- Преподавателю
- Физкультура
- Программа Шаги к ЗОЖ
Программа Шаги к ЗОЖ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никонорова Н.А. |
Дата | 28.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Бюджетное образовательное учреждение Омской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Черлакский детский дом»
Досугово - образовательная программа
Шаги к ЗОЖ
(рекомендовано для работы с детьми
детского дома 4-17 лет)
Срок реализации - 2 года.
Авторы:
Никонорова Н.А. - I кв. категория
Никоноров М.А. - II кВ. категория
Черлак 2009
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарно-тематическое планирование
4. Содержание программы
5. Материальная база
6. Литература
Пояснительная записка
«Единственная красота,
которую я знаю, - это здоровье»
Г. Гейне
Здоровье человека - тема для разговора достаточна актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Повышенное внимание к здоровьесберегающей педагогике связано с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей в РФ. Катастрофически молодеют токсикомания и алкоголизм. Ещё более печальная картина наблюдается у детей, находящихся в особо трудных условиях, которые приводят их в детские дома и интернаты. Проблема обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тесно связана с вопросами охраны их здоровья, повышения их функциональных и адаптационных возможностей. Большинство детей поступает в детский дом из асоциальных, неблагополучных семей, а значит, начиная с периода беременности, ребёнок испытывает отрицательные влияния на состояние здоровья. Дети поступают в такие учреждения ослабленные, со сниженным иммунитетом, поэтому страдают частыми вирусными инфекциями, которые принимают затяжной, хронический характер. Поэтому проблема здоровья и здорового образа жизни у воспитанников детского дома считается особо актуальной.
Изучением проблем детского здоровья занимались: Н.К Смирнов, В.А Ананьев, Е.Г.Блинова, А.А.Баранов, И.И.Брехман, В.А.Васильков, Т.А.Берсенева и многие другие.
Чтобы изменить детей в лучшую сторону, научить их всему, окружить вниманием и заботой, потребуется немало времени и сил. И наша главная задача - обеспечить воспитанникам детского дома условия для нормальной жизнедеятельности, учёбы, развития задатков и способностей, адаптации в социальной среде, компенсируя тем самым отсутствие родительского тепла и заботы. Необходимым условием всестороннего и гармоничного развития личности является физическое развитие. Сохранение и укрепление здоровья наших детей позволит им создать свою семью, вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
В нашем детском доме проживает 59 человек 20 девочек и 39 мальчиков, возраст детей 4 - 17лет. Все дети, оставшиеся без попечения родителей.
По данным медицинского обследования 91,5 % воспитанников детского дома имеют различные заболевания: хронический тонзиллит, нарушение осанки и плоскостопие, понижение остроты зрения, малые аномалии сердца и др. К тому же 54, 3% детей курят, 18,6% были замечены в употреблении алкоголя, токсических и наркотических веществ.
Исходя из выше сказанного, стало очевидно, что назрела необходимость разработки программы «Шаги к ЗОЖ».
Цель программы: профилактика асоциальных явлений, сохранение и улучшение состояния здоровья воспитанников.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
-
Улучшить самочувствие детей, повысить умственную и физическую работоспособность.
-
Формировать потребность в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом.
-
Развивать и совершенствовать основные двигательные качества (силу, ловкость, выносливость).
-
Развивать стремление быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
-
Воспитывать нравственные качества (смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность, ответственность)
-
Увеличить охват детей физкультурно-оздоровительной работой.
-
Популяризировать совместный семейный досуг.
Программа реализуется в одном направлении: физкультурно-оздоровительная работа. Работа ведется по трём видам деятельности: обучающие занятия, спортивные часы, досуг.
Рассчитана программа для занятий с детьми старшей, средней, младшей и смешанных групп, сроком на два года.
Предпочтение в программе отдаётся групповой форме работы. Предпочтение в программе отдаётся групповой форме работы. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Режим занятий:
спортивный час 1 раз в неделю для группы-семьи, обучающие занятия каждый день для смешанной группы детей, час здоровья - 1 раз в месяц для смешанной группы детей, досуг - в среднем одно мероприятие в месяц для каждой возрастной группы.
Место проведения: актовый зал, холл 5 группы, спортивная площадка, спортивная школа, тренажёрный зал и т.д.
Для занятий необходимо следующее оборудование: ТСО, спортивный инвентарь, методическая и учебная литература, спортивная форма.
Реализация учебно-воспитательных задач достигается за счёт использования разнообразных видов деятельности:
- обучающие занятия, спортивные часы;
- конкурсы, игры, турниры, эстафеты;
- товарищеские встречи;
- походы (летние и зимние на лыжах);
- спортивные праздники, дни здоровья;
- соревнования различного уровня, многоборье;
- дискуссии, беседы со специалистами;
- познавательные игры;
- круглые столы, практикумы, акции;
- лекции, изучение литературы, просмотр учебных видеофильмов;
Основные принципы:
''Смысл занятий в самих занятиях'';
''Главная победа - победа над самим собой'';
'' Умение думать - не развлечение, а обязанность''.
Таким образом, реализация программы «Шаги к ЗОЖ»» будет содействовать увеличению охвата детей физкультурно-оздоровительной работой, сужению сферы противоправных действий, искоренению вредных привычек, стабилизации и улучшению самочувствия воспитанников, улучшению психологического климата в детском коллективе, снижению уровня конфликтности, сближению детей и воспитателей.
Формой подведения итогов по реализации образовательных задач программы является конкурс «Самая спортивная семья». Для выявления лучшей семьи подводятся итоги по участию в спортивных мероприятиях детского дома, районных и областных соревнованиях, посещению спортивных секций, спортивных часов и успеваемости детей на уроках физической культуры.
Учебный план
Физкультурно-оздоровительная работа
1 год обучения
2 год обучения
-
Обучающие занятия
-
Спортивные часы
-
Утренняя зарядка
-
Досуг
232 ч
190 ч
190 ч
37 ч
232ч
190 ч
190 ч
53 ч
Всего часов
649 ч
665 ч
Календарно-тематическое планирование
-
Обучающие занятия (1 и 2 год обучения)
Сентябрь
-
Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
-
Бег на короткие дистанции. Старт. Финиш.
-
Бег на средние дистанции. Эстафеты.
-
Развитие общей выносливости.
-
Футбол. Удары с дальней дистанции.
-
Туризм. Азимут. Подвижные игры.
-
Волейбол. Верхняя прямая подача.
-
Туризм. Ориентирование на местности.
-
ОФП. Подвижные игры.
-
Стритбол. Правила и судейство. Учебная игра.
-
Бег на дальние дистанции. Подвижные игры.
-
Бег 30м. Челночный бег.
-
Поднимание туловища, подтягивание, отжимание.
-
Футбол. Работа с вратарём.
-
Футбол. Учебная игра.
-
Волейбол. Приём мяча снизу после подачи.
-
Волейбол. Тактика игры в защите.
-
Волейбол. Тактика игры в нападении.
-
Волейбол. Учебная игра.
-
Туризм . Переправы.
-
Стритбол. Игра в нападении. Учебная игра.
-
Стритбол. Игра в защите. Учебная игра.
-
Круговая тренировка.
-
Футбол. Учебная игра.
-
Волейбол. Учебная игра.
-
Стритбол. Учебная игра.
Октябрь
-
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Передача эстафетной палочки.
-
Эстафетный бег. Развитие силовых качеств.
-
Футбол. Штрафные удары.
-
Футбол. Удары с углового. Работа с вратарём.
-
Футбол. Учебная игра.
-
Стритбол. Трёхочковые броски.
-
Стритбол. Штрафные броски.
-
Стритбол. Учебная игра.
-
Круговая тренировка.
-
Подвижные игры.
-
Туризм. Ориентирование на местности.
-
Настольный теннис. Правила и судейства.
-
Настольный теннис. Подача.
-
Футбол. Финты. Учебная игра.
-
Футбол. Учебная игра.
-
Настольный теннис. Учебная игра.
-
Круговая тренировка.
-
Подвижные игры. Эстафеты.
-
Просмотр игр КХЛ.
-
Дартс.
-
ОФП.
-
Развитие силовых качеств. (тренажёрный зал)
-
Футбол. Учебная игра.
-
Настольный теннис. Учебная игра.
-
Подвижные игры.
-
Дартс.
Ноябрь
-
Настольный теннис. Учебная игра.
-
Туризм. Топознаки.
-
Туризм. Ориентирование по карте.
-
Туризм. Узлы.
-
Подвижные игры.
-
Круговая тренировка.
-
Развитие мышц верхнего плечевого пояса. (тренажёрный зал)
-
Развитие мышц брюшного пресса. (тренажёрный зал)
-
Настольный теннис. Учебная игра.
-
Дартс.
-
Подвижные игры.
-
ОФП
-
Жонглирование мячом (тест).
-
Дартс.
-
Подвижные игры.
-
Футбол. Удары по мячу с дальней дистанции.
-
Футбол. Удары по мячу со средней дистанции.
-
Футбол. Работа с вратарём . удары по мячу с близкой дистанции.
-
Футбол. Удары по мячу с близкой дистанции.
-
Футбол. Удары с углового.
-
Развитие силовых качеств.
-
Игра в нападении.
-
Подвижные игры.
-
Теннис. Парная игра.
-
Теннис. Парная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
Декабрь
-
Инструктаж по ТБ зимние виды спорта.
-
Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 5км
-
Преодаление уступов и выступов при спуске.
-
Прохождение дистанции до 5 км.
-
Коньки. Катание по прямой.
-
Коньки. Катание по прямой.
-
Коньки. Повороты переступанием.
-
Коньки. Повороты переступанием.
-
Переход с попеременных ходов на одновременные ходы.
-
Прохождение дистанции до 5 км.
-
Попеременный двухшажный ход.
-
Спуски с различных стоек с гор. Торможение «плугом и «упором»
-
Подъем в гору скользящим шагом. Повороты прыжком.
-
Попеременный двухшажный ход.
-
Прохождение дистанции до 5 км.
-
Коньки. Катание спиной вперёд.
-
Коньки. Катание спиной вперёд.
-
Лыжи. Бесшажный ход.
-
Переход с попеременных ходов на одновременные ходы.
-
Прохождение дистанции до 5 км.
-
Подъем в гору скользящим шагом. Повороты прыжком.
-
Контрольное занятие по лыжной подготовке.
-
Мини-футбол на снегу. Учебная игра.
-
Мини-футбол на снегу. Учебная игра.
-
Мини-футбол на снегу. Учебная игра.
-
Мини-футбол на снегу. Учебная игра.
Январь
-
Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 6км
-
Переход с одновременных ходов на попеременные ходы.
-
Попеременный двухшажный ход.
-
Спуски с различных стоек с гор. Торможение «плугом и «упором»
-
Подъем в гору скользящим шагом. Повороты прыжком.
-
Попеременный двухшажный ход. Спуски с крутых гор.
-
Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 6км
-
Переход с одновременных ходов на попеременные ходы.
-
Лыжные эстафеты.
-
Передача мяча. Ведение мяча. Мини-футбол.
-
Игра головой. Мини-футбол.
-
Учебная игра в мини-футбол.
-
Комбинированные ходы. Прохождение дистанции до 6км.
-
Переход с одновременных ходов на попеременные ходы.
-
Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции.
-
Спуски с различных стоек с гор. Торможение «плугом и «упором»
-
Подъем в гору скользящим шагом. Повороты прыжком.
-
Попеременный двухшажный ход. Спуски с крутых гор.
-
Контрольное занятие по лыжной подготовки.
-
Коньки. Катание спиной вперёд.
-
Коньки. Катание спиной вперёд.
-
Коньки. Катание по прямой.
-
Коньки. Катание по прямой.
-
Катание на коньках.
-
Катание на коньках.
-
Эстафеты на коньках.
Февраль
Развитие физических качеств.
-
Мини-футбол на снегу. Учебная игра.
-
Мини-футбол на снегу. Учебная игра.
-
Мини-футбол на снегу. Учебная игра.
-
Мини-футбол на снегу. Учебная игра.
-
Коньки. Катание по прямой.
-
Коньки. Катание по прямой.
-
Коньки. Повороты переступанием.
-
Коньки. Повороты переступанием.
-
Попеременный двухшажный ход. Спуски с крутых гор.
-
Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 6км
-
Переход с одновременных ходов на попеременные ходы.
-
Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 5км
-
Преодаление уступов и выступов при спуске.
-
Прохождение дистанции до 5 км.
-
Теннис. Парная игра.
-
Теннис. Парная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Туризм. Узлы.
-
Подвижные игры.
-
Круговая тренировка.
-
Переход с одновременных ходов на попеременные ходы.
-
Лыжные эстафеты.
-
Катание на коньках.
Март
-
Подвижные игры.
-
Теннис. Парная игра.
-
Теннис. Парная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Настольный теннис. Учебная игра.
-
Туризм. Топознаки.
-
Туризм. Ориентирование по карте.
-
Туризм. Узлы.
-
Подвижные игры.
-
Круговая тренировка.
-
Развитие мышц верхнего плечевого пояса. (тренажёрный зал)
-
Развитие мышц брюшного пресса. (тренажёрный зал)
-
Настольный теннис. Учебная игра.
-
Дартс.
-
ОФП.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Развитие мышц верхнего плечевого пояса. (тренажёрный зал)
-
Развитие мышц брюшного пресса. (тренажёрный зал)
-
Настольный теннис. Учебная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Развитие мышц верхнего плечевого пояса. (тренажёрный зал)
-
Развитие мышц брюшного пресса. (тренажёрный зал)
-
Теннис. Учебная игра.
-
Подвижные игры.
Апрель
-
Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Дартс.
-
Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
-
Бег на короткие дистанции.
-
Бег на средние дистанции. Эстафеты.
-
Развитие общей выносливости.
-
Развитие мышц верхнего плечевого пояса. (тренажёрный зал)
-
Развитие мышц брюшного пресса. (тренажёрный зал)
-
Подвижные игры.
-
Подвижные игры.
-
Теннис. Парная игра.
-
Теннис. Парная игра.
-
Теннис. Учебная игра.
-
Подвижные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, кувырков.
-
Передача мяча. Ведение мяча. Мини-футбол
-
Игра головой. Мини-футбол.
-
Использование корпуса. Мини-футбол.
-
Обыгрыш сближающихся противников, финты. Мини-футбол.
-
Контрольные упражнения.
-
Учебная игра в мини-футбол.
-
Лапта; передача мяча с места, удары битой по мячу различными способами, игра.
-
Лапта; передача мяча в движении, удары битой по мячу, игра.
-
Лапта; передача мяча в тройках, удары битой по мячу, игра.
Май
-
Лапта; передача мяча на различные расстояния, удары битой по мячу, игра.
-
Инструктаж о ТБ по легкой атлетике. Беговые упражнения.
-
Бег 60 метров, прыжки в длину с места и с разбега Техника финиша и старта.
-
Метание малого мяча. Бег до 3к м.
-
Волейбол; передача мяча в парах, нижняя прямая подача мяча через сетку, прием мяча снизу.
-
Волейбол; техническая подготовка.
-
Волейбол; учебная игра по упрощенным правилам.
-
Подвижные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, кувырков.
-
Передача мяча. Ведение мяча. Мини-футбол.
-
Игра головой. Мини-футбол.
-
Использование корпуса. Мини-футбол.
-
Работа с вратарём. Мини-футбол.
-
Бег 60 метров, прыжки в длину с места и с разбега.
-
Метание малого мяча. Бег до 3к м.
-
Лапта; передача мяча на различные расстояния, удары битой по мячу, игра.
-
Бег 60 метров, прыжки в длину с места и с разбега Техника финиша и старта.
-
Волейбол; передача мяча в парах, нижняя прямая подача мяча через сетку, прием мяча снизу.
-
Волейбол; техническая подготовка.
-
Волейбол; двусторонняя игра.
-
Волейбол; двусторонняя игра.
-
Стритбол. Трёхочковые броски.
-
Стритбол. Штрафные броски.
-
Стритбол. Учебная игра.
-
Круговая тренировка.
-
Подвижные игры.
-
Туризм. Ориентирование на местности.
Спортивные часы
Настольный теннис, волейбол, стритбол, подвижные игры, шахматы, шашки, дартс, мини-футбол, занятия в тренажёрном зале, катание на лыжах, катание на коньках, эстафеты, весёлые старты.
Уроки здоровья
Сроки
проведения
1 год обучения
2 год обучения
Сентябрь
«Острый вопрос» -
тест - опросник
«Ох, не лёгкая это задача. Бросающим курить» посвящается - упражнения
Октябрь
«Подростковая токсикомания-
беседа
«Конфету за сигарету» - акция
Ноябрь
«Курильщик, сам себе могильщик!» - дискуссия
«ВИЧ/СПИД не щадит никого и касается каждого» - час вопросов и ответов
Декабрь
«СПИД - болезнь души» - просмотр фильма
«Нательная живопись»
- лекция
Январь
«В гостях у Пилюлькина» - познавательная игра
«Здоров будешь - всё добудешь» - КТД
Февраль
«Защити себя сам» - беседа врача-нарколога
«Доктор Неболит» - практикум
Март
«Твоя жизнь - твой выбор» - круглый стол
«Подростковый алкоголизм» - беседа врача- нарколога
Апрель
«Что ты можешь сам сделать для своего здоровья» - беседа - практикум
Мониторинг Вредных привычек.
Содержание раздела программы «Уроки здоровья»
1 год обучения
1. Тема: «Острый вопрос» - тест - опросник по выявлению риска к зависимому поведению.(№ 8, 2009г., стр38)
2. Тема: «Подростковая токсикомания»- беседа. Что такое токсикомания? История и современность. Потребители ингалянтов. Действие токсических веществ. Признаки опьянения. Передозировка. Эпизодическое употребление или токсикомания? Развитие зависимости. Последствия злоупотребления. Как помочь подростку. (№ 6, 2009 г., стр. 38)
3. Тема: «Курильщик, сам себе могильщик!» - дискуссия. Проведения опыта, который показывает сколько вредных веществ остаётся в лёгких после одной выкуренной сигареты. Выслушивание различных мнений о вреде курения.(4 стр. 21.)
4. Тема: «СПИД - болезнь души» - просмотр фильма.
5. Тема: «В гостях у Пилюлькина» - познавательная игра. Викторина. Вопросы для обсуждения. (№ 8 стр. - 30)
6. Тема: «Защити себя сам» - беседа врача-нарколога. Что такое наркомания. Факторы риска развития наркомании. ( 4 стр.6 - 13)
7. Тема: «Твоя жизнь - твой выбор» - круглый стол. Причины употребления ПАВ, портрет подростка, употребляющего ПАВ. Ответственность за приём ПАВ. Игра «Автобус желаний».(№ 7 стр.26)
8. Тема: «Что ты можешь сам сделать для своего здоровья» - беседа
практикум. «Мозговой штурм» - на тему: «Как убедить окружающих вести ЗОЖ? Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым?» Конкурс на лучшую идею проекта. Групповая работа над проектами: учимся ставить цели и пытаемся найти способ их достижения. Обсуждение проектов, проведение конкурса. Подведение итогов. (№ 14, 2009г., стр.47)
2 год обучения
1.Тема: «Ох, не лёгкая это задача. Бросающим курить посвящается» - упражнения для самовнушения. Текст-самовнушение. (№7, 2009 г., стр.38)
2. Тема «Конфету за сигарету» - акция. Обмен сигарет на конфеты.
3. Тема: «ВИЧ/СПИД не щадит никого и касается каждого» - час вопросов и ответов.
4. Тема: «Нательная живопись» - лекция. История возникновения татуировки. Что представляет собой современная «нательная живопись». Противопоказания. Делать ли подросткам татуировки? (№ 15, 2009 г., стр.38)
5. Тема: «Здоров будешь - всё добудешь» - КТД. Дети делятся на команды и выполняют задания: «Девиз»- краткое изречение, в котором в лаконичной форме формулируется жизненный принцип человека. «Синонимы» - подбор синонимов к доставшемуся глаголу. «Частокол» - отгадывают шифровку доктора Неболита. «Походка спортсмена» - изображают походку разных спортсменов. «Здоровому всё здорово» - изображают разный смех. «Дорожный знак» - рисуют знаки: осторожно жидкий асфальт, глухие старушки и т.д. «Сила духа» - надувают шарики, пока они не лопнут. «Блицтурнир» - вопросы, загадки о ЗОЖ. «Здоровье» - на каждую букву в слове дети подбирают слова о ЗОЖ Подводится итог и награждение. (14 стр. 10)
6. Тема: «Доктор Неболит» - практикум. Беседа «Откуда берутся болезни», тест «Мой страх», рисунок «Мой страх» и его уничтожение.(№16, 2009 г.)
7. Тема: «Подростковый алкоголизм» - беседа врача- нарколога. «Я - игра» - вопросы записаны на карточках, имеющие форму буквы «я», на какую карточку упал кубик на тот вопрос и отвечает игрок. Предварительная работа: проведение опытов с луком, семенами. (14 стр.12).
8. Тема: Мониторинг Вредных привычек - опросник.(№14, 2006 г. стр. 26)
«Досуг»
1 год обучения
Сроки
Возрастная группа
Общие мероприятия
Старшая
Средняя
Младшая
Сентябрь
«Чемпион скакалки» - конкурс (2ч)
«Поиграем?» - подвижные игры
(1ч)
«Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка» - игры (1ч)
Октябрь
Товарищеская встреча по волейболу (взрослые - дети) (2ч)
«Белые и чёрные» - турнир по шашкам (1ч)
Ноябрь
Турнир по настольному теннису (6ч)
«Праздник скакалки» - игры (1ч)
Декабрь
«Сороконожки на лыжне» - эстафеты (1ч)
«СПИДу - нет!» -товарищеский матч по футболу с приглашением МЧС, пограничной службы, РОВД (2 ч)
Январь
«Волшебница зима» - лыжный поход (2ч)
«В гостях у сказки» - эстафеты
(1ч)
Февраль
«Шоу сорванцов» - праздник (1ч)
«Весёлые старты»
(1ч)
Март
«Сильные и ловкие» - эстафеты
(1ч)
Апрель
«В мире спорта» - день здоровья (3ч)
«Олимпийское многоборье» (6ч)
Май
«Сокровища капитана Флинта» - игра (1ч)
«Мой весёлый звонкий мяч» - спортивный праздник (1ч)
«Вместе весело шагать…» поход (3ч)
Август
«Школа выживания» - поход (3 дня)
2 год обучения
Сроки
Возрастная группа
Общие мероприятия
Старшая
Средняя
Младшая
Сентябрь
Соревнования по футболу (9ч)
«Поиграем?» - подвижные игры на свежем воздухе (2ч)
Октябрь
«Безопасное колесо» - эстафеты (1ч)
Ритмическая гимнастика
(1ч)
Ноябрь
«В яблочко» - соревнования по дартсу.
(6ч)
«Белые и чёрные» - турнир по шашкам (6ч)
Декабрь
«Зимние забавы» - эстафеты (1ч)
«Для самых маленьких» - эстафеты
(1ч)
Январь
«Зимушка зима» - поход (3ч)
Февраль
Турнир по настольному теннису
(6ч)
«Весёлые старты»,
посвященные Дню защитника Отечества (1ч)
Март
Товарищеская встреча по волейболу (дети-взрослые) (2ч)
«Юные
олимпийцы» - эстафеты
(1ч)
Апрель
«В мире спорта» (день здоровья)
(3ч)
«Все вместе»
- многоборье (отжимание, прыжки на скакалке, поднимание туловища) (6ч)
Май
Соревнования в перетягивании каната
(1ч)
«Вместе весело шагать…» поход (3ч)
Август
«Школа выживания» - поход (3 дня)
Содержание раздела программы
«Досуг»
1 год обучения
-
Тема: «Чемпион скакалки» - конкурс по прыжкам на скакалке, на лучший результат по группам, личное первенство.
-
Тема: «Поиграем?» - подвижные игры на свежем воздухе
«Третий лишний», «Вышибала», «Лягушки» - вас заколдовала злая волшебница. Вы должны прыгать на корточках и квакать пока к вам не дотронутся волшебной палочкой.
-
Тема: «Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка» - игры на свежем воздухе.
-
Тема: Товарищеская встреча по волейболу (взрослые - дети)
-
Тема: «Белые и чёрные» - турнир по шашкам - личное первенство.
-
Тема: Турнир по настольному теннису - личное первенство.
-
Тема: «Праздник скакалки» - игры со скакалкой
-
Тема: «Сороконожки на лыжне» - эстафеты на лыжах, санках.
-
Тема: «СПИДу - нет!» - товарищеский матч по футболу с приглашением МЧС, пограничной службы, РОВД.
-
Тема: «Волшебница зима» - лыжный поход , эстафеты , фотосессия.
-
Тема: «В гостях у сказки» - эстафеты
-
Тема: «Шоу сорванцов» - праздник, посвящённый 23 февраля. Весёлые конкурсы для мальчиков.
-
Тема: «Весёлые старты», посвященные Дню защитника Отечества
-
Тема: «Сильные и ловкие» - эстафеты
-
Тема: «В мире спорта» (день здоровья) - выпуск газет «Мы спортивная семья», Олимпийская викторина, весёлые старты.
-
Тема: «Олимпийское многоборье» - отжимание, прыжки на скакалке, поднимание туловища, прыжки в длину с места по группам и личное первенство.
-
Тема: «Сокровища капитана Флинта» - игра, ищем клад.
-
Тема: «Мой весёлый звонкий мяч» - спортивный праздник, игры с мячом.
-
Тема: «Вместе весело шагать…» поход. Разбивка бивуака, игры.
По окончании первого года обучения дети должны знать:
- что такое здоровье и ЗОЖ;
- когда состоялись первые Олимпийские игры;
- кто был основателем возрожденной традиции Олимпийских игр;
- почему марафонский бег составляет 42 километра;
- где проходили Олимпийские игры 2004 года;
- в каком году проходила Олимпиада в Москве;
- как чествовали и какими почестями награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции;
- как разбивать бивуак;
- правила спортивных игр;
- что такое токсикомания. Действие токсических веществ. Последствия злоупотребления.
- что такое СПИД, его признаки;
- что такое наркомания, факторы риска развития наркомании;
- какая грозит ответственность за приём ПАВ;
Уметь:
- прыгать на скакалке;
- играть в подвижные, спортивные игры, настольный теннис, шашки;
- разбивать бивуак;
- отжиматься, поднимать туловище, прыгать в длину.
- играть в футбол, стритбол, волейбол, лапту;
- выполнять комплекс утренней гимнастики;
- играть в подвижные игры;
- кататься на лыжах и коньках;
- проводить опыты;
- играть в игру «Автобус желаний»
- формулировать и высказывать свои предложения по обозначенной теме;
- оценивать результаты своей деятельности;
- ставить цели и добиваться их достижения;
Содержание раздела «Досуг»
2 год обучения
-
Спортивные игры (футбол, пионербол, волейбол)
-
«Поиграем?» - подвижные игры на свежем воздухе
-
«Безопасное колесо» - эстафеты на велосипедах
-
Ритмическая гимнастика, выполнение упражнений под музыку
-
Товарищеская встреча по баскетболу
-
«Белые и чёрные» - турнир по шашкам: личное первенство
-
«Зимние забавы» - эстафеты на лыжах, санках, с клюшками.
-
«Для самых маленьких» - эстафеты на лыжах, санках, с клюшками.
-
«Зимушка зима» - поход на расстояние 5 км. Эстафеты.
-
Турнир по настольному теннису: личное первенство.
-
«Весёлые старты», посвященные Дню защитника Отечества
-
Товарищеская встреча по волейболу (дети-взрослые)
-
«Юные олимпийцы» - эстафеты
-
«В мире спорта» (день здоровья): выпуск листа здоровья, викторина, весёлые старты.
-
«Все вместе» - многоборье (отжимание, прыжки на скакалке, поднимание туловища)
-
Спортивные игры (футбол, волейбол, пионербол)
-
Игры на свежем воздухе
-
«Вместе весело шагать…» поход, разбивка бивуака, эстафеты.
По окончании второго года обучения дети должны знать:
- кто был первым победителем первых Олимпийских игр;
- откуда пришло слово стадион;
- когда состоялись первые Олимпийские игры;
- кто был основателем возрожденной традиции Олимпийских игр;
- в каком году пройдут Олимпийские игры в Сочи;
- правила спортивных игр;
- история возникновения татуировки. Что представляет собой современная «нательная живопись». Противопоказания. Делать ли подросткам татуировки;
- откуда берутся болезни;
Уметь:
- кататься на велосипедах;
- прыгать на скакалке;
- играть в подвижные, спортивные игры, настольный теннис, шашки, дартс;
- разбивать бивуак;
- отжиматься, поднимать туловище, прыгать в длину.
- играть в футбол, стритбол, волейбол, лапту;
- выполнять комплекс утренней гимнастики;
- играть в подвижные игры;
- кататься на лыжах и коньках;
- выполнять упражнения для самовнушения;
- что такое ВИЧ/СПИД, пути его передачи;
- подбирать синонимы;
- отгадывать шифровки, загадки о ЗОЖ;
- играть в игру «Я - игра»;
- проводить опыт с луком, семенами;
Кадровое обеспечение
Специалисты: инструктор по физической культуре, врач-педиатр, врач-нарколог, воспитатели, педагог - организатор, специалисты из комитете по делам молодёжи, пограничная служба, МЧС, сотрудники РОВД,
Материальная база
ТСО: магнитофон, телевизор, медиапроектор, DVD плейер, диски.
Спортивный инвентарь: скакалки, обручи, тренажёры, мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные шарики, теннисный стол, ракетки, лыжи, коньки, дартс, канат, велосипеды, кегли, резиновые мячи, гимнастические палки, гимнастические коврики, шведская стенка, шахматы, шашки, эспандеры.
Литература
-
Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков. - Екатиринбург, 2001.
-
Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. - М., 2000.
-
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: физкультура и спорт, 1988 г.
-
Белогуров С.Б., В.Ю. Климович. Профилактика подростковой наркомании. М.% Центр «Планетариум», 2002 г.
-
Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. - Ханты-Мансийск, 2003.
-
Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. М.: Физкультура и спорт, 1987г.
-
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М,: ВАКО,2004.
-
Здоровье детей. № 14, 21 - 2006г; № 6,7,8,14,15,16 - 2009 г.
-
Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании. Под ред. В.В.Аршиновой. М., 2007 г.
-
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2001г.
-
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
-
Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003.
-
Портных Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. СПб., 1994.
-
Последний звонок. № 4, 2003 г.
-
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - 2 -е изд., испр. И доп.. М.: АРКТИ, 2006.
-
Столяров В.Д. Уроки здоровья. - Йошкар-Ола, 2003.
-
Формирование здорового образа жизни российских подростков. - М., 2002.
-
Фарфель В.С. развитие движений у детей школьного возраста. - М.: 1999г.
-
Школа здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Т 1,2// под общей редакцией И.В. Кузнецовой. - М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003.
Литература для детей
-
Белов Н.В. Современная энциклопедия для мальчиков.- Мн.: современный литератор, 1999.
-
Волчек Н.М. Современная энциклопедия для девочек. - Мн.: Литература, 1997.
-
Мерзляков Ю.А. Путь в Страну Здоровья. Мн.: Полымя, 1982.
-
Рыбников В.Ю. Твоё здоровье. Регуляция психики. - М.: 2005.
Приложение №1
Таблица №1
Мониторинг
состояния здоровья воспитанников БОУ «Черлакский детский дом»в 2009-2011 гг.
Год
Кол-во воспитанников
Данные медицинского осмотра
Группы здоровья
Основ.
Подгот.
Спец.
2009- 2010
44
95,5% - имеют различные заболевания и только 4,5% здоровы
74,9%
18,3%
6,8%
2010 - 2011
45
8,8 % воспитанников здоровы, 91,2 - имеют различные заболевания
77,8%
15,6%
6,6%
Таблица №2
Мониторинг
количества несовершеннолетних с асоциальным поведением
в БОУ «Черлакский детский дом»
Год
Кол-воспитанников
Курят
Замечены в употреблении ПАВ, алкоголя, наркотических веществ
Состоят на учёте в ПДН и КДН
2009- 2010
44
34,1%
18,2%
13,6%
2010 - 2011
45
24,5%
15,5%
8,9%
Вывод: из данной информации можно сделать вывод, что досугово-образовательная программа «Шаги к ЗОЖ» даёт результаты. Поэтому рекомендована для дальнейшей работы с детьми особой заботы в 2011 - 2013 годах.
Приложение №2
Опыт организации в БОУ «Черлакский детский дом» туристического похода «Школа выживания»
Проблема сохранности и укрепления здоровья детей, выработка путей продуктивного её решения в образовательных учреждениях для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, стоит на первом месте.
К сожалению ЗОЖ не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей воспитанников детских домов.
Поэтому педагоги всегда находятся в поиске тех видов деятельности, которые давали бы максимально возможный, комплексный эффект в развитии ребёнка.
Занятие туризмом, физической культурой и спортом - поле для самоутверждения личности ребёнка. Одно из главных направлений работы коллектива детского дома - организация физкультурно - оздоровительной работы и спортивной деятельности. Систематические занятия туризмом и физической культурой укрепляют здоровье, закаливают организм ребёнка, учат находить самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, формируют важные черты характера: выносливость, физическую и психическую выдержку, уравновешенность, целеустремлённость и многие другие.
Основными формами туристическо - краеведческой деятельности в детском домеявляются туристические прогулки, походы и слёты- соревнования.
Туристические походы - вид образовательно - оздоровительной деятельности, способ прохождения маршрута. Это массовая активная форма туристическо-краеведческой деятельности, которая позволяет решать познавательные, воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи.
Туристические соревнования - массовые формы деятельности, ставящие своей целью приобщение к туризму и краеведению большое количество воспитанников и педагогов, а также выявление лучших туристических команд.
Вот уже 7 лет, сложившейся традицией в ОУ является трёхдневный поход «Школа выживания», участниками которого являются: Черлакский детский дом, Ивановский детский дом, Кормиловский детский дом, Розовский детский дом, (Ачаирский детский дом). В конце лета, перед отъездом выпускников из детского дома, мы отдыхаем на природе.
Цель похода: Сплочение детского коллектива через программу туристического похода.
Задачи:
-
Увеличить охват детей физкультурно-оздоровительной работой.
-
Улучшить самочувствие детей.
-
Воспитывать потребность в ЗОЖ.
-
Популяризировать совместный семейный досуг.
-
Поддерживать связь с выпускниками детского дома через совместный отдых;
-
Обучить туристическим навыкам детей, как важным элементам культурного отдыха;
-
Воспитывать чувство товарищества, дружбы и взаимоуважение между воспитанниками детских домов
Программа похода:
1 день
-
Преодоление пешеходного маршрута - 25 км.
-
Разбивка бивуака.
-
Общее построение.
-
Игра «Лучший костровой»
-
Приготовление пищи в походных условиях. Ужин.
-
Игра «Знакомство»
-
Волейбол. Футбол.
-
Конкурс походной песни у костра.
-
Встреча рассвета.
2 день
-
Игра «Секретный пакет» - спортивное ориентирование
-
Завтрак - конкурс «Самая вкусная каша»
-
Туристическая техника
-
Обед. Отдых.
-
Игра «Найди клад»
-
Ужин.
-
Конкурс «Лучшая походная байка». Отдых у костра.
3 день
-
Завтрак.
-
Весёлые старты.
-
Обед.
-
Уборка бивуака, палаток.
-
Общее построение. Награждение, прощание.
В программу соревнований по туристической технике входит:
-
Укладка рюкзака:
-
участники двух команд одновременно выходят на старт;
-
судья подаёт знак и запускает время;
-
участники должны правильно уложить необходимые туристические принадлежности в соответствии с требованиями;
-
судья следит за правильностью укладки, выставляет количество заработанных баллов, учитывая штрафы.
-
Переправа - туристическая полоса препятствий, проводится с целью приобретения навыков переправы через овраг, ущелье с помощью каната и обвязки.
-
инструктор с помощниками готовит(укрепляет) переправу;
-
все участники проходят инструктаж по преодолению препятствия;
-
правила пользования карабинами и вязание обвязки;
-
младшим помогают старшие дети.
-
Подъём по крутому склону
-
подъём с верёвкой и без неё.
-
«Лучший костровой»
-
Узлы.
-
Медицина
-
теоретический вопрос
-
практика
Что дают эти три дня детям:
- интересные знакомства и общение с друзьями;
- отдых и развлечение на воде;
- проба сил на туристическом полигоне, тренировки по технике туризма и спортивному ориентированию;
- отсутствие опеки, полное самообслуживание, взаимовыручка и товарищеская забот;
- навыки приготовления пищи в полевых условиях и оказание первой медицинской помощи;
- спортивные соревнования и игры;
- песни под гитару у ночного костра.
С помощью таких видов физкультурно-оздоровительной работы ведётся приобщение детей к ЗОЖ.
«Школа выживания - 2009»