Рабочая программа секции баскетбол (7-11 класс)

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 города Калуги»


Согласовано: «Утверждаю»

Директор Родина М.А.

«___» _________20___г. «____» _______________ 2015 г.


Рабочий программа секции баскетбола

для 7-11 классов











Составитель: Желубенкова Ольга Игоревна

учитель физической культуры










КАЛУГА 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Баскетбол» является модифицированной. За основу взята программа «Баскетбол» автора-составителя Самелик Н.В.

Образовательная программа "Баскетбол" имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.

В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Педагогическая целесообразность программы баскетбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. Период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.


Цели и задачи

Цель:

Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.

Задачи:

1.​ Образовательные:

- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;

-​ Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;

1.​ Развивающие:

- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

-​ Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

-​ Расширение спортивного кругозора детей.

3. Воспитательные:

- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

-​ Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

Условия набора.

Программа предназначена для детей 13-16 лет.

В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с 5 сентября текущего года.

Формы организации обучения:

- командная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.

Ожидаемые результаты:

К моменту завершения программы обучающиеся должны :

Знать

​ Основы знаний о здоровом образе жизни

​ Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране

​ Правила игры в баскетбол

​ Тактические приемы в баскетболе

Уметь

​ Овладеть основными техническими приемами баскетболиста

​ Проводить судейство матча

​ Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр

Развить качества личности

​ Воспитать стремление к здоровому образу жизни

​ Повысить общую и специальную выносливость обучающихся

​ Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе

​ Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Способы проверки образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в спортивных праздниках, конкурсах;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- спортивные праздники, конкурсы;

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьного и городского масштабов.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 - 3 раза в год.

Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года - в сентябре - октябре; затем в его середине - в декабре - январе и перед началом летней серии игр - в апреле - мае.

Место программы в образовательном процессе

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся:

- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;

- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;

- улучшат общую физическую подготовку;

- освоят упражнения СФП;

- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;

- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;

- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;

- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;

- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;

- научатся ловить мяч двумя руками на месте;

- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;

- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;

- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;

- научатся освобождаться для получения мяча;

- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;

- будут уметь останавливаться двумя шагами;

- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;

- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;

- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;

- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;

- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на

свободное место;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,

дальние);

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;

- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;

- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;


Учебно-тематический план

68 занятий по 2 часа.

Содержание

Кол-во часов

п/п

1

Основы знаний

5

2

Специальная подготовка тактическая

45

3

ОФП

15

4

Соревнования

3

Тематика занятий:

Группа первого и второго года обучения

Основы знаний (5 часов). История возникновения баскетбола.

Развитие баскетбола. Правила мини-баскетбола. Жесты судей.

Техническая подготовка (30часов).

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком.

Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника.

Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.

Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.

Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.

Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1Х1.

Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

Тактическая подготовка (15часов).

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5 : О) без смены мест. Позиционное нападение (5 : О) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1 : О), (2 : 1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1 : 1). Двухстороння игра по упрощенным правилам.

Общефизическая подготовка (15 часов).

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.

Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках.

Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40, 60 м. Кросс 500-2000 м.

Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота» «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее».

Соревнования (3 часов). Принять участие в одних соревнованиях.






















Рабочий план секции баскетбола.

На 2015-2016 учебный год.

п\п

Тема учебно-тренировочного занятия

Количество часов

1

Знакомство с группой. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола.

1 час

2

Техника передвижения, ведения, передач, бросков: стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом.

1 час

3

Совершенствование техники бросков: ловля и передача мяча в парах, на месте.

1 час

4

Обучение перемещению в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой.

1 час

5

Изучение нового материала. Перемещение в стойке боком, спиной вперед. Ловля и передача мяча в парах в движении.

1 час

6

Обучение остановки двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах.

1 час

7

Правила соревнований. Правила игры мини - баскетбол.

1 час

8

ОФП. Развитие двигательных качеств. Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. кросс 1000 м.

1 час

9

ОФП. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках.

1час

10

ОФП. Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200м. Кросс 1000 м.

1 час

11

Тактическая подготовка. Изучение нового материала. Тактика свободного нападения.

1 час

12-13

Тактика свободного нападения. Позиционные нападение (5:0) без смены мест. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

14

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон.

1 час

15-16

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

17-18

Техническая подготовка. Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высоты отскока. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

19-20

Передача мяча одной рукой плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола в парах на месте. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

21-22

Бросок мяча после ведения два шага. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

23-24

Совершенствование бросков, передач, ведение мяча.

2 часа

25-26

Ведение мяча с изменением направления. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола в тройках.

2 часа

27-28

ОФП. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

2 часа

29-30

Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх.

2 часа

31-32

Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

2 часа

33-34

Тактическая подготовка. Изучение нового материала. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) со сменой мест.

2 часа

35-36

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) со сменой мест.

2 часа

37

Теория. Правила соревнований. Жесты судей.

1 час

38-39

Тактическая подготовка. Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение с изменением направления. Бросок мяча после ловли и ведения. Штрафной бросок.

2 часа

40-41

Ведение с изменением высоты отскока. Передача мяча со сменой мест в движении. Бросок после остановки. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

42-43

Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. Выравнивание и выбивание мяча. Игра в мини - баскетбол.

2 часа

44-45

Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

46-47

Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

48-49

Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в мини- баскетбол.

2 часа

50-51

Сочетание приемов: ведение - бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини - баскетбол.

2 часа

52-53

Сочетание приемов: ведение - бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини - баскетбол.

2 часа

54-55

Сочетание приемов: ведение - бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини - баскетбол.

2 часа

56-57

Сочетание приемов: ведение - бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини - баскетбол.

2 часа

58-60

Развитие двигательных качеств. Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Челночный бег.

3 часа

61-62

Опорные и простые прыжки. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх.

2 часа

63-65

Защитные действия (1:1) (1:2). Командные защитные действия. Персональная опека игрока.

3 часа

66-68

Контрольный. Игра в мини - баскетбол.

3 часа






































Содержание программы

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности. Развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.



Обеспечение программы методической продукцией

1. Дидактические материалы:

- Правила игры в баскетбол.

- Правила судейства в баскетболе.

- Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.

- Положение о соревнованиях по баскетболу.

2.​ Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.

- Инструкции по охране труда.

3. Техническое оснащение занятий

1) щиты с кольцами (2 комплекта);
2) дополнительные щиты с кольцами (не менее 2 комплектов);
3) мячи баскетбольные: № 5 - 15 шт., № 6 - 15 шт., № 7 - 15 шт.;
4) насос ручной, иглы;
5) стойки для обводки (8 шт.);
6) гимнастические скамейки (4 шт.);
7) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг (10 шт.).

Материально-техническое обеспечение.

1.​ Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.

2.​ Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).


Список литературы для педагогов:

1.​ Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г.

2.​ Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.

3.​ Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов - М., ФиС, 1967, 1972.

4.​ Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.

5.​ Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.

6.​ Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений - М., ФиС, 1973

7.​ Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов- М., ФиС, 1967.

8.​ Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов - Минск, 1970.

9.​ Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения - М., ФиС, 1999.

10.​ Линдеберг Ф. Баскетбол - игра и обучение - М., ФиС, 1971, 1972.

11.​ Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002г

12.​ Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста - М., ФиС, 1981, 1985.

Список литературы для обучающихся и родителей:

1.​ Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.

2.​ Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.

3.​ Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.

4.​ Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.

5.​ Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.

6.​ Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.

7.​ Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол - книга для учащихся - Киев, Радянська школа, 1989.











© 2010-2022