Организация активного отдыха учащихся с ОВЗ в условиях образовательной организации

В данной статье раскрыты понятия отдых и досуг, даны рекомендации по организации активного отдыха учащихся с ОВЗ через организацию оздоровительного досуга и работы фитнес-класса в условиях образовательной организации. Важным достоинством фитнес-тренинга заключается в том, что заниматься им могут все, независимо от возраста и состояния здоровья. Разделами фитнеса являются: шейпинг, фитнес-аэробика, стрейчинг, фитнес на фитболах, степ-платформах, работа на тренажёрах и т.д., что и привлекает учащи...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Эскендарова Л.А.

Учитель физической культуры

ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 2»


Организация активного отдыха учащихся с ОВЗ

в условиях образовательной организации.


Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, одной из которых является проблема организации отдыха учащихся с ОВЗ в условиях образовательной организации. Одной из сфер её жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В сложившихся условиях учащиеся с ОВЗ утрачивают определенность в выборе линий социально одобряемого поведения, и, даже те, кто знают нормы и правила поведения в социуме, не всегда спешат применять в реальной жизни.

«Размываются» устойчивые жизненные ориентиры учащихся, снижается уровень культуры её досуга. Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроение бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодёжной преступности, алкоголизме, наркомании, о чём свидетельствует статистика МВД.

Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием культуры молодёжи в целом и культуры досуга в частности.

Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведёт к тому, что учащиеся с ОВЗ утрачивают способность противостоять воздействую негативных тенденций сформировавшихся в системе молодёжного досуга, таких как пиар-компания алкогольной и табачной продукции в СМИ, которая приводит якобы в «МИР Роскоши», способно удовлетворить их потребности и воплотить мечты.

В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, определение его роли и места в жизни современной российской молодёжи.

Понятие отдых уже понятия досуг. Отдых является составляющей досуговой деятельности, это психофизиологическая категория, фиксирующая процесс снятия у человека физического, психического и интеллектуального напряжения, восстановления его сил. Существует два вида отдыха.

Пассивный отдых - это относительный покой, который сменяет двигательную активность, чаще всего это сон.

Активный отдых - отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающейся от той, которая вызывала утомление и способствующий восстановлению работоспособности.

В настоящее время активный отдых понимается как «всякое чередование различных видов деятельности, вызывающее эффект более быстрого восстановления психофизиологического состояния человека».

Обеспечение отдыха молодежи осуществляется посредством организации разнообразного досуга. До сих пор нет общепринятого определения понятия «досуг», оно распадается на три основные группы:

  • Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта. Это состояние ума и души. В этой концепции досуг рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

  • Досуг как деятельность, связанная с самореализацией человека в обществе.

  • Досуг как проведение свободного времени. Это время может быть использовано для деятельности, как связанное и так и не связанное с работой. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

Нами досуг рассматривается как социально-педагогическая категория, являющаяся одной из важнейших сфер жизнедеятельности ребёнка. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга учащиеся с ОВЗ более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей, способных к самореализации и самовыражению.

Досуг подразделяется на реальный (общественно-полезный) досуг и мнимый (асоциальный, личностно-значимый).

Мнимый досуг - это, прежде всего насилие либо над собой, либо над обществом, и, как результат, разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое свободное время, это бесцельное времяпровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Реальный досуг никогда не находиться в разрыве как с самой личностью, так и с обществом, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самореализации, развлечений, таким досугом, по моему мнению, является деятельность учащихся с ОВЗ в образовательных организациях.

Работа с учащимися с ОВЗ в образовательных организациях строится с опорой на личностные и возрастные особенности, исходя из их интересов и потребностей, а также с целью организации полноценного активного отдыха. Рассмотрим особенности организации активного отдыха учащихся с ОВЗ на примере ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 2»; деятельности учителя по физической культуре в рамках физкультурно-оздоровительного направления.

В должностные обязанности учителя по физической культуре входит организация оздоровительного досуга учащихся с ОВЗ, посещающих общеобразовательную организацию, а также работа фитнес-класса.

Оздоровительный досуг: соревнования (по настольному теннису, волейболу, футболу, баскетболу и т.д.), эстафеты («Весёлые старты»), игры спортивной направленности («Молодецкие игры»). Учащиеся с ОВЗ с большим удовольствием принимает участие в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на комплексную коррекцию нервно-психических и профилактику соматических заболеваний. Оздоровительный досуг планируется с учетом физической подготовки, состояния здоровья и возраста учащихся («Школа индейцев» - 10-11 лет, «Весёлые старты» - 12-13 лет, «Зов Джунглей» и «Молодецкие игры» - 14-16 лет, Турнир по настольному теннису и шашкам - от 16 и старше).

Организация работы фитнес-класса на базе ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 2» предоставляет учащимся с ОВЗ возможности как для личностного роста, развития самообладания, выносливости, решительности, создает условия для самореализации и самовыражения, способствует овладению умениями саморегуляции по снятию психоэмоционального напряжения в социально одобряемой форме посредством занятий оздоровительным фитнесом.

Работа в данном направлении осуществляется по авторской программе «Sports Life» (216 часов).

Цель: популяризация активного отдыха посредством занятий оздоровительным фитнесом.

Важное достоинство фитнес-тренинга заключается в том, что заниматься им могут все, независимо от возраста и состояния здоровья, даже беременные и восстанавливающиеся после родов (разумеется, в щадящем режиме). Разделами фитнеса являются: шейпинг, фитнес-аэробика, стрейчинг, фитнес на фитболах, степ-платформах, работа на тренажёрах и т.д., что и привлекает учащихся с ОВЗ.

Содержание программы представлено в трёх блоках:

1 блок - вводный: включает ознакомительные лекции, получение участниками занятий основных теоретических представлений о фитнесе, его разделах, способов организации рационального питания, самоконтроля за состоянием своего здоровья во время занятий и т.п.

2 блок - основной: включает в себя проведение занятий с использованием модерн - разминки (пластика), аэробных упражнений, силовых упражнений, статических и статодинамических упражнений на фитболе, стрейчинга, элементов пилатеса и йоги.

3 блок - заключительный: включает в себя подготовку танцевальных композиций к отчетному мероприятию и отчетное мероприятие.

Для отслеживания результативности и эффективности программы применяются физкультурно-спортивные тесты, организовываются внутришкольные соревнования по общей физической подготовке, проводится анкетирование учащихся на предмет выявления самочувствия в период вхождения в программу и на этапе её завершения, постановка спортивно-хореографических номеров и их представление на отчетном концерте, участие в районных и городских фестивалях.

Таким образом, организация активного отдыха учащихся с ОВЗ со стороны образовательных организаций позволяет решать задачи по привитию ценностей здорового образа жизни молодому поколению, укреплению их здоровья, профилактике нервно-психических заболеваний в подростковой среде, самореализации, самовыражения и проявления творческой активности.



© 2010-2022