• Преподавателю
  • Физкультура
  • ФАК Программа внеурочной деятельности (ФГОС) по физическому воспитанию и здоровому образу жизни учащихся 1-го класса МКОУ Веретьевская СОШ на 2015/16 учебный год

ФАК Программа внеурочной деятельности (ФГОС) по физическому воспитанию и здоровому образу жизни учащихся 1-го класса МКОУ Веретьевская СОШ на 2015/16 учебный год

ФАК   Программа внеурочной деятельности (ФГОС) по физическому воспитанию и здоровому образу жизни учащихся 1-го класса МКОУ Веретьевская СОШ на 2015/16 учебный год     Введение  Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 68 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьни...    №    Название раздела Общее количество часов   Часы аудиторных занятий   Часы внеаудиторных активных занятий   1. Спортивно – оздоровительная деятельность: занятия кружка «Крепыш»       40     1.1 Народные игры        10            10 1.2 Игры на развитие психических процессов        6        6   1.3 Подвижные игры        14            14 1.4 Спортивные игры        10            10 2. Познавательная деятельность: работа кружка «Если хочешь быть здоров – правильно питайся»        26     2.1 Поговорим о продуктах        6        6   2.2 Давайте узнаем о продуктах. Витамины.        4        4   2.3 Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания        4        4   2.4 Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках        4         4   2.5 Просмотр обучающих мультпрограмм и мультфильмов о здоровье        8         8     Всего часов        66         32        34                   Предполагаемые результаты реализации программы 1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека;  об основах здорового образа жизни;  о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы. 2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего об... № Тема занятия Содержание занятия Количество часов Дата проведения       Народные игры     1. Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.        1   2. Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1   3 Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.   1   4 Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.   1   5 Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.   1   6 Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 2   7 Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.   2   8 Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.   1   9 Русская народная игра «У медведя во бору» Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.   1   10  Русская народная игра «Горелки». Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. 1       Игры на развитие психических процессов.     11  Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведениеигр «Выложи сам»,  «Магазин ковров»,  «Волшебная палитра».   1   12  Упражнения и игры на внимание Упражнение «Ладонь – кулак», игры  «Ищи безостановочно»,  «Заметь всё»,  «Запомни порядок».     1   13 Игры на развитие памяти.  Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».   1   14 Игры на развитие воображения. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».   1   15  Игры на развитие мышления и речи.  Игры «Ну-ка, отгадай»,  «определим игрушку». 1   16 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры «Баба Яга»,  «Три характера».   1       Подвижные игры     17   Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».   Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.   1     18 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»  Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.   1   19  Игра с мячом «Охотники и утки». Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два   1   20  Весёлые старты с мячом.  Гимнастические упражнения. Эстафеты. 1   21  Игра «Волк во рву» Игры с мячом: ловля, бросок, передача. 1   22 Весёлые старты со скакалкой  Комплекс ОРУ со скакалкой. 1   23 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» Правила игры. Проведение игры.   1   24 Игра с мячом «Охотники и утки». Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два 1   25 Игра с мячом «Охотники и утки». Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два   1   26 Игра «Белки, волки, лисы». Правила игры. Проведение игры. 1   27  Игра «Совушка». Правила игры. Проведение игры. 1   28 Игра «Перемена мест» Построение. Строевые упражнения6 перемещение. 1   29 Игра «Салки с мячом».  Правила игры. Проведение игры. 1   30 Игра «Прыгай через ров» Правила игры. Проведение игры. 1       Спортивные игры     31 Футбол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1   32 Футбол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1   33 пионербол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1   34 пионербол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1   35 пионербол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1   36 пионербол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1   37 пионербол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1   38 Спортивный праздник Игры, эстафеты, Весёлые минутки. 1   39 Спортивный праздник Игры, эстафеты, Весёлые минутки. 1   40 Спортивный праздник. Игры, эстафеты, Весёлые минутки. 1     Итого: 42 часов       1.2. Познавательная деятельность кружка «Крепыш» -   «Если хочешь быть здоров – правильно питайся»   Цель:  формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни  посредством рационального питания;   закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах,   содержащихся в них.               Задачи: -       закрепить представление  о необходимости заботы о здоровье;  важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья; -     ... № Тема занятия Содержание и форма занятия Количество часов Дата Проведения     Поговорим о продуктах Общие сведения о питании и приготовлении пищи       1 Введение. Если хочешь быть здоров.   Беседа.  Рассказ о продуктах питания.  Рисование.       1          2 Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища.    Исследование.    Опыт  1     3 Полезные и вредные привычки.   Беседа по теме.  Игра. 1      4 Самые полезные продукты.    Игра. Выбор полезных продуктов  1     5 Как правильно составить свой рацион питания. Путешествие в пустыню Обжор.  Практическая работа «Составление меню».  Игра.  1     6    Как готовят пищу. Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи» 1        Давайте узнаем о продуктах Витамины       7    Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна.    Исследование «Получение муки и крупы из зерна». Путешествие по дороге «Хлебной». Игра.  1     8 Хлеб – всему голова.    Исследование «Ценность зёрнышка».  Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки.   1     9   Молоко и молочные продукты.   Беседа о производстве молока. Игра.  1     10   Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.    Рассказ, видеофильм, игра, анкета.   1       О здоровье и безопасности Просмотр обучающих программ и мультфильмов       11 Просмотр обучающего мультфильма Просмотр, обсуждение, выводы  1       12 Просмотр обучающего мультфильма Просмотр, обсуждение, выводы  1     13 Просмотр обучающего мультфильма Просмотр, обсуждение, выводы  1     14 Просмотр обучающего мультфильма Просмотр, обсуждение, выводы  1     15 Просмотр обучающего мультфильма Просмотр, обсуждение, выводы  1     16 Просмотр обучающего мультфильма Просмотр, обсуждение, выводы  1     17 Просмотр обучающего мультфильма Просмотр, обсуждение, выводы 1     18  Просмотр обучающего мультфильма Просмотр, обсуждение, выводы 1     19   Как правильно есть. Режим питания.    Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня» 1      20   Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Рассказ.  Ролевая игра «Правила этикета».  Практическая работа «Сервировка стола». 1      21   Как правильно вести себя за столом.   Игра, конкурс рисунков по теме.           1                22   Вредные и полезные привычки в питании.   Исследование. Игра.         1         Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках.       23    Щи да каша – пища наша.   Рассказ.  Игра.         1       24    Что готовили наши прабабушки.   Исследование. 1      25    Народные праздники, их меню и здоровье.    Рассказ. Исследование. Составление меню.  1     26    Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение. Праздник – отчёт по теме. 1      Итого: 26 часов Всего: 68 часов           Использованная литература по направлениям работы:   1.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010. 2.     Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987. 3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006. 6.     Рабо...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ФАК Программа внеурочной деятельности (ФГОС) по физическому воспитанию и здоровому образу жизни учащихся 1-го класса МКОУ Веретьевская СОШ на 2015/16 учебный год

Введение

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа рассчитана на 68 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 ч в неделю).

Основные разделы программы:

Название раздела

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1.

Спортивно - оздоровительная деятельность: занятия кружка «Крепыш»

40

1.1

Народные игры

10

10

1.2

Игры на развитие психических процессов

6

6

1.3

Подвижные игры

14

14

1.4

Спортивные игры

10

10

2.

Познавательная деятельность: работа кружка «Если хочешь быть здоров - правильно питайся»

26

2.1

Поговорим о продуктах

6

6

2.2

Давайте узнаем о продуктах. Витамины.

4

4

2.3

Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания

4

4

2.4

Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках

4

4

2.5

Просмотр обучающих мультпрограмм и мультфильмов о здоровье

8

8

Всего часов

66

32

34

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; об основах здорового образа жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Спортивно - оздоровительное направление

1. 1 Игровая деятельность

Кружок «Крепыш»

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи направлены на:

 укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

 обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Пояснительная записка

Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Подвижная игра - естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра - ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.

Дети научатся

играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

знать:

 о способах и особенностях движение и передвижений человека;

 о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

 об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

 о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

уметь:

 составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

 организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

 уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Количество

часов

Дата

проведения

Народные игры

1.

Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

2.

Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

3

Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

4

Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

5

Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

6

Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

2

7

Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

2

8

Русская народная игра «Лапта». Игра двумя командами.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

9

Русская народная игра «У медведя во бору»

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

10

Русская народная игра «Горелки».

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

1

Игры на развитие психических процессов.

11

Игры на развитие восприятия.

Знакомство с правилами и проведениеигр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».

1

12

Упражнения и игры на внимание

Упражнение «Ладонь - кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».

1

13

Игры на развитие памяти.

Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

1

14

Игры на развитие воображения.

Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

1

15

Игры на развитие мышления и речи.

Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».

1

16

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

Игры «Баба Яга», «Три характера».

1

Подвижные игры

17

Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.

1

18

Игра с элементами ОРУ «Море волнуется - раз»

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

1

19

Игра с мячом «Охотники и утки».

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

1

20

Весёлые старты с мячом.

Гимнастические упражнения. Эстафеты.

1

21

Игра «Волк во рву»

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

1

22

Весёлые старты со скакалкой

Комплекс ОРУ со скакалкой.

1

23

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

Правила игры. Проведение игры.

1

24

Игра с мячом «Охотники и утки».

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

1

25

Игра с мячом «Охотники и утки».

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

1

26

Игра «Белки, волки, лисы».

Правила игры. Проведение игры.

1

27

Игра «Совушка».

Правила игры. Проведение игры.

1

28

Игра «Перемена мест»

Построение. Строевые упражнения6 перемещение.

1

29

Игра «Салки с мячом».

Правила игры. Проведение игры.

1

30

Игра «Прыгай через ров»

Правила игры. Проведение игры.

1

Спортивные игры

31

Футбол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

32

Футбол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

33

пионербол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

34

пионербол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

35

пионербол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

36

пионербол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

37

пионербол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1

38

Спортивный праздник

Игры, эстафеты, Весёлые минутки.

1

39

Спортивный праздник

Игры, эстафеты, Весёлые минутки.

1

40

Спортивный праздник.

Игры, эстафеты, Весёлые минутки.

1

Итого: 42 часов

1.2. Познавательная деятельность кружка «Крепыш» - «Если хочешь быть здоров - правильно питайся»

Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

Задачи:

 закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

 закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;

 воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

 формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.

Пояснительная записка.

Для реализации этого вида деятельности используется УМК «Разговор о правильном питании» авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой.

Программа ориентирована на детей 6 - 8 лет (младших школьников). Основная цель программы - воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание - один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.

Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:

 Поговорим о продуктах.

 Давайте узнаем о продуктах. Витамины.

 Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания.

 Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарах - волшебниках.

В программе ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других - своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.





Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание и форма занятия

Количество часов

Дата

Проведения

Поговорим о продуктах

Общие сведения о питании и приготовлении пищи


1

Введение. Если хочешь быть здоров.

Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование.

1


2

Поговорим о пище.

Из чего состоит наша пища.

Исследование.

Опыт

1


3

Полезные и вредные привычки.

Беседа по теме. Игра.

1


4

Самые полезные продукты.

Игра. Выбор полезных продуктов

1


5

Как правильно составить свой рацион питания.

Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра.

1


6

Как готовят пищу.

Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи»

1


Давайте узнаем о продуктах

Витамины


7

Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна.

Исследование «Получение муки и крупы из зерна».

Путешествие по дороге «Хлебной». Игра.

1


8

Хлеб - всему голова.

Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки.

1


9

Молоко и молочные продукты.

Беседа о производстве молока. Игра.

1


10

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.

Рассказ, видеофильм, игра, анкета.

1



О здоровье и безопасности

Просмотр обучающих программ и мультфильмов



11

Просмотр обучающего мультфильма

Просмотр, обсуждение, выводы

1


12

Просмотр обучающего мультфильма

Просмотр, обсуждение, выводы

1


13

Просмотр обучающего мультфильма

Просмотр, обсуждение, выводы

1


14

Просмотр обучающего мультфильма

Просмотр, обсуждение, выводы

1


15

Просмотр обучающего мультфильма

Просмотр, обсуждение, выводы

1


16

Просмотр обучающего мультфильма

Просмотр, обсуждение, выводы

1


17

Просмотр обучающего мультфильма

Просмотр, обсуждение, выводы

1



18

Просмотр обучающего мультфильма

Просмотр, обсуждение, выводы

1



19

Как правильно есть. Режим питания.

Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня»

1


20

Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.

Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола».

1


21

Как правильно вести себя за столом.

Игра, конкурс рисунков по теме.

1


22

Вредные и полезные привычки в питании.

Исследование. Игра.

1


Из истории русской кухни.

Поговорим о кулинарных волшебниках.


23

Щи да каша - пища наша.

Рассказ. Игра.

1


24

Что готовили наши прабабушки.

Исследование.

1


25

Народные праздники, их меню и здоровье.

Рассказ. Исследование. Составление меню.

1


26

Итоговое занятие «Здоровое питание - отличное настроение.

Праздник - отчёт по теме.

1


Итого: 26 часов

Всего: 68 часов



Использованная литература по направлениям работы:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

2. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

6. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой - Nestle, М. 2002.

7. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.


© 2010-2022