Методический комплект по физической культуре Формирование УУД на уроках физической культуры

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневно...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»



Рассмотрено

Кафедра__________

Протокол № 1

От «__»_______2012г.

Руководитель кафедры

О.И. Андрюшкин____________________

Согласовано

«__»_______2012г

Зам директора по УВР

____________________

_____________________

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2012г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

________Н.В.Сиреньщикова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физическая культура»

для учащихся 4 «а» класса



Образовательная область: Физическая культура



Разработал(а): Андрюшкин Олег Иванович

учитель физической культуры.









2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

С учётом этих особенностей целью рабочей программы по физической культуре является воспитание всесторонне развитой личности, как интеллектуально, так и физически, формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

  • формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

  • обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «а» класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 28 детей, из которых мальчиков - 13, девочек - 15.

Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но большинство мальчиков следует отнести к группе «пренебрегаемых». Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на этих детей равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.

Основная масса обучающихся класса - это дети со средними и выше среднего уровнями способностей. В данном классе больше внимания уделяться должно работе с мячом и на лыжной подготовке, и усложнять задания в легкой атлетике и гимнастике

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ГИМНАЗИИ

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 в неделю). В учебном плане гимназии на данный предмет выделено 102 часа.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа по физической культуре для 4 «В» класса разработана на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008), утвержденной в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования по физической культуре. В процессе обучения используются следующие учебные издания:

  1. «Физическая культура». 1 - 4 классы : учеб. для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 190 с. : ил.

  2. «Физическая культура». 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мейксона / авт.- сост. М. И. Васильева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010 - 183 с.

  3. Методики преподавания физической культуры 1 - 4 классы, Л.Д. Глазырин, Т.А. Лопатик, М - 2004;

  4. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников О.В. Лимаренко, Тюмень 2004;

  5. Журналы «Физическая культура в школе» 2007 - 2010.

Данная литература позволяет более полно раскрыть каждый раздел программы, преподнести материал ученикам в оптимальной форме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в начальной школе.

Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим начальную школу.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего

• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.


Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,

• корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;

• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.


Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки отдыха;

• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:

Таблица 1

Основные разделы программы

Знания о физической культуре (информационный компонент)

Способы физкультурной деятельности (операциональный компонент)

Физическое совершенствование (мотивационный компонент).

Тематическое планирование

Соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Представления о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.

Ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений.

Излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики определяют результат педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры и подвижные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В содержание данной программы представлен самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». Предлагаемые упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такая структура раздела «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и разрабатывать на их основе различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

К формам организации занятий по физической культуре:

1) разнообразные уроки физической культуры;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

3) самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью у школьников формируются представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (показатели частоты сердечных сокращений).

В организации образовательного процесса используются общепедагогические и специфические методы. К общепедагогическим относятся словесные и наглядные методы, к практическим методам относятся метод строго-регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Основное средство, которое используется при организации занятий - это физические упражнения.

Организация образовательной деятельности выполняется в соответствии с требованиями ФГОС, образовательными технологиями: здоровье-сберегающие, инновационные, личностно-дифференцированные, спортивно-ориентированные.

ФОРМИРОВАНИЕ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПО ПРЕДМЕТУ

Итоговая оценка качества освоения учащимися начальной образовательной программы осуществляется учителем по физической культуре.

Предметом итоговой оценки освоения учащимися начальной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет две составляющие в итоговой оценке:

  1. Результаты промежуточной аттестации обучающихся:

    1. Динамика индивидуальных образовательных достижений;

    2. Продвижение в достижении планируемых результатов.

  2. Результаты итоговых работ:

    1. Степень овладения техникой двигательных действий;

    2. Выполнение учебных нормативов;

    3. Уровень освоения разделов «Знания о физической культуре» и «Способы физкультурной деятельности»;

    4. Выполнение домашних заданий.

Результаты итоговой оценки освоения начальной образовательной программы начального общего образования используется для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ


Годовой план - график распределения учебного материала

Разделы и темы

Класс

4 «а»

  1. Знания о физической культуре

В процессе уроков

  1. Способы физкультурной деятельности

В процессе уроков

  1. Физическое совершенствование

102

  1. Гимнастика с основами акробатики

21

  1. Легкая атлетика

21

  1. Лыжная подготовка

18

  1. Спортивные и подвижные игры

42

  1. Общеразвивающие упражнения

В процессе уроков

Итого:

102

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определённую традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих тематических разделах: «Гимнастика с основами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры» и «Лыжная подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств, Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

При планировании учебного материала настоящей программы допускается для бесснежных районов РФ заменять тему «Лыжные гонки» на углублённое освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры».

В IV классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется, прежде всего, в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Так, по разделу «Гимнастика с основами акробатики» - это освоение целостных (соревновательных) комбинаций, по разделам «Волейбол» и «Баскетбол» - игра по упрощенным правилам. В содержание других разделов программы вводятся новые упражнения, требующие относительно высокого уровня технического исполнения.

Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.

Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и физической подготовленностью, оказания доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.






Содержание образования для 4 «А» класса

  1. Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII - XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

  1. Способы физкультурной деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

  1. Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла - с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».

Легкая атлетика. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

Подвижные игры. На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».

На материале спортивных игр:

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).

Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся IV класса должны:

иметь представление:

- о зарождении древних Олимпийских игр;

- о зарождении легкой атлетики и её место в Олимпийских играх;

- о зарождении спортивных игр и их место в Олимпийских играх;

- о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;

- о правилах проведения закаливающих процедур;

- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;

уметь:

- определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);

- вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;

- выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);

- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;

- выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;

- выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;

- выполнять комплексы упражнений для развития силы;

- выполнять комплексы упражнений для развития гибкости;

- демонстрировать уровень физической подготовленности.

Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности:

  • Прыжок в длину с места;

  • Челночный бег 3 х 10 метров;

  • Сгибание и разгибание рук в висе (подтягивание) - мальчики;

  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа - девочки;

  • Наклон вперед из положения «сидя»;

  • Бег 60 м;

  • Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;






Учебно-тематическое планирование для 4-го «А» класса


I четверть

Календарные сроки

№ уроков

Тема (раздел), количество часов

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля предметных знаний, УУД

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УУД)

Сентябрь

1-3

Знания о физической культуре

Легкая атлетика

Т.Б. на легкой атлетике, играх. История развития физической культуры в России в XVII - XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии

Регулятивные - умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- учение;

- беседа;

- пересказ

- устный пересказ информации


Низкий и высокий старты. Стартовое ускорение. Финиширование. Бег на короткие дистанции. Метание малого мяча в горизонтальную цель.


Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные -видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- учение;

- игровая;

- соревн-овательная;

- самостоят. работа

контрольные нормативы

4-6


Прыжок в длину с места. Челночный бег 3Х10. Эстафеты с элементами легкой атлетики.


7-12


Прыжки в длину с прямого разбега. Бег на средние дистанции.

Октябрь - Ноябрь

13-17

Пионербол

Способы физкультурной деятельности

Знания о физической культуре


Передачи в парах на расстоянии 9 м. Передачи в парах через сетку: двумя руками от груди, двумя руками от головы.


Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

Личностные - технически правильно выполнять двигательные действия из пионербола, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

- учение;

- игровая;

- соревн-овательная;

- самостоят. работа

- зрительный контроль техники выполнения специальных упражнений

18-21


Передачи мяча на расстоянии 9-12 метров. Подачи мяча: боковая, нижняя.


22-26


Нападающий удар. Подачи. Передачи через сетку. Учебно-спортивная игра пионербол.


Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол.


Регулятивные - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

Коммуникативные - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.






- учение;

- беседа;

- пересказ;

- самосто-ятельная работа;

- устный пересказ информации

- зрительный контроль выполнения упражнений

Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные).

- учение;

- беседа;

- пересказ

- устный пересказ информации


II четверть

Календарные сроки

№ уроков

Тема (раз-дел), кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля предметных знаний, УУД

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УУД)

Ноябрь - декабрь

27-30

Баскетбол

Стойки, повороты. Ведение мяча правой и левой рукой, вокруг стоек (змейкой).

Личностные - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Коммуникативные - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

- учение;

- игровая;

- соревн-овательная;

- самостоят. работа

- зрительный контроль техники выполнения специальных упражнений

31-33

Передачи мяча двумя руками: от груди, от головы, одной рукой от плеча. Ведение приставными шагами.

34-39

Остановка: прыжком с двух шагов. Бросок мяча в кольцо. Учебно-спортивная игра.

Декабрь

40-42

Знания о физической культуре

Гимнастика с основами акробатики

Техника безопасности на гимнастике. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений.

Коммуникативные - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, Регулятивные - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели.

- учение;

- беседа;

- пересказ

- устный пересказ информации

Строевая подготовка. Упражнения на равновесие. Лазание по гимнастической лестнице, по канату.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Познавательные -видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- учение;

- соревн-овательная;

- самостоят. работа

- правильность выполнения гимнастических упражнений;

43-45

Висы на перекладине.

Опорный прыжок через гимнастического козла - с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед

46-48

Упражнения на скамейке. Прыжки на скакалке с изменяющимся темпом ее вращения. Упражнения на перекладине.

III четверть

Календарные сроки

№ уроков

Тема (раз-дел), количество часов

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля предметных знаний, УУД

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УУД)

Январь - февраль

49-51

9.01-13.01

Способы физкультурной деятельности

Гимнастика с элементами акробатики

Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений.

Регулятивные - умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Личностные - освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

- учение;

- беседа;

- измерения

- зрительный контроль правильности выполнения измерений;

- пересказ информации


Разучивание акробатических комбинаций (кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.)


Регулятивные - развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы. Познавательные - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.

Коммуникативные - умение слышать и видеть задание, и, пропуская через себя, выполнять его.

Личностные - умение ставить перед собой цель и добиваться ее.

Регулятивные - умение выполнять задания в соответствии с техникой безопасности.






- учение;

- игровая;

- соревно-вательная;

- самостоят. работа

- правильность выполнения строевых команд, гимнастических упражнений; комбинаций

52-54

14.01

-19.01

55-60



21.01-2.02

Из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».

Февраль - март

61-70

4.02-25.02


Лыжная подготовка

Одновременный двушажный ход.

Попеременный двухшажный ход

Регулятивные - способствует развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия, развитию взаимодействия. Познавательные - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- учение;

- игровая;

- соревно-вательная;

- самостоят. работа

- зрительный контроль техники выполнения специальных упражнений

71-75

27.02-6.03

Чередование одновременного двушажного с попеременным двушажным

76-81

9.03-20.03

Спуски с пологих склонов. Подъемы: лесенкой «ёлочкой». Поворот: переступанием

Развитие двигательных качеств

IV четверть

Календарные сроки

№ уроков

Тема (раз-дел), количество часов

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля предметных знаний, УУД

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УУД)

Апрель - май

79-82

Способы физкультурной деятельности

Пионербол

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений

Личностные - умения организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные -умения доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Познавательные - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- учение;

- беседа;

- самосто-ятельная работа

- зрительный контроль за правильностью и выполнения измерений

Ловля и передача мяча после перемещений. Нападающий удар в зоны 1,6,5.

Коммуникативные - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом задач.

Личностные - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;

- учение;

- игровая;

- соревно-вательная;

- самостоят. работа

- зрительный контроль техники выполнения специальных упражнений

83-87

Подача мяча в зоны 1,6,5.

Передача в зону 2,3.

88-93

Сочетание освоенных элементов.

Взаимодействие игроков.

Май

94-96

Знания о физической культуре

Легкая атлетика

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Коммуникативные - умение слышать и видеть задание, и, пропуская через себя.

Регулятивные - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

- учение;

- беседа;

- пересказ

- устный пересказ информации

Прыжки в высоту с прямого разбега. Метание набивного мяча (2 кг.). Челночный бег 3Х10.

Регулятивные - развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы. Познавательные -видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- учение;

- игровая;

- соревновательная;

- самостоят. работа

- контрольные нормативы

97-99

Прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

100-102

Бег на длинные дистанции. Эстафеты с элементами легкой атлетики.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Спортивный инвентарь:

  1. Баскетбольные мячи;

  2. Волейбольные мячи;

  3. Футбольные мячи;

  4. Скакалки;

  5. Эстафетные палочки;

  6. Тяжелые мячи (1, 2 кг.);

  7. Малые мячи;

  8. Лыжи;

  9. Лыжные палки;

  10. Лыжная обувь.

Спортивное оборудование:

  1. Гимнастическая стенка;

  2. Гимнастические маты;

  3. Гимнастическое бревно;

  4. Гимнастический козел;

  5. Гимнастическая скамейка;

  6. Легкоатлетические стойки и планка;

  7. Мишени;

  8. Волейбольная сетка;

  9. Баскетбольные кольца;

  10. Ворота для мини футбола;

  11. Перекладина;

Дополнительное оборудование:

  1. Проектор;

  2. Музыкальное сопровождение;

  3. Набор необходимых видеофильмов;

  4. Измерительная лента.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников О.В. Лимаренко, Тюмень 2004.

  2. Журналы «Физическая культура в школе» 2007 - 2010.

  3. «Физическая культура». 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона / авт.-ссот. М.И. Васильева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010 - 183 с.

  4. Лях В.И. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя. - М.: Издтельство АСТ,2003. - 272 с.

  5. Методики преподавания физической культуры 1 - 4 классы, Л.Д. Глазырин, Т.А. Лопатик, М - 2004.

  6. «Физическая культура». 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мейксона / авт.- сост. М. И. Васильева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010 - 183 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. «Физическая культура». 1-4 классы / учеб. для общеобразоват. учрежений / В. И. Лях - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 190 с.









Приложение 1

№ п/п

Физические способности

Контрольное упражнение

Возраст

Пол

Оценка

«3»

«4»

«5»

1

Скоростные

Бег 60 м, с

9


10

М

Д

М

Д

6,8

7,0

6,6

6,6

6,7 - 5,7

6,9 - 6,0

6,5 - 5,6

6,5 - 5,6

5,1

5,3

5,1

5,2

2

Координационные

Челночный бег 3Х10

9


10

М

Д

М

Д

10,3

10,8

9,9

10,4

9,9 - 9,8

10,3 - 9,7

9,5 - 9,0

10,0 - 9,5

8,8

9,4

8,6

9,1

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

9


10

М

Д

М

Д

120

110

130

120

130 - 150

135 - 150

140 - 160

140 - 155

175

160

185

170

Прыжки через скакалку за 1 мин, количество раз

9


10

М

Д

М

Д

30

20

40

25

40

35

50

40

50

80

60

90

4

Выносливость

6-минутный бег, м

9


10

М

Д

М

Д

800

600

850

650

850 - 1000

700 - 900

900 - 1050

750 - 950

1200

1000

1250

1050

Поднимание туловища за 1 мин (количество раз)

9


10

М

Д

М

Д

20

15

24

17

28 - 32

18 - 19

30 - 34

20 - 24

34

20

36

25

5

Гибкость

Наклон вперед из положения, сидя, см

9


10

М

Д

М

Д

1

2

2

3

3 - 6

6 - 9

4 - 6

7 - 10

7,5

13,0

8,5

14,0

6

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики); на низкой перекладине из виса лежи, количество раз (девочки)

9


10

М

Д

М

Д

1

3

1

4

3 - 4

7 - 11

3 - 4

8 - 13

5

16

5

18

Метание набивного мяча, см (1 кг)

9


10

М

Д

М

Д

225

175

245

215

255 - 300

215 - 270

270 - 330

265 - 330

310

280

350

345


© 2010-2022