«Модель работы учителя физической культуры по формированию патриотического воспитания

Тема работы очень актуальна на данный момент. Наша страна отмечает 70-летия Победы, именно мы учителя воспитываем у ребят патриотизм к малой родине и к России. Ребята очень любят заниматься спортом, а это наши будущие защитники Родины. Участвуют в различных конкурсах и соревнованиях разного уровня. Принимают участие от села и СДК.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Модель работы учителя физической культуры по формированию патриотического воспитания.«Модель работы учителя физической культуры по формированию патриотического воспитания.«Модель работы учителя физической культуры по формированию патриотического воспитания.«Модель работы учителя физической культуры по формированию патриотического воспитания.«Модель работы учителя физической культуры по формированию патриотического воспитания.















Работа на тему

«Модель работы учителя по формированию

патриотического воспитания

детей среднего школьного возраста»











Выполнила :Миронова Ольга Ильинична











2015



Содержание



  1. Введение.

  2. Модель работы учителя по формированию патриотического воспитания детей среднего школьного возраста.

    1. Теоретические подходы к проблеме патриотического воспитания.

    2. Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.

    3. Особенности работы учителя в образовательном учреждении по патриотическому воспитанию.

    4. Модель работы учителя по патриотическому воспитанию с детьми среднего школьного возраста в образовательном учреждении.

  3. Заключение.

  4. Список литературы.









  1. Введение.

Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому, Закон Российской Федерации «Об образовании» [3] (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. В этих условиях функционирует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [2], разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных концессий.

На решение этих задач ориентирована Национальная инициатива «Наша новая школа» [8]: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Актуальность проблемы воспитания готовности молодежи к защите Отечества в современных условиях обосновывается следующей аргументацией.

Во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, их роли и места в системе воспитания, в обеспечении обороноспособности страны в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации. Существенное значение для создания системы подготовки молодежи к защите национальных интересов России и повышения ее эффективности имеет знание психолого-педагогической природы готовности к защите Отечества, условий ее формирования в процессе социально-педагогической деятельности как сложного качества личности и как цели патриотического воспитания.

Во-вторых, обострением противоречия между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социально-консолидирующим, мобилизационно-деятельностным) в формировании важнейших позитивных качеств, характеристик у современной молодежи и все более ослабляющейся его реализацией в условиях современной общественной жизни. Данное противоречие проявляется в неудовлетворенности как подрастающего поколения, так и самих субъектов воспитания теми условиями, в которых оно осуществляется, слабой организацией и эффективностью этого процесса.

Проблема исследования: противоречия между высокими требованиями государства и образовательным процессом; между специфичностью воспитания патриотизма и недостатком психолого-педагогических знаний учителя; потребность разработки модели работы учителя с детьми среднего школьного возраста по патриотическому воспитанию.

Объект: Процесс формирования патриотизма у детей среднего школьного возраста.

Предмет: Модель работы учителя с детьми среднего школьного возраста по патриотическому воспитанию.

Цель работы: теоретически обосновать и разработать модель работы учителя с детьми среднего школьного возраста по патриотическому воспитанию.

Задачи работы:

  1. Выявить основные теоретические подходы к проблеме патриотического воспитания.

  2. Определить психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста по формированию патриотического воспитания.

  3. Разработать модель работы учителя с детьми среднего возраста по патриотическому воспитанию.

  4. Выявить критерии результативности использования данной модели.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ документов, синтез, обобщение.

Практическая значимость: данная модель адресована педагогам, работающим с детьми среднего школьного возраста.

2. Модель работы учителя по формированию патриотического воспитания детей среднего школьного возраста.

  1. Теоретические подходы к проблеме патриотического воспитания.

Проблема патриотического воспитания являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. С учетом особенностей патриотического воспитания в современных условиях цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Одину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм», а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. В монографии И.Е.Кравцова содержание данного понятия раскрыто достаточно полно: «Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

И.Ф.Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

А.С.Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень мучительная, неинтересная, грязная». Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. Я согласны с мнением Сухомлинского о том, что любовь к Отечеству становится силой духа только тогда когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

На основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, нам представляется, правомерно вкладывать в это понятие следующее смысловое содержание: патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.

Я считаю, что каждый человек, живущий в России должен знать, откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства. Поэтому проблема патриотического воспитания должна выйти на достойный уровень. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

2.2.Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.

Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом - это период завершения детства и начала "вырастания" из него. Американский музыкант Ди Снайдер так описывает этот возраст: "Юность великолепна и трудна - но это ее великолепие непонятно, пока ты не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Это время необходимых несоответствий: тело тянется вверх, а голос становится ниже: усы, хоть убей, не прорастают, зато физиономия усыпана целым урожаем прыщиков; к тому времени, когда ты, наконец, начинаешь интересоваться противоположным полом, противоположный пол демонстрирует явную потерю интереса к тебе; родители требуют, чтобы ты "был взрослым", требуя одновременно, чтобы ты "прекратил изображать из себя умника". К тебе относятся не как к маленькому ребенку, но и не как к взрослому, а как к чему-то посередке".[4]

Наиболее бурным развитием и перестройкой социальной активности знаменуется юношеский возраст (14-15 лет). Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности. Путь к зрелости только начинается, он богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость. [5]

В этот период велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а напротив, способствующих здоровому развитию личности.

Юношеский возраст - это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции. [9]

Но в то же время, это также возраст потерь детского мироощущения, возраст беззаботного и в какой-то степени, безответственного образа жизни, пора мучительных, тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. Поиски и утверждение собственного «Я». [7]

Биологические особенности поведения девушек в этом возрастном периоде, проявляются в меньшей подвижности и возбудимости, чем у юношей этого же возраста. Девушки 14-15 лет, по сравнению с юношами менее склонны к болезням, они превосходят ребят в вербальных способностях, в восприятии цвета и его оттенков, они более наблюдательны.

Юноши 14-15 лет нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они несколько отстают от девушек в сфере чувств, чаще проявляют необязательность, их тяжелее в чем-то убедить.

У ребят этого возраста ярче, чем у девушек выражена потребность в достижении своей мечты.

Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии. В этот период девушки более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке. [6]

Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта.

Если юношам этого возрастного периода необходимо доказывать необходимость исполнения тех или иных требований, то для девушек более важным является близость этих требований к личному опыту, их эмоциональная окраска.

Во взаимоотношениях с окружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие от них, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, а незаметно, понемногу завоевывая. [4]

Психологи отмечают, что девушки 14-15 лет являются личностью взрослее своих сверстников, однако психологические границы развития, их внутренней индивидуальности более узкие. Ведь юноши с ранних лет тяготеют к более широкому взрослому социуму, жаждут риска, преград, испытаний. Их мир субъективно сложнее, чем девичий, который иногда не выходит за рамки семьи, или близкого им окружения.

Особого внимания при характеристике этой возрастной группы требует освещение их эмоциональной сферы. [6]

При анализе поведения мальчиков и девочек следует учитывать различие в характере их психики и деятельности. Известно, что мальчики создают больше шума. Это не значит, однако, что у них больше нарушений по существу, поскольку нарушения у девочек более «тихие». Отрицательные проявления у девочек обычно носят более скрытый характер. Известно, что «трудные» мальчики в сравнении с «трудными» девочками более шумливы, но «трудные» девочки зато значительно более «трудны».

В возрасте 14-15 лет сильнее выражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих ее факторов, таких как: успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы. Уровень сознательного самоконтроля уже выше чем у подростков. Они чаще жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажутся, совершающимися автоматически, помимо их воли, и даже вопреки ей. [9]

Так называемые немотивированные поступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе не безпричинны. Просто их мотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, не поддаются логическому анализу. Чтобы их понять, отмечает В. Исаев,- следует четко разграничивать напряженность, а нередко и внутреннюю конфликтность психики юноши или девушки и социальную конфликтность поведения. [4]

В этот период расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний, и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно связанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют вырвать предмет из его привычных связей, и установить с ним необычные ассоциации.

Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей.

Развитие высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учета самосознания личности. [6]

Становление самосознания и устойчивого образа «Я» - это важнейший психологический процесс раннего юношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний и физический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является собственная личность, собственное личное «Я».

Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится оценить себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста. Подросток стремится оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности.[8]

С развитием самосознания у человека непрерывно изменяется представление о себе в связи с результатом его деятельности, положением в коллективе, требованиями к нему общества. При этом основным показателем сформированности самосознания является объективная самооценка.[4]

При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию.

При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.[6]

Подростки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи патриотизма и гражданственности, к отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации, к приобщению к национальным ценностям.[9]

Формирование мировоззрения невозможно без развития понятийного мышления, освоения терминологии, а это можно сделать только при правильно поставленном просвещении по самым разнообразным вопросам культуры. Подростки не лишены чувства коллективизма и понимания силы общественности, но ценности, нормы референтной группы часто доминируют над общеколлективными. Весь характер воспитательной работы, ее содержание должны быть соотносимы с целями и задачами самовоспитания школьников. Только через личную деятельность и стремление молодого человека овладеть собственным положительным опытом развивается индивид с активной жизненной позицией.[8].

2.3. Особенности работы учителя в образовательном учреждении по патриотическому воспитанию.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

1. Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2. Краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

3. Гражданское. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

4. Военное. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.

5. Спортивное. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. К таким педагогическим условиям В.И.Андреев относит:

1. Изучение истории, традиций, культуры, своего народа, своего края, своей Родины.

2. Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России.

3. Дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов края, области, страны.

4. Участие в детских, подростковых и юношеских движениях.

5. Показ достижений и успехов России в области космоса, авиации, медицины, спорта и других областях.

6. Туристические поездки по стране, встречи с интересными личностями, патриотами своего Отечества.

7. Посещение всевозможных выставок, отражающих достижения российских мастеров, художников, архитекторов и т.д.

Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы работы и учебной, и внеклассной.

2.4. Модель работы учителя по патриотическому воспитанию с детьми среднего школьного возраста в образовательном учреждении.

Патриотический клуб «Мужество» (Операция «Забота» шефство над памятниками и обелисками, оказание помощи пожилым людям; игра «Зарница»)



Учреждения дополнительного образования (спортивные секции и соревнования, туристические походы, конкурсы рисунков, поделок, литературные конкурсы)





Образовательное учреждение

«Работа с семьёй» (конкурс Моя родословная, «Мама, папа и я - спортивная семья, конкурс проектов «Профессия моих родителей»

Сельский дом культуры (Вахта памяти, День Победы, День защитника Отечества, День матери, День села)

Музей боевой славы (исследовательская работа, сбор материала в школьный музей, уроки Мужества, уроки Памяти, встреча с ветеранами)









Ожидаемые результаты.

В результате реализации работы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

- в исторической сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве Российского Государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Оценка результативности.

Оценка результативности реализации моей работы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

- сформированность гражданских навыков;

- сформированность осознанного отношения к базовым ценностям.

Количественные параметры:

- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

- качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

- отсутствие детей с девиантным поведением;

- деятельность ученического самоуправления;

- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

- проведение мероприятий.

3. Заключение.

В работе рассмотрены актуальные проблемы выявления и воспитания патриотизма.

В работе предложена возможная модель работы учителя по формированию патриотического воспитания, направлена на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Каждый человек, живущий в России должен знать, откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства. Поэтому проблема патриотического воспитания должна выйти на достойный уровень. Если воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Список литературы.

  1. Беспалова Т.М. Патриотизм в современном российском политическом процессе. - Ростов н/Д., 2004. - 21 с.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). - archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

  3. Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).

  4. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.Просвещение,1989

  5. Голобородько И.В. "Модель формирования гражданско-патриотических качеств личностишкольника в воспитательном процессе"- М.Просвещение, 2010, - 56.

  6. Чертушкина Т.А. Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина, М.Просвещение, - 2011. - 112.

  7. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников - М.Просвещение, - 2009. - 312.

  8. Улосевич, Л.С. «Любовь к отечеству». - М. Просвещение, 2005. - № 8.

  9. Иконников И.А. Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи. М.Просвещение, - 2011. - 98.

  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) - nvobrazovanie.ru/ndoo/npd/225.









© 2010-2022