• Преподавателю
  • Физкультура
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

        Физическая культура – единственный предмет в учебной программе, который напрямую связан со здоровьем обучающихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Наоборот, обучающимся с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и  индивидуальным возможностям, в том числе особенностям ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Профессиональный колледж «Московия»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема: Рекомендации по организации и проведению

занятий с обучающимися, имеющими отклонения

в состоянии здоровья_________________________








Разработал

Преподаватель: Хлопотина Е.А.










п.Развилка

2015 г.




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЗИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Физическая культура - единственный предмет в учебной программе, который напрямую связан со здоровьем обучающихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Наоборот, обучающимся с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям, в том числе особенностям состояния их здоровья.

Одним из основных условий для правильной постановки физического воспитания в колледже является хорошо организованный медицинский контроль. Все обучающиеся в обязательном порядке ежегодно должны проходить врачебно-медицинское обследование, цель которого - определить состояние их здоровья и распределить по группам: основная, подготовительная и специальная. Медицинскую группу для занятий физкультурой на основании заключений специалистов определяет врач-педиатр в соответствии с «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом».

Определение медицинской группы для занятий физической культурой должно проводиться с учетом доступности физических нагрузок, а также создания оптимальных условий для выздоровления студентов или предупреждения обострения заболеваний.

Обучающимся, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеют, необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма. Занятия с ними должны быть направлены на повышение общей физической работоспособности и функциональных возможностей организма, а также на двигательную коррекцию имеющихся заболеваний и патологических состояний. Процесс физического воспитания болеющих подростков будет эффективным только при правильном подборе физических упражнений, методов и форм организации занятий. При несоответствии условий обучения и воспитания функциональным возможностям организма подростков у них быстро ухудшается здоровье.

Для подростков, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы (неак-тивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны: лазания по канату; прыжки с разбега; стойки на голове и руках; кувырки вперед и назад; упражнения, выполнения которых связанно с задержкой дыхания, напряжения мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений. Таким обучающимся рекомендуется общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также ходьба, дозированный бег в медленном темпе, ходьба на лыжах, плавание.

Студентам с заболеваниями органов дыхания ( хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения на расслабление мышц; статическим и динамическим дыхательным упражнениям с удлинённым выходом; упражнениям на тренировку брюшного, грудного и полного дыхания. Рекомендуется ходьба на лыжах, ходьба и дозированный медленный бег.

Для обучающихся с заболеванием почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) должна быть значительно снижена физическая нагрузка. Недопустимы упражнения с высокой частотой движения, прыжки, переохлаждение тела. Разрешаются общеразвивающие упражнения. Особое внимание уделяется укреплению передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде.

Для подростков с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжения, а таrже время игр.

При заболеваниях органов зрения противопоказаны циклические упражнения (медленный бег, плавание, ходьба на лыжах) значительной интенсивности; прыжки с разбега в длину и высоту; упражнения на гимнастических снарядах; опорные прыжки; лазания по канату; стойки на голове и руках; кувырки вперед и назад; упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Рекомендуются упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, упражнения на тренировку мышц глаза, упражнения для мышц спины, шеи и брюшного пресса, общеразвивающие упражнения, циклические упражнения в метании, игры и игровые упражнения.

Обучающимся, имеющим хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени, уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Для подростков, имеющих лишний вес, рекомендуются упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи).

Значительная часть студентов имеет какие-либо нарушения осанки. Этим студентам противопоказаны прыжки с разбега в длину и в высоту, лазания по канату, опорные прыжки, стойки на голове, кувырки вперед и назад. Для коррекции и профилактики нарушений осанки рекомендуются общеразвивающие упражнения в положении лежа на спине и на животе, динамические упражнения, статические упражнения, сочетание динамических и статических упражнений, статодинамические упражнения, упражнения на дыхание, упражнения на расслабление, плавание, ходьба на лыжах.

Занятия с обучающимися планируются в расписании из расчета один раз в неделю из расчета два урока, т.е. 1час 20 минут. Наполняемость групп не менее 10 человек.

Включение обучающихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер в зави­симости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья. Перевод из одной медицинской группы в другую про­изводится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти (три­местра), полугодия, учебного года при условии положительных результатов.

Основные задачи физического воспитания студентов спе­циальной медицинской группы:

  • укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенса­ция нарушений, вызванных заболеванием;

  • постепенная адаптация организма к воздействию физиче­ских нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

  • закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

  • овладение комплексами упражнений, благотворно воздей­ствующих на состояние здоровья обучающегося, с учетом имеющихся у него заболеваний;

  • формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;

  • формирование навыков правильного дыхания при стати­ческих положениях и передвижениях;

  • приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков;

  • улучшение показателей физического развития;

  • обучение способам самоконтроля при выполнении физи­ческих нагрузок различного характера;

  • формирование волевых качеств личности и интереса к ре­гулярным занятиям физической культурой;

  • соблюдение правил личной гигиены, рационального ре­жима труда и отдыха, полноценного и рационального пи­тания.

Исходя из поставленных задач, учебный процесс в колледже на­правлен преимущественно на постепенное укрепление здоровья, закаливание организма, устранение функциональных нарушений.

Физическое воспитание студентов с отклонениями в со­стоянии здоровья осуществляется в следующих формах:

  • урок физической культуры;

  • самостоятельные занятия физическими упражнениями (в том числе выполнение домашних заданий по физической культуре);

  • различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года.

Физическое воспитание различается выбором средств, дози­рованием физической нагрузки, методикой проведения, довольно большим набором противопоказаний при различных заболевани­ях.

Основной формой занятий физической культурой с обучающи­мися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной меди­цинской группе, является урок. Каждый урок должен иметь яс­ную целевую направленность, конкретные и четкие педагогиче­ские задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации обучающихся. На каждом уроке решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Оз­доровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом уроке.

Важнейшим требованием урока является обеспечение диф­ференцированного подхода к обучающимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготов­ленности, особенностей психического развития, соблюдения гигиенических норм. Для выполнения этого требования можно использовать следующие приемы:

  • строить на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге - более подготов­ленные дети, на левом - менее;

  • после определения частоты сердечных сокращений (ЧСС) в начале урока, студентов с ЧСС выше 95 ударов в минуту ста­вить на левый фланг;

при проведении эстафет более подготовленных студентов ста­вить в начале колонны, они начинают и заканчивают эс­тафеты, при необходимости делают два повторения, ме­нее подготовленные - одно и т.д..

Весь учебный материал преподносится в определенной по­следовательности, причем новый материал увязывается с прой­денным. Обучение проводится в таком порядке, чтобы более сложные виды упражнений выполнялись после менее сложных. От простых элементарных упражнений происходит постепенный переход к более сложным: от упражнений на 4 счета - к упраж­нениям на 8-12 счетов; от упражнений симметричных одноимен­ных - к асимметричным разноименным. При обучении отдель­ным упражнениям сначала создаются облегченные условия, а по­том условия постепенно усложняются. С целью прочного усвоения знаний и навыков проводится повторение и закрепление пройденного материала не только в обычных, привычных усло­виях, но и в изменяющихся, усложненных.

Наибольший оздоровительный эффект у студентов разного пола и возраста наблюдается при выполнении аэробных упраж­нений циклического характера. Поэтому в каждое занятие физи­ческой культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здо­ровья к специальным медицинским группам (СМГ), необходимо включать бег (медленный бег в соче­тании с ходьбой или медленный бег). Бег можно наиболее точно дозировать, регулируя его по продолжительности и интенсивно­сти.

На каждом уроке необходимо выполнять комплекс упражне­ний оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличени­ем количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз. Комплекс должен состоять из 12-16 упражнений и содержать: общеразвивающие профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, специальные упражнения, воздействующие на органы зрения, упражнения на дыхание.

При проведении занятий с обучающимися СМГ необходимо да­вать упражнения, вовлекающие в работу как можно больше мышц, что обеспечит всестороннее развитие студента и совершен­ствование всех его органов и систем.

При обучении физическим упражнениям следует давать ука­зания, как надо дышать. Вдох лучше всего делать в той фазе уп­ражнения, во время которой расширяется, распрямляется грудная клетка, условия для заполнения легких воздухом благоприятные. Выдыхать надо в то время, когда грудная клетка сужается. При обучении выдоху можно имитировать «задувание свечи», а при вдохе - «вдыхание аромата цветов». Выдох должен быть более длинным, чем вдох. Удлинению фазы выдоха помогают упраж­нения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным про­изношением гласных и согласных звуков или их сочетаний.

Максимальные усилия следует сочетать с выдохом. При вы­полнении упражнений циклического характера дыхание должно сочетаться с ритмом движения. При ходьбе студентов нужно учить умению сочетать вдох и выдох с 3-4 шагами в начале, а к концу процесса обучения увеличить вдох до 4-5 шагов, а выдох - до 5-6 шагов при темпе 70-80 шагов в минуту.

Обучение дыхательным упражнениям рекомендуется начи­нать со статических упражнений и только по мере овладения ими переходить к динамическим. Обучение правильному дыханию надо начинать одновременно с разучиванием каждого нового фи­зического упражнения, постоянно обращая внимание на сочета­ние дыхания с движениями туловища и конечностей.

Уроки физической культуры для обучающихся СМГ необходимо строить по обычной схеме: подготовительная, основная и заклю­чительная части.

Подготовительная часть колеблется от 10 до 20 мин. в зави­симости от задач урока. Она служит для организации обучающихся, плавной подготовки функциональных систем организма к выпол­нению физической нагрузки в основной части урока. В подгото­вительной части определяется частота сердечных сокращений (при необходимости частота дыхания), объясняются задачи уро­ка. Выполняются строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба с изменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой, выполняются общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях с предметами и без предметов, упражнения на дыхание, на осанку, на профилактику нарушений органов зрения. Темп выполнения упражнений спокойный. Общеразвивающие упражнения не должны вызывать сильного утомления. При появлении признаков утомления необходимо снизить темп выполнения упражнений и увеличить паузу отдыха между ними. ЧСС в подготовительной части не должна превышать 120-130 уд./мин. Необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений и немедленно исправлять допускаемые студентами ошибки. Особое внимание надо обращать на правильное сочетание дыхания с различными движениями. Большое значение имеет и постоянное напоминание о сохранении правильной осанки во время движений особенно во время ходьбы. Именно в этой части урока надо последовательно добиваться свободной походки с сохранением правильной осанки.

Основная часть урока продолжается от 15 до 25 мин., в разделе лыжной подготовки - до 30 мин. В основной части урока решаются задачи, связанные с укреплением физиологических систем организма, с овладением программным материалом, с по­вышением уровня физической подготовленности. Упражнения подбираются в зависимости от изучаемого раздела учебной про­граммы и от состояния здоровья занимающихся. В основной час­ти урока используются общеразвивающие и корригирующие уп­ражнения, упражнения с предметами, метания, упражнения в равновесии, упоры, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные игры. Играм необходимо уделять особое внимание. Их лучше проводить за 12-15 мин. до окончания урока. Время игры не должно превышать 5-7 мин. После игры обязательно - медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя не ме­нее 1 мин. Интенсивность занятий по ЧСС в основной части уро­ка не должна превышать 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардио-респираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренировочный эффект.

Основной задачей заключительной части (5-10 мин.) являет­ся приведение организма в состояние, которое наблюдалось в на­чале урока. Рекомендуется медленная ходьба, дыхательные уп­ражнения, упражнения на расслабление и на внимание. Определяются ЧСС, ЧД. Даются задания для самостоятельных занятий,

подводятся итоги урока.

Во время урока необходимо строго дозировать физическую нагрузку, так как слишком высокая нагрузка ведет к значитель­ному утомлению и может снизить сопротивляемость организма, что, в свою очередь, может стать толчком к обострению болезни.

Критерием правильности дозирования нагрузки служит из­менение ЧСС как за один урок, так и за серию уроков. Физиоло­гическая кривая физической нагрузки определяется при подсчете пульса непосредственно перед началом и сразу после окончания каждой части урока. Полученная кривая пульса в определенной мере отражает реакцию организма, вызванную упражнениями, и позволяет определить ее в динамике. Для учащихся специальной медицинской группы рекомендуется так называемый волнооб­разный характер кривой.

Ежегодно в начале учебного года мы наблюдаем ситуацию, когда организм подростка достаточно болезненно перестраивается с пассивного образа жизни на активный. При регулярном повторе­нии одних и тех же нагрузок процесс приспособления к ним про­должается определенное время. После этого внешние воздейст­вия перестают быть активными раздражителями, организм отве­чает на них строго определенной привычной реакцией, дальнейшего роста физических возможностей не происходит. Это можно определить по легкости выполнения упражнений, росту желания у ребенка выполнять их и улучшению настроения и са­мочувствия. Эти признаки служат сигналом для небольшого уве­личения нагрузки.

Для занимающихся в СМГ должен быть создан режим по­степенного нарастания нагрузок. На первых 20 уроках не следует допускать появления признаков утомления. На последующих за­нятиях при хорошем самочувствии студентов можно использо­вать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Важным является постепенное увеличение нагрузки как на одном уроке, так и от урока к уроку.

Большое практическое значение имеют врачебные наблюде­ния за процессом занятий физическими упражнениями. Их цель - определить, насколько структура занятий физическими упражне­ниями соответствует состоянию здоровья обучающихся СМГ, их фи­зическому развитию, установить границы функциональной приспособляемости к физическим нагрузкам, а также индивидуальный учет реакций. Таким образом, наблюдения врача должны способствовать улучшению физического воспитания подростков и максимальному эффекту от занятий физическими упражнениями.

Важной составной частью работы преподавателей со студентами является ее планирование. Планирование осуществляется на основе Государственного образовательного стандарта.

С целью наиболее целесообразного и эффективного распределения программного материала на учебный год составляется годовой план-график, который определяет последовательность вхождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий про­ведения занятий в каждом семестре.

На основе годового плана-графика составляется календарно-тематический план на каждый семестр для всех групп. В нем более подробно представлены используемые средства. Непосредственно в календарно-тематическом плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распреде­ленные в порядке постепенного усложнения по занятиям.

Правильно составленный календарно-тематический план в значительной степени выполняет функцию методического обес­печения учебно-воспитательного процесса обучающихся СМГ.

Еще одним документом планирования педагогического про­цесса по физическому воспитанию учащихся СМГ является план-конспект. Это самый детализированный план занятия, необходи­мый для оперативного управления учебно-воспитательным про­цессом. В плане-конспекте формулируются основные задачи, ре­шаемые в процессе урока, определяются средства и методы ре­шения каждой из задач урока, уточняется необходимый инвентарь для проведения урока.

Весь учебный материал должен быть направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, освоение учащимися необходимых двигательных умений и навыков.

Ослабленное здоровье, низкий уровень физической подго­товленности, а также психологические особенности школьников СМГ обусловливают повышенные требования к соблюдению пе­дагогом дидактических принципов в обучении физическим уп­ражнениям. Педагогический процесс в этих условиях требует от преподавателя особой чуткости, внимания, такта, полной осведомлен­ности о педагогической и врачебной характеристике каждого студента. На каждом занятии преподаватель должен создавать благоприятную эмоциональную обстановку, использовать психологические приемы, дающие студентам уверенность в том, что средствами физической культуры они могут восстановить свое здоровье. Обучающиеся должны знать, с какой целью дается то или иное упражнение - тогда сознательнее и активнее будут выполнять все задания на уроке и в домашних условиях.



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ


Нередко даже у студентов с уровнем здоровья выше сред­него и с высоким определяется нарушение осанки. В этих случаях необходимы консультация ортопеда и проведение соответствую­щих лечебно-профилактических мероприятий. Дело в том, что правильная осанка нужна не только для красоты, но и для сохра­нения здоровья. При ее ухудшении нарушаются функции дыха­ния и кровообращения, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособно­сти, могут возникнуть близорукость, морфофункциональные из­менения в позвоночнике, ведущие к остеохондрозу, и другие из­менения.

Возникновению дефектов осанки способствуют несоответст­вующая росту подростка мебель, мягкая постель с высокой подуш­кой, ношение тяжестей, плоскостопие, недостаточная освещен­ность, подражание старшим, безразличие к своей внешности. Ес­ли в дошкольном и младшем школьном возрасте нарушения осанки во многом обусловлены особенностями развития костно­го, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка, то у подростков они могут возникать вследствие их собственных сознательных усилий. Так, некоторым из них кажется, что широ­ко расставленные ноги с носками врозь и общее напряженное по­ложение тела с крепко сомкнутыми зубами есть признак силы и мужества. В результате у подростка быстро утомляются мышцы, он невольно ищет расслабленную, часто неправильную позу. Другие подростки имитируют не силу и мужество, а «умудрен­ность» жизненным опытом, усталость от жизни, демонстрируя это нарочитой небрежностью, общей расслабленностью и вяло­стью. Как правило, при этом они принимают неправильные позы. В том и в другом случае неправильные позы фиксируются, фор­мируются определенные условные рефлексы, которые закрепля­ют неправильную осанку и в дальнейшем с трудом поддаются коррекции. Нарушению осанки способствует и все нарастающая гипокинезия, ведущая к мышечной слабости и частой заболевае­мости подростков.

Нарушения осанки имеют следующие разновидности: пло­ская спина, круглая спина, кругловогнутая спина, боковые ис­кривления позвоночника.

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологиче­ских изгибов позвоночника. Поясничный лордоз едва намечается, иногда он смещается кверху, наклон таза уменьшен. Поскольку при плоской спине физиологические изгибы, особенно в пояс­ничной области, стерты, рессорная функция позвоночника сни­жена, что отрицательно сказывается на состоянии спинного и го­ловного мозга при беге, прыжках и ряде других упражнений. Грудная клетка уплощена, узкая, живот в нижней части выдается вперед. Мышцы спины ослаблены, лопатки чаще всего отстоят от позвоночника. Плоская спина, как правило, результат функцио­нальной неполноценности мускулатуры. Именно недостаточная мышечная тяга не обеспечивает нормальный наклон таза и фор­мирование физиологических изгибов позвоночника.

Подростки с плоской спиной предрасположены к боковым искрив­лениям позвоночника.

Круглая спина характеризуется дугообразно увеличенным грудным кифозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позвоночника. При этом голова наклонена вперед, плечи опущены и приведены, крыловидные лопатки, выпяченный жи­вот, запавшая грудная клетка, уплощенные ягодицы, уменьшен­ный угол наклона таза. В начальной стадии это состояние назы­вается сутулостью.

При круглой спине нередко подросток сохраняет устойчивое положение лишь при согнутых в коленях ногах, а иногда и с со­гнутыми в локтях руками. У подростков с круглой спиной связки и:мышцы спины растянуты, а грудные мышцы укорочены. Это

укорочение ограничивает движения в плечевом суставе, поэтому подростки с круглой спиной часто не могут поднять руки вверх до отказа.

При кругловогнутой спине отмечается увеличение всех
изгибов позвоночника. Угол наклона таза при этом выше физиоло-
гической нормы. Вследствие увеличения угла наклона таза резко
увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюшная - вялая, растянута. Из-за дряблости функциональной несостоятельности брюшного пресса и связной с этим недостаточностью связочного аппарата орган

брюшной полости может возникнуть опущение внутренних органов - висцероптоз. Голова, шея, плечи наклонены вперед, а живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, может возникнуть даже избыточное разгибание коленных суставов.

Для бокового искривления позвоночника характерно нарушение срединного располо-жения линии остистых отростков по­звонков и смещение ее при вертикальном положении ребенка на том или ином уровне вправо или влево. При боковом искривле-

нии позвоночника нарушается симметричное расположение тела конечностей отно-сительно позвоночного столба: голова накло­нена вправо или влево, одно надплечье выше другого, лопатки на разных уровнях - на стороне вогнутости ниже, ассиметрич-ны и треугольники талии. К этому следует добавить слабое развитие мышц туловища и снижение физической работоспособности.

Боковое искривление позвоночника довольно трудно отли­чить от ранних стадий развития сколиоза - тяжелого, трудно под­дающегося лечению ортопедического заболевания. В отличие от сколиоза боковое искривление позвоночника может быть исправ­лено самим ребенком путем произвольного напряжения мышц (стойка смирно) или в положении лежа на животе. Кроме того, для сколиоза характерен разворот позвонков в сторону выпук­лости позвоночника. Это приводит к реберному выбуханию и ре­берному горбу на выпуклой стороне искривления, отклонению остистых отростков в сторону вогнутости с соответствующим западением ребер. В поясничном отделе появляется на выпуклой стороне мышечный валик, а с вогнутой стороны - западение мышц. В отличие от сколиоза при боковом искривлении позво­ночника все остистые отростки направлены кзади.


ПРОФИЛАКТИКА ДЕФЕКТОВ ОСАНКИ


Известно, что на рост, развитие, укрепление здоровья и фор­мирование осанки оказывают влияние условия окружающей сре­ды , т.е. условия, в которых развивается и воспитывается подлросток. Поэтому родители и родственники, преподаватели образовательных учреждений должны постоянно следить за формиро­ванием осанки у подростков, строго контролировать позу обучающихся при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевремен­ное полноценное питание, свежий воздух, массаж, гимнастика, закаливание, подбор мебели в соответствии с длиной тела, опти­мальная освещенность.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. Правильная поза во время сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища. Засыпать следует лежа на правом боку, но не «калачиком». Пока­зано, что такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам, находящимся в полурасслабленном состоянии, что редко достигается при засыпании на спине или животе. Сон на левом боку затрудняет деятельность сердца. Матрац должен быть жестким (волосяной, травяной или ватный) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка должна быть невысокой (15-17 см). Длина кровати должна быть больше длины тела подростка на 20-25 см, чтобы он мог спать с вытянутыми ногами. Спать на перине, подкладывать под голову высокую подушку недопустимо, так как это ведет к искривлению позвоночника, развитию остеохондропатии, сдавливанию груд­ной клетки и затруднению дыхания.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чте­нии, просмотре телевизора, работе. Во время занятий за столом надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, ту- ловища, рук и ног. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки подростка. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных

суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя по­ясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом 1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперед (правильное положение головы благотворно влияет на тонус мышц спины). Расстояние до тетради или книги от глаз 30 см. При чтении предплечья должны лежать симметрично. Чтобы туловище не наклонялось вперед, под книгу надо подкладывать на­клонную подставку (пюпитр). При письме тетрадь надо класть под углом 30° (это угол, открытый вправо, образуется краем сто­ла и нижним краем тетради).

Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, так как уплощен­ные стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника ребенка.

Отрицательно действует на формирование осанки катание на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за оттал­кивания все время одной ногой). Правильная посадка при езде на велосипеде, наоборот, способствует равномерному укреплению мускулатуры, что благотворно сказывается на формировании осанки.

Нередко отрицательное воздействие на осанку оказывают за­нятия спортом. Так, при занятиях видами спорта, связанными с асимметричными движениями (теннис, бадминтон, фехтование и т.д.), если мало используются общеразвивающие упражнения, могут возникнуть боковые искривления позвоночника. У боксе­ров из-за порочного положения тела появляются сутуловатость и круглая спина. То же наблюдается и у велосипедистов.

Правильная рабочая поза способствует формированию осан­ки. При правильном положении во время работы голова припод­нята, спина выпрямлена, ноги прямые. Для этого высота рабочей поверхности должна быть равна длине ноги обучающегося, стоящего на полу по стойке «смирно». А если работа ведется, например, в слесарной мастерской, то высота губок тисков должна быть на уровне руки, согнутой в локтевом суставе под углом 90°. Нагруз­ку на поясничный отдел для предупреждения преждевременного утомления мышц спины можно уменьшить, ставя каждые 15-20 мин. попеременно то одну, то другую ногу на небольшую под­ставку.

Для предупреждения нарушений осанки, остеохондроза и возникновения травм позвоночника обучающегося следует обучить обращению с грузом. При подъеме и переноске груза стоять нуж­но устойчиво, распределив вес на весь опорно-двигательный ап­парат. Нельзя держать груз на вытянутых руках, наклонившись вперед. Поднимать груз следует с прямой спиной, избегая сгиба­ния позвоночника, так как при этом нагрузка на межпозвоночные диски окажется неравномерной, их внутренний край подвергнет­ся большему давлению и может произойти разрыв диска. Дер­жать груз необходимо как можно ближе к телу, ноги согнуть, чтобы подъем осуществлять, используя силу ног.

Главным и действенным средством профилактики дефектов
осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, при котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.

Несомненно, что гармоничное развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей в основном обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и спо­собствует сохранению осанки. Но вопрос о правильной осанке не может быть полностью решен только укреплением соответст­вующей мускулатуры. Не меньшее значение имеет еще и воспи­тание у подростков мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей. То есть в процессе формирования пра­вильной осанки задача состоит в освоении умения дифференци­ровать ощущения положения отдельных частей тела, степень на­пряжения и расслабления мышц в покое и в движении.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются проверенные опытом мероприятия:

  1. Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плин­туса, дверь, фанерный или деревянный щит). студент становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икра­ми, ягодицами, лопатками и головой. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Когда обучающийся нау­чится правильно стоять у плоскости, дают различные уп­ражнения: отведение ног, рук в стороны, поднимание на носки, приседания с касанием плоскости затылком, спи­ной, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Очень полезно упражнения у плоскости сочетать с одновремен­ным удерживанием предметов на голове.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровьяМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

  1. НМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровьяошение различных предметов на голове. Физические упражнения, выполняемые с одновременным удержива­нием на голове различных предметов (кубики, подушеч­ки, наполненные желудями, мелкой галькой, опилками, песком), установленных на темени ближе ко лбу, способ­ствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умению напрягать и расслаблять отдельные груп­пы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, держа руки перед грудью и в стороны, ходьба на носках, полу­согнутых ногах, ходьба по бревну, ходьба на коленях, ползание на четвереньках, приседания, лазание по гимна­стической стенке, не роняя при этом положенный на го­лову предмет.

  2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровьяДля выработки правильной осанки необходимо воспиты­вать координацию движений, суставно-мышечное чувст­во, умение владеть своим телом. Здесь весьма полезны упражнения в удержании равновесия и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге с удержанием на спине медбола.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства пра­вильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, укрепляют навыки правильного держания головы, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддер­жании правильной осанки. Так, например, увеличенная пояснич­ная кривизна при кругловогнутой спине во многом объясняется слабостью брюшного пресса.

С целью выработки правильной осанки проводятся такие подвижные игры, в которых студенты должны принимать заранее ус­тановленные позы. Формированию правильной осанки во многом способствуют систематические занятия физическими упражнениями и, конечно, спорт. При отклонениях в осанке, о которых мы говорили, полностью применимо физическое воспитание в колледже по государственной программе, а для студентов рекомендуются еще и занятия в спортивных секциях, спортивные тренировки, помимо положительного влияния на состояние мышечной системы, развивают ряд двигательных качеств (выносливость, силу, быстроту, координацию движений) и обладают высокой эмоциональностью. Эмоционально положи­тельное состояние обучающихся является основным условием для полно­ценного физического и нервно-психического развития. Но при этом следует помнить, что в современном спорте при занятиях в спортивных школах применяются большие, иногда чрезмерные нагрузки, которые могут препятствовать формированию пра­вильной осанки и, конечно же, совершенно не совместимы с за­дачами физического воспитания подростков, имеющими дефекты осанки. Поэтому разрешение на профессиональные занятия спор­том может дать только врач после соответствующего об­следования.

Восстановить уже нарушенную осанку на общепринятых за­нятиях физкультурой или спортом уже нельзя. Более того, при узкоспециализированных тренировках в современном спорте, когда общеразвивающие задачи предаются забвению, возможно лишь усугубить дефекты осанки, нанеся тем самым непоправи­мый вред здоровью обучающегося. Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения.

Занятия проводятся по особой программе и направлены на общее оздоровление и развитие студента, на выработку правиль­ной осанки и укрепление мышц туловища. Принципы и методика занятий зависят, прежде всего от формы нарушения осанки.

Так, при кругловогнутой спине из-за увеличенного наклона таза увеличивается поясничная кривизна позвоночного столба (лордоз). В целях коррекции этой осанки нужно растянуть мыш­цы передней поверхности бедер и спины (в поясничном отделе), а также укрепить мышцы задней поверхности бедер и мышцы брюшного пресса. Для растягивания мышц передней поверхности бедер пользуются следующими специальными упражнениями:

  1. ЛМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровьяежа на животе, согнуть ногу в колене и, захватив рука­ми ступню, стараться прижать пятку к ягодице. Затем другой ногой. Потом сгибать обе ноги с помощью и без помощи рук.

  2. Стоя на одной ноге, другую согнуть в колене и, захватив рукой ступню, прижать пятку к ягодице Ноги менять.

  3. Стоя на одной ноге, мах другой назад и, согнув ее в коле­не, постараться коснуться пяткой ягодицы.

  4. Стоя на коленях, руки на пояс. Наклоны туловища назад, сохраняя прямую линию от колена до головы. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

  5. Стоя у гимнастической стенки боком, придерживаясь за рейку мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу.

6. Из виса на гимнастической стенке лицом к ней, не отрывая бедер от стенки, попеременно сгибать ноги (или одновременно двумя ногами) в коленях, стараясь приближать пятки к ягодицам.

Для растягивания мышц спины используют специальные уп­ражнения:

  1. Из основной стойки, упор присев, лбом коснуться коле­ней. Затем ноги разогнуть, не отрывая руки от пола.

  2. Из основной стойки наклон вперед, стараясь лбом кос­нуться коленей. Затем ноги врозь - движение «дровосе­ка».

  3. Стоя спиной к гимнастической стенке (расстояние пол­шага), присесть, захватить руками нижнюю рейку и вы­прямить ноги.

  4. Сидя на полу - наклоны вперед, руки к носкам или до ка­сания лбом коленей.

  5. ИМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровьяз упора на коленях сесть на пятки, наклониться, стара­ясь плечами коснуться коленей.

  1. Сидя на полу, захватить руками ступню (попеременно) ноги, согнуть ногу и подтянуть колено к плечу.

  2. Ходьба в глубоком наклоне, захватив руками носки ног.

  3. Стоя на левой ноге, правую согнуть и, захватив ступню левой рукой, коснуться коленом правого плеча. То же, но стоя на правой ноге. То же, но коснуться лба.

Для укрепления мышц задней поверхности бедер используют специальные упражнения:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

  1. Из упора на коленях попеременное поднимание ног назад (как можно выше). То же, но сгибая руки в локтях.

  2. ЛМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровьяежа на полу (лицом вниз), попеременное поднимание ног назад (таз плотно прижат к полу). То же, но с одно­временным подниманием ног. То же, но с различными положениями и движениями рук.

  3. Лежа продольно на гимнастической скамейке лицом вниз, руки упираются в пол, на пятке набивной мяч с петлей. Попеременное поднимание ноги с мячом. То же, но с одновременным подниманием ног с двумя мячами.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья4. Вис на гимнастической стенке (лицом к залу). Попере­менное поднимание ног (колени не сгибать, таз прижат к стенке). То же, но с одновременным подниманием обеих ног.


Специальные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (исходное положение для всех упражнений - лежа на спи­не с прижатием поясницы к опоре):

  1. Согнуть и разогнуть поочередно ноги в коленном и тазо­бедренном суставах - «велосипед».

  2. СМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровьяМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровьяогнуть обе ноги, разогнуть их вперед, медленно опус­тить. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

  3. Руки за головой, поочередное приподнимание прямых ног.

Руки вверх, медленно поднять обе прямые ноги до угла 45° и медленно опустить их.

  1. Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед-вверх, развес­ти, соединить и медленно опустить.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

  1. Удерживая мяч между коленями, ноги согнуть, разогнуть их вперед до угла 45° и медленно опустить. То же, но удерживая мяч между лодыжками.

  2. Скрещивание прямых ног - «ножницы».

  1. Переход в положение сидя с махом рук. То же, но руки на поясе.

  2. Ноги фиксируются у гимнастической стенки (скамейки) или удерживаются партнером - медленно сесть и медлен­но возвратиться в исходное положение.

  3. Сидя верхом на гимнастической скамейке, отклониться назад до положения лежа, удерживаясь прямыми ногами, перейти в исходное положение.

Упражнения, направленные на укрепление той или иной группы мышц, лучше выполнять преимущественно в статическом режиме, так как это способствует увеличению силы и ста­тической выносливости мышц. Для этого мышцы напрягают и удерживают их в таком состоянии 5-7 секунд, затем делают пау­зу отдыха в течение 8-10 секунд и вновь повторяют упражнение. Статические упражнения следует чередовать с динамическими, при которых мышцы напрягаются непродолжительно.

При плоской спине уменьшен угол таза. Поэтому надо стре­миться укрепить мышцы спины и передней поверхности бедер.

Для укрепления мышц спины используются специальные упражнения (исходное положение - лежа лицом вниз):

  1. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положен­ных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это поло­жение как можно дольше, не задерживая дыхание. То же, но кисти рук переводить к плечам за голову.

  2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация плавания брас­сом). То же, но руки в стороны, назад, в стороны, вверх.

  3. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и раз­жимать кисти рук. То же, но руки поочередно вверх -«бокс».

  4. Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая та­за от пола. То же, но с одновременным приподниманием и удерживанием до счета 3-5-8 обеих ног (не задерживать дыхание).

  5. Отвести назад обе прямые ноги, развести их в стороны, соединить вместе и опустить.

  6. Гимнастическая палка в руках. Поднимание палки вверх, опускание за голову, положив на лопатки.

  7. Бросание (толкание) от груди медбола.

Для укрепления мышц передней поверхности бедер рекомендуются специальные упражнения:

  1. Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Поперемен­ное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощени­ем). То же, но поднимание обеих прямых ног с удержа­нием - «угол». То же, но поднять левую ногу, присоеди­нить к ней правую, опустить левую, затем правую.

  2. Лежа на спине. Поочередное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощением) То же, но с одновремен­ным подниманием прямых ног.

  3. Присев на корточки и держась за рейку гимнастической стенки или спинку стула, вставать на одной ноге, другую держать выпрямленной.

  4. Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Поднимание прямой ноги с подвешенным набивным мячом.

  5. Вис, присев у гимнастической стенки. Выпрямление ног. Партнер оказывает сопротивление, надавливая при этом на плечи исполняющего.

Следует подчеркнуть, что на занятиях гимнастикой при лю­бой форме дефекта осанки специальные упражнения должны вы­полняться на фоне общеукрепляющих упражнений, охватываю­щих все мышечные группы.

При дефекте осанки во фронтальной плоскости, т.е. при бо­ковом искривлении, коррекционные мероприятия имеют свои особенности. Так, значительное место занимает разгрузка позво­ночника, имеющая целью предупреждение перегрузки мышц, поддерживающих позвоночник. Другая задача состоит в том, чтобы восстановить и сохранить нормальную гибкость и под­вижность позвоночника как в пострадавшем участке, так и во всем позвоночнике в целом. Еще одна важная задача - укрепле­ние мышечно-связочного аппарата позвоночника и всех мышц туловища, создание так называемого «мышечного корсета». Да­лее воспитание рефлекса правильной осанки с периодическим подкреплением, о чем речь шла уже ранее. Все это осуществляет­ся на фоне общего оздоровления и укрепления организма обучающегося (правильный режим, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание, занятия показанными видами спорта), а также организации благоприятной внешней среды (одежда, мебель, рабочее место, освещенность, гигиениче­ские условия труда и отдыха).


© 2010-2022