Рабочая программа по волейболу

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа

КРУЖКА «ВОЛЕЙБОЛ»

при 2 часах занятиях в неделю



Учитель физической культуры

Погосян Давид Артурович





с.Владиславовка 2015-2016 год.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана

рабочая программа


Рабочая программа составлена на основании требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. ( Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02 - 484/16). Авторская программа рассчитана на 1 занятие в неделю по 2 часа.



Цели и задачи рабочей программы

Волейбол - больше, чем игра! Один из массовых, один из самых зрелищных, игровых видов спорта. Волейбол можно использовать в общеобразовательной школе, как часть программы по физической культуре, волейбол преподаётся в спортивных школах и готовят технически, тактически грамотных игроков. В волейбол играют в командах мастеров, где футбол - это профессия человека. Есть футбол мужской и женский, это говорит о том, что волейбол интересен всем! В волейбол начинают играть дети с 6 лет и можно играть до зрелого возраста. Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате.

Цель занятий:

-формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.

-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;

-обучение учащихся жизненно - важным двигательным навыкам и умениям;

- формирование сборной команды школы по волейбол, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на районных соревнованиях.

Задача занятий:

-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;

-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;

-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по футболу;

-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость.

- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы,

-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;

- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, а иногда и боязнь.



Учебно-методический комплект

1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.

Часть1. Спортивные игры.

Программный материал по спортивным играм (10-11 классы) волейбол.

Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол

(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат

педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством

образования Российской Федерации. (2004г).

2. Тематическое планирование уроков физической культуры по разделу учебной



Условия реализации программы секции спортивных игр «волейбол»:

Материально-технические условия:

- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейбол, пополнение материальной базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.

Педагогические условия:

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;

-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;

-создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:

- наличие необходимой документации:

- программы деятельности спортивной секции;

- тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».


Ожидаемые результаты работы:

1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;

2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,

3.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности

и успешности выступления на ответственных соревнованиях.

4.Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в селе,

5.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.


Методическое обеспечение.

Формы занятий: Практические занятия, самостоятельные занятия.

Методы: Словесный метод, наглядный метод, практический метод, репродуктивный метод, частично-поисковый метод, методы самостоятельной работы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для занимающихся Волейболом

  • Овладеть техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре;

  • Обучить индивидуальной и командной тактике игры в волейбол;

  • Существенно развить скоростно-силовые качества, быстроту, ловкость;

  • Развивать специальные функции организма (аэробные, анаэробные, смешанные)

  • Расширить игровую и соревновательную практику;

  • Подготовка спортивного резерва для сборных команд района, области, региона;

  • Подготовка «Юных судей»;


Рабочая программа составлена на основании требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. ( Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02 - 484/16). Авторская программа рассчитана на 1 занятие в неделю по 2 часа.

Учебно-тематический план на год

п/п

Разделы программы

Количество

часов

Содержание

І

Теоретический материал

9

Техника и тактика игры

3

Понятия о технике и тактике игры;

Особенности отдельных технических приемов; Организация действий игроков в различных ситуациях.

Организация и проведение

соревнований

3

Современные правила волейбола; Судейство в волейболе.

Особенности организации самостоятельных занятий волейболом

3

Правила организации самостоятельных занятий; Организация игр во дворе.

ІІ

Практический материал

65


Физическая

подготовка


На каждом

занятии

Общая физическая подготовка.

1. Упражнения для развития силы.

2.Упражнения для развития быстроты: ОРУ для развития.

3. Упражнения для развития гибкости.

4. Упражнения для развития ловкости.

5. Упражнения с предметом.

6. Акробатические упражнения.

7. Беговые упражнения.

8. Спортивные игры.

9. Подвижные игры и эстафеты.

Специальная физическая подготовка:

Упражнения для развития быстроты; скоростно-силовых качеств; специальной выносливости; ловкости. Упражнения для развития вратарей.


Техническая подготовка:

  • Техника передвижений;



  • Удары по мячу и виды подач;


Подачи в волейболе бывают следующие:









1) нижняя прямая подача;

2) нижняя боковая подача;

3) верхняя прямая подача;

4) верхняя боковая подача.


















10



10


Разнообразные соединения бега с прыжками, поворотами, резкими остановками. Техника удара: разбег, подача, ударное движение и провести удар взглядом. Удары производят по летящему мячу; по мячу который летит; с места, в движении. в прыжке, с поворотом. Нижняя и верхняя подача.

Из четырех видов подачи сегодня преимущественно используется верхняя прямая подача в волейболе

И вот почему:

верхняя прямая подача в волейболе, Сильная прямая подача в волейболе вне конкуренции. С ней может соперничать, например, сильная боковая подача. Но этого обычно никогда не происходит, так как что боковая подача в принципе сложная по перемещению ног и в моменте выбрасывания мяча для удара.

- подающий хорошо видит площадку, а, следовательно, и расстановку сил соперника;

- при условии владения техникой игры, подающий игрок попадает мячом в определенного, намеченного им самим игрока, и нарушить план игры противника;

- верхняя прямая подача бывает и силовой, а это уже затрудняет прием мяча противником. Верхняя прямая подача в волейболе может осуществляться четырьмя способами:

1) согнутой рукой с высоким подбросом мяча;

2) с отведением плеча и руки в сторону;

3) с забрасыванием мяча за голову;

4) подача прямой рукой.




Тактическая подготовка:

1. Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия без мяча;

  • Индивидуальные действия с мячом;

  • Групповые действия;

2. Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия;

  • Групповые действия;

  • Ведение учебных игр по избранной тактической системе.


10

Выбор позиции и взаимодействия игроков в атаке. Комбинации.

Противодействия различным комбинациям.В организации обороны по принципу персональной и комбинированной защиты


Контрольные испытания.

15


Контрольные нормативы согласно возрасту.

Учебные и тренировочные игры:

Внутри школьные, районные соревнования. Товарищеские игры.

Инструкторская и судейская практика

Правила техники безопасности во время занятий; правила игры; требования к судейству учебных игр; правила проведения самостоятельных занятий по волейболу.

ИТОГО

74

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- приобрести навыки и умения по изучаемому виду спорта;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным

занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ- это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.


Теоретические занятия - 9 (часов)

Техника и тактика игры Понятия о технике и тактике игры;

Особенности отдельных технических приемов;

Организация действий игроков в различных ситуациях.

Организация и проведение соревнований. Современные правила волейбола;

Судейство в волейболе.

Особенности организации самостоятельных занятий волейболом. Правила

организации самостоятельных занятий; Организация игр во дворе.

Практические занятия - 65 (часов)

Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка: упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на

развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений;

упражнения на укрепление систем организма.

Специальная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другому. Развитие прыгучести - одна из главных задач физической подготовки волейболиста. Прыгучесть зависит от сочетания скорости и силы разгибания мышц бедра и голени, сгибателя стопы и длинного сгибателя большого пальца. При этом большая нагрузка ложится на суставы стопы, голени и коленного сустава, а также мышечно-связочно-сухожильный аппарат, обеспечивающий работу этих суставов. (Покровский В.И.) Не случайно большинство травм у волейболистов приходится именно на эти суставы. В связи с этим многие развивающие упражнения одновременно и профилактически-укрепляющие и предохраняющие от травм. В частности, для стопы и голеностопного сустава систематически должны применяться такие упражнения, как ходьба на пятках, носках, наружном и внутреннем сводах стопы. Данные упражнения повторяются многосерийно и проводятся с постепенным увеличением темпа. ( Зациорский В.М., 1981.)

Психологическая подготовка.

Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической.

Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально- волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры.

Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебнотренировочных занятиях.

Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.

Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать правильные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и инициативу, в умении подчинить свои действия задачам коллектива на основе сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества неразрывно связаны взаимообусловлены [33].

Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений. [19].

Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности волейболистов это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.

Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой юных волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном процессе.


Практические занятия по технике нападения.

Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча.

Действия с мячом.

Практические занятия по тактике нападения.

Практические занятия по тактике защиты.

Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка

игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды

противника. Тактический план игры.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной

физической и технической подготовленности.


Физическое развитие и физическая подготовленность

п/п

Содержание требований (вид испытаний)

мальчики

1

2

4

1.

2.

3.

4.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

4,9

11,2

170

45



Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов темы

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Воспитательная

работа

план

факт

1.

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. Техника безопасности на занятиях секции волейбола.

1

2.

Общеразвивающие и подготовительные

упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.

1

3.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Виды подач

1

4.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Перевод мяча.

1

5.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Блокировка удара.

1

6.

Физическая подготовка;

Верхняя подача;

Техника игры линии защиты

1

7.

Тактическая подготовка;

Тактика нападения.

1

8.

Контрольные испытания.

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

1

9.

Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.

1

10.

Контрольные испытания.

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

1

11.

Техника и тактика игры;

Учебные игры.

1

12.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Виды подач

1

13.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Перевод мяча.

1

14.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Блокировка мяча.

1

15.

Физическая подготовка;

Перевод мяча;

Техника игры защиты.

1

16.

Тактическая подготовка;

Тактика защиты.

1

17.

Подвижные учебные и контрольные игры. Практика судейства.

1

18.

Организация и проведение

соревнований. Учебные игры.

1

19.

Инструкторская практика.

Учебная игра.

1

20.

Особенности организации самостоятельных занятий волейболом

1

21.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Техника переходов.

1

22.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Перевод мяча.

1

23.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Блокировка мяча.

1

24.

Физическая подготовка;

Разнообразие подач;

Техника игры линии защиты

1

25.

Тактическая подготовка;

Тактика нападения.

1

26.

Контрольные испытания.

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

1

27.

Организация и проведение соревнований;

Учебные игры.

1

28.

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр.

1

29.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Смена комбинаций и положений игроков

1

30.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Передача мяча.

1

31.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Перевод мяча.

1

32.

Физическая подготовка;

Нижняя подача;

Техника игры защиты.

1

33.

Тактическая подготовка;

Тактика защиты.

1

34.

Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.

1

35.

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по

Волейболу. Учебная игра.

1

36.

Общеразвивающие и подготовительные

упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.

Техника передвижений;

Разнообразие подач

1

37.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Перевод мяча.

1

38.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Блокировка мяча.

1

39.

Физическая подготовка;

Верхняя боковая подача

Техника игры защиты

1

40.

Тактическая подготовка;

Тактика нападения.

1

41.

Контрольные испытания.

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

1

42.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Чередования видов подач

1

43.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Передача мяча.

1

44.

Физическая подготовка;

Нижняя подача мяча;

Техника игры защиты

1

45.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Блокировка мяча.

1

46.

Тактическая подготовка;

Тактика защиты.

1

47.

Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.

1

48.

Организация и проведение

соревнований. Учебные игры.

1

49.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Удары по мячу рукой.

1

50.

Физическая подготовка;

Прием мяча ;

Передача мяча.

1

51.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Перевод мяча.

1

52.

Физическая подготовка;

Подача мяча верхней подачей;

Техника игры защиты

1

53.

Тактическая подготовка;

Тактика нападения.

1

54.

Инструкторская практика.

Учебная игра.

1

55.

Организация и проведение

соревнований. Учебные игры.

1

56.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Разнообразие подач

1

57.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Передача мяча.

1

58.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Блокировка нападающего удара

1

59.

Физическая подготовка;

Блокировка нападающего удара;

Техника игры защиты

1

60.

Тактическая подготовка;

Тактика защиты.

1

61.

Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.

1

62.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Подачи в разные зоны игровой площадки

1

63.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Перевод мяча.

1

64.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Блокировка нападающего удара.

1

65.

Физическая подготовка;

Виды подач;

Техника игры защиты

1

66.

Тактическая подготовка;

Тактика нападения.

1

67.

Инструкторская практика.

Учебная игра.

1

68.

Особенности организации самостоятельных занятий футболом.

1

69.

Физическая подготовка;

Техника передвижений;

Блокировка нападающего удара

1

70.

Физическая подготовка;

Прием мяча;

Перевод мяча.

1

71.

Физическая подготовка;

Обманные движения (финты);

Блокировка нападающего удара

1

72.

Физическая подготовка;

Оттачивание нападающего удара;

Техника игры нападения.

1

73.

Тактическая подготовка;

Тактика защиты.

1

74.

Контрольные испытания.

Подвижные, учебные и контрольные игры. Практика судейства.

1


Необходимый инвентарь:

Спортивный зал с разметкой для игры в «Волейбол».

Волейбольная сетка

Набивные мячи - 4 шт.


© 2010-2022