 11 лет


Составитель: тренер-преподаватель А.В. Попов

Принята на педагогическом совете

Протокол № 1 от 12 января 2012 г


с. Большая Глушица

январь, 2012 год.




СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………………… 3

2.Актуальность……………………………………………………………. 3

3.Новизна………………………………………………………………….. 4

4.Педагогическая целесообразность…………………………………….. 5

5.Цель программы………………………………………………………… 6

6.Задачи программы……………………………………………………… 6

7.Формы и режим занятий……………………………………………….. 7

8.Обоснованность принципов……………………………………………. 7

9. Основные показатели выполнения программных требований……… 9

10.Учебный план…………………………………………………………... 11

11.Содержание образовательной программы по футболу:……………….11

11.1.Теоретическая подготовка……………………………………. .11

11.2.Общая физическая подготовка…………………………………14

11.3.Специальная физическая подготовка………………………… 15

11.4.Техническая и тактическая подготовка……………………….15

12.Контрольные испытания. Нормативы………………………………….16

13.Учебно-тематическое планирование программы……………………. .20

14.Воспитательная работа………………………………………………….29

15.Инструктаж и судейская практика……………………………………..33

16.Формы подведения итогов реализации программы…………………. 33

17.Ожидаемые результаты………………………………………………… 33

18.Материально-техническая база……………………………………….. 34

19.Список используемой литературы…………………………………… 35




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации и осуществляется не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях образования.

Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.

Новизна образовательной программы состоит в том, что данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- формах и методах обучения (учебно-тренировочные занятия, конкурсы, соревнования);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов соревнований и др.);

- средствах обучения (мячи разных размеров в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, ограничительные фишки, конусы, стойки, манишки, гимнастические палки, футбольные ворота разных размеров).

Программа помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала тренера-преподавателя, комфортных условий для развития и формирования талантливого ребёнка.

Успешность обучения футболу детей, прежде всего, обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Возрастные, половые и индивидуальные различия ребёнка являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола.

Данная рабочая образовательная программа включает в себя три этапа подготовки спортсмена:

Спортивно-оздоровительный этап обучения (7-9 лет)

Этап начальной подготовки (10-12 лет)

Учебно-тренировочный этап обучения (13-17 лет)

Каждый этап подготовки может быть отдельно взятой программой обучения футболу, а все три раздела являются комплексной программой обучения футболу, направленной на достижение высоких спортивных результатов в данном виде спорта.

Данная программа разработана на основе типовой программы для спортивных школ.

Программа имеет спортивно-массовую направленность (вид спорта - футбол) и призвана осуществлять 3 исключительно важных функции:

  • создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;

  • способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;

  • выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.

Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которые дополняют основное образование:

  • личностная ориентация образования;

  • профильность;

  • практическая направленность;

  • мобильность;

  • разноуровневость;

- реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.

Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формировать у воспитанников устойчивую мотивацию и бережное отношение к своему здоровью, творчески использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи программы:

образовательные :

-обучение технике и тактике игры в футбол;

-обучение необходимым двигательным умениям и навыкам.

развивающие:

-развитие координации движений;

-развитие мотивации на самосовершенствование.

воспитательные :

-воспитание привычки к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и спортом;

-создание условий для общения;

-воспитание гражданственности, патриотизма;

-воспитание потребности и пропаганда здорового образа жизни.


Формы и режим занятий:

Урочная

Неурочная

Спортивно-оздоровительный этап обучения

1.Групповое занятие

2.Итоговое тестирование

1.Соревнования

2. Просмотр соревнований

3.Домашнее задание

4.Самостоятельные занятия

Этап начальной подготовки

1.Групповое занятие

2. Итоговое тестирование

3.Теоретические занятия

4. Товарищеские игры

1.Соревнование

2.Домашнее задание

3.Районный спортивно-оздоровительный лагерь

4.Спартакиада

5.Поход

Учебно-тренировочный этап обучения

1.Учебные занятия

  • Групповые

  • Индивидуальные

2.Тестирование

3.Реабилитационные и восстановительные мероприятия

4.Теоретические занятия

5. Товарищеские игры

1.Соревнования

2. Районный спортивно-оздоровительный лагерь

3.Домашнее задание

4.Просмотр соревнований

5.Судейская практика

Программа рассчитана на мальчиков в возрасте от 7 до 17 лет, составлена на 11 лет обучения и обеспечивает непрерывность дополнительного образования. Она построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний, умений и навыков.

Основные формы работы-групповая и индивидуальная.

Занятия проводятся в форме физической тренировки, теоретической подготовки, проведения культурно - массовых мероприятий, соревнований, бесед, конкурсов, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. На занятиях по возможности используются технические средства (видео, наглядные пособия и др.)

В данную программу заложены следующие принципы:

- принцип развивающего и воспитывающего характера, предполагающий учет личных возможностей и способностей ребенка;

-принцип системности и последовательности в овладении теоретическими знаниями и практическими умениями;

- принцип доступности: переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному (Я.А.Коменский);

-принцип результативности обучения:

-принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

-принцип учета возрастных особенностей: требует учета в процессе обучения физических и психических особенностей возраста обучающихся.

Педагог должен отвечать следующим требованиям:

- знание теории и практики футбола, возрастных основ теории спортивной тренировки, биомеханики, физиологии, психологии, педагогики и особенно - спортивных игр;

- умение убеждать, увлекать детей;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

- уважительное отношение к детям, забота о здоровье детей;

- применение на занятиях различных форм обучения, направленных на развитие обучающихся.

Основная форма организации работы - учебно-тренировочное занятие. Наполняемость групп зависит от года обучения и может составлять от 15 до 8 человек. Режим занятий: 3-4 раза в неделю по 3-2 академических часа (+ игровой день) в зависимости от года обучения. Наряду с практическими занятиями, проводятся и теоретические.

Данная программа создает условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу (сущность) компетентностного подхода в дополнительном образовании. Программа направлена на становление следующих ключевых (сквозных) компетентностей:

- познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);

- коммуникативная компетентность (владение различными средствами устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);

- организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).

Программа обеспечивает становление ряда специальных компетентностей (способность быстрого реагирования и быстрого принятия решений в условиях дефицита времени, формирование базовой техники игровых приемов).

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:

- участие в соревнованиях по возрастной программе;

- выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;

- овладение теоретическими знаниями и навыками;

- выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы данной направленности являются соревнования и показательные выступления.

Данная программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594),

- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ 03.06.2003 г.).








УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОТДЕЛЕНИЯ ФУТБОЛА

п/п

Виды подготовки

Спортивно-оздоровительный этап

Этап начальной подготовки

Этап

учебно-тренировочный

Год обучения

1

2

3

1

2

3

4

5

1.

Теоретическая

6

6

22

22

24

26

50

60

60

2.

Общая физическая

68

84

134

134

180

230

222

200

200

3.

Специальная физическая

30

28

42

42

86

96

100

136

136

4.

Техническая

120

130

178

178

230

240

260

270

282

5.

Тактическая

26

38

60

60

70

100

140

200

212

6.

Игровая

20

20

-

-

-

-

-

-

7.

Контрольные и календарные игры

-

-

24

24

26

26

30

40

40

8.

Восстановительные мероприятия

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9.

Инструкторская и судейская практика

-

-

-

-

-

-

20

20

20

10.

Контрольные испытания

6

6

8

8

8

10

10

10

10

Общее количество часов

276

312

468

468

624

728

832

936

960

СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФУТБОЛУ

1. Теоретическая подготовка.

Тема 1. Физическая культура и спорт в России.

Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Единая спортивная классификация и её значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международные связи Российских спортсменов. Олимпийские игры. Российские спортсмены на Олимпийских играх.

Тема 2. Развитие футбола в России и за рубежом.

Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: Чемпионаты и Кубки России. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие Российские команды, тренеры, игроки.

Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека.

Опорно-двигательный аппарат. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние физических упражнений на организм ребёнка. Влияние физических упражнений на дыхательную систему, кровообращение, укрепление здоровья. Развитие физических способностей

и достижение высоких спортивных результатов.

Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание спортсмена. Гигиена. Личная гигиена, уход за кожей головы, тела, ног. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Режим дня и гигиена юного футболиста. Закаливание, роль закаливания для повышения работоспособности организма. Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для закаливания.

Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, настроение, работоспособность.

Тема 6. Физиологические основы спортивной тренировки.

Мышечная деятельность. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков. Утомление и причины. Нагрузка и отдых. Восстановление физиологических функций.

Тема 7.Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).

Значение ОФП - важного фактора укрепления здоровья и повышения функциональных способностей организма. Краткая характеристика средств и методов ОФП и СФП. Утренняя зарядка, разминка перед тренировкой и игрой.

Тема 8. Техническая подготовка.

Понятия спортивной техники. Классификация и терминология технических приёмов. Техника владения мячом основы спортивного мастерства футболиста.

Тема 9.Тактическая подготовка.

Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Тактические варианты игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих).

Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении (атакующие комбинации флангом и центром). Тактика игры в защите (зонная, персональная опека, комбинированная оборона).

Тема 10. Планирование спортивной тренировки.

Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Периодизация тренировочного процесса. Сроки, задачи и средства тренировочных этапов и периодов. Дневник спортсмена.

Тема 11. Правила игры. Организация и проведение соревнований.

Разбор правил игры. Права и обязанности игроков, роль капитана. Обязанности судей, способы судейства. Замечания, предупреждения, удаления игроков с поля. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях. Заявки, их форма и оформление,

представление заявок. Назначение судей.

Тема 12. Место занятий, оборудование и инвентарь.

Футбольное поле для проведения занятий и тренировок, требования к его состоянию. Тренировочный городок. Подсобное оборудование: щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и их применение.

2. Общая физическая подготовка

1. Упражнения для развития силы:

  • Силы мышц рук

  • Силы мышц ног

  • Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины)

  • Развитие силовой выносливости

2.Упражнения для развития быстроты:

  • ОРУ для развития быстроты

  • Упражнения для разгибателей туловища

  • Упражнения для разгибателей ног

  • Упражнения общего воздействия

3. Упражнения для развития гибкости:

  • Гибкости плечевого сустава

  • Гибкости спины

  • Гибкости ног (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы)

4. Упражнения для развития ловкости:

Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений.

5. Упражнения с предметом

  • С набивными мячами

  • Упражнения с гантелями и штангами

6. Акробатические упражнения

  • Кувырки

  • Перекаты, перевороты

  • Упражнения на батуте

7. Беговые упражнения

  • Бег (30,60,100,400,500, 800м)

  • Бег (6 минут, 12 минут)

8. Спортивные игры

  • Баскетбол

  • Волейбол

  • Ручной мяч

9. Подвижные игры и эстафеты.

Упражнения каждой группы отличаются по специфике воздействия и в результате этого применения для решения конкретных задач каждого очередного этапа обучения. Соотношение упражнений каждой группы на разных этапах обучения различно и зависит от стоящих на данном этапе задач. Поскольку к средствам физического воспитания помимо физических упражнений относятся естественные силы природы, гигиенические факторы, то выполнение физических упражнений в процессе обучения футболу неотделимо от комплексного гигиенического воздействия на занимающихся условий «открытого воздуха» и естественных сил природы. Таким образом, футбол по остроте биологического воздействия на организм обучающегося является уникальным видом физических упражнений.

3. Специальная физическая подготовка

* Упражнения для развития быстроты;

  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств;

  • Упражнения для вратарей;

  • Упражнения для развития специальной выносливости;

  • Упражнения для развития ловкости;

4. Техническая и тактическая подготовка

* Техника передвижений;

  • Удары по мячу ногой;

  • Удары по мячу головой;

  • Остановка мяча;

  • Ведение мяча;

  • Обманные движения (финты);

  • Отбор мяча;

  • Вбрасывание мяча из-за боковой линии;

  • Техника игры вратаря;

1. Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия без мяча;

  • Индивидуальные действия с мячом;

  • Групповые действия;

  • 2. Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия;

  • Групповые действия;

  • Тактика вратаря;

  • Ведение учебных игр по избранной тактической системе.


5. Контрольные испытания

КОНТРОЛЬНО - ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП, СФП, ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ ФУТБОЛА

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ

(7-9 лет)

ОФП:

1. Бег 30 м (сек.)

2. Бег 300 м (сек.)

3. Прыжки в длину (см)

СФП:

4. Бег 30м с ведением мяча (сек.)

5. Вбрасывание мяча на дальность (м.)

Техническая подготовка:

6. Удары по мячу на точность (число точных ударов из 10)

7. Жонглирование мячом (кол-во раз)

Задача научить двигательным действиям и оценить двигательные навыки (базовая подготовленность для перевода в группы начальной подготовки).


ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(10-12 лет)

Упражнения

НП-1 (возраст 10 лет)

НП-2 (возраст 11 лет)

НП-3 (возраст 12 лет)


Показатели в баллах


«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

ОФП:

1. бег 30м (сек.)

5,7

6,3

6,7

5,3

6,0

6,3

5,1

5,3

6,0

2. бег 300м(сек.)

65,0

70,0

75,0

60,0

65,0

70,0

59,0

60,0

65,0

3. прыжки в длину с места (см.)

165

160

155

160

155

140

170

160

155

СФП:

4. бег 30м с ведением мяча

(сек.)

7,0

7,5

8,5

6,4

7,0

8,0

6,2

6,4

7,0

5. Вбрасывание мяча на

дальность (м.)

10

9

8

13

11

9

14

13

10

Техническая подготовка:

6. Удары по мячу на точность (число показаний из 10 ударов)

4

3

2

6

4

3

7

6

4

7. жонглирование мячом

(кол-во раз)

5

3

2

8

6

4

10

8

6





УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ

( 13-17 лет)

Упражнения

УТГ-1 (13лет)

УТГ - 2 (14 лет)

УТГ-3 (15 лет)

Показатели в баллах

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

ОФП:

1. бег 30м (сек.)

5,0

5,1

5,5

4,8

4,9

5,1

4,6

4,8

5,0

2. бег 300м (сек.)400м-

(УТГ-2)

57,0

59,0

65,0

65,0

67,0

70,0

64,0

65,0

67,0

3. 6-минутный бег (м),

4.12-минутный бег -

(с УТГ-2)

1400

1350

1100

3000

2800

2500

3100

3000

2500

5. прыжок в длину (см)

180

170

160

210

200

180

220

210

200

СФП: для полевых

игроков

6.бег с ведением

мяча (сек)

7.Бег 5х30м с ведением

мяча (сек) (с УТГ-2)

6,1

6,2

6,4

5,8

30,0

6,0

35,0

6,2

40,0

5,4

28,0

5,8

30,0

6,0

35,0

8.удары по мячу на

дальность - сумма ударов

правой и левой ногой (м)

45

39

34

55

50

45

60

55

50

9.вбрасывание мяча

руками на дальность (м)

14

13

10

17

15

13

19

17

14

Техническая

подготовка: для полевых

игроков

10.удары по мячу на

точность (число

показаний из 10 ударов)

11.ведение мяча, обводка

стоек и удар по воротам

(сек) (с УТГ-2)

7

6

5

8

9,5

6

10

5

14

8

9,0

7

9,5

6

12

12. жонглирование мячом

(кол-во раз)

12

9

7

25

20

12

Техническая

подготовка: для

вратарей с УТГ-2

13. удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м)


34

30

25

38

34

30

14. бросок мяча на

дальность (м)

24

20

18

26

24

20





Упражнения

УТГ-4 (16лет)

УТГ - 5 (17лет)

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

ОФП:

1. бег 30м (сек.)

4,4

4,6

4,8

4,3

4,4

4,8

2. 400м-(сек)

61,0

64,0

65,0

59,0

61,0

64,0

3.12-минутный бег (м)

3150

3100

3000

3200

3150

3000

4. прыжок в длину (см)

225

220

210

230

225

210

СФП: для полевых игроков

5.бег 30м с ведением

мяча(сек)

6.Бег 5х30м с ведением мяча (сек)

5,2

27,0

5,4

28,0

5,8

30,0

4,8

26,0

5,2

27,0

5,4

29,0

7.удары по мячу на дальность - сумма ударов

правой и левой ногой (м)

65

60

55

75

70

65

8.вбрасывание мяча руками на дальность (м)

21

19

15

23

21

19

Техническая подготовка:

для полевых игроков

9.удары по мячу на точность

(число попаданий)

10.ведение мяча, обводка

стоек и удар по воротам (сек)

6

8,7

5

9,0

4

9,5

7

8,5

6

8,7

5

9,0

Техническая подготовка:

для вратарей с УТГ-2

11. удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м)

40

38

34

43

40

35

12. бросок мяча на дальность (м)

30

26

24

32

30

26

Для перевода в следующую группу учащиеся должны выполнить строго определённое число нормативов и набрать определённую суммы баллов.

Таблица результатов по бальной системе

Возраст (лет)

Количество упражнений

Сумма баллов

9-10

7

21

11

7

21

12

9

27

13

13

39

14

13

39

15

12

36

16

12

36

17

12

38

18

12

38


Тестирование по учебным контрольным нормативам проводится в форме соревнований два раза в год в сентябре-октябре, апреле-мае каждого учебного года (весеннее, осеннее тестирование).

Учебно-тематический план программы.

I ступень

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-9 лет.

Задачи:

  • Привлечение к систематическим занятиям футболом максимально возможное количество детей;

  • Повысить уровень физической подготовленности ребёнка;

  • Научить элементарным приёмам работы с мячом;

  • Научить простым правилам игры в футбол;

Учебно-тематический план на год

№ п/п

Программный материал


Кол-во часов


1

Теоретическая подготовка.

6

2

Общая физическая подготовка:

1. Упражнения для развития силы:

  • Силы мышц рук

  • Силы мышц ног

  • Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины)

2.Упражнения для развития быстроты:

  • ОРУ для развития быстроты

  • Упражнения общего воздействия

3. Упражнения для развития гибкости:

  • Гибкости ног (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы)

4. Упражнения для развития ловкости:

Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений.

5. Акробатические упражнения

  • Кувырки

  • Перекаты, перевороты

6. Беговые упражнения

  • Бег (30,60,100)

7. Подвижные игры и эстафеты.

68

3

Специальная физическая подготовка:

  • Упражнения для развития быстроты;

  • Упражнения для вратарей;

  • Упражнения для развития ловкости;

30

4

Техническая подготовка:

  • Техника передвижений;

  • Удары по мячу ногой;

  • Удары по мячу головой;

  • Остановка мяча;

  • Ведение мяча;

  • Обманные движения (финты);

  • Отбор мяча;

  • Вбрасывание мяча из-за боковой линии;

  • Техника игры вратаря;

120

5

Тактическая подготовка:

Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия без мяча;

  • Индивидуальные действия с мячом;

2. Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия;

  • Групповые действия;

26

6

Контрольные испытания:

  • тестирование по учебным контрольным нормативам (осеннее, весеннее тестирование).

6

7

Товарищеские игры:

10

8

Контрольные игры:

10


ВСЕГО ЧАСОВ:

276

II СТУПЕНЬ

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1,2,3 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

(для детей 10-12 лет)

В период начальной подготовки образовательный процесс необходимо строить по принципу «от простого к сложному», то есть сначала разучивать отдельные элементы двигательных действий (учить «буквы»), а потом складывать из них игровые приёмы и комбинации («слова» и «фразы»). В игровых упражнениях юные футболисты должны уметь быстро и тактически целесообразно перестраивать свои двигательные действия в зависимости от изменяющихся условий в игре.

Задачи этапа начальной подготовки:

  • Формирование положительной мотивации юных спортсменов к занятиям футболом;

  • Повысить общую координацию движений;

  • Расширить объём двигательных умений и навыков юных футболистов;

  • Повысить скоростно-силовые возможности юных футболистов.



Учебно-тематический план на год


№ п/п

Программный материал


НП-1

НП-2

НП-3

1

Теоретическая подготовка: тема 1,2,7,8,9,11,12

6

22

22

2

Общая физическая подготовка:

1. Упражнения для развития силы:

  • Силы мышц рук

  • Силы мышц ног

  • Силы мышц туловища (брюшного пресса,

спины)

2.Упражнения для развития быстроты:

  • ОРУ для развития быстроты

  • Упражнения для разгибателей туловища

  • Упражнения для разгибателей ног

  • Упражнения общего воздействия

3. Упражнения для развития гибкости:

  • Гибкости плечевого сустава

  • Гибкости спины

  • Гибкости ног (тазобедренный, коленный,

голеностопный суставы)

4. Упражнения для развития ловкости:

Главным условием развития ловкости является

приобретение большого запаса двигательных навыков

и умений.

5. Упражнения с предметом

  • С набивными мячами

6. Акробатические упражнения

  • Кувырки

  • Перекаты, перевороты

7. Беговые упражнения

  • Бег (30,60,100,400,500, 800м)

  • Бег (6 минут)

8. Спортивные игры

  • Баскетбол

  • Волейбол

  • Ручной мяч

9. Подвижные игры и эстафеты.

84

134

134

3

Специальная физическая подготовка:

  • Упражнения для развития быстроты;

  • Упражнения для развития скоростно-силовых

качеств;

  • Упражнения для вратарей;

  • Упражнения для развития специальной

выносливости;

  • Упражнения для развития ловкости;

28

42

42

4

Техническая подготовка:

  • Техника передвижений;

  • Удары по мячу ногой;

  • Удары по мячу головой;

  • Остановка мяча;

  • Ведение мяча;

  • Обманные движения (финты);

  • Отбор мяча;

  • Вбрасывание мяча из-за боковой линии;

  • Техника игры вратаря;

130

178

178

5

Тактическая подготовка:

1. Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия без мяча;

  • Индивидуальные действия с мячом;

  • Групповые действия;

2. Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия;

  • Групповые действия;

  • Тактика вратаря;

  • Ведение учебных игр по избранной тактической

системе.

38

60

60

6

Контрольные испытания:

(контрольно-переводные нормативы по ОФП, СФП, ТТП - осеннее, весеннее тестирование)

6

8

8

7

Учебные и тренировочные игры:

10

10

10

8

Контрольные игры и соревнования:

Внутришкольного, районного, областного ранга

10

14

14


ВСЕГО ЧАСОВ:

312

468

468



ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

(13-17 лет)

В период учебно-тренировочного этапа обучения образовательный процесс строится по пути расширения приобретённых на этапе начальной подготовки умений и навыков. Большое внимание следует уделить «амплуа» игроков и специализации их в этом направлении, отдельно работать с вратарями, подбирая для них упражнения для совершенствования техники, тактики, быстроты, реакции, и двигательного диапазона.

Задачи учебно-тренировочного этапа обучения:

  • Овладеть техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре;

  • Обучить индивидуальной и командной тактике игры в футбол;

  • Существенно развить скоростно-силовые качества, быстроту, ловкость;

  • Развивать специальные функции организма (аэробные, анаэробные, смешанные)

  • Расширить игровую и соревновательную практику;

  • Подготовка спортивного резерва для сборных команд района, области, региона;

  • Подготовка «Юных судей»;

  • Профориентация выпускников спортивной школы.

Учебно-тематический план на год

№ п/п

Программный материал


УТГ-1

УТГ-2

УТГ-3

УТГ-4

УТГ-5

1

Теоретическая подготовка: тема

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12

24

26

50

60

60

2

Общая физическая подготовка:

1. Упражнения для развития силы:

  • Силы мышц рук

  • Силы мышц ног

  • Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины)

  • Развитие силовой выносливости

2.Упражнения для развития быстроты:

  • ОРУ для развития быстроты

  • Упражнения для разгибателей

туловища

  • Упражнения для разгибателей ног

  • Упражнения общего воздействия

3. Упражнения для развития гибкости:

  • Гибкости плечевого сустава

  • Гибкости спины

  • Гибкости ног

( тазобедренный, коленный, голеностопный суставы)

4. Упражнения для развития ловкости:

Главным условием развития ловкости

является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений.

5. Упражнения с предметом

  • С набивными мячами

  • Упражнения с гантелями и штангами

6. Акробатические упражнения

  • Кувырки

  • Перекаты, перевороты

  • Упражнения на батуте

7. Беговые упражнения

  • Бег (30,60,100,400,500, 800м)

  • Бег (6 минут, 12 минут)

8. Спортивные игры

  • Баскетбол

  • Волейбол

  • Ручной мяч

9. Подвижные игры и эстафеты.

180

230

222

200

200

3

Специальная физическая подготовка:

  • Упражнения для развития быстроты;

  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств;

  • Упражнения для вратарей;

  • Упражнения для развития специальной выносливости;

  • Упражнения для развития ловкости;

86

96

100

136

136

4

Техническая подготовка:

  • Техника передвижений;

  • Удары по мячу ногой;

  • Удары по мячу головой;

  • Остановка мяча;

  • Ведение мяча;

  • Обманные движения (финты);

  • Отбор мяча;

  • Вбрасывание мяча из-за боковой линии;

  • Техника игры вратаря;

230

240

260

270

282

5

Тактическая подготовка:

1. Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия без мяча;

  • Индивидуальные действия с мячом;

  • Групповые действия;

2. Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия;

  • Групповые действия;

  • Тактика вратаря;

  • Ведение учебных игр по избранной тактической системе.

70

100

140

200

212

6

Контрольные испытания:

(контрольно-переводные нормативы по ОФП, СФП, ТТП - осеннее, весеннее тестирование)

8

10

10

10

10

7

Учебные и тренировочные игры:

10

10

15

15

15

8

Контрольные игры и соревнования:

Внутришкольного, районного, областного ранга

16

16

15

25

25

9

Инструкторская и судейская практика



20

20

20


ВСЕГО ЧАСОВ:

624

728

832

936

960

Воспитательная работа

Имеется ряд причин, обязывающих тренера серьёзно и целенаправленно заниматься воспитательной работой.

Воспитание является обязанностью человека, избравшего педагогическую профессию-профессию тренера. Тренер полностью в ответе за будущее своих воспитанников. Огромна притягательная сила спорта. Молодые люди способны увлечься этой деятельностью настолько, что она на некоторое время может заслонить от них остальные стороны жизни - учёбу, подготовку к труду, обязанности перед близкими. В этих условиях авторитет тренера необычайно высок и выходит далеко за рамки спортивной деятельности, распространяясь на самый широкий круг вопросов.

Спортивная деятельность обладает очень большими воспитательными возможностями. Она моделирует в игровом, а значит в несколько условном виде самые сложные жизненные ситуации и поэтому содержит в себе в потенциальном виде возможность решения любых воспитательных задач.

Как показывает спортивная практика, с первых дней в работе с новичками тренер должен серьёзное внимание уделять вопросам нравственного воспитания.

Сущность и структура воспитательного процесса.

Воспитание является процессом целенаправленным, планомерным, систематическим и непрерывно осуществляемым для всестороннего развития личности юных спортсменов. Этот процесс должен строиться на чёткой профессиональной основе.

Компоненты воспитательной работы:

-цель воспитания и конкретные воспитательные задачи, обеспечивающие достижение цели;

-знание и учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

-владение всеми методами воспитания и широким арсеналом методических приёмов;

-выбор места и средства педагогического воздействия, организационных форм и характера общения.

Задачи и содержание воспитательной работы.

Воспитательная работа с юными футболистами подчинена в целом общей конечной цели: воспитанию гармонично развитого человека, активной и сознательной личности, обладающей духовным богатством, моральной чистотой и физическим совершенством.

Достижение любой воспитательной цели, как правило, связано с решением трёх тесно связанных задач:

- формирование нравственного сознания;

- формирование поведения: умений, навыков, привычек нравственного и дисциплинированного поведения, соответствующих черт характера;

- формирование личностных качеств волевых (смелости, настойчивости, решительности), нравственных (честности, доброжелательности, скромности), трудовых (трудолюбия, добросовестности, исполнительности);

Эти задачи коротко могут быть выражены следующим образом: чтобы достичь поставленной воспитательной цели, тренер должен добиться, чтобы воспитанник знал, умел, хотел и мог поступать должным образом.

Основные принципы, характеризующие условия, в которых должен протекать воспитательный процесс:

- связь воспитания с реальной жизнью и трудом;

- воспитание в коллективе;

- единство требований и воспитательных воздействий со стороны всех взрослых, контактирующих с ребёнком;

- сочетание требовательности с уважением к личности воспитанника;

- учёт индивидуальных особенностей каждого;

- систематичность и непрерывность воспитательного процесса;

- единство слова и дела в жизни спортивной группы;

- сплочённость коллектива, его ориентацию на спортивные и нравственные идеалы.

Методы и формы воспитательной работы.

Методы воспитания выполняют роль инструментов, с помощью которых решают все возникающие задачи. Сознание юных спортсменов формируется через указание и разъяснение правил поведения на тренировке, во время игры, норм спортивной этики. Большое воспитательное значение имеет личный пример тренера.

Основной в работе тренера является группа методов воспитания, обеспечивающая организацию деятельности юных футболистов, формирования их поведения:

1. Организация чёткого контроля за выполнением предъявляемых к группе требований дисциплинарного и поведенческого характера.

2. Организационная чёткость учебно-тренировочного занятия, обеспечивающего формирование добросовестности и трудолюбия, и включение футболистов в систему взаимопомощи и взаимной оценки при выполнении учебных заданий.

3. Общественные поручения. Достаточно важными для группы и освобождающими тренера от рутинных обязанностей могут стать следующие поручения:

- общее руководство группой (капитан команды);

- контроль готовности мест занятий, расстановка и уборка инвентаря;

- проверка личной гигиены и экипировки;

- новости из жизни спорта и футбола в частности;

- разбор нарушений дисциплины, спортивной этики, конфликтов в группе;

- культурно-массовая работа: экскурсии, походы, вечера отдыха, чествование победителей;

- ведение личных карточек с учётом спортивных достижений и результатов.

Формы организации воспитательной работы в спортивной школе носят как групповой, так и индивидуальный характер, воспитание как учебно-тренировочном занятии, так и в моменты досуга и отдыха. Тренер должен побуждать ученика к самоанализу поступков, раскаянию в содеянных безнравственных поступках, стремлении к воспитанию эстетического вкуса и нравственного поведения и здорового образа жизни не только в период активных занятий, а главное по окончании спортивной карьеры.

В воспитательной деятельности тренер должен привлекать родителей своих учеников, помогать выработать режим дня ребёнка, здоровое своевременное питание. У родителей и тренеров должно быть единство целей и оценок поступков ребёнка, а главное правильная реакция на оценку этих поступков. Необходим контакт с общеобразовательным учебным заведением, где чётко должны понимать важность занятий в спортивной школе, радоваться успехам своих учащихся и выступать помощниками в возможности ребёнка и учиться, и полноценно тренироваться, достигая наивысших результатов в избранном виде спорта.

Инструктаж и судейская практика

Учащиеся учебно-тренировочных групп 3, 4, 5 годов обучения регулярно привлекаются в качестве тренеров для проведения учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки

Для проведения разминки, занятий по физической подготовке. Учащиеся учебно-тренировочных групп должны хорошо знать правила соревнований и требования к выполнению технических элементов. Систематически привлекаться к судейству товарищеских игр, районных, областных соревнований в качестве помощника судьи. По окончании обучения в спортивной школе активным судьям присвоить звание «Юный спортивный судья».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Тестирование

• Контрольно-переводные нормативы по этапам подготовки

• Соревнования.

Ожидаемые результаты:

- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;

- победы на соревнованиях районного и областного уровня;

- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня I спортивного разряда;

- присвоение спортивных разрядов учащимся;

- устойчивое овладение умениями и навыками игры;

- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;

- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;

- умение контролировать психическое состояние.

- историю развития футбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;

- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;

- правила игры.

Материально-техническая база

Перечень спортивного инвентаря и оборудования

Наименование оборудования и инвентаря

Количество, шт.

Мяч футбольный DerbyStar

20

Мяч футбольный «SELECT Numero 10 2008»

10

Мяч футзальный «SELECT Futsal Master 2008»

20

Сетка ф/б

8

Ворота детские

2

Флажки угловые для ф/б

2

Перчатки вратарские тренировочные

10

Щитки футбольные Thent

50

Секундомер электронный (10 результатов)

20

Свисток судейский с шариком

40

Скакалка L - 2, 8м

100

Обруч гимнастический алюминиевый 900мм

30

Обруч гимнастический алюминиевый 900мм (16 мм)

30

Мяч футбольный

15

Мяч футбольный

4

Свисток

5


Список используемой литературы:

1. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Москва, «ФиС», 1981.

2. Буйлова Л.Н.. Кочнева С.В. организация методической службы учреждений дополнительного образования детей, Москва, «Владос», 2001.

3. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств, Москва, «Советский спорт», 1974.

4. Казаков П.Н. Футбол, Москва, «ФиС», 1999.

5. Козловский В.И., Москва, «ФиС», 1974.

6. Андреев С.Н., Лапшин О.Б., Ежов П.Ф. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ: Минск, 1992.

7. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов.-Х.: Основа, 1993.

8. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Акт, -1998.

9. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. Госкомспорт, Олимпийский Комитет России, РФС М.: 1996.

10. Системы подготовки спортивного резерва / под общ. ред. Никитушкина В.Г.- М.: Квант-С,1994.

34


© 2010-2022