К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ

Шайхутдинов Д.Г.

Научный руководитель - доцент Азиуллин Р. Р.

Филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны, Россия

TO THE QUESTION OF TRAINING IN MOTIVE ACTIONS IN VOLLEYBALL

Shaikhutdinov D.G.

Scientific leader - associate professor Aziullin R. R.

Branch of Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny, Russia

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания и спорта

изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель

совершенствования. В физическом воспитании и спорте обучение имеет свою специфику, суть которой состоит в том, что основная масса

нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.

Одной из центральных проблем теории и методики спортивной тренировки является задача совершенствования процесса

обучения эффективным двигательным действиям в условиях напряженной спортивной деятельности. Особую сложность эта задача

представляет в таких двигательно-вариативных видах спорта как волейбол, где элементарные двигательные акты и обеспечивающие их

моторные и психические процессы являются ответными, зачастую непредсказуемыми действиями, разнообразной пространственно-

временной структуры. В теории и методике обучения двигательным действиям в спортивной практике в настоящее время уделяется

недостаточно внимания содержанию опережающего, развивающего обучения. Традиционная методика обучения в волейболе в основном

опирается на заучивании двигательных действий в строго регламентированных условиях, а тренировочный процесс носит преимуще-

ственно репродуктивный характер, при котором не учитывается в должной мере личность учителя и ученика, их содержательное

сотрудничество. Это закрепляет выполнение двигательных действий в конкретных типовых условиях и серьезно мешает их обобщению

и применению в нестандартных ситуациях

Процесс обучения в волейболе направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, на постоянное их развитие и

совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры, методики

тренировки и т.п. Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном волейболе,

необходимых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития, критическое осмысление их. Немаловажную роль здесь

играет воспитание у юных спортсменов стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений.

Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений

и навыков, которыми спортсмен должен владеть в совершенстве. Занимающиеся должны научиться, рационально пользоваться

приобретаемыми навыками, опираясь на знания умения. В этом суть процесса обучения.

Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой,

индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для

успешной игры команды, но далеко недостаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между от-

дельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.

Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных

действий - технических приемов и тактических действий, а также в необходимости их выполнять многократно в процессе соревнования

для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными

упражнениями (прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной структуры

движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (прыжка в высоту, дальность

метания). В волейболе кроме этого важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического

потенциала спортсменов в специфической - игровой - соревновательной деятельности

Таким образом, специфика игры обуславливает следующие основные направления методики обучения двигательным действиям в

волейболе: развитие у занимающихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча

(дифференцировка пространственно-временных отношений); развитие специальных физических качеств, главным образом силы и

быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственного воздействия руками на

мяч; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе

тактических способностей; овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного

ведения игры.__

© 2010-2022