- Преподавателю
- Физкультура
- Оздоровительная гимнастика с элементами ЛФК
Оздоровительная гимнастика с элементами ЛФК
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ракова Е.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Оздоровительная гимнастика
с элементами ЛФК»
I. Введение
1.1 Необходимость проведения занятий оздоровительной гимнастики
с элементами ЛФК с детьми специальной медицинской группы
II. Особенности организации занятий
по оздоровительной гимнастике
с учащимися специальной медицинской группы
2.1. Занятия с детьми специальной медицинской группы
2.2. Правила построения уроков оздоровительной гимнастики
с элементами ЛФК
Заключение (выводы)
Список литературы.
I. Введение
-
Необходимость проведения занятий оздоровительной гимнастики с элементами ЛФК с детьми специальной медицинской группы.
С каждым годом растет число детей, страдающих нарушением осанки, ожирением, частыми заболеваниями верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистыми заболеваниями, вегетососудистой дистонией, миопией, плоскостопием и т.д. Правильно подобранные общеразвивающие упражнения и упражнения ЛФК помогают укрепить мышечный корсет, устранить дефекты осанки и плоскостопие - частую причину серьёзных функциональных нарушений. Проведённая вовремя борьба с избыточным весом снимает фактор риска раннего развития атеросклероза и его тяжелых осложнений. Оздоровительная гимнастика способствуют также развитию дыхательного аппарата, повышению легочной вентиляции и бронхиальной проходимости, что снижает возможность респираторных заболеваний.
В современных условиях проблема нарушений осанки актуальна для всех детей и, особенно, для учащихся специальных медицинских групп.
Необходимо помнить, что позвоночник - это сложнейшая конструкция.
Позвоночник это:
-
прочная основа, которая поддерживает туловище, голову и пояс верхних конечностей;
-
надежная опора всех рычагов из костей и мышц, которые обеспечивают любое движение туловища и конечностей;
-
крепкий «защитный футляр» спинного мозга.
В то же время позвоночник это:
-
гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться;
-
эластичная рессора, которая гасит удары и толчки и удерживает равновесие тела.
Все эти функции взаимосвязаны: позвоночник должен быть подвижен, насколько это возможно, устойчив, насколько это необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки.
Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок. Слабость мышечного корсета, неравномерный тонус мышц неизбежно связаны с усилением или уплощением физиологических изгибов позвоночника либо его боковым искривлением. Один из главных методов лечения нарушений осанки - оздоровительная гимнастика с элементами ЛФК.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопия. Нередко плоская стопа усугубляет течение сколиотической болезни.
Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (в 15-23% случаев), поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры. В основе профилактики плоскостопия лежит:
во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод стопы;
во-вторых, ношение рациональной обуви и
в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.
В решении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. В условиях школы для занятий возможно и очень полезно использовать различные приспособления для укрепления свода стопы: тренажеры, специальные коврики и т.д.
Во избежание простудных заболеваний, бронхита, гриппа и пр. в условиях школы возможно и необходимо заниматься дыхательной гимнастикой. Первое, что следует сделать в этом направлении, - научить детей правильному дыханию.
Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Задача учителя - на уроке научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Существует множество упражнений для развития правильного дыхания.
Совместно с упражнениями для формирования правильного дыхания для детей с заболеваниями органов дыхания необходимо включать в оздоровительную гимнастику общеразвивающие упражнения и специальные дыхательные упражнения, которые классифицируются как общая дыхательная гимнастика - система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных гимнастических движениях, причем ритм дыхания и движения образует одно ритмическое целое. Кроме того, для детей с заболеваниями органов дыхания рекомендуется также специальная дыхательная гимнастика, которая представляет собой систему упражнений, сознательно воздействующих на нервно-мышечный механизм дыхания, что дает им возможность влиять на глубину, ритм и силу дыхания.
Ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем грозит различными заболеваниями. Оно приводит впоследствии к сахарному диабету, раннему атеросклерозу и другим серьезным нарушениям здоровья. Лечение ожирения - длительный процесс. Который должен проводиться в привычных для ребенка условиях, например, в школе. Оздоровительная гимнастика играет большую роль в лечении ожирения, чем снижение калорийности пищи.
II. Особенности организации занятий по оздоровительной гимнастике с учащимися специальной медицинской группы
2.1. Занятия с детьми специальной медицинской группы
Учащиеся коррекционных классов - дети с задержкой психического развития, ребята с различными нарушениями интеллекта и психики. Это требует от учителя физкультуры понимания, повышенного внимания и специальных навыков. К сожалению, помимо поведенческих особенностей учащиеся имеют большое количество соматических заболеваний и принадлежат к специальной медицинской группе.
Методика преподавания оздоровительной гимнастики в специальной медицинской группе заметно отличается от обычной и основана на индивидуальном подходе.
С лечебной целью в первую очередь применяются гимнастические упражнения без перегрузок, на тренажерах с облегчением тяжестей и уменьшением сопротивления. Упражнения дыхательные и на расслабление, на статическое напряжение и координацию движений, на снарядах и со снарядами (с набивными мячами) также помогают учащимся с отдельными отклонениями в здоровье.
Основными формами оздоровительной гимнастики с элементами ЛФК могут быть занятия урочного типа и индивидуальные занятия.
Методически правильно организованные систематические занятия не только способствуют улучшению состояния здоровья школьников, но и значительно повышают их физическую подготовленность.
В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений.
Имеющим нарушения сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Таким детям рекомендуются общеразвивающие упражнения всех мышечных групп, в исходном положении «лежа», «сидя», «стоя», а также ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 20 секунд в I четверти до 2,5-3 минут в конце года).
Школьникам с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо уделять внимание дыхательным упражнениям, способствующим тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произнесением гласных звуков: а, у, е, и, о и согласных: р, ж, ш, щ, з, с или их сочетаний (например, бре, бри, бру и т.п.). Эти упражнения рекомендуются для выполнения дома по 3-5 раз в день; дозировка для одного упражнения - 2-3 раза, количество упражнений - 3-4.
Для учащихся с заболеваниями почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) должна быть значительно снижена физическая нагрузка, исключены прыжки; не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.
Для школьников с нарушениями нервной системы ограничивают упражнения, вызывающие нервное перенапряжение.
При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.
При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени следует уменьшить нагрузку на мышцы брюшного пресса, ограничивать прыжки.
Для детей, имеющих лишний вес, рекомендуются упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи).
Значительная часть школьников имеет какие-либо нарушения осанки. Наибольшее число дефектов отмечается в форме плечевого пояса (асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, отставание нижних углов лопаток, сведенность плеч вперед), в снижении дееспособности стопы (плоскостопие). Для исправления ранее возникших нарушений осанки применяют разностороннюю общефизическую подготовку. Рекомендуется проводить упражнения лежа на спине и на животе, на четвереньках. Формирование правильной осанки осуществляется путем закрепления приобретенных навыков ее сохранения, а также совершенствования способности принимать рациональную позу в различных условиях двигательной деятельности.
В процессе занятий физическими упражнениями необходимо учитывать особенности каждого возраста.
При обучении младших школьников следует учитывать их недостаточный двигательный опыт, поэтому возрастает роль принципа наглядности. В V-IХ классах происходит процесс полового созревания школьников. Эндокринные влияния в этот период могут несколько ухудшить состояние здоровья, что значительно усложняет педагогический процесс.
В старшем возрасте у учащихся ярко выражена способность к отвлеченному мышлению, поэтому они в состоянии целесообразно пользоваться приобретенными ранее знаниями и двигательным опытом в различных условиях. У старшеклассников более отчетливо выражена разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела, поэтому особое внимание следует уделять симметричному развитию мышц обеих сторон тела.
При выборе упражнений и дозировании физических нагрузок необходим также дифференцированный подход к мальчикам и девочкам.
В старшем возрасте у девушек, как правило, заканчивается половое созревание. Общий двигательный режим не должен изменяться в зависимости от фаз менструального цикла. Однако у некоторых девушек в период менструаций повышается восприимчивость к холоду, обостряется рефлекс самосохранения, быстро наступает утомление. Поэтому в такие дни им рекомендуют гимнастические упражнения эмоционального характера (танцевальные упражнения, элементы художественной гимнастики). Время выполнения медленного бега необходимо уменьшить до 20-40 секунд, исключить прыжки, сократить число упражнений, дозировать время участия в играх строго индивидуально.
В занятиях с юношами большее значение приобретают упражнения с отягощениями, вес которых подбирается с учетом физической подготовленности (от 0,5 до 3-5 кг). Необходимо, чтобы эти упражнения выполнялись без задержки дыхания.
2.2. Правила построения уроков оздоровительной гимнастики с элементами ЛФК
Ведущий принцип занятий оздоровительной гимнастикой - это дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учётом патологии и индивидуальных особенностей учащихся.
Выполняя данный принцип и осуществляя личностно ориентированный подход к учащимся при построении урока, необходимо соблюдать следующие условия:
а) перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС);
б) на каждом уроке, в его подготовительной части, при проведении комплекса общеразвивающих упражнений необходимо применять упражнения на формирование правильной осанки;
в) в основной части целесообразно давать упражнения для мышц спины и живота, а также координации движений для закрепления навыка правильной осанки.
Рекомендованы упражнения в висах на гимнастической стенке, а также специальные корригирующие гимнастические упражнения в выгибании, противовыгибании туловища с опорой на предмет.
Показаны для введения в уроки танцевальные упражнения с предметами (скакалки, мячи, обручи), а также без них, музыкально-ритмические движения с элементами хореографии, аэробики.
Для развития силовой выносливости используются повторно выполняемые статические упражнения.
В конце основной части, как правило, проводятся доступные по выполнению подвижные игры, а также спортивные игры по упрощённым правилам и упражнения с длинной и короткой скакалкой;
г) в заключительной части применяются упражнения на расслабление, дыхательные упражнения. В конце урока необходима проверка пульса, осанки.
Для оценки функционального состояния учащихся используются несложные пробы, такие как 20 приседаний за 30 секунд, или проба с 2-минутным бегом на месте в темпе 140 шагов в минуту.
Если в результате проведённой пробы зафиксировано учащение пульса в пределах 25-30%, то функциональное состояние аппарата кровообращения оценивается как хорошее.
Рекомендован также тест на определение силовой выносливости в форме удержания спины в положении лёжа на животе с поднятыми ногами и головой (в секундах). Прирост во времени при выполнении данного теста характеризует положительный эффект в физическом развитии учащегося.6
Для детей с задержкой психического развития необходимо проводить уроки интересно и увлекательно. Многим из учащихся специальных коррекционных школ занятия по оздоровительной гимнастике в школе заменяют занятия в кружках и секциях. Дети не должны чувствовать себя обделенными, учитель должен понимать необходимость и смысловую нагрузку своих занятий.
IV. Заключение (выводы)
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
-
Для учащихся специальной медицинской группы помимо уроков физической культуры и занятий в системе дополнительного образования необходимо проводить уроки оздоровительной гимнастики с элементами ЛФК;
-
Учитель обязан иметь специальные педагогические и медицинские навыки при работе с учащимися специальной (коррекционной) группы, осознавать значимость своих уроков и понимать, что подобные занятия для многих его учеников могут быть организованы только в условиях школы;
-
В современных условиях необходимо повышать мотивацию учащихся к занятиям оздоровительной гимнастикой: вводить музыкальное сопровождение, создавать интересные для учащихся специализированные тренажерные классы и классы ЛФК, и т. д.
-
Помимо физического развития на уроках оздоровительной гимнастики с элементами ЛФК учитель развивает детей эстетически, правильно подбирая музыкальное сопровождение, проводя беседы о здоровом образе жизни и об истории возникновения ЛФК.
Список литературы
-
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., 2000. 165 С.
-
Зайцева Г.А., Медведева О.А. Оздоровительная аэробика в учебных заведениях. М., 2007. 104 С.
-
Каинов А.Н., Шалаева И.Ю. Система работы с учащимися специальных медицинских групп. Рекомендации, планирование, программы. Волгоград, 2009. 185 С.
-
Конданева Л.Н., Шуть М.А. Методика физкультурных занятий в специальной медицинской группе общеобразовательного учреждения. М., 2006. 150 С.
-
Котешева И.А. Сколиоз позвоночника. Лечение и профилактика. М., 2004. 272 С.
-
Мамедов К.Р. Физкультура для учащихся I-XI классов специальных медицинских групп: тематическое планирование, игры и упражнения. Волгоград, 2008. 83 С.
-
Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей. СПб., 2003. 128 С.
-
Назаренко Л.Д. Оздоровительная основа физических упражнений. М., 2003. 240 С.
-
Попова Н.М., Харламов Е.В. Дыхательная гимнастика для детей. М., 2004. 160 С.