- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по волейболу
Рабочая программа по волейболу
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Погосян Д.А. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
КРУЖКА «ВОЛЕЙБОЛ»
при 2 часах занятиях в неделю
Учитель физической культуры
Погосян Давид Артурович
с.Владиславовка 2015-2016 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа
Рабочая программа составлена на основании требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. ( Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02 - 484/16). Авторская программа рассчитана на 1 занятие в неделю по 2 часа.
Цели и задачи рабочей программы
Волейбол - больше, чем игра! Один из массовых, один из самых зрелищных, игровых видов спорта. Волейбол можно использовать в общеобразовательной школе, как часть программы по физической культуре, волейбол преподаётся в спортивных школах и готовят технически, тактически грамотных игроков. В волейбол играют в командах мастеров, где футбол - это профессия человека. Есть футбол мужской и женский, это говорит о том, что волейбол интересен всем! В волейбол начинают играть дети с 6 лет и можно играть до зрелого возраста. Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате.
Цель занятий:
-формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
-обучение учащихся жизненно - важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной команды школы по волейбол, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на районных соревнованиях.
Задача занятий:
-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по футболу;
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость.
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы,
-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;
- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, а иногда и боязнь.
Учебно-методический комплект
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Часть1. Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (10-11 классы) волейбол.
Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат
педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством
образования Российской Федерации. (2004г).
2. Тематическое планирование уроков физической культуры по разделу учебной
Условия реализации программы секции спортивных игр «волейбол»:
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейбол, пополнение материальной базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».
Ожидаемые результаты работы:
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,
3.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности
и успешности выступления на ответственных соревнованиях.
4.Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в селе,
5.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
Методическое обеспечение.
Формы занятий: Практические занятия, самостоятельные занятия.
Методы: Словесный метод, наглядный метод, практический метод, репродуктивный метод, частично-поисковый метод, методы самостоятельной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для занимающихся Волейболом
-
Овладеть техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре;
-
Обучить индивидуальной и командной тактике игры в волейбол;
-
Существенно развить скоростно-силовые качества, быстроту, ловкость;
-
Развивать специальные функции организма (аэробные, анаэробные, смешанные)
-
Расширить игровую и соревновательную практику;
-
Подготовка спортивного резерва для сборных команд района, области, региона;
-
Подготовка «Юных судей»;
Рабочая программа составлена на основании требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. ( Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02 - 484/16). Авторская программа рассчитана на 1 занятие в неделю по 2 часа.
Учебно-тематический план на год
№ п/п
Разделы программы
Количество
часов
Содержание
І
Теоретический материал
9
Техника и тактика игры
3
Понятия о технике и тактике игры;
Особенности отдельных технических приемов; Организация действий игроков в различных ситуациях.
Организация и проведение
соревнований
3
Современные правила волейбола; Судейство в волейболе.
Особенности организации самостоятельных занятий волейболом
3
Правила организации самостоятельных занятий; Организация игр во дворе.
ІІ
Практический материал
65
Физическая
подготовка
На каждом
занятии
Общая физическая подготовка.
1. Упражнения для развития силы.
2.Упражнения для развития быстроты: ОРУ для развития.
3. Упражнения для развития гибкости.
4. Упражнения для развития ловкости.
5. Упражнения с предметом.
6. Акробатические упражнения.
7. Беговые упражнения.
8. Спортивные игры.
9. Подвижные игры и эстафеты.
Специальная физическая подготовка:
Упражнения для развития быстроты; скоростно-силовых качеств; специальной выносливости; ловкости. Упражнения для развития вратарей.
Техническая подготовка:
-
Техника передвижений;
-
Удары по мячу и виды подач;
Подачи в волейболе бывают следующие:
1) нижняя прямая подача;
2) нижняя боковая подача;
3) верхняя прямая подача;
4) верхняя боковая подача.
10
10
Разнообразные соединения бега с прыжками, поворотами, резкими остановками. Техника удара: разбег, подача, ударное движение и провести удар взглядом. Удары производят по летящему мячу; по мячу который летит; с места, в движении. в прыжке, с поворотом. Нижняя и верхняя подача.
Из четырех видов подачи сегодня преимущественно используется верхняя прямая подача в волейболе
И вот почему:
верхняя прямая подача в волейболе, Сильная прямая подача в волейболе вне конкуренции. С ней может соперничать, например, сильная боковая подача. Но этого обычно никогда не происходит, так как что боковая подача в принципе сложная по перемещению ног и в моменте выбрасывания мяча для удара.
- подающий хорошо видит площадку, а, следовательно, и расстановку сил соперника;
- при условии владения техникой игры, подающий игрок попадает мячом в определенного, намеченного им самим игрока, и нарушить план игры противника;
- верхняя прямая подача бывает и силовой, а это уже затрудняет прием мяча противником. Верхняя прямая подача в волейболе может осуществляться четырьмя способами:
1) согнутой рукой с высоким подбросом мяча;
2) с отведением плеча и руки в сторону;
3) с забрасыванием мяча за голову;
4) подача прямой рукой.
Тактическая подготовка:
1. Тактика нападения:
-
Индивидуальные действия без мяча;
-
Индивидуальные действия с мячом;
-
Групповые действия;
2. Тактика защиты:
-
Индивидуальные действия;
-
Групповые действия;
-
Ведение учебных игр по избранной тактической системе.
10
Выбор позиции и взаимодействия игроков в атаке. Комбинации.
Противодействия различным комбинациям.В организации обороны по принципу персональной и комбинированной защиты
Контрольные испытания.
15
Контрольные нормативы согласно возрасту.
Учебные и тренировочные игры:
Внутри школьные, районные соревнования. Товарищеские игры.
Инструкторская и судейская практика
Правила техники безопасности во время занятий; правила игры; требования к судейству учебных игр; правила проведения самостоятельных занятий по волейболу.
ИТОГО
74
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- приобрести навыки и умения по изучаемому виду спорта;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным
занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ- это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Теоретические занятия - 9 (часов)
Техника и тактика игры Понятия о технике и тактике игры;
Особенности отдельных технических приемов;
Организация действий игроков в различных ситуациях.
Организация и проведение соревнований. Современные правила волейбола;
Судейство в волейболе.
Особенности организации самостоятельных занятий волейболом. Правила
организации самостоятельных занятий; Организация игр во дворе.
Практические занятия - 65 (часов)
Общая физическая подготовка.
Общая физическая подготовка: упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на
развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений;
упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другому. Развитие прыгучести - одна из главных задач физической подготовки волейболиста. Прыгучесть зависит от сочетания скорости и силы разгибания мышц бедра и голени, сгибателя стопы и длинного сгибателя большого пальца. При этом большая нагрузка ложится на суставы стопы, голени и коленного сустава, а также мышечно-связочно-сухожильный аппарат, обеспечивающий работу этих суставов. (Покровский В.И.) Не случайно большинство травм у волейболистов приходится именно на эти суставы. В связи с этим многие развивающие упражнения одновременно и профилактически-укрепляющие и предохраняющие от травм. В частности, для стопы и голеностопного сустава систематически должны применяться такие упражнения, как ходьба на пятках, носках, наружном и внутреннем сводах стопы. Данные упражнения повторяются многосерийно и проводятся с постепенным увеличением темпа. ( Зациорский В.М., 1981.)
Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической.
Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально- волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры.
Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебнотренировочных занятиях.
Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.
Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать правильные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и инициативу, в умении подчинить свои действия задачам коллектива на основе сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества неразрывно связаны взаимообусловлены [33].
Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений. [19].
Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности волейболистов это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.
Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой юных волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном процессе.
Практические занятия по технике нападения.
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча.
Действия с мячом.
Практические занятия по тактике нападения.
Практические занятия по тактике защиты.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка
игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды
противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной
физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№
п/п
Содержание требований (вид испытаний)
мальчики
1
2
4
1.
2.
3.
4.
Бег 30 м с высокого старта (с)
Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)
4,9
11,2
170
45
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов темы
Часы
учебного
времени
Плановые
сроки
прохождения
Воспитательная
работа
план
факт
1.
Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. Техника безопасности на занятиях секции волейбола.
1
2.
Общеразвивающие и подготовительные
упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.
1
3.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Виды подач
1
4.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Перевод мяча.
1
5.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Блокировка удара.
1
6.
Физическая подготовка;
Верхняя подача;
Техника игры линии защиты
1
7.
Тактическая подготовка;
Тактика нападения.
1
8.
Контрольные испытания.
Подвижные, учебные и
контрольные игры.
1
9.
Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.
1
10.
Контрольные испытания.
Подвижные, учебные и
контрольные игры.
1
11.
Техника и тактика игры;
Учебные игры.
1
12.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Виды подач
1
13.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Перевод мяча.
1
14.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Блокировка мяча.
1
15.
Физическая подготовка;
Перевод мяча;
Техника игры защиты.
1
16.
Тактическая подготовка;
Тактика защиты.
1
17.
Подвижные учебные и контрольные игры. Практика судейства.
1
18.
Организация и проведение
соревнований. Учебные игры.
1
19.
Инструкторская практика.
Учебная игра.
1
20.
Особенности организации самостоятельных занятий волейболом
1
21.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Техника переходов.
1
22.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Перевод мяча.
1
23.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Блокировка мяча.
1
24.
Физическая подготовка;
Разнообразие подач;
Техника игры линии защиты
1
25.
Тактическая подготовка;
Тактика нападения.
1
26.
Контрольные испытания.
Подвижные, учебные и
контрольные игры.
1
27.
Организация и проведение соревнований;
Учебные игры.
1
28.
Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр.
1
29.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Смена комбинаций и положений игроков
1
30.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Передача мяча.
1
31.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Перевод мяча.
1
32.
Физическая подготовка;
Нижняя подача;
Техника игры защиты.
1
33.
Тактическая подготовка;
Тактика защиты.
1
34.
Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.
1
35.
Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по
Волейболу. Учебная игра.
1
36.
Общеразвивающие и подготовительные
упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.
Техника передвижений;
Разнообразие подач
1
37.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Перевод мяча.
1
38.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Блокировка мяча.
1
39.
Физическая подготовка;
Верхняя боковая подача
Техника игры защиты
1
40.
Тактическая подготовка;
Тактика нападения.
1
41.
Контрольные испытания.
Подвижные, учебные и
контрольные игры.
1
42.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Чередования видов подач
1
43.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Передача мяча.
1
44.
Физическая подготовка;
Нижняя подача мяча;
Техника игры защиты
1
45.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Блокировка мяча.
1
46.
Тактическая подготовка;
Тактика защиты.
1
47.
Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.
1
48.
Организация и проведение
соревнований. Учебные игры.
1
49.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Удары по мячу рукой.
1
50.
Физическая подготовка;
Прием мяча ;
Передача мяча.
1
51.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Перевод мяча.
1
52.
Физическая подготовка;
Подача мяча верхней подачей;
Техника игры защиты
1
53.
Тактическая подготовка;
Тактика нападения.
1
54.
Инструкторская практика.
Учебная игра.
1
55.
Организация и проведение
соревнований. Учебные игры.
1
56.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Разнообразие подач
1
57.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Передача мяча.
1
58.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Блокировка нападающего удара
1
59.
Физическая подготовка;
Блокировка нападающего удара;
Техника игры защиты
1
60.
Тактическая подготовка;
Тактика защиты.
1
61.
Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.
1
62.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Подачи в разные зоны игровой площадки
1
63.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Перевод мяча.
1
64.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Блокировка нападающего удара.
1
65.
Физическая подготовка;
Виды подач;
Техника игры защиты
1
66.
Тактическая подготовка;
Тактика нападения.
1
67.
Инструкторская практика.
Учебная игра.
1
68.
Особенности организации самостоятельных занятий футболом.
1
69.
Физическая подготовка;
Техника передвижений;
Блокировка нападающего удара
1
70.
Физическая подготовка;
Прием мяча;
Перевод мяча.
1
71.
Физическая подготовка;
Обманные движения (финты);
Блокировка нападающего удара
1
72.
Физическая подготовка;
Оттачивание нападающего удара;
Техника игры нападения.
1
73.
Тактическая подготовка;
Тактика защиты.
1
74.
Контрольные испытания.
Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.
1
Необходимый инвентарь:
Спортивный зал с разметкой для игры в «Волейбол».
Волейбольная сетка
Набивные мячи - 4 шт.