• Преподавателю
  • Физкультура
  • «Становление опыта исследовательской деятельности и его влияние на формирование профессионального имиджа педагога»

«Становление опыта исследовательской деятельности и его влияние на формирование профессионального имиджа педагога»

  В статье речь пойдет о становлении опыта исследовательской деятельности педагога, а также рассказывается о том, как данный аспект работы учителя  повлиял на мою профессиональную успешность, стал  основой профессионального роста и способствовал формированию творческого имиджа. Практика показала, что освоение методологии и инструментария исследования способствует достижению качественно нового уровня результативности работы. В данной статье рассматривается опыт  исследования по теме «Развитие фун...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Савва А..И., учитель физической культуры СОШ №38

«Становление опыта исследовательской деятельности и его влияние на формирование профессионального имиджа педагога»

Аннотация

В данной статье рассматривается опыт исследования по теме «Развитие функциональных способностей школьников средствами оздоровительной аэробики». Здесь поэтапно показано, как возникла идея опыта, каково ее дальнейшее развитие. В статье констатируются экспериментальные данные, подтверждающие положительное воздействие аэробики на развитие функциональных способностей школьников.

Автор доказывает, что исследовательская деятельность влияет на повышение профессионального имиджа учителя.

На сегодняшнем этапе развития школы каждый учитель непременно сталкивается с необходимостью осуществлять научное педагогическое исследование, непосредственно связанное с его профессиональной деятельностью. Это подтверждается работами известных ученых. «Научно-исследовательская деятельность оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление и выступает фактором саморазвития, самоопределения, совершенствования педагогического мастерства». (Гуманитарное образование в школе: теория и практика, Е.Д. Афанасьева, Л.Г. Борисова. Журнал «Имидж»)

В статье речь пойдет о становлении опыта исследовательской деятельности педагога, а также рассказывается о том, как данный аспект работы учителя повлиял на мою профессиональную успешность, стал основой профессионального роста и способствовал формированию творческого имиджа.

Практика показала, что освоение методологии и инструментария исследования способствует достижению качественно нового уровня результативности работы.

Как вы знаете, проектная деятельность учителя - это деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи (проблемы). Попытки педагога решить проблему приводят к поиску новых идей, инновационных методов, эффективных технологий.

Для повышения двигательной активности и совершенствования физического воспитания ведется поиск новых форм и методов, способствующих привлечению к физкультурно-оздоровительным занятиямучащихся, особенно старшей школы. Среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности, средств физического воспитания особо выделяется аэробика.

Идея исследовать влияние аэробики на развитие функциональных возможностей организма школьников возникла как продолжение ранее начатой опытно-экспериментальной работы. В этом есть личная заинтересованность автора работы, так как именно эта категория школьников в силу своих возрастных особенностей начинает сторониться уроков физкультуры.

Анкетирование подтвердило, что в настоящее время ученики средней и старшей школы в большинстве своем не любят физкультуру и более того - избегают ее. Причин много, но некоторые из них на поверхности: слабая физическая и функциональная подготовленность, боязнь показать свою физическую несостоятельность перед возросшими нормативами, отсутствие мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Ранее нами было проведено исследование и описан опыт работы по теме «Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленного на развитие двигательных качеств учащихся средствами оздоровительной аэробики».

В результате анализа научных и методических источников по проблеме воспитания физических качеств, выявлено, что аэробика является эффективным средством повышения двигательной активности школьников, воздействующая на уровень физических способностей и функциональных возможностей.

Анализ литературных данных и опыт работы по оздоровительной аэробике показали, что вопросы разработки и обоснования форм, средств и методов оценки состояния людей, занимающихся различными видами аэробики еще недостаточно изучены. Важно знать, насколько эффективны подобранные средства, позволяющие улучшить двигательную подготовленность, психоэмоциональное и функциональное состояние школьников под влиянием различных видов оздоровительной аэробики.

Желание автора представляемого опыта приблизить решение проблем, которые привели к снижению функциональных резервов организма школьников, обусловлено сложившимися противоречиями: между значительным потенциалом оздоровительной аэробики и недостаточной разработанностью педагогических условий использования ее на уроках физической культуры; между желанием школьных учителей физической культуры улучшить состояние здоровья детей и отсутствием методических рекомендаций по особенностям моделирования уроков физической культуры с оздоровительно - корригирующей направленностью на основе оздоровительной аэробики.

Выявленные противоречия и потребность в их педагогическом осмыслении определили тему исследования «Развитие функциональных способностей школьников средствами оздоровительной аэробики». Цель работы заключалась в исследовании проблемы совершенствования физического развития школьников и повышения их функциональных возможностей средствами оздоровительной аэробики.

Автор представляемого проекта увлечен оздоровительной аэробикой (закончила курсы по фитнесу), поэтому его энтузиазм положительно отражается на общих результатах работы: ребята ждут уроки физкультуры с элементами аэробики, заметно повысилась мотивация к урокам.

Использование аэробики не потребовало дополнительных затрат: в спортивном зале имеется достаточное количество стэпов (закупленных по инициативе учителя), чтобы можно было заниматься целым классом; магнитофон и набор кассет для создания музыкального фона.

Нами был смоделирован учебно-воспитательный процесс по физической культуре, направленный на развитие функциональных возможностей учащихся школы средствами оздоровительной аэробики, включающий в себя: теорию, элементы аэробики и упражнения аэробики. С помощью педагогического эксперимента обоснована эффективность смоделированной программы

Автор представил документы планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленного на развитие функциональных возможностей учащихся средствами оздоровительной аэробики. Составлен поурочный рабочий план. Приведены методические рекомендации по выполнению упражнений. Подобраны контрольные упражнения и тесты, с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Разработаны и подробно описаны комплексы упражнений в положении стоя, в партере (сидя и лежа), упражнения стретчинга, составлены танцевальные миникомпозиции.

В результате внедрения и анализа программы по оздоровительной аэробике в конце эксперимента у школьников экспериментальной группы были обнаружены достоверные различия в уровне развития всех двигательных качеств. Больше всего у учащихся экспериментальной группы в конце года улучшились показатели гибкости и выносливости.

По сравнению с экспериментальной в контрольной группе к концу учебного года произошли незначительные положительные изменения по этим же показателям. Этот факт позволяют предположить, что внедренная нами программа благоприятно влияет на развитие основных двигательных качеств, а также на организм занимающихся в целом.

Таким образом, тема второй опытно-экспериментальной работы возникла не на пустом месте, а произросла из желания автора углубиться в исследование положительного влияния оздоровительной аэробики на организм растущего человека. Разработка данной программы шла с учётом возрастных особенностей школьников, их физического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.

Педагогический эксперимент продолжался с октября месяца 2008 года по март 2009 года. Всего было проведено 42 урока, включая тестирование.

Параллельно нами велось отслеживание изменения функциональных возможностей организма женщин продуктивного возраста (25-30 лет), занимающихся аэробикой в свободное от работы время в группе, где занятия проводит автор этих строк. Эксперимент как бы получает свое продолжение, так как часть выпускниц продолжает посещать эти занятия и есть возможность для сравнения. А также подтверждается необходимость использования аэробики для психологической разрядки организма.

Убедиться в положительном влиянии оздоровительной аэробики на организм занимающихся нам помогли труды Ж.Е. Фирилёва , И.П. Куценко , которые считают, что под воздействием систематических занятий физической культурой изменяется функциональное состояние нервной системы, происходят значительные сдвиги в нейрогуморальной регуляции организма, в деятельности желез внутренней секреции. З.Б .Белоберковским (2000) выявлено, что физиологические сдвиги в ответ на нагрузку у занимающихся оздоровительной физической культурой менее выражены, чем у не занимающихся физической культурой. Это в значительной мере определяется структурными особенностями «спортивного сердца».

И.С.Бреславом, М.О. Сегизбаевой (2000) было установлено, что максимальная аэробная работоспособность человека в значительной мере определяется эффективностью функционирования целой цепи звеньев, осуществляющих транспорт кислорода - от бронхов и легких до митохондрий.

Модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре с использованием средств оздоровительной аэробики разработана на основе комплексной программы Лях, Круцевич (2004 год).

Результаты исследования подтвердили мысли автора данной статьи о положительном влиянии аэробики на развитие функциональных способностей школьников. Представилась возможность заполнить третий час физической культуры занятиями по оздоровительной аэробике.

Несколько подробнее скажем о результатах исследования. В начале учебного года нами не были обнаружены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами в исследуемых показателях. Это свидетельствует о правильности подбора групп для чистоты эксперимента.

Полученные данные в начале педагогического эксперимента, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, - удовлетворительные. Но в контрольной группе показатели несколько выше, чем в экспериментальной. Так, при исследовании кардио - респираторной системы в начале педагогического эксперимента индекс гарвардского степ-теста в контрольной группе составил - 56,8±0,9, в экспериментальной - 54,4±1,5. Значит, показатели недостоверны. Максимальное потребление кислорода при пересчете на килограмм веса в контрольной группе составило - 37,5±2,4 мл. мин/кг в экспериментальной 36±2,05 мл.мин/кг, то есть, показатели также недостоверны. Достоверности различий в остальных исследуемых показателях также не было обнаружено.

В результате внедрения разработанной нами модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленной на развитие функциональных способностей организма средствами оздоровительной аэробики, в конце исследования у школьников экспериментальной группы были обнаружены достоверные различия в показателях развития сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

При исследовании функциональной системы учащихся в конце педагогического эксперимента мы получили следующие данные.

При оценке сердечно-сосудистой системы - показатели ЧСС (частота сердечных сокращений) уменьшились с 71,2 уд/мин ± 1,6 до 68,3±1,2 уд/мин. Различия достоверны, что свидетельствует о положительной динамике, т. к. у человека с ростом тренированности, особенно при увеличении такого качества как выносливость, ЧСС покоя уменьшается. (В.Н. Прокофьева с.120, 1998г).

Оценивая функциональные способности дыхательной системы, мы также получили достоверные различия. Произошли положительные сдвиги в пробе Штанге. Задержка дыхания на глубоком вдохе увеличилась с 29,7 с ± 2,5 до 36,1 с ± 3,3.

По сравнению с экспериментальной в контрольной группе к концу учебного года произошли незначительные положительные изменения в этих же показателях. Выявленные показатели позволяют нам предположить, что внедренная нами модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре направленного на развитие функциональных способностей средствами оздоровительной аэробики благоприятно влияет на развитие кардио-респираторной системы, а также на организм учащихся в целом.

Исследования проводились в четыре этапа. Задачи каждого этапа были подчинены общей цели исследования.

На первом этапе (с апреля по август 2009 года) осуществлялся анализ научной и научно - методической литературы по проблеме исследования, анализировалось мнение специали­стов о требованиях, которые предъявляет учебная деятельность к функциональному развитию у детей школьного возраста, определялась методологическая основа исследования, проводился анализ и отбор методик исследования, разрабатывалась программа эксперимента.

На втором этапе (сентябрь 2009 года) осуществлялась разработка модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленной на развитие функциональных способностей организма учащихся общеобразовательной школы №38 с использованием средств оздоровительной аэробики.

Третий этап (с октября 2010 по май 2012 года). Формирование контрольной и экспериментальной групп. Медико-биологические методы исследования, которые проводились с целью выявления исходного уровня функциональных способностей у контрольной и экспериментальной группы. Внедрение предложенной модели учебно-воспитательного процесса по оздоровительной аэробике в образовательную среду МБОУ «СОШ № 38» города Читы.

На четвертом этапе (апрель 2012 года) осуществлялась обработка и интеграция полученных экспериментальных данных.

По завершению исследования можно было сделать вывод о научной новизне данной работы, которая состоит в том, что в ней подтверждено следующее: аэробика является не только эффективным средством повышения функциональных способностей организма, но и способствует мотивации школьников к здоровому образу жизни. Приведены рекомендации по планированию уроков с использованием аэробики, даны методические рекомендации по выполнению упражнений.

В групповых занятиях оздоровительной аэробикой повышается самооценка, сглаживается чувство личной неполноценности, повышается уровень самоуважения. В процессе правильно организованных занятий оздоровительной аэробикой улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, темпа, развиваются положительные эмоции, уверенность в себе, значительно улучшается сон, появляется ощущение внутреннего благополучия, повышается физическая работоспособность. Другими словами, оздоровительная аэробика является прекрасным средством гармонического развития личности.

Разработанная модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленная на повышение функциональных способностей организма школьников, может быть использована в общеобразовательных учреждениях, тренерами и инструкторами оздоровительной аэробики в физкультурно-оздоровительных центрах.

Таким образом, приобретение опыта исследовательской деятельности позволяет учителю почувствовать личностную значимость в педагогическом сообществе, способствует профессиональному росту и повышению имиджа педагога. После завершения эксперимента захотелось рассказать о его положительных результатах учителям города, поэтому я стала участником, а потом и победителем городского и краевого конкурсов «Педагог года». В дальнейшем этот же мотив подвигнул к выступлениям на научно-практических конференций разного уровня, в том числе и международных. Аэробика прочно вошла в учебный процесс нашей школы, потому что Министерство по физической культуре дало официальное разрешение и программа для проведения уроков с ее использованием.

В данный момент я имею статус педагога-исследователя. Как к этому пришла? Во-первых, занятия в школе педагога-исследователя обогатили специальными знаниями по педагогическому исследованию. Во-вторых, мои коллеги стали участниками школьной ОЭР, захотелось и мне себя проверить - могу ли я, благо, что методическая служба школы подталкивала на принятие решения об участии в исследовательской деятельности. В-третьих, пришло понимание, что предмет физической культуры, который я преподаю, тоже требует изменений для повышения мотивации детей к занятиям. И, в-четвертых, изучая психолого-педагогическую литературу, опыт коллег, увидела перспективы перестройки уроков физкультуры с точки зрения здоровьесбережения. Все это вместе взятое и послужило основой для исследовательской работы.

Таким образом, в результате исследования идет процесс профессионального роста - от незнания к знанию. И отсюда возникает чувство удовлетворенности своей работой, приходит осознание значимости своего труда. Происходит моральное удовлетворение результатами своей деятельности. Вывод о том, проектно-исследовательская деятельность является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста, я делаю вполне осознанно. Это и есть путь к становлению творческой индивидуальности учителя.

Библиографический список

  1. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств/ В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. 1996 - №7.

  2. Куценко И.П. Аэробика в школьной программе / И.П. Куценко // Спорт в школе.2004 -№6. С.14-19

  3. Матов В.В. Ритмическая гимнастика./В.В Матов, О.А.Иванова, Л.А.Ланцберг //Теория и практика физической культуры. - М., 1991, -№ 1- С.61.


7



© 2010-2022