- Преподавателю
- Физкультура
- Методический комплект по физической культуре Формирование УУД на уроках физической культуры
Методический комплект по физической культуре Формирование УУД на уроках физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андрюшкин О.И. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Рассмотрено
Кафедра__________
Протокол № 1
От «__»_______2012г.
Руководитель кафедры
О.И. Андрюшкин____________________
Согласовано
«__»_______2012г
Зам директора по УВР
____________________
_____________________
Утверждаю
Приказ № ________
от «___»_____2012г.
Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»
________Н.В.Сиреньщикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физическая культура»
для учащихся 4 «а» класса
Образовательная область: Физическая культура
Разработал(а): Андрюшкин Олег Иванович
учитель физической культуры.
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей целью рабочей программы по физической культуре является воспитание всесторонне развитой личности, как интеллектуально, так и физически, формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
-
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
-
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-
обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «а» класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 28 детей, из которых мальчиков - 13, девочек - 15.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но большинство мальчиков следует отнести к группе «пренебрегаемых». Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на этих детей равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.
Основная масса обучающихся класса - это дети со средними и выше среднего уровнями способностей. В данном классе больше внимания уделяться должно работе с мячом и на лыжной подготовке, и усложнять задания в легкой атлетике и гимнастике
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ГИМНАЗИИ
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 в неделю). В учебном плане гимназии на данный предмет выделено 102 часа.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа по физической культуре для 4 «В» класса разработана на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008), утвержденной в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования по физической культуре. В процессе обучения используются следующие учебные издания:
-
«Физическая культура». 1 - 4 классы : учеб. для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 190 с. : ил.
-
«Физическая культура». 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мейксона / авт.- сост. М. И. Васильева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010 - 183 с.
-
Методики преподавания физической культуры 1 - 4 классы, Л.Д. Глазырин, Т.А. Лопатик, М - 2004;
-
Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников О.В. Лимаренко, Тюмень 2004;
-
Журналы «Физическая культура в школе» 2007 - 2010.
Данная литература позволяет более полно раскрыть каждый раздел программы, преподнести материал ученикам в оптимальной форме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в начальной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим начальную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,
• корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:
Таблица 1
Основные разделы программы
Знания о физической культуре (информационный компонент)
Способы физкультурной деятельности (операциональный компонент)
Физическое совершенствование (мотивационный компонент).
Тематическое планирование
Соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Представления о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений.
Излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики определяют результат педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры и подвижные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В содержание данной программы представлен самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». Предлагаемые упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такая структура раздела «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и разрабатывать на их основе различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
К формам организации занятий по физической культуре:
1) разнообразные уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью у школьников формируются представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (показатели частоты сердечных сокращений).
В организации образовательного процесса используются общепедагогические и специфические методы. К общепедагогическим относятся словесные и наглядные методы, к практическим методам относятся метод строго-регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Основное средство, которое используется при организации занятий - это физические упражнения.
Организация образовательной деятельности выполняется в соответствии с требованиями ФГОС, образовательными технологиями: здоровье-сберегающие, инновационные, личностно-дифференцированные, спортивно-ориентированные.
ФОРМИРОВАНИЕ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПО ПРЕДМЕТУ
Итоговая оценка качества освоения учащимися начальной образовательной программы осуществляется учителем по физической культуре.
Предметом итоговой оценки освоения учащимися начальной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет две составляющие в итоговой оценке:
-
Результаты промежуточной аттестации обучающихся:
-
Динамика индивидуальных образовательных достижений;
-
Продвижение в достижении планируемых результатов.
-
-
Результаты итоговых работ:
-
Степень овладения техникой двигательных действий;
-
Выполнение учебных нормативов;
-
Уровень освоения разделов «Знания о физической культуре» и «Способы физкультурной деятельности»;
-
Выполнение домашних заданий.
-
Результаты итоговой оценки освоения начальной образовательной программы начального общего образования используется для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Годовой план - график распределения учебного материала
Разделы и темы
Класс
4 «а»
-
Знания о физической культуре
В процессе уроков
-
Способы физкультурной деятельности
В процессе уроков
-
Физическое совершенствование
102
-
Гимнастика с основами акробатики
21
-
Легкая атлетика
21
-
Лыжная подготовка
18
-
Спортивные и подвижные игры
42
-
Общеразвивающие упражнения
В процессе уроков
Итого:
102
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определённую традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих тематических разделах: «Гимнастика с основами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры» и «Лыжная подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств, Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
При планировании учебного материала настоящей программы допускается для бесснежных районов РФ заменять тему «Лыжные гонки» на углублённое освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры».
В IV классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется, прежде всего, в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Так, по разделу «Гимнастика с основами акробатики» - это освоение целостных (соревновательных) комбинаций, по разделам «Волейбол» и «Баскетбол» - игра по упрощенным правилам. В содержание других разделов программы вводятся новые упражнения, требующие относительно высокого уровня технического исполнения.
Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и физической подготовленностью, оказания доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Содержание образования для 4 «А» класса
-
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII - XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
-
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
-
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла - с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Подвижные игры. На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале спортивных игр:
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся IV класса должны:
иметь представление:
- о зарождении древних Олимпийских игр;
- о зарождении легкой атлетики и её место в Олимпийских играх;
- о зарождении спортивных игр и их место в Олимпийских играх;
- о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
- о правилах проведения закаливающих процедур;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
уметь:
- определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
- вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
- выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
- выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
- выполнять комплексы упражнений для развития силы;
- выполнять комплексы упражнений для развития гибкости;
- демонстрировать уровень физической подготовленности.
Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности:
-
Прыжок в длину с места;
-
Челночный бег 3 х 10 метров;
-
Сгибание и разгибание рук в висе (подтягивание) - мальчики;
-
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа - девочки;
-
Наклон вперед из положения «сидя»;
-
Бег 60 м;
-
Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;
Учебно-тематическое планирование для 4-го «А» класса
I четверть
Календарные сроки
№ уроков
Тема (раздел), количество часов
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся
Возможные формы контроля предметных знаний, УУД
Освоение предметных знаний
Универсальные учебные действия (УУД)
Сентябрь
1-3
Знания о физической культуре
Легкая атлетика
Т.Б. на легкой атлетике, играх. История развития физической культуры в России в XVII - XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии
Регулятивные - умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- учение;
- беседа;
- пересказ
- устный пересказ информации
Низкий и высокий старты. Стартовое ускорение. Финиширование. Бег на короткие дистанции. Метание малого мяча в горизонтальную цель.
Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные -видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- учение;
- игровая;
- соревн-овательная;
- самостоят. работа
контрольные нормативы
4-6
Прыжок в длину с места. Челночный бег 3Х10. Эстафеты с элементами легкой атлетики.
7-12
Прыжки в длину с прямого разбега. Бег на средние дистанции.
Октябрь - Ноябрь
13-17
Пионербол
Способы физкультурной деятельности
Знания о физической культуре
Передачи в парах на расстоянии 9 м. Передачи в парах через сетку: двумя руками от груди, двумя руками от головы.
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,
Личностные - технически правильно выполнять двигательные действия из пионербола, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
- учение;
- игровая;
- соревн-овательная;
- самостоят. работа
- зрительный контроль техники выполнения специальных упражнений
18-21
Передачи мяча на расстоянии 9-12 метров. Подачи мяча: боковая, нижняя.
22-26
Нападающий удар. Подачи. Передачи через сетку. Учебно-спортивная игра пионербол.
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол.
Регулятивные - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
Коммуникативные - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
- учение;
- беседа;
- пересказ;
- самосто-ятельная работа;
- устный пересказ информации
- зрительный контроль выполнения упражнений
Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные).
- учение;
- беседа;
- пересказ
- устный пересказ информации
II четверть
Календарные сроки
№ уроков
Тема (раз-дел), кол-во часов
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся
Возможные формы контроля предметных знаний, УУД
Освоение предметных знаний
Универсальные учебные действия (УУД)
Ноябрь - декабрь
27-30
Баскетбол
Стойки, повороты. Ведение мяча правой и левой рукой, вокруг стоек (змейкой).
Личностные - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Коммуникативные - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- учение;
- игровая;
- соревн-овательная;
- самостоят. работа
- зрительный контроль техники выполнения специальных упражнений
31-33
Передачи мяча двумя руками: от груди, от головы, одной рукой от плеча. Ведение приставными шагами.
34-39
Остановка: прыжком с двух шагов. Бросок мяча в кольцо. Учебно-спортивная игра.
Декабрь
40-42
Знания о физической культуре
Гимнастика с основами акробатики
Техника безопасности на гимнастике. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений.
Коммуникативные - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, Регулятивные - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели.
- учение;
- беседа;
- пересказ
- устный пересказ информации
Строевая подготовка. Упражнения на равновесие. Лазание по гимнастической лестнице, по канату.
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Познавательные -видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- учение;
- соревн-овательная;
- самостоят. работа
- правильность выполнения гимнастических упражнений;
43-45
Висы на перекладине.
Опорный прыжок через гимнастического козла - с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед
46-48
Упражнения на скамейке. Прыжки на скакалке с изменяющимся темпом ее вращения. Упражнения на перекладине.
III четверть
Календарные сроки
№ уроков
Тема (раз-дел), количество часов
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся
Возможные формы контроля предметных знаний, УУД
Освоение предметных знаний
Универсальные учебные действия (УУД)
Январь - февраль
49-51
9.01-13.01
Способы физкультурной деятельности
Гимнастика с элементами акробатики
Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений.
Регулятивные - умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Личностные - освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
- учение;
- беседа;
- измерения
- зрительный контроль правильности выполнения измерений;
- пересказ информации
Разучивание акробатических комбинаций (кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.)
Регулятивные - развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы. Познавательные - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
Коммуникативные - умение слышать и видеть задание, и, пропуская через себя, выполнять его.
Личностные - умение ставить перед собой цель и добиваться ее.
Регулятивные - умение выполнять задания в соответствии с техникой безопасности.
- учение;
- игровая;
- соревно-вательная;
- самостоят. работа
- правильность выполнения строевых команд, гимнастических упражнений; комбинаций
52-54
14.01
-19.01
55-60
21.01-2.02
Из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Февраль - март
61-70
4.02-25.02
Лыжная подготовка
Одновременный двушажный ход.
Попеременный двухшажный ход
Регулятивные - способствует развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия, развитию взаимодействия. Познавательные - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- учение;
- игровая;
- соревно-вательная;
- самостоят. работа
- зрительный контроль техники выполнения специальных упражнений
71-75
27.02-6.03
Чередование одновременного двушажного с попеременным двушажным
76-81
9.03-20.03
Спуски с пологих склонов. Подъемы: лесенкой «ёлочкой». Поворот: переступанием
Развитие двигательных качеств
IV четверть
Календарные сроки
№ уроков
Тема (раз-дел), количество часов
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся
Возможные формы контроля предметных знаний, УУД
Освоение предметных знаний
Универсальные учебные действия (УУД)
Апрель - май
79-82
Способы физкультурной деятельности
Пионербол
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений
Личностные - умения организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные -умения доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Познавательные - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- учение;
- беседа;
- самосто-ятельная работа
- зрительный контроль за правильностью и выполнения измерений
Ловля и передача мяча после перемещений. Нападающий удар в зоны 1,6,5.
Коммуникативные - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом задач.
Личностные - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
- учение;
- игровая;
- соревно-вательная;
- самостоят. работа
- зрительный контроль техники выполнения специальных упражнений
83-87
Подача мяча в зоны 1,6,5.
Передача в зону 2,3.
88-93
Сочетание освоенных элементов.
Взаимодействие игроков.
Май
94-96
Знания о физической культуре
Легкая атлетика
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Коммуникативные - умение слышать и видеть задание, и, пропуская через себя.
Регулятивные - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- учение;
- беседа;
- пересказ
- устный пересказ информации
Прыжки в высоту с прямого разбега. Метание набивного мяча (2 кг.). Челночный бег 3Х10.
Регулятивные - развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы. Познавательные -видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- учение;
- игровая;
- соревновательная;
- самостоят. работа
- контрольные нормативы
97-99
Прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель.
100-102
Бег на длинные дистанции. Эстафеты с элементами легкой атлетики.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Спортивный инвентарь:
-
Баскетбольные мячи;
-
Волейбольные мячи;
-
Футбольные мячи;
-
Скакалки;
-
Эстафетные палочки;
-
Тяжелые мячи (1, 2 кг.);
-
Малые мячи;
-
Лыжи;
-
Лыжные палки;
-
Лыжная обувь.
Спортивное оборудование:
-
Гимнастическая стенка;
-
Гимнастические маты;
-
Гимнастическое бревно;
-
Гимнастический козел;
-
Гимнастическая скамейка;
-
Легкоатлетические стойки и планка;
-
Мишени;
-
Волейбольная сетка;
-
Баскетбольные кольца;
-
Ворота для мини футбола;
-
Перекладина;
Дополнительное оборудование:
-
Проектор;
-
Музыкальное сопровождение;
-
Набор необходимых видеофильмов;
-
Измерительная лента.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников О.В. Лимаренко, Тюмень 2004.
-
Журналы «Физическая культура в школе» 2007 - 2010.
-
«Физическая культура». 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона / авт.-ссот. М.И. Васильева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010 - 183 с.
-
Лях В.И. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя. - М.: Издтельство АСТ,2003. - 272 с.
-
Методики преподавания физической культуры 1 - 4 классы, Л.Д. Глазырин, Т.А. Лопатик, М - 2004.
-
«Физическая культура». 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мейксона / авт.- сост. М. И. Васильева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010 - 183 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
-
«Физическая культура». 1-4 классы / учеб. для общеобразоват. учрежений / В. И. Лях - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 190 с.
Приложение 1
№ п/п
Физические способности
Контрольное упражнение
Возраст
Пол
Оценка
«3»
«4»
«5»
1
Скоростные
Бег 60 м, с
9
10
М
Д
М
Д
6,8
7,0
6,6
6,6
6,7 - 5,7
6,9 - 6,0
6,5 - 5,6
6,5 - 5,6
5,1
5,3
5,1
5,2
2
Координационные
Челночный бег 3Х10
9
10
М
Д
М
Д
10,3
10,8
9,9
10,4
9,9 - 9,8
10,3 - 9,7
9,5 - 9,0
10,0 - 9,5
8,8
9,4
8,6
9,1
3
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места, см
9
10
М
Д
М
Д
120
110
130
120
130 - 150
135 - 150
140 - 160
140 - 155
175
160
185
170
Прыжки через скакалку за 1 мин, количество раз
9
10
М
Д
М
Д
30
20
40
25
40
35
50
40
50
80
60
90
4
Выносливость
6-минутный бег, м
9
10
М
Д
М
Д
800
600
850
650
850 - 1000
700 - 900
900 - 1050
750 - 950
1200
1000
1250
1050
Поднимание туловища за 1 мин (количество раз)
9
10
М
Д
М
Д
20
15
24
17
28 - 32
18 - 19
30 - 34
20 - 24
34
20
36
25
5
Гибкость
Наклон вперед из положения, сидя, см
9
10
М
Д
М
Д
1
2
2
3
3 - 6
6 - 9
4 - 6
7 - 10
7,5
13,0
8,5
14,0
6
Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики); на низкой перекладине из виса лежи, количество раз (девочки)
9
10
М
Д
М
Д
1
3
1
4
3 - 4
7 - 11
3 - 4
8 - 13
5
16
5
18
Метание набивного мяча, см (1 кг)
9
10
М
Д
М
Д
225
175
245
215
255 - 300
215 - 270
270 - 330
265 - 330
310
280
350
345