Проектная работа: Волшебное царство русских народных игр

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №4

Московская область

Проектная работа:

«Волшебное царство русских народных игр.»



Выполнили учащиеся 9 б класса:

Тарасова Вероника, Гареева Виктория

Руководитель: Учитель физической культуры,

высшая квалификационная категория

Дмитриева Ирина Викторовна

г.Чехов

Введение

Народные игры - это часть нашей культуры, значительная часть жизни нашего народа, наших предков, которую нам нельзя забывать! Игры - это народное творчество и народное богатство, как старинные песни и обряды. «Физические упражнения и игры должны быть полезными для образования духа и тела» (Алексий патриарх московский и всея Руси. Приложение). В данной работе нам хотелось показать не бездушный свод правил, по которым следует играть, а ввести вас в волшебный мир игр. Научить играть в эти игры. Полюбить их. Опросив ребят нашего лицея, мы с удивлением узнали, что они не только не умеют играть в игры, но многие даже и не слышали о них. Мы знаем, что наши предки записывали только исторические события, все прочее хранилось в семейной жизни и передавалось из рода в род. Нам тоже захотелось продолжить древнюю традицию «из рода в род» и научить играть в полюбившиеся игры наших сверстников и их родителей. Давайте играть в старинные игры, как столетия назад играли в них наши далекие и близкие предки. В пользу этого говорят и замечательно верные слова, написанные Е. А. Покровским еще в прошлом веке: «Характер народа, безусловно, кладет свой замечательный оттенок на детские игры… Веками устоявшиеся игры в данном народе и симпатичнее и понятнее, и увлекательнее для детей этого народа» (Е.А.Покровский,1920). Это высказывание мы можем с полным правом отнести и к старинным играм. В старину на Руси существовало более трех тысяч игр. Все игры проходили на свежем воздухе, в них принимали участие и девочки, и мальчики. Играя на улице, ребята закалялись и очень редко болели. А вот свидетельство одного иностранца, который жил в Москве в 1670-1672 годах: «Дети трех-четырех лет отроду, зачастую, в жесточайшие морозы, ходят босые, еле прикрытые полотняною одеждой и играют во дворе, бегая в запуски» (Е.А.Покровский,1920). А другой иностранец, Олеарий, путешествующий по Московии в 1634 году, пишет: «В Нарве я с удивлением видел, как русские и финские мальчишки, лет 8, 9 или 10, в тонких простых холщовых кафтанах, босоногие точно гуси, с полчаса ходили и стояли на снегу, как будто не замечая нестерпимого мороза» (А.Олеарий,1905). Современные врачи советуют здоровым детям бегать босиком по снегу, как в старину. А уж летом побегать босиком не только полезно, но и очень приятно. В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Они отлично закаляют тело и душу. Приучают стойко переносить боль от падений и ушибов. Эти игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, они необходимы для становления характера человека. И та отвага, которую проявили бывшие мальчишки в боях Великой Отечественной войны, во многом была от крепкой физической и духовной закалки, полученной в детстве. Очень многие мальчишки не вернулись с войны, возможно, это одна из причин того, что после войны стали забываться старинные русские игры. Работая над этим проектом, мы посчитали своим долгом вспомнить наиболее известные русские игры и научить играть ребят и их родителей играть в них. Одной из главных задач нашего проекта, является не только рассказ и показ игр, но и объяснение подробных правил, описание всяких хитрых приемов, уловок, которые использовали наши предки. Мы хотим научить ребят делать некоторые приспособления для игр, которые практически невозможно купить в магазинах. Правила игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения, живущие на нашей земле. Хорошие игры есть у многих народов, но наш проект ориентирован именно на русские игры. Попробуйте начать играть в них, и вы почувствуете какая радость и тепло исходят от этих игр. Удивитесь их разнообразию. В русских играх нет возрастного ограничения, подходящую игру можно найти для любого возраста. И если подрастающее поколение забудет о русских играх, наше общество понесет невосполнимую потерю. Ну что ж, в добрый путь, через многие десятилетия, а может и века назад в страну детства наших прабабушек и прадедушек.

Данный проект содержит увлекательное описание некоторых старинных русских игр. Игры, описанные в проекте, могут быть использованы в группах продленного дня, на уроках физической культуры, классными руководителями при проведении однодневных походов, родителям для укрепления здоровья детей. Для его реализации не требуется дорогостоящее оборудование. Данные игры подходят для всех возрастных категорий.

Задачи проекта:

1. Воспитание патриотических чувств, любви к Родине на основе старинных русских игр.

2. Приобретение необходимых знаний, умений, навыков.

3. Укрепление здоровья.

1. Добро пожаловать в мир русских народных игр (Забытые игры наших бабушек и дедушек).

1.1 Считалки.

А начнем мы с того, с чего начиналась игра - со считалок. Всяких считалок на Руси было великое множество. Считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. Считаются, встав в тесный кружок, а один неторопливо говорит считалку, указывая по кругу на каждого, начиная с себя самого. Те, на кого приходится последнее слово считалки, выходят из круга в сторону. Оставшийся водит. Если считающий вышел сам, он продолжает считать, начиная с соседа, стоящего слева. Считают всегда по «солнцу». Солнышко восходит с восточной стороны, в полдень проходит через юг и заходит на западе. Если вы обернетесь к солнцу, то начало его пути по небу у вас будет слева, а конец справа. Вторым по счету должен быть сосед считающего слева, и так по кругу до конца считалки. Это старинное правило всех русских игр. Хочется рассказать одну из самых старинных считалок прошлых веков, вот она: «Заяц белый, куда бегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл. Куда клал? Под колоду. Кто украл? Родион. Выйди вон» (С.С.Норовчатов,1970). Следующая считалка, самая известная из всех - «Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. Пиф - паф, ой-ой-ой. Умирает зайчик мой. Принесли его домой, оказался он живой» (С.С.Норовчатов,1970). А этой считалке около двух веков. Когда мы искали материал для проекта, то наткнулись на «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, и нашли эту считалку: «Раз, два - голова, три, четыре - прицепили, пять, шесть - в ряд снесть, семь, восемь - сено косим, девять, десять - сено весить, одиннадцать, двенадцать - некуда деваться (Н.Г. Помяловский,1907). А вот более современная считалка: «Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети. Все кричали куку - мак! Отжимай один кулак» (С.С.Норовчатов,1970). Или: «Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. В дымоходе темнота. Отыщи-ка там кота» (С.С.Норовчатов,1970). Следующий вопрос, который мы себе задали, работая над проектом: откуда же взялись считалки? В книге советского писателя С.К..Якуба мы нашли ответ: «обычай перешел и в игры» (С.К.Якуб,1988). Считалки сочинялись ребятами, самые удачные передавались из поколения в поколение.

1.2 Горелки.

Горелки - очень древняя игра. Русские историки 19 века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. «Ежегодно, в самый длинный день солнцестояния-23 июня, у славян был праздник Ярилы, позднее Купалы, посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки-славяне сходились на берега рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, чтобы встретить в чистоте восходящее светило». (С.К.Якуб,1988). Горелки начинаются с наступлением весны, когда славится богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом - громовиком и земля принимается за свой род. Почему же именно горелки мы поставили на первое место, а потому что это одна из самых древних и распространенных игр в России. В горелки играли и в деревнях, и в городах. Играли все, от мала, до - велика. А.С. Пушкин упоминает эту игру в своих произведениях «Барышня крестьянка» (А.С.Пушкин,1986.т.3.С.88) и «Евгений Онегин» (А.С.Пушкин,1986). Один из современников А. С. Пушкина, И.И..Пущин писал: «…наши бабушки предоставили своим детям самую резвую, милую игру, горелки - порхать по лугу с подругами и молодцами… По всей Великой России отдают преимущество этой игре наши сородичи - от поселянина до боярина - равно забавляются горелками» (И.И.Пущин,1989). В современной жизни мы часто слышим, как Русские игры называют мужицкими, те самые игры, которые в старой жизни забавляли русских, наших предков, отцов и матерей. Напрасно мы будем воображать, что старая русская жизнь существовала без отрады: тогда увеселений было более, и притом увеселений общественных. Правда, тогда не было театров, но зато целая площадь, усеянная народом, была свободна для забав и восторгов, целые дворы наполнялись веселыми игроками. На площадях веселились люди всех сословий, здесь были игры затейливые, обширные…Всем было весело, все жили раздольно - по-русски. Не брезговали горелками и цари. Гаврила Романович Державин описывает, как в царском селе секретарь Екатерины II сказал ему: «Государыня нечто скучна, и придворные никаких не заводят игр, пожалуй, братец, пойдем и заведем хотя бы горелки. И как он погнался за великим царем Александром Павловичем» (В.С.Соловьев,1990). К сожалению, сейчас в горелки играют редко. А ведь так здорово и так просто поиграть в нее во дворе или в школе на перемене.

Самое меньшее количество игроков - 9 человек (четыре пары и один «горельщик»). Если пар меньше, играть неинтересно. Число участников должно быть нечетным. Больше десяти пар - играть тоже неинтересно, придется долго ждать своей очереди. Определив, кто будет водить, все остальные берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага. Горельщик становится впереди на расстоянии двух-трех шагов от первой пары, спиной к ним. Ему нельзя оглядываться вперед и смотреть по сторонам. Игра начинается с того, что все дружно поют горельщику песню:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо-

Птички летят,

Колокольчики звенят.

При словах: «…глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что верит этой басенке. А в это время последняя пара, как только кончается песенка, разъединяет руки и стремглав бросается бежать вперед - один справа, другой слева от стоящих парами игроков. Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него, можно и сбоку. Обратно бежать нельзя. Если бегунам удалось схватиться за руки, они спокойно идут назад и становятся на шаг впереди первой пары. Горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих, ему надо не только ловить бегущих, но и мешать им, чтобы они не могли подать друг другу руки. Если горельщик осаливает кого-либо из пары, он образует пару с пойманным, и они становятся впереди других пар. А непойманный должен гореть. Песенку уже поют ему, и вновь бежит последняя пара. Если же горельщику не удается никого поймать, он опять становится на свое место и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары. Парам совсем необязательно нестись сломя голову, можно тихонько подкрадываться к водящему, ведь ему нельзя оборачиваться и сдвигаться с места, пока бегуны не поравняются с ним. Но и бегунам нельзя поворачиваться и бежать назад. И всегда нужно помнить, что главное в горелках - не убежать от горельщика, а соединиться опять в пару. А теперь мы расскажем, как в старину играли в горелки взрослые парни и девушки. Пары составляются обыкновенно из кавалера и дамы. Горит всегда кавалер, который при перебежке ловит только даму…

-Горю, горю, пень!- говорит горельщик.

-По ком горишь?- спрашивает дама из последней пары.

-По тебе душа, красна девица!

-Любишь?

-Люблю!

-Купишь?

-Куплю

-Покупай

- говорит дама и, разъединившись со своей парой, бежит вперед.

Тут забота горельщика о том, чтобы отбить даму у кавалера, стоящего с нею в паре. А оставшийся без пары должен ловить себе новую даму, чем постараться вернуть себе ту, с которой был в паре.

1.3 Пятнашки.

А теперь нас ждет другая столь же увлекательная игра- пятнашки. В разных городах или местностях эта игра называется по-разному: «салочки», «салки», «ловушки», «догонялки»… Но в старинных книгах она называлась пятнашки.

Игра эта, очень подвижная и шумная. Эту игру любят не только дети, но и животные: котята, щенки, волчата, львята и т.д. Каждый не раз видел, как они поочередно гоняются друг за другом. Место для игры не должно быть очень большим. Количество человек не более двенадцати. Но меньше 5-6 человек тоже не должно быть. Водящего в игре называют - «пятнашка». Можно выбрать пятнашку следующим образом: кто-то кричит: «Чур - не я!». Все остальные кричат то же самое. Чей голос слышен последним, тому и водить. Можно выбрать пятнашку с помощью считалок. Во время игры все разбегаются подальше от пятнашки, а он пытается кого-нибудь догнать и запятнать, то есть дотронуться на бегу рукой. Как только он кого-то запятнал, он называет его имя, чтобы все знали от кого убегать. Главное правило в этой игре такое: новому пятнашке нельзя пятнать старого, то есть того, кто его только что догнал. И второе правило - если кто-то, спасаясь от пятнашки, в панике убежит за пределы того места, где идет игра, пятнашка сразу же кричит его имя, и беглец теперь должен водить. В старину играли в турецкие пятнашки. В этой игре нельзя пятнать тех, кто успеет присесть и коснуться руками земли или пола. Приседать может только тот, за кем погнался пятнашка. Как только опасность минует, нужно тут же встать. В эту игру можно играть на переменах. Еще в XIII веке ученикам предписывалось заниматься на переменах «упражнениями в играх честных и подвижных». Играть в пятнашки можно играть с 6-7 лет и предела в возрасте нет.

1.4 Хромая лиса

В прошлом веке была распространена еще одна игра, очень похожая на пятнашки - «Хромая лиса». Это комнатная игра. В нее можно играть на перемене, на елке, на дне рождения. Количество игроков от 5 до 10. Водяший, является «хромой лисой», выбирается, как и в пятнашках. У хромой лисы должна быть «нора», как у настоящей лисы. Для этого используется угол комнаты, на полу мелом чертится полукруглая линия. Все игроки бегают по комнате на двух ногах, а хромая лиса должна догонять их, скача на одной ноге. В начале игры лиса уходит в свою нору, где имеет право стоять на обеих ногах. Но стоит ей выйти из норы, и она должна скакать на одной ноге. Поэтому она не торопится вылезать из норы, все чего-то ждет, высматривает. А остальные игроки стараются выманить ее, они могут лаять, дразнить, самые смелые подбегают совсем близко к норе. А лиса все ждет. Наконец, углядев жертву, подогнув ногу, прыжком выскакивает из норы и пятнает зазевавшегося игрока. Теперь она может встать на обе ноги, а новая хромая лиса спешит в нору, в которую бежит на двух ногах. Лиса может пятнать игроков не выходя из норы и стоя на двух ногах. Это случается, когда азартный игрок близко подбегает к норе, лиса делает выпад в его сторону и пятнает, но заступать за черту не имеет права. Дотрагиваться до лисы, когда она скачет на одной ноге нельзя, и менять ногу во время прыжков лисе тоже нельзя. Тот, кто дотронулся до лисы, сам запятнался, теперь он должен водить. Никто из играющих не имеет права входить в нору или наступать на черту. В этой игре проверяется быстрота реакции, ловкость, смелость, находчивость. А еще у вас должны быть сильные ноги и хорошее чувство равновесия, выдержка и хитрость. Хорошая игра, правда?

1.5 Прятки

Давным-давно эту игру называли «хоронушки», «прятанки» или «ухоронки». Вы узнали, что это за игра? Конечно, это наши любимые прятки. Вначале все считаются, чтобы узнать, кто будет водить. Водящий становится лицом к стене, дереву, углу (это место называется «дом») и закрывает лицо руками. Через минуту громко спрашивает: «Пора?». Все, кто не спрятался, отвечают: «Не пора!». Спрашивает до тех пор, пока все не спрячутся. Тогда он говорит: «Пора, не пора, иду со двора!», и идет искать. Всех найденных громко называет по имени, тех кого назвали направляются в «дом» и ждут, пока будет найден последний. В деревнях играли в прятки попроще, и правила были легче. Водильщик находил одного, называл его имя, а потом кричал: «На кашу, ребята!». Все выходили из своих укрытий, а найденный отправлялся водить. Во времена Пушкина в нее играли не только дети, но и молодые мужчины и девицы. Уже тогда она считалась «принадлежащей к числу домашних увеселений наших предков» и описывалась так: «Один из игроков садится в угол; другие ему закрывают лицо, глаза, всего самого платками, разными платьями, а он скороговоркой приговаривает :

« Кулю, кулю - баба!

Не выколи глаза,

Глаз на палице

Другой на солонице.

Пора, что ли?»

В это время все игроки прячутся. Если все не спрятались отвечают «Нет!». Снова водящий клюкает, и так до трех раз. Затем идет искать. Первого, кого он найдет, отправляют водить. Видите, сколько лет прошло, а правила игры почти не изменились. И вы тоже, если захотите, можете играть дома по старинному обычаю…, как играл когда-то А.С.Пушкин.

1.6 Чехарда

«Само название - Чехарда - татарское, игра эта перешла к нам от татар…». Чехарда существует на Руси уже более пяти веков. Проживут ли столь долго многие из современных игр? Наверное нет, чтобы игра жила в народе, она должна стать истинно народной, а отнюдь не одним из многочисленных видов спорта, которым занимается не так уж много людей, и где конечной целью являются спортивные достижения. Поэтому, чем больше интересных и разных игр мы будем знать, тем здоровей и веселей нам будет жить. Попросту говоря, чехарда - это перепрыгивание друг через друга. Играть в игру могут только мальчики, и не моложе 13 лет. Тот, через кого прыгают, выставляет левую ногу на шаг вперед, сгибает ее в колене и обеими руками упирается в колено, причем левая рука упирается в колено, а правая будет чуть выше. Правая нога тоже согнута, а туловище наклонено и чуть развернуто вправо, голова опущена. Перепрыгивать через игрока надо с разбега, руки лишь слегка касаются игрока, через которого нужно перепрыгнуть. Кто не смог перепрыгнуть, его свалили или он упал сам после прыжка, сам становится на место того, через которого перепрыгивают. Вот как пишет о чехарде С.М. Соловьев: « Мы часто видели юту игру в полках; иногда цепь составляла из 30-40 офицеров» (В.С.Соловьев,1990). На Руси существовало много разновидностей чехарды. Самая распространенная - «длинная лоза» или «лягушки». Чехарда развивает силу в руках и ногах, ловкость, чувство равновесия, координацию движений, глазомер, смелость и уверенность в себе. Очень полезная игра!

1.7 Лапта

Много есть старинных русских игр, о которых хотелось бы рассказать, но тогда не будет конца и края в нашей работе. Но еще об одной старинной игре я все - же расскажу. Самая знаменитая, самая любимая игра русского народа - «лапта». Эта игра была верным другом ребят разных поколений. В лапту на Руси играли еще во времена Ивана Грозного и даже раньше. Она воспитывает смелость и презрение к опасности. Мне кажется, что именно лапта в высшей степени соответствует характеру россиян, русской душе. Но нынешнее время, с его стремительным ритмом, компьютерами, телевизорами, телефонами, сумело потеснить лапту, и многие другие игры из нашей жизни. Для игры в лапту нужен мячик и «лапта» - палка, которой бьют по мячу. Играют на ровной площадке, обозначив линию «города» и «кона». Ребята делятся на 2 разные партии. «Играющая» партия забирает лапту и отправляется в город, чтобы бить по мячу и бегать из города на кон и обратно. А игроки «служащей» партии становятся в поле, чтобы подбирать пробитые мячи и пятнать мячом перебегающих игроков города, причем подавальщик остается в городе. Игроки города по очереди бьют по мячу, стараясь отбить его как можно дальше в поле. После удара каждый игрок должен сбегать на кон и вернуться обратно, только тогда они могут вновь бить по мячу. Игроки поля стараются поймать мяч на лету или поднять мяч с земли и попасть в перебегающих игроков. Название игры произошло от палки, которой бьют по мячу. В старину ее делали с одного края немного расширенной и плоской, похожей на лопатку. Поэтому она и называлась лаптой. Так толкуют это название в старинных книжках. В «Толковом словаре живого великорусского языка», который составил один из друзей Пушкина, писатель Владимир Даль: « Лапта - лопасть, плосковатая вещь, к одному концу пошире, палка, веселко, которым бьют мяч…» (В.И.Даль,1988). А мячик, как полагают, зародился на Руси от снежка. Но ведь летом снега не бывает, а покидаться охота. Вот и додумались делать тряпичные мячи. А потом уже появились специальные мячи для игры в лапту. Они шились из кожи и набивались шерстью или конским волосом, потому что резины тогда еще не знали. Такие мячи стоили не очень дешево и продавались на базаре. Первые каучуковые мячи, надутые воздухом, стали делать в первой половине прошлого века. И только к концу XX века появились настоящие резиновые мячи, фабричного изготовления. Стала постепенно исчезать плоская лапта, уступив место круглой. Круглой лаптой мяч можно послать дальше, так как меньше ее сопротивление воздуху при ударе и сам удар получается сильнее. Лапту вы можете сделать своими руками, используя рукоятки для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах. Такая заготовка хороша тем, что хорошо выточена и подходит по толщине ( около 4см). Длина лапты может быть от 79см до 90см, а толщина от 3см до 3,5 см. концы нужно хорошо закруглить и отшлифовать, укоротить и обстругать по руке рукоятку. В начале XIX века можно было купить готовую лапту, выточенную из березы и с ручкой, обмотанной просмоленной веревкой, чтобы при сильных ударах не выскальзывала из рук. А играли тряпичными мячами, которые шили сами. В довоенные годы играли резиновыми мячами, которые продавались в игрушечных магазинах. Сейчас для игры в лапту применяют мячи для большого тенниса. Для того, чтобы играть в лапту, нужно много места, очень хорошо подходит футбольное поле. На площадке обозначаем 4 линии, между ними образуется прямоугольник, называемый полем. Он должен быть несколько меньше выбранного вами места для игры. У края площадки обозначаем линией «город». С нее бьют лаптой мяч в поле. Отмеряем от нее метров 25-30 и обозначаем линию «кона», до которой придется бегать. Образовавшееся пространство между линией города и линией кона называется полем. Теперь намечаем короткую линию, которая называется прискоком (2м). Она находится левее середины линии города. Для игры надо разделиться на 2команды-партии. Выбирают двух самых сильных игроков, которые будут матками. Остальные идут сговариваться. Сговорившись, игроки подходят к маткам и спрашивают: «Мати, мати, кого тебе дати - муравья или пчелу?» матки выбирают какого-нибудь игрока. Если матке кажется, что игроки, в какой - то паре не равноценны, она имеет право отказаться от выбора и послать их переговариваться. Спорить с ними нельзя, они командуют всей игрой и разрешают все споры, которые возникают во время игры. Затем определяют, где какая партия будет играть. Для этого матки «конаются» на лапте, и тот, которому удается схватить ее верхний конец, берет лапту и идет со своей командой играть в город. А другая матка со своей командой идет «служить» в поле. В старину, когда играли плоской лаптой, конались так: одна из маток плевала на одну из сторон лапты, подкидывала ее вверх и спрашивала: «Сухого или мокрого». Другая, например кричала: «Мокрого!» И если лапта падала «плюнутой» стороной на землю, угадавшая матка шла бить в город. В деревнях же, в начале XIX века, конались так: матка брала за ручку лапту, бросала ее вверх, чтобы она вертелась колесом и спрашивала: «тыква или ляпа?» (тыква- это когда лапта упадет на землю торчком, а ляпа - плашмя). Другая матка, пока лапта в воздухе, должна угадать. Не угадает - идет служить. Теперь пришло время растановки игроков в поле. Самого опытного, меткого и ловкого игрока назначали в город подавать мяч. Он должен был следить, находясь в пределах города, за соблюдением правил игроками играющих партий, он может запятнать игрока, нарушившего правила. Подавальщик руководит игроками поля, кричит, кому можно перебросить мяч, кого пятнать, где занять место на поле, в зависимости от хода игры. А еще, если игрок города хорошо ударил по мячу, и он улетел за линию кона, а тот кто бил (его называли метальщик), успел добежать до конца и возвращается обратно, и поднявшему мячик нет никакой возможности осалить его, уже подбегающего к городу, тогда он перебрасывает мяч кому-то из игроков поля, тот в город подавальщику, подавальщик ловит мяч и в упор «расстреливает» бегущего прямо на него игрока. Город выигран. Второго по опытности игрока отправляют на линию кона. К нему чаще всего попадают мячи и ему приходится быстро решать-салить самому или перебросить мяч кому-то из полевых игроков, которому удобнее попасть в перебегающего. В его обязанность входит наблюдение за игроками, чтобы все они забегали за коновую черту. Умного и ловкого игрока ставят на середину поля. Оба игрока должны еще очень хорошо ловить «свечки» и метко салить. Самого сильного игрока, который может далеко и точно перебросить мяч, отправляют на линию кона. Сам он не салит игроков, а перебрасывает мяч игрокам, находящимся в поле. Игрок стоящий в нескольких метрах от линии города, немного левее, подбирает близко пробитые мячи, ему же перебрасывают мячи из глубины города, когда перебежавшие игроки возвращаются назад. Остальные игроки распределяются по краям поля вблизи от боковых линий. Если их двое, они располагаются на уровне центрального игрока, если четверо, то двое ближе к городу, а другие, между центральным игроком и коновой чертой. Они должны ловить и подбирать мячи, посланные к боковым линиям, и тоже могут салить игроков. Матки распределяют, в каком порядке игроки будут бить по мячу. Игрок по мячу может бить только один раз. Каков бы не получился удар, даже если совсем не попал - передавай лапту следующему. Снова «получить руку», то есть право бить по мячу, игрок может получить только после того, как сбегает на кон и неосаленный вернется обратно. Последним назначается бить по мячу лучший игрок партии, часто эту роль берет на себя сама матка. Первый метальщик берет лапту и становится в середине линии города. Остальные игроки партии стоят в том порядке, в каком они назначены бить, с правой стороны линии города, за подавальщиком. Ни сам метальщик, ни другие игроки партии не должны выходить за линию города до удара, иначе подавальщик их непременно осалит. Подавальщик становится справа от метальщика, лицом к нему, чтобы удобно было подавать. Когда метальщик скажет «давай!», подавальщик аккуратно подбрасывает мячик вверх и немного вперед к метальщику, чтобы тому сподручнее было ударить по мячу лаптой. Подбрасывать мячик надо примерно на метр выше своего роста. Если метальщику показалось, что мячик подброшен неудачно, то он может не принимать подачу и не бить по мячу, а потребовать его перебросить. В этом случае он указывает концом лапты, как надо подбросить мяч - повыше или пониже, подальше или поближе. Замах лаптой за удар не считается, но если метальщик после замаха сдвинул лапту вперед, а потом остановился и раздумал бить, то считается за промах. Если первый и второй игроки промазали, они выходят на линию «прискока», и ждут хорошего удара для перебежки на кон. Наконец третий метальщик прилично ударил по мячу, и все побежали на кон. Пока мячик летел, они добежали до кона и уже собрались бежать обратно, но мяч уже поднят игроками поля. Возвращаться опасно - осалят. И они остаются за коновой чертой. Ведь салить можно только на поле. Видя, что салить некого, игроки поля быстро перебрасывают мяч в город подавальщику, прекращая все перебежки. Бьет следующий игрок, высоко и далеко за линию кона, и, бросив лапту, бежит на кон, а навстречу ему несутся предыдущие игроки. Все рады и хвалят его за хороший удар. Лапту после удара надо обязательно бросать. Если кто не бросит лапту, или побежит с ней, или бросит ее за линией города, то партии сразу меняются местами. Если лапта упала на черту, но большая ее половина лежит в поле - она считается, брошена в поле, и подавальщик имеет право запятнать рукой и крикнуть «лапта!» и уже не отдавать ее соперникам. Но вернемся к игре! Все игроки собрались в городе, только порядок бить будет уже другим. Сначала бьют оставшиеся игроки по очереди, а потом сбегавшие на кон и вернувшиеся обратно. Но бьют уже в порядке своего возвращения в город. Кто раньше прибежал, тот и бьет. Игра продолжается. Но может случиться так, что в городе остался только один игрок, все игроки пробили и убежали на кон, а вернуться никто еще не смог. Этот последний игрок и становится выручальщиком и имеет право бить три раза. Первый удар - промах, второй - промах, третий - опять промах. Это значит, что партия должна сдавать лапту и идти в город. Но в старину разрешали играть «на авось», все рванули вперед, в город. Подавальщик поднял с земли мячик и спокойно ждет, выбирая себе цель. А потом так же спокойно почти в упор салит подбегающего игрока. Вот и все. Ничего не вышло. Но бывает и по другому. Если подавальщик растеряется от такого нахальства, он в суматохе может и промазать, или не выдержат нервы при виде лавины игроков, бегущих на него и орущих, и он издалека попытается кого-нибудь запятнать. А опытный бегун, заметив, что стал целью, в момент броска на всем бегу, падает, кувыркаясь, на землю, и мяч летит мимо. Вот и оправдывается старая русская пословица: «Смелость города берет!» но бегунам в этом случае не следует бежать скопом, так их легче выбить. Чтобы сбить с толку соперника и рассеять его внимание, нужно бежать в разбивку по всему полю, подбегая к городу со всех сторон. Если два хороших игрока уже в городе, то остальные могут не рисковать и вернуться на кон. В город в первую очередь должны возвращаться сильные игроки, умеющие не только сильно бить, но и быстро бегать. А слабые, могут подождать хорошего удара и вернуться в город, ничем не рискуя. Запрещается бежать во время подкидывания мяча, пока мяч не ударен лаптой и не вышел за пределы города. Если мяч перелетел боковую линию - это промах, и начинать перебежку тоже нельзя. Если к городу подбегает сразу несколько игроков одновременно, то тот, кто умеет лучше всех бить, должен притормозить, чтобы пересечь линию города последним. Тогда при необходимости он станет выручалой. Самый захватывающий момент в игре, когда надо бежать. Это ощущение чем-то напоминает атаку, когда солдату нужно выскочить из окопа и бежать под пулями вперед. Особенно, если мяч уже в руках противника, и вам приходится нестись сломя голову, петлять, поворачивать назад, увертываться, подпрыгивать и лететь кувырком на землю, спасаясь от брошенного в тебя мяча. Дух захватывает не только у тебя, но и у зрителей. Но если вернулся в город непобитый - это победа твоя и твоих товарищей. А теперь мы расскажем, как надо падать. Падая, нужно максимально сжаться в комок, сгруппироваться. Подобрать руки, втянуть голову в плечи и стремиться упасть на бок. После падения долго не валяйтесь, мячик-то уже пролетел. Тут же вскакивайте и бегите дальше. Все игроки поля стремятся быстрее освободиться от службы и занять город. Быстрее всего это достигается, если кому-то удастся поймать «свечку», то есть поймать мячик на лету, пока он не коснется земли. Тогда игрок кричит: «Свеча!» и вместе со всеми игроками поля переселяется в город. Кричать «Лапта!», когда партия переходит в город, почетное право бить первым переходит тому игроку, которому удалось поймать свечку. А дальше очередь устанавливает матка. Партия проигрывает город, если кто-то из игроков «ожегся». Другими словами - мячик имеют брать в руки и прикасаться к нему только подавальщик и игроки поля. Игрок, заметивший, что кто-то из другой партии ожегся, обязан тут же крикнуть «лапта», давая знать своим товарищам, чтобы они поскорее уходили с поля. Хороший удар - это один из главных секретов успешной игры в лапту. Если в городе много ребят, ожидающих перебежки, а на кону их вовсе нет, то лучше бить не сильно и направлять мяч немного вниз, чтобы он покатился по земле. Такой удар называли «дать землянку». Если удар выполнен правильно, ребята успеют пробежать половину поля. А салить в вдогонку и издалека, пустое занятие. Выгодно бить и так, чтобы мяч летел быстро, далеко, но чуть ли не над самой землей. По законам физики, чтобы как можно дальше бросить предмет, надо бросать его под углом в 45 градусов к горизонту. Бить лаптой по мячу надо так, чтобы он улетел на максимальное расстояние. Немного снизу и обязательно по центру. При любых ударах ноги для устойчивости должны быть слегка расставлены. Мы вам рассказали только азбуку лапты, при помощи которой ребята, родители и преподаватели смогли бы во время игры изобрести свои хитрости и уловки. А.С.Пушкин словами своего героя из «Истории села Горюхина» правда немного иронично назвал лапту «наукой» - «таким образом достиг я 16-летнего возраста, оставаясь при первоначальном моем образовании и играя в лапту с моими потешными, единственная наука, в коей приобрел я достаточное познание…» (А.С.Пушкин,1986), А.С.Пушкин и сам был не прочь сыграть в лапту. Рассказывая о детстве поэта, его друг, декабрист Иван Пущин, вспоминает, что он был «…мастер прыгать через стулья, бегать, бросать мячик и пр.»(И.И.Пущин,1989). Сам же А.С.Пушкин писал: «В те дни когда поэме меткой не предпочел бы мячик меткий»(А.С.Пушкин,1986).

Русская лапта доступна всем. Она не менее увлекательна, чем футбол. Она разнообразнее футбола и более безопасна. Хоть лапта - старинная наша игра, но в ней есть элементы многих олимпийских видов спорта - тут и гандбол, и теннис, и баскетбол, и футбол, и спринтерский бег. Есть еще одно замечательное отличие лапты от строгих спортивных игр - это народная, вольная игра и здесь гораздо больше возможностей каждому проявить черты своего характера; смелость или осторожность, быстроту решений или упорство, рассудительность или потешный юмор. Ведь когда играют в лапту, всю дорогу на поле крик и смех, бесконечные шутки, подначки, кто во что горазд. А в спортивных играх все карается судьями. Смотреть со стороны на лапту - огромное удовольствие, а играть самому - тем более.

2.Выявление знаний о русских народных играх среди учащихся лицея.

2.1 Анкетирование учащихся лицея и их родителей.

Чтобы выявить знания о русских народных играх мы провели социологический опрос, предложив ответить на поставленные вопросы учащимся нашего лицея их родителям, а так же бабушкам и дедушкам. Из всех задаваемых вопросов мы выбрали самые, на наш взгляд, важные. Первым нашим вопросом был вопрос: «Какие русские народные игры вы знаете?» Второй вопрос звучал так: « Играете ли вы в русские народные игры?» Всего на анкету ответило 60 человек (см. Приложение Анкета). На основании ответов мы построили диаграмму (см. Приложение Диаграмма). Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что современные дети не знают русских народных игр и не умеют в них играть.

2.2 Практическое применение полученных знаний о русских народных играх.

Собрав группу учащихся из 4-6 классов нашего лицея, мы стали обучать их играть в самые интересные на наш взгляд игры, разучили с ними различные считалки (см. Приложение) Одной из первых игр, которую мы выучили, стала игра в горелки. (см. Приложение). Играли в чехарду (см. Приложение). Закалялись, бегая босиком по снегу и очень много времени проводили на свежем воздухе (см. Приложение). Но самой любимой игрой у нас стала лапта. Для игры в зале мы по выкройке сами сшили себе мячик, а из черенка для лопаты сделали лапту (см. Приложение).

3. Личное мнение.

3.1 Школьный врач - Бобкова Н. Е.

24 декабря, ученицы 9Бкласса, Гареева В. и Тарасова В. взяли интервью у школьного врача Бобковой Нины Ефимовны, которая начиная с сентября 2008 и по настоящее время, наблюдала за самочувствием ребят занимающихся в нашей группе. Она отметила, что ребята стали меньше болеть простудными заболеваниями, улучшилось их физическое развитие. Нина Ефимовна порекомендовала и дальше работать в этом направлении (см. Приложение).

3.2 Олимпийский чемпион Поветкин А.

27ноября, на стадионе «Гидросталь», Гареева В. встретившись с А. Поветкиным узнала его мнение о возрождении русских народных игр. Чемпион ответил на вопросы, и пожелав дальнейших успехов, отметив, что его спортивная карьера тоже начиналась с русских народных игр, в которые он играл в детстве (см. Приложение).

3.3 Белов В.

В это же время Тарасова В. взяла интервью у тренера А. Поветкина, В.Белова, который отметил, что рад тому что подрастающее поколение не забывает культуру нашего народа. В. Белов также отметил, что наши начинания по возрождению русских народных игр актуальны и полезны (см. Приложение).

Заключение

Народные игры - это часть нашей культуры, часть жизни нашего народа, наших предков, которую мы не должны забывать! Игры - это такое же народное творчество и народное богатство, как старинные песни и обряды. Но если песни появляются до сих пор, то новых детских игр во дворах совсем не видно. П.Д. Успенский писал, что «…придумывать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека…» (П.Д.Успенский,2000). Да и зачем придумывать, если такое множество драгоценных народных игр уже существует? Так не лучше ль нам не забывать наши старые, добрые игры? «Молва народная признает лапту за старинную, данность которой незапамятна дедам и прадедам» (Н.М.Карамзин,1988). Лапту мы должны отличать от всех других игр: это особенный род какой-то войны, где проворство, ловкость, быстрота почитаются отличительными качествами игрока. Мы знаем, что наши предки записывали только исторические события; все прочее хранилось в семейной жизни по обычаю и приданиям, из рода в род…» И нам очень захотелось продолжить традиции наших предков, возродить незаслуженно забытые игры, чтобы наши современники играли по старинным правилам, как столетия до нас в них играли наши близкие и далекие прабабушки и прадедушки. В пользу этого говорят и замечательно верные слова, написанные Е.А.Покровским еще в XIX веке: «…характер народа, безусловно, кладет свой заметный оттенок на детские игры… Веками установившиеся в данном народе игры и симпатичнее, и понятнее, и увлекательнее для детей этого народа» (В.С.Соловьев,1990).

А поэт Сергей Норовчатов заметил по поводу «Слова о полку Игореве»: «Единственная форма для единственного содержания» (С.С.Норовчатов,1970). Это с полным правом мы можем отнести и к старинным играм. Поэтому стоит кому-то, зачем-то изменить форму, то есть правила, и мудрая народная игра теряет не только свое единственное содержание, но и жизнеспособность. Кстати, так произошло с лаптой, когда в 1957 году ее переделали в спортивную игру, со строго установленным числом игроков команды, и состоящую из 2 половин по 30 минут. Победившую команду определяли по количеству очков за сделанные пробежки. Может для спорта это и годится, но для ребят во дворе такие ограничения не подходят. А им тоже надо играть. Ведь дворовая игра - это игра для всех, в которую играют и умелые, и неумелые, игра для веселья и собственного удовольствия, и в то же время - великолепное физическое и духовное развитие.

Забота о здоровье подрастающего поколения - одна из важнейших задач нашего общества. Здоровых детей становится все меньше. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями с раннего возраста. Медицина сегодня - это медицина болезней, медицина ремонта, а не медицина здоровья. Не случайно в концепции о 12-летнем образовании говорится: «необходимо сформировать у учащихся интерес и потребность укреплять свое здоровье, регулярно заниматься физическими упражнениями самостоятельно». Это одна из причин заставившая нас обратить внимание на старинные русские игры. Играя в них ребята не только укрепят здоровье, но станут сильнее, быстрее, умнее. Ведь недаром в древней Греции на скалах было выбито: «Хочешь быть умным - бегай, хочешь быть сильным - бегай. Хочешь быть здоровым - бегай»(В.А.Лепешин,2004). Нашей стране нужны здоровые, умные люди. Ведь все начинается с детства. Поэтому давайте заботиться о здоровье уже сегодня. И пусть нашим девизом станут слова: Здоровые дети - здоровая нация - процветающая Россия

Список литературы:

  1. Арзуманов С.Г. «Физическое воспитание в школе» - Р. Н/Д; Феникс, 2008.- С.-3,5,11.

  2. Бабенкова Е.А. «Как помочь детям стать здоровыми» - М.; Артель, 2003.-С.-5,8.

  3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» - М.; Правда,1988. - С.-318.

  4. Ишимова А.О. «История России» - М.; АСТ, 1996. Кн.1-С.-38.

  5. Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника» - М.; Правда, 1988.-С.-5,7,14.

  6. Карамзин Н.М. «Предания веков» - М.; Правда, 1987.-С.285.

  7. Лепшин В.А. «Подвижные игры» - М.; Школьная пресса, 2004.-С.-5,7,13-22.

  8. Норовчатов С.С. «Необычное литературоведение» - М.; Советская Россия, 1970.-С.-15.

  9. Олеарий А. «Описание путешествия в Московию» - М.; Частное издание, 1905.-С.-21.

  10. Покровский М.Н. «Русская история с древних времен» - С.П.; Частное издание, 1920.-С.-25.

  11. Помяловский Н.Г. «Очерк бурсы» - М.; Частное издание Погодина, 1907.-С.-24.

  12. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» - М.; Художественная литература, т.3, 1986.т.-2-С.-218.

  13. Пушкин А.С. «Барышня крестьянка» - М.; Художественная литература, т.3, 1986.т.-3-С-88.

  14. Пушкин А.С. «История села Горюхина» - М.; художественная литература, т.2, 1986.т.-2.-С-102.

  15. Пущин И.И. «Записки о Пушкине» - М.; Правда, 1989.-С.-10,41,71.

  16. Соловьев В.С. « Избранное» - М.; Советская Россия 1990.-С.-162.

  17. Успенский П.Д. «Ключ к загадкам мира» - Эксмо - пресс, 2000.-С.-432.

  18. Шубин Б.М. «Дополнение к портретам» - М.; Знание, 1985.-С.-18.

  19. Энциклопедия для детей «Спорт» - М.; Аванта, 2000.-С.-598.

  20. Якуб С.К. «Забытые игры» - М.; Детская литература, 1988.-С.-10,17,29,33,37,108,121.



© 2010-2022