- Преподавателю
- Физкультура
- Педагогические условия развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к спортивным играм
Педагогические условия развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к спортивным играм
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зеленко Н.Я. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогические условия развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к спортивным играм
Зеленко Нина Яковлевна - инструктор по физической культуре
МБОУ лицей «Технический» г. о. Самара
На базе муниципального бюджетного образовательного учреждения осуществлена экспериментальная работа.
Целью эксперимента стало выявление уровня развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к спортивным играм.
Диагностическая карта констатирующего эксперимента
Показатели
Диагностические задания
Осознанность
Диагностическое задание 1. Беседа «Любимые спортивные игры».
Цель - выявить уровень осознанности отношения детей к спортивным играм, стремление детей получить информацию о них, понимание ребенком способа удовлетворения познавательного интереса.
Глубина
Диагностическое задание 2. Беседа о разнообразных мячах.
Цель - выявить глубину интереса детей 6-7 лет к спортивным играм, интерес не только к фактам, качеству, свойствам, т. е. к внешней стороне предметов, но и к сущности, причинам, взаимным связям.
Действенность
Диагностическое задание 3. Наблюдение за детьми в двигательной игровой деятельности «Школа мяча».
Цель - выявить проявление интереса к спортивным играм в действиях с предметами, активность, направленную на познание спортивных игр и условий их организации, желание реализовать знания в собственной активности.
Эмоциональность
Диагностическое задание 4. Наблюдение на прогулке за играми детей при предоставлении им свободного доступа к разнообразному спортивному инвентарю.
Цель - выявить положительную или нейтральную модальность интереса: эмоционально-положительное отношение к спортивным играм или равнодушие, отсутствие эмоциональных проявлений.
На основе выделенных показателей, были определены три уровня развития у детей 6-7 лет познавательных интересов: низкий, средний, высокий.
Уровни
Количественные результаты
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Низкий
42%
39%
Средний
43%
43%
Высокий
15%
18%
В результате проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: преобладают дети с низким и средним уровнем развития познавательного интереса к спортивным играм.
Данные констатирующего эксперимента были использованы для формулирования гипотезы. В которой предполагается, что развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет к спортивным играм обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- обогащение представлений детей 6-7 лет о спортивных играх;
- организация обучения элементам спортивных игр в режимных моментах;
- создание условий в предметно-пространственной среде для самостоятельной организации спортивных игр.
Проверка гипотезы осуществлялась в формирующем эксперименте, который проводился в три этапа:
1-й этап - сообщение знаний, формирование представлений о спортивных играх;
2-й этап - выражение интереса в действиях со спортивным оборудованием в разных формах работы с детьми: при непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействии с семьями детей;
3-й этап - создание условий в предметной среде для самостоятельной игровой деятельности детей.
Первый этап был направлен на обогащение знаний детей о спортивных играх. Во время познавательных бесед детям сообщались сведения по следующей схеме: где возникла игра, какие предметы и условия необходимы для этой игры, действия участников, правила, известные спортсмены. Детям подносились интересные, необычные сведения об играх и мячах, показывались причинно-следственные связи в играх. Через официальный сайт гандбольной команды «Лада» мы связались с фан-клубом болельщиков и пригласили их к себе в детский сад. Они познакомили детей с символикой клуба «Лада» города Тольятти, со спортивными достижениями, показали форму игроков, рассказали о комплексной специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва № 1 «Олимп». Через сайт клуба «Лада» мы с детьми познакомились с видео- и фотогалереей этой спортивной команды. По предварительной договоренности с соседней школой нами была организована экскурсия на занятия кружковых секций по волейболу и баскетболу.
На втором этапе были определены формы работы с детьми: непосредственная образовательная деятельность, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей. Все содержание и методы образовательной деятельности были направлены на формирование у детей комплекса знаний о технике, действиях, функциях игроков, способа их выбора в зависимости от игровой ситуации, использование инвентаря, устройство спортивной площадки и формирование двигательных навыков игры.
Обучение элементам спортивных игр проводилось на занятиях по физической культуре и кружковой работе «Школа спортивных игр». Закрепление этих движений происходило на утренней гимнастике, на прогулке в играх (большой подвижности), утром и вечеров в группе (малой подвижности: «Кто больше начеканит», «Береги кеглю», «Бросай, лови, мяч не урони», «Обведи, не задень»).
На третьем этапе главным являлось накопление самостоятельного опыта деятельности со спортивным оборудованием: ракеткой, мячом и т. д. Для этого мы поместили спортивное оборудование в спортивном уголке и предоставили детям возможность самостоятельно действовать с ним. Очень важно побудить детей к ежедневной самостоятельной организации спортивных игр. Для этого мы каждый день выносили на прогулку спортивный инвентарь: мячи (баскетбольный, футбольный, волейбольный, гандбольный, теннисный, мяч для регби), ворота, баскетбольные щиты, волейбольную сетку, ракетки.
Дети имели возможность играть и на спортивной площадке детского сада и на групповом участке.
Двигательный центр в группе постоянно в течение эксперимента насыщался разнообразным материалом:
- физкультурным инвентарем (мячами разного назначения);
- познавательным материалом (спортивные журналы, художественная литература о спорте, схемы-пиктограммы, альбомы про спортсменов, о разных спортивных играх);
- дидактическими играми спортивного содержания;
- исследовательскими кармашками «Спортивные игры, что мы знаем о них» (стихи, фото, иллюстрации).
Вместе с детьми мы изготавливали карточки-схемы спортивных игр, на которых изображали правила игры, оборудование, количество играющих. Мы предусмотрели работу с видеозаписями спортивных игр, которые дети могли взять домой для просмотра.
Таким образом, разнообразное содержание спортивного уголка активизировало самостоятельную познавательную активность детей, позволило закрепить, конкретизировать и расширить имеющиеся и получаемые детьми сведения о мячах, спортивных играх, организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.
По итогам эксперимента было выявлено увеличение количества детей с высоким уровнем (44%) по всем показателям познавательного интереса и, соответственно уменьшение числа детей с низким уровнем (22%). Результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса к спортивным играм, что свидетельствует о возможности и необходимости организации работы в данном направлении.
Литература
-
Аршавский И. А. Ваш ребенок может не болеть. М., 2009.
-
Безруких М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2010.
-
Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М., 2008.
-
Шебеко В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры // Дошкольное воспитание. 2009. № 3.