- Преподавателю
- Физкультура
- Формирование положительной мотивации обучающихся - важнейшее условие повышения качества образования
Формирование положительной мотивации обучающихся - важнейшее условие повышения качества образования
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петренко В.В. |
Дата | 12.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель физкультуры Петренко В.В.
материалы педсовета
март 2015г.
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ -
ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.
Я стараюсь развивать у ребят потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать - сильными, хорошо физически развитыми.
В школе, ребенок может быть впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для здоровья», а следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит физкультура.
Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим - вольная борьба.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:
-
Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).
-
Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным и т.д.)
-
Подготовка себя к труду и службе в армии.
-
Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)
-
Сдача норм ГТО
Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Общаясь с родителями, я вижу большое понимание многих пап и мам роли физической культуры в жизни детей. Их дети охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, занимаются в спортивных секция.
Школьники могут самостоятельно или с родителями заниматься физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Моя задача, как учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.
На первом этапе формирования положительного отношения к физической культуре, я с первого класса ненавязчиво подчеркиваю положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии ребят и укреплении их здоровья.
На второй этапе - идет внутренняя подготовка ежедневно заниматься самостоятельно физическими упражнениями. Я задаю домашнее задание, которое необходимо выполнять не только в те дни, когда прошел урок, но и последующие, а так же на каникулах и выходных. Мы разучиваем на уроке комплекс упражнений, которые ребята будут выполнять дома.
Домашние задания по предмету «Физическая культура» также являются эффективной формой мотивации к здоровому образу жизни. Их регулярное выполнение учениками влечет за собой успешное освоение программного материала.
Третий этап - превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные трудности. Ребенок может 3-4 раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, "поздно лег спать, поэтому проспал, и на зарядку не осталось времени" и т.д.). При этом возникают защитные мотивировки: "и без зарядки можно стать сильным, вон Коля зарядку не делает, а у него второй разряд по гимнастике".
Я выделяю следующие мотивы, побуждающие к занятиям:
-
Улучшение состояния здоровья
-
Желание выполнять физическое упражнение
-
Удовлетворение потребностей в движении
-
Стремление показать свои способности
-
Улучшение фигуры
-
Улучшение физической подготовленности
-
Желание получить хорошую оценку
-
Чтобы не отставать от сверстников
-
Улучшение самочувствия
-
Желание хорошо выступить на соревнованиях
-
Общение со сверстниками
-
Снизить вес
-
Сдать нормы ГТО
Мотивы, мешающие занятиям физической культуры:
1.нет интересов к занятиям;
2.отсутствие спортивного инвентаря;
3.мало свободного времени;
4.не видит пользы в занятиях;
5.нет физических данных и способностей;
6.лень.
- Пробуждая в детях желания заботиться о своем здоровье - формирую заинтересованное отношение к собственному здоровью;
- беседуем о здоровом питании;
- использую оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развиваю потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирую знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
- формирую потребности ребенка безбоязненно обращаться к учителю, врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирую устойчивую потребность ребенка в занятиях физической культурой и спортом, в том числе через повышение ценности активного семейного отдыха и детско-взрослые спортивно-оздоровительные мероприятия;
- закладываю основы для осознанного выбора учащимися в пользу здорового образа жизни.
Заключение
1. Соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении;
2. Теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своем теле, отказе от вредных привычек, рациональном питании и др.
3. Связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.
4. Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и особенностей ребенка.
5. Самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.
3