Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ на уроках адаптивной физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»













ТЕМА: «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на уроках адаптивной физической культуры»











учитель адаптивной физической культуры

высшая категория

Киселёва Г.Р.









г Биробиджан

2015



«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на уроках адаптивной физической культуры»

В своем выступлении я раскрою содержание коррекционно-развивающей работы с учащимися ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на уроках адаптивной физической культуры.

Обучением в Центре охвачены дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети с инвалидностью, с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, с расстройствами аутистического спектра, с соматическими, онкологическими заболеваниями.

Заболевания существенно ограничивают их жизнедеятельность, т.е. лишает их способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Центра по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ является выявление недостатков в их развитии и организация комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в Центре является обеспечение оптимальных условий для его реабилитации или абилитации, обучения, воспитания и развития исходя из его индивидуальных особенностей.

Для реализации основных направлений реабилитации или абилитации детей в Центре оснащен кабинет для проведения занятий по адаптивной физической культуре.

Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие в специальных соревнованиях и Паралимпийском движении.

Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.

Специфической направленностью процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекционно-компенсаторная.

Коррекционно-развивающие задачи урока АФК направлены на обеспечение полноценного физического развития детей с особыми образовательными потребностями, повышение их двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений. Они решаются на каждом уроке. Постоянно действующими задачами на каждом занятии является коррекция осанки, основных локомоций - ходьбы, бега и других естественных движений, укрепление мышечного корсета, коррекция телосложения, коррекция и профилактика плоскостопия, активизация вегетативных функций. Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптивного физического воспитания занимает приоритетное место.

Практическая деятельность педагога требует знания основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Кроме того, необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста, основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода. Эти сведения необходимы педагогу, чтобы не навредить, а также выявить потенциальные личностные и функциональные возможности ребенка, определить и контролировать оптимальный путь коррекции и развития.

Реализация коррекционно-развивающей цели урока обеспечивается включением специальных коррекционно-развивающих упражнений для коррекции двигательной сферы, общесоматического развития организма ребенка. Комплекс упражнений разрабатывается с учетом специфики ограничений учащихся Центра.

Так в Центре обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) с разными нарушениями развития: нарушениями зрения (слабовидящие), тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.

При нарушении зрения на уроке мы используем яркое оборудование и зрительные ориентиры, повышающие функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию.

Для детей с расстройством аутической сферы важно выполнять упражнения медленно и четко, комментировать их; проговаривать выполняемые движения. Начинать урок с простейших движений (растирание ладоней, хлопков в ладоши, движений руками вперед, вверх, вниз); растирание ног, наклонов туловища. Сопровождать движения необходимо ритмичным счетом. Ободрять ребенка, поощрять даже малейшие его успехи. Необходимо соблюдать правила «от взрослого к ребенку», «от простого к сложному», включать в урок разные виды упражнений т.к. аутичные дети способны концентрировать внимание только в течении короткого времени. Каждое упражнение должно быть привязано к интересам и пристрастиям ребенка.

На уроках адаптивной физкультуры дети с нарушением опорно-двигательного аппарата обучаются различным движениям и действиям с предметами. В выполнении упражнений, необходимо добиваться четкости выполнения упражнений, свободы движения, увеличении или уменьшения амплитуды движения. Также используется различные способы удержания предметов, упражнения для развития мелкой моторики кистей рук. Упражнения в равновесии у опоры и без, в движении со сменой направления.

В программу учащихся с задержкой психического развития в отличие от программы общеобразовательной школы вносятся общеразвивающие упражнения, дыхательная гимнастика, т.к. они способствуют коррекции нарушения дыхания. Упражнения для укрепления кистей рук способствуют успешному овладению письмом. Упражнения для осанки - помогают ребенку правильно держать голову, свое тело сидя , стоя, при ходьбе и беге. В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентации, нарушениями точности движений, включаются упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей, упражнения с палками, флажками, малыми и большими обручами, мячами. Для развития силы и ловкости, координации - упражнения в лазании и перелезании. Упражнения на равновесие способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве, корректируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты). Особое место уделяется метанию мяча (катанию ), при выполнении которых развивается ловкость, глазомер, меткость, правильный захват.

В работе с детьми с тяжелым нарушением речи общеразвивающие упражнения направлены на всестороннее развитие организма. Они развивают мышцы спины, живота, плечевой пояс, мышцы ног, рук. Их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты, обручи и пр.) и без предметов. Все упражнения развивают силу, ловкость, чёткость, быстроту реакции, глазомер. С большим интересом учащиеся выполняют упражнения с мячами. Используются мячи разных размеров: большие (выполнение упражнений на мячах и с мячами), средние (перекатывание и ловля), малые (броски, переноски, метания). В этих движениях происходит чередование напряжения и расслабления, снимается чрезмерное напряжение с мышц.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития, формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лёжа на животе, на гимнастической скамейке и наклонной доске; перелезание через мягкие модули; пролезание под препятствиями укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку. Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе других упражнений. К ним относятся упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожке из канатов, доске); опору можно изменять по высоте (наклонная доска), по расположению в пространстве (горизонтальная или наклонная). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку с выраженными акцентами, указывающими на начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки равновесия используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующим приседанием по звуковому сигналу, а так же остановка во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).

Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех занятиях у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. На занятиях мы активно используем звуковые и речевые сопровождения.

Дети с отклонениями в развитии вследствие вынужденной малой подвижности (два урока физкультуры не удовлетворяют естественной потребности в двигательной активности и не решают всех необходимых задач) испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В своей работе мы используем коррекционные подвижные игры. Создание игровых ситуаций на занятиях организует ориентировочную деятельность детей в процессе передвижения по шведской стенке, прыжки по ориентирам, прокатывание предметов по разным поверхностям горизонтальным и вертикальным, выполнение общеразвивающих упражнений, преодоление полосы препятствий, спортивные и подвижные игры, езда на велосипеде позволяют развивать зрительно-двигательную пространственную ориентировку ребенка с нарушением зрения.

Решение коррекционно-развивающих, компенсаторных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка. Поэтому вариативность педагогических воздействий реализуется многообразием не только физических упражнений, но и условиями их выполнения, способами регулирования, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильные, слуховые). На уроках адаптивной физкультуры используем реабилитационное оборудование: беговую дорожку, велотренажеры, кардиотренажер, степпер, балансировочные доски, силовую сетку, наклонные доски, мягкие модули, мячи, гантели, массажные коврики и многое другое.

И в заключении хочу отметить, что правильная организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках адаптивной физической культуры способствует развитию и совершенствованию не только их двигательной активности, но и социальной реабилитации или абилитации. Что, в конечном итоге, обеспечивает интенсивную и устойчивую позитивную динамику развития личности обучащихся Центра и их интеграцию в социальную среду.

© 2010-2022