• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методические рекомендации по профессионально-прикладной физической подготовке для специальности среднего профессионального образования 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства, квалификация техник-механик

Методические рекомендации по профессионально-прикладной физической подготовке для специальности среднего профессионального образования 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства, квалификация техник-механик

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по профессионально-прикладной физической подготовке для специальности среднего профессионального образования 35.02.07. "Механизация сельского хозяйства", квалификация техник-механик


Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности для специальности "Механизация сельского хозяйства" наиболее конкретно воплощается в профессионально- прикладной физической подготовке (ППФП) техника-механика.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Данная профессия предъявляет повышенные требования к физическим качествам, психофизическим функциям и ряду качеств личности техника-механика, поэтому началу работы предшествует медицинский контроль с целью профессиональной пригодности.

Из физических качеств наиболее значимыми являются: сила (приоритет отдается силе мышц спины, рук и ног); ловкость; общая и статическая выносливость.

В психофизиологических функциях приоритетными являются: вестибулярная устойчивость; пространственно-временные показатели (реакция на движущийся объект, мышечно-суставная чувствительность); функции внимания (переключение, распределение и т.д.).

Личностные качества : оперативное мышление, устойчивость в экстремальных ситуациях, самообладание, смелость и решительность, волевые качества.

Методические рекомендации по профессионально-прикладной физической подготовке для специальности среднего профессионального образования 35.02.07. "Механизация сельского хозяйства", квалификация техник-механик ориентированы на достижение следующих целей:

  • развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

  • формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

  • овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

  • освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

  • приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Требования:

  • Совершенствование координации, точности и быстроты движений; повышение общей и специальной выносливости, преимущественно мышц ног и спины; развитие подвижности в суставах кистей рук; совершенствование функции внимания и зрения на объем и скорость действий; ускорение процесса адаптации организма к специфическим условиям и повышение устойчивости и работоспособности в сложным микроклиматических условиях.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки:

  • Общеразвивающие упражнения на согласованность движений без предметов и с предметами (скакалки, мячи); бег с изменением направлений, бег на средние и длинные дистанции; метание облегченных легкоатлетических снарядов на заданное расстояние в полную силу, в половину и треть силы; повороты, спуски, торможения при прохождение раздела лыжной подготовки; поочередное ведение (левой, правой) мяча с изменением направлений и темпа; скрытые и неожиданные передачи мяча на различных расстояниях; подвижные игры и эстафеты, преодоление препятствий.

Подбор видов спорта и их элементов для профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)

ППФП обучающихся на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий. Прежде чем перейти к выбору профессионально- прикладных видов спорта, необходимо чтобы обучающиеся имели понятия о психофизиологических основах учебного и производственного труда. Обучающиеся должны иметь представление о психофизиологической характеристике будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений СПО. Динамики работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие.

Прикладные физические упражнения - упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в условиях профессиональной деятельности для специальности 35.02.07. "Механизация сельского хозяйства. Для направленного воздействия на вестибулярные функции и воспитания способности поддерживать равновесие в усложненных условиях довольно широко применяются естественные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, передвижения на лыжах и т. д.). Это обусловлено тем, что в данной трудовой деятельности совершенные навыки в естественных движениях имеют непосредственно прикладное значение. Углубленное овладение ими является непременным условием эффективной профессиональной деятельности.

Прикладные виды спорта. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определѐнных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

Упражнения, используемые ППФП, не копируют профессиональные движения специалиста, однако создают необходимую почву для успешного овладения профессиональными навыками.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы - обязательные средства ППФП обучающихся, особенно для воспитания специальных прикладных качеств необходимых технику-механику, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях.

С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной стойкости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приѐмам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме.

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие еѐ эффективность, - это различные тренажѐры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

Физическая культура в профессиональной деятельности техника-механика

После изучения профессии и составления профессиограммы нужно переходить к выбору профессионально- прикладных видов спорта, проанализировать возможный выбор видов спорта и их элементов, который не должен исчерпываться только программным материалом. Направленность упражнений определяется не только структурой, но и особенностями проведения, игровым содержанием.

Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных качеств, то виды спорта и их элементы есть уже разновидности человеческой деятельности, имеют наравне с физической функциональную направленность и социальную обусловленность.

Признаком распределения учебного материала по физической культуре в учебных заведениях является вид физической подготовки, поэтому программа физической культуры составлена по видовому признаку.

В основу распределения часов положены массовые виды спорта: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры (баскетбол, волейбол, настольный теннис и др.), на каждый из которых отведено определенное количество часов.

Если каждый вид подразделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, например для использования на уроках физической культуры, то выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки будет еще больше.

Работа должна проводиться на основе обеспечения единого научно-методического подхода к разработке основных положений отбора видов спорта и их элементов.

Для целей отбора видов спорта необходима только часть профессиограммы, которая учитывает влияние профессии на развитие физических качеств, психофизиологических функций и двигательных навыков. Эти данные располагают в порядке значимости для профессионального обучения.

Наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологической основой которой являются аэробные возможности человека. Мною предложены следующие упражнения:

Упражнения для развития выносливости

Выносливость - это способность занимающегося противостоять утомлению и выполнять длительное время данную работу, что является необходимым фактором в повседневной деятельности.

Выносливость подразделяют на общую и специальную.

Общая выносливость - показатель подготовленности кардиорес-пираторной системы человека. Каждому человеку необходима тренировка, совершенствующая общую выносливость. Это - плавание, бег трусцой, марафонский бег, аэробика, езда на велосипеде и другие циклические упражнения.

Специальная выносливость основана на общей выносливости, включая специальные упражнения, необходимые для данного вида спорта. Для спортсменов, выступающих в классе фитнес, выносливость необходима для выполнения произвольной композиции, которую спортсмен должен выполнить четко, выразительно, в сочетании с элементами динамической и статической силы, гибкости, прыжков и презентацией выбранного стиля и образа.

В процессе тренировки композицию необходимо освоить по частям, с выполнением силовых и прыжковых элементов, затем соединить подряд 2 части и многократно совершенствовать. После усвоения всей композиции выполнить с отдыхом между подходами, затем 3-5 раз подряд, что даст возможность тренировать не только выносливость, но и мышечную память, для выполнения всех элементов в заданном музыкальном ритме.

Быстрота - это способность совершать движения с определенной скоростью (в зависимости от соотношения в мышцах быстрых и медленных волокон).

1. Быстрота проявляется в упражнениях с максимально возможными показателями скорости движений.

2. Быстрота как физическое качество характерна для упражнений, в которых проявляется способность управлять высокоскоростными движениями.

3. В упражнениях с быстрым переключением с одного режима работы на другой проявляется качество быстроты.

Ловкость - это высокая форма комплексного проявления известных физических качеств и других функций организма во внезапно возникающих сложных ситуациях. Ловкость проявляется в упражнениях, связанных с высокоскоростным изменением направления движений и позиций тела.

Упражнения на гибкость спины

Во всех упражнениях нужно добиться расслабления мышц. Движения должны быть медленными и плавными. Растягивайтесь настолько, насколько комфортно, без боли. Лучше всего делать упражнения перед зеркалом - это позволит контролировать правильность движений.

В каждом положении растяжения нужно задержаться на 15-30 секунд. Упражнения нужно повторять 3-5 раз.

При проблемах в спине, пояснице или коленях предварительно проконсультируйтесь с врачом.

1. Растягивание поясницы

Встаньте на четвереньки: ладони опираются на пол и направлены вперед, руки и бедра расположены вертикально, спина прямая.

Не меняя положение ладоней и ступней, медленно опуститесь на пятки. Задержитесь в этом положении.

2. Вытягивание спины

Лягте на живот. Руки согните в локтях и держите рядом с собой, положив ладони на пол рядом с плечами.

Медленно разгибайте руки в локтях, поднимая плечи. Бедра при этом остаются на полу, шею следует держать естественно, не отклоняя назад. При этом вы должны почувствовать умеренное напряжение в пояснице и средней части спины. Задержитесь в этом положении.

3. Подтягивание коленей к груди лежа на спине

Лягте на спину, обхватив руками ноги в районе колен (если не получается - в районе ляжек).

Прижмите колени к груди, оторвав поясницу от пола. При этом возникает натяжение в пояснице. Задержитесь в этом положении.

4. Выгибание спины

Встаньте на четвереньки: ладони опираются на пол и направлены вперед, руки и бедра расположены вертикально, спина прямая.

Выгните спину вверх. При этом возникает натяжение в пояснице. Задержитесь в этом положении.

5. Движение коленями лежа на спине

Лягте на спину. Согните ноги коленях, опираясь на ступни. Колени направлены вверх, руки лежат по сторонам.

Медленно наклоняйте набок согнутые ноги до тех пор, пока они не лягут на пол. Задержитесь в этом положении. Затем в другую сторону. Голову можно держать неподвижно или наклонять в сторону, противоположную движению коленей.

6. Упражнение на стабилизаторы спины

Встаньте на четвереньки: ладони опираются на пол и направлены вперед, руки и бедра расположены вертикально, спина прямая.

Вытяните одновременно левую руки и правую ногу, подняв их параллельно полу. Задержитесь в этом положении. Затем то же правой рукой и левой ногой.

7. Мостик

Лягте на спину. Согните ноги коленях, опираясь на ступни и направив колени вверх. Оторвите ягодицы от пола, опираясь на ступни и лопатки. Задержитесь в этом положении.

Упражнения для формирование правильной осанки стоя

1 упражнение

Начните комплекс упражнений с ходьбы на носках, но на голову поместите небольшую подушечку или книгу. Небольшой груз на голове заставит вас удерживать голову прямо, а спину держать ровно. Походите так 2-3 минуты по комнате.

2 упражнение

Ходьба в полуприседе с палкой. Палку поместите сзади на лопатки и слегка присев походите в так 1-2 минуты.

3 упражнение

Встаньте прямо, руки отведите назад и сцепите их в замок у себя за спиной. Отведя руки назад прогнитесь в спине. Повторите от 5 до 10 раз.

Упражнения для формирование правильной осанки лежа на полу

4 упражнение

Лягте на живот, руки, согнутые в локтя лежат на полу, а лоб упирается в пол. Ноги соединены вместе, пятки прислонены друг к дружке. Хорошо, если вы сможете зафиксировать ноги, например, пятками упретесь за кровать или шкаф. На вдохе, поднимите грудную клетку вверх и одновременно разведите руки в стороны. Нос при этом смотрит в пол, а руки находятся на уровне плеч. Опустите руки и туловище на пол - выдох. Повторите от 5 до 10 раз.

5 упражнение

Лежа на спине, ноги согните в коленях, расположите их как можно ближе к бедрам. Руки поместите в стороны ладонями вверх. Сильно упираясь рукам в пол, выгните грудную клетку, опираясь при этом на голову - вдох. Возвращаясь в исходное положение сделайте выдох. Повторите от 5 до 10 раз.

6 упражнение

Стоя на полу на коленях, обопритесь о пол руками. Руки расположены на ширине плеч друг от друга, колени слегка расставлены. Одновременно поднимите правую руку и левую ногу вверх-вперед - вдох. Возвращаясь в исходное положение сделайте выдох. Тоже самое проделайте, но с другой рукой и ногой. Повторите от 5 до 10 раз.

7 упражнение

Встаньте перед стулом прямо, ноги находятся на расстоянии двух шагов. Положите руки на спинку стула и прогнитесь считая про себя до трех в позвоночнике. Вернитесь в начальное положение. Дышите в своем ритме. Повторите от 5 до 10 раз.

8 упражнение

Сядьте на пол, руки поместите сзади себя. Приподнимите таз вверх, опираясь на руки, голова отведена назад. Несколько секунд задержитесь в таком положении и вернитесь в начальное положение. Повторите 5-10 раз.

9 упражнение

Исходное положение прежнее. Опираясь на левую ногу, поднимите правую ногу вверх и затем отведите ее в сторону. Вернувшись в исходное положение и сделайте тоже самое, но уже с другой ногой. Повторите 5-10 раз.

10 упражнение

Лежа на спине, ноги стоят согнутые в коленях на полу, руки лежат вдоль тела. Сделайте мостик - оторвите туловище от пола, при этом голова и стопы остаются на полу. Повторите 5-10 раз.

11 упражнение

Лежа на животе, руки находятся вдоль туловища, поднимите голову и плечи, задержитесь в этом положении на несколько секунд, потом расслабьтесь. Повторите 5-10 раз.

12 упражнение

Лежа на животе, руки поместите на затылок. Поднимите одновременно голову, плечи и согнутые в коленях ноги, стараясь головой тянуться к стопам. Повторите 5-10 раз.

Спортивные игры

Тренировка в спортивных играх дает большие возможности для развития психофизиологических функций, являющихся ведущими для ряда сложных современных профессий, предъявляющих повышенные специфические требования к высшей нервной деятельности, работе зрительного, кожного и кинестетического анализаторов.

Физиологические действия различных спортивных игр на организм обучающегося неодинаково как в отношении величины физической нагрузки, так и влияния, оказываемого на отдельные функции организма.

ППФП в дополнительном образовании

ППФП во внеучебное время необходима обучающимся, имеющим недостаточную общую и специальную физическую подготовленность.

Формы ППФП в свободное время:

секционная работа может осуществляться по более широкому набору видов спорта, с учетом их профессионально-прикладного значения;

самостоятельные занятия прикладными видами спорта в различных спортивных группах вне образовательного учреждения;

самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя физического воспитания.

Одна из форм ППФП - массовые оздоровительно-физкультурные и спортивные мероприятия, например, внутри образовательного учреждения соревнования между учебными группами, курсами.

Контрольные вопросы

1. Понятие ППФП, еѐ цель, задачи.

2. Прикладные знания, умения и навыки.

3. Прикладные психические качества.

4. Прикладные специальные качества.

5. Факторы, определяющие содержание ППФП: формы труда, условия труда.

6. Факторы, определяющие содержание ППФП: характер труда, режим труда и отдыха.

7. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП.

8. Средства ППФП.

5

© 2010-2022