Методическое пособие Развитие координационных способностей детей старшего школьного возраста

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»


Методическое пособие Развитие координационных способностей детей старшего школьного возраста











Развитие координационных способностей

у детей старшего школьного возраста




Разработала: Гарник Любовь Аркадьевна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр детского творчества»


Развитие координационных способностей.

Координационные способности (КС) представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.

В общем виде под КС понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. Координационные способности включают в себя: ориентацию в пространстве; точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

  • способности человека к точному анализу движений;

  • деятельности анализаторов и особенно двигательного;

  • сложности двигательного задания;

  • уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

  • смелости и решительности;

  • возраста;

  • общей подготовленности обучающихся.

КС делятся на общие, специальные и специфические виды. К важнейшим специфически проявляющимся КС в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся: способности, основанные на чувствительности (мышечном чувстве); способности к ориентированию в пространстве; способность сохранять равновесие; чувство ритма; способность к перестроению двигательных действий; статокинетическая устойчивость; способность к произвольному мышечному расслаблению. Наиболее благоприятным периодом для развития КС у девочек является возраст 11-12 лет.

Под способностью к ориентированию в пространстве, понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.

Способность сохранять равновесие зависит от деятельности вестибулярного анализатора. Наряду с двигательными и зрительными анализаторами она обеспечивает ориентировку в пространстве, влияет на уровень двигательной координации и качество равновесия.

Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех, либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия. Проявление равновесия разнообразно. В одних случаях нужно сохранять равновесие в статических положениях (стойки на одной ноге в положении "ласточка"); в других - по ходу выполнения движений (в ходьбе, беге и т.д.) - динамическое равновесие.

Известны две основные разновидности равновесия: статическая и динамическая. Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально-подготовительных координационных упражнений. Элементы равновесия являются составной частью почти всех движений: циклических, ациклических, акробатических, спортивно-игровых и т.д.

Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние дыхательной системы. Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 секунд вызывает снижение колебаний тела.

Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень мышечной и внутримышечной координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач. Поэтому, чем сложнее спортивное упражнение, тем больше ловкости требуется для сохранения устойчивого положения тела.

Ритмичность также имеет определенное значение в устойчивом положении тела, обеспечивая равномерное распределение и перераспределение мышечных усилий. В любом упражнении есть определенная продолжительность во времени (темп) и закономерное распределение усилий (динамика). Темп и динамика тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Их оптимальное сочетание обеспечивает гармонию движений. В этом случае наблюдается чувство ритма ходьбы, бега и т.д., что невозможно без устойчивого положения тела.

Одним из факторов, повышающих способность сохранять равновесие, является психологический настрой и эмоциональное состояние.

При развитии координационных способностей используются следующие основные методические подходы.

  1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Осваивая новые упражнения, обучающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

  2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение на занятиях аэробикой.

  3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

  4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
    Для снятия мышечной напряженности целесообразно использовать:

а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии.

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у обучающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений, это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей используются следующие методы:

- стандартно-повторного упражнения;

- вариативного упражнения;

-игровой;

-соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.

Соревновательный метод заключается в выполнении разнообразных комплексов упражнений и стимулирует к совершенствованию умений и навыков.

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:

  • заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

  • нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;

  • в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;

  • интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;

  • воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

Средства воспитания координационных способностей.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Для выполнения сложных комбинаций, оригинальных упражнений необходимо иметь хорошую память и внимание. Сложность структур двигательных действий обучающихся обуславливает необходимость запоминания большого объема относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к двигательной памяти обучающихся, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и точность воспроизведения движения.

Наиболее широкую и доступную группу средств для развития координационных способностей составляют: общеразвивающие упражнения, одновременно охватывающие основные группы мышц; танцевальные упражнения; и специально-направленные упражнения.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.











Комплекс упражнений на развитие координации.

«Ёж и Черепаха»

Методические рекомендации: комплекс делается 1 раз от начала и до конца, а нагрузка регулируется количеством раз каждого упражнения.

Для занятий Вам понадобится коврик, пара теннисных мячей («арабские», обычные резиновые мячи или похожие по размеру шарики) и эспандер.

Упражнения делать только по порядку! При невозможности выполнения того или иного упражнения делаются 3-4 попытки его выполнения (не больше) и переходят к следующему.

№1. Бег на месте (на время), для начала 1-2 мин. В зале - по кругу.

№2. Стоя, держа прямые или полусогнутые руки перед собой, выполнять круговые движения кистями рук: сначала одновременно по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки, наконец, одновременно одной рукой по часовой стрелке, другой - против, затем руки поменять. Для развития координации движений желательно упражнение выполнять не синхронно. Руки свободные, не напрягать, можно сжать в кулаки (минимум по 5 раз в каждую сторону).

№3. Развести руки в стороны, выполнять круговые движения в локтевом суставе в том же направлении и то же количество раз, что и в №2.

№4. Прямые руки в стороны, выполнять круговые движения руками в плечевом суставе в том же направлении и то же количество раз, что и в №2.

№5. Расслабленные руки свободно висят параллельно туловищу, выполнять круговые движения плечами в том же направлении и то же количество раз, что и в №2.

№6. Приседания, прямые руки перед собой (минимум 1 раз).

№7. Приседания, прямые руки в стороны (минимум 1 раз).

№8. Приседания, прямые руки назад, по возможности стараться держать руки прямыми сзади параллельно полу, при этом туловище не должно нагибаться вперед (минимум 1 раз).

№9. Отжимания в упоре лежа, руки шире плеч (минимум 1 раз).

№10. Стоя, прямые ноги вместе, наклоны вперед, руками стараться достать пола (в дальнейшем грудью стараться достать колени). Ноги прямые, в коленях не сгибать (минимум 1 раз).

№11. Стоя, прямые ноги вместе, наклоны влево и вправо, стараться как можно ниже наклониться, руки в произвольном положении (минимум 1 раз в каждую сторону).

№12. Стоя, руки перед собой, полусогнуты в локте на уровне груди, ладонями друг к другу, круговые вращения головой в обе стороны. Руки напрягать не нужно (минимум 2 раза в каждую сторону).

№13. Прыжки через высоту (высоту регулируйте самостоятельно, постепенно увеличивая ее - удобнее, когда вы положите перед собой что-то, хоть ваши тапочки, и будете через них прыгать). Вперед, вправо, влево, назад (минимум 1 раз в каждую сторону). Прыжки должны быть очень мягкие, как у кошки, ноги всегда вместе.

№14. Стоя наклоны назад, полусогнутые руки перед собой (как в упражнении №12) (минимум - 2 наклона), ноги прямые.

№15. Наклоны вперед, сидя на полу, прямые ноги вместе - наклоны вперед (стараться грудью достать колени, ноги не сгибать) (минимум 5 раз).

№16. Прямые ноги вместе или на ширине плеч, встать на носки и обратно (минимум 3 раза).

№17. В упоре лежа отжимания на кулаках (минимум 1 раз).

№18. Лежа на спине, прямые ноги закинуть за голову (руки за головой или свободно лежат, но не в стороны) (минимум 1 раз).

№19. В упоре лежа отжимания на подушечках пальцев (минимум 1 раз).

№20. Встать на пятки, пальцами ног не касаясь пола (для начала постараться стоять так, не сходя с места) - приседания на пятках, с места стараться не сходить (минимум 1 раз).

№21. Лежа на спине, встать на мостик (стойка на руках и ногах, прогнувшись вверх) (минимум 1 раз).

№22. Лежа на спине, поднять туловище и наклониться к ногам, ноги не сгибать и стараться от пола не отрывать (минимум 1 раз).

№23. В упоре лежа стоять на кончиках пальцев (не на подушечках пальцев, а на кончиках), в дальнейшем отжимания на кончиках пальцев (минимум 1 раз, стоять минимум 5 сек. до 1 мин.).

№24. Приседания на одной ноге, другая нога впереди, прямая (пистолет) (минимум 1 раз на каждой ноге).

№25. Стоя, полусогнутые руки держа перед собой, махи прямой ногой как можно выше: вперед, назад и в стороны (минимум по 1 разу). То же другой ногой.

№26. Упражнения на кисть и пальцы, лучше всего воспользоваться эспандером (минимум по 5 сжиманий каждой рукой).

№27. Повторить упражнение №21.

№28. Наклоны вперед, сидя на полу, прямые ноги как можно шире, ноги не сгибать, грудью стараться достать пола (минимум 5 раз).

№29. Стоя приседания на одной ноге, вторую ногу согнуть назад и обхватить сзади рукой. Приседать, пока согнутая нога коленом не коснется пола, потом встать. Все это время стараться с места не сходить и удерживать равновесие (минимум 1 раз на каждой ноге).

№30. Лежа на спине, поднимать прямые ноги вместе под углом 30° над полом (держать минимум 5 сек. до 1 мин.).

№31. Стоя, локти рук соединить вместе и прижать к животу, при этом руки держать перед собой параллельно полу. Повороты кистей на 180° и обратно, локти не разводить, спина прямая, для усложнения можно сжать руки в кулаки (минимум 3 поворота).

№32. В упоре лежа отжимания, стоя на тыльной стороне запястья (ладони повернуты к груди) (минимум 1 раз).

№33. Стоя на носках, приседать с одновременными круговыми вращениями головой (направление вращения с каждым приседанием лучше менять - сначала по часовой стрелке, затем - против). С места стараться не сходить, вращения производить тщательно (минимум 3 раза).

№34. В упоре лежа отжимания, стоя на кулаках (минимум 1 раз).

№35. Перекаты: из положения стоя ноги вместе приседать на правой ноге, одновременно левой плавно скользя назад, затем перенести вес тела на левую ногу, подтянуть правую к левой и встать. Положение рук произвольно. То же, поменяв ноги. Повторить упражнение с вариацией - скольжения вправо и влево попеременно. (Движения должны быть плавными, перетекающими одно из другого, нерезкими). Минимум 1 раз для каждого вида.

№36. Шпагаты - все три вида (правой ногой вперед, левой ногой вперед и поперечный). Если полностью сесть на шпагат не получается, повторить минимум 3 попытки на каждый вид.

№37. Повторить упражнение №13.

№38. Повторить упражнение №18.

№39. Повторить упражнение №26.

№40. Под колено каждой ноги положить по теннисному мячу и, полуприсев, чтобы не выпали мячи, держать минимум 15 секунд.

№41. Сесть и встать по-турецки без помощи рук, стараясь держать равновесие и не сутулиться (минимум 1 раз).


© 2010-2022