Формирование положительной мотивации обучающихся - важнейшее условие повышения качества образования

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА     ОБРАЗОВАНИЯ» Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физкультуры Петренко В.В.

материалы педсовета

март 2015г.

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ -

ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.

Я стараюсь развивать у ребят потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать - сильными, хорошо физически развитыми.

В школе, ребенок может быть впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для здоровья», а следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит физкультура.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим - вольная борьба.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

  • Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).

  • Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным и т.д.)

  • Подготовка себя к труду и службе в армии.

  • Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

  • Сдача норм ГТО

Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Общаясь с родителями, я вижу большое понимание многих пап и мам роли физической культуры в жизни детей. Их дети охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, занимаются в спортивных секция.

Школьники могут самостоятельно или с родителями заниматься физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Моя задача, как учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

На первом этапе формирования положительного отношения к физической культуре, я с первого класса ненавязчиво подчеркиваю положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии ребят и укреплении их здоровья.

На второй этапе - идет внутренняя подготовка ежедневно заниматься самостоятельно физическими упражнениями. Я задаю домашнее задание, которое необходимо выполнять не только в те дни, когда прошел урок, но и последующие, а так же на каникулах и выходных. Мы разучиваем на уроке комплекс упражнений, которые ребята будут выполнять дома.

Домашние задания по предмету «Физическая культура» также являются эффективной формой мотивации к здоровому образу жизни. Их регулярное выполнение учениками влечет за собой успешное освоение программного материала.

Третий этап - превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные трудности. Ребенок может 3-4 раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, "поздно лег спать, поэтому проспал, и на зарядку не осталось времени" и т.д.). При этом возникают защитные мотивировки: "и без зарядки можно стать сильным, вон Коля зарядку не делает, а у него второй разряд по гимнастике".

Я выделяю следующие мотивы, побуждающие к занятиям:


  1. Улучшение состояния здоровья

  2. Желание выполнять физическое упражнение

  3. Удовлетворение потребностей в движении

  4. Стремление показать свои способности

  5. Улучшение фигуры

  6. Улучшение физической подготовленности

  7. Желание получить хорошую оценку

  8. Чтобы не отставать от сверстников

  9. Улучшение самочувствия

  10. Желание хорошо выступить на соревнованиях

  11. Общение со сверстниками

  12. Снизить вес

  13. Сдать нормы ГТО

Мотивы, мешающие занятиям физической культуры:

1.нет интересов к занятиям;

2.отсутствие спортивного инвентаря;

3.мало свободного времени;

4.не видит пользы в занятиях;

5.нет физических данных и способностей;

6.лень.

- Пробуждая в детях желания заботиться о своем здоровье - формирую заинтересованное отношение к собственному здоровью;

- беседуем о здоровом питании;

- использую оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развиваю потребность в занятиях физической культурой и спортом;

- применение рекомендуемого врачами режима дня;

- формирую знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;

- формирую потребности ребенка безбоязненно обращаться к учителю, врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирую устойчивую потребность ребенка в занятиях физической культурой и спортом, в том числе через повышение ценности активного семейного отдыха и детско-взрослые спортивно-оздоровительные мероприятия;

- закладываю основы для осознанного выбора учащимися в пользу здорового образа жизни.

Заключение

1. Соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении;

2. Теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своем теле, отказе от вредных привычек, рациональном питании и др.

3. Связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.

4. Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и особенностей ребенка.

5. Самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.

3


© 2010-2022