- Преподавателю
- Физкультура
- Программа по волейболу 7-11 классы
Программа по волейболу 7-11 классы
Раздел | Физкультура |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ларионова Ю.А. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
Программа работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы на каждый год обучения. В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы объединения.
Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 7-11 классов разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г)
Цели и задачи
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся старших классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья учащихся, целью, которой является:
-
способствовать всестороннему физическому развитию;
-
способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основные задачи:
1.Оздоровительная задача.
-
Укрепление здоровья.
-
Совершенствование физического развития.
2.Образовательная задача.
-
Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
-
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
-
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
-
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
-
Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда,находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
-
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
-
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
-
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
-
стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане.
Программа курса волейбол для учащихся 7-11 классов рассчитана на один год, 70 часа, при 2-х разовых занятиях в неделю по 1,5 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей - учащиеся вторых классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья - основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся - 15человек.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
Программный материал
Количество часов
1
Теоретические сведения
2
2
Волейбол
10
3
Общефизическая подготовка
18
4
Специально физическая подготовка
16
5
Подвижные и спортивные игры
20
Контрольные испытания
4
6
итого
70
Содержание программы.
1. Физическая культура и спорт в России. Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2. История развития волейбола. Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные.
3.Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов, закаливание организма. Правила закаливания
4. Гигиена волейболиста. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
5. Техническая подготовка. Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и наводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
- перемещения,
- подачи,
- прием и передачи,
- нападающие удары,
- блокирование.
6. Тактическая подготовка. Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх,
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником
Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
- перемещения,
- прием и передачи,
- подачи,
- нападающие удары,
- блокирование.
Тактика нападения и тактика защиты:
- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия.
7. Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
8. Общая физическая подготовка. Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол
Подвижные игры и эстафеты
9. Специальная физическая подготовка.
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
- развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
- игры и эстафеты с препятствиями.
10. Контрольные испытания.
- Контрольные испытания по общей физической подготовке
- Контрольные испытания по технической подготовке
11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
.
-
Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
-
Место и время проведения общеразвивающих и специальных
упражнений во время тренировочных занятий. -
Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и
специальных упражнений для различных видов спорта. -
Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
физическое воспитание и развитие основных физических качеств: -
Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов, на
снарядах и со снарядами в парах. -
Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных игр. -
Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
интенсивности. -
Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими
требованиями к координации и амплитуде движений.
Планируемый результат освоения программы «Волейбол».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
-
положительное отношение к систематическим занятиям волейболом;
-
понимание роли волейбола в укреплении здоровья.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научаться:
-
Рассказывать об истории развития волейбола в России;
-
Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма
-
Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.
-
Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
-
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
-
Понимать цель выполняемых действий
-
Различать подвижные и спортивные игры
-
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Материально-техническое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
1. Сетка волейбольная 2 штуки
2. Стойки волейбольные 2 штуки
3. Гимнастическая стенка 6 пролетов
4. Гимнастические маты 4 штуки
5. Скакалки 12 штук
6. Мячи волейбольные 15 штук
7. Мячи набивные (масса 1кг) 5 штук
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и тем
Дата
Часы
1
Введение. История возникновения волейбола. Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи.
сентябрь
2
2
Техническая подготовка. Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ).Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.).Волейбол
2
3
Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Перемещения и стойки. Волейбол
8. Упражнения для развития гибкости. Перемещения и стойки.
2
4
Упражнения для развития ловкости. Передача сверху двумя руками над собой. Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Передачи мяча сверху двумя руками в парах.
2
5
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола.
октябрь
2
6
Упражнения с набивными мячами. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.
2
7
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.
2
8
Упражнения для мышц шеи и туловища. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.
2
9
Упражнения для развития выносливости. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении
ноябрь
2
10
Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике.
2
11
Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике.
2
12
Бег с препятствиями. Кросс. Прием мяча снизу двумя руками над собой.
2
13
Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу двумя руками над собой.
декабрь
2
14
Упражнения в висах и упорах. Прием мяча снизу двумя руками в парах.
2
15
Упражнения для развития силовых качеств. Прием мяча снизу двумя руками в парах.
январь
2
16
Медленный бег, разновидность бега. ОРУ Толчок с двух ног с места, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и волейбола
2
17
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола.
2
18
Упражнения для развития мышц ног и таза. Верхняя прямая подача
2
19
Упражнения для развития силовых качеств. Верхняя прямая подача.
февраль
2
20
Упражнения для развития быстроты. Верхняя прямая подача.
2
21
Упражнения для мышц шеи и туловища. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.
2
22
Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.
2
23
Упражнения с набивными мячами. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.
март
2
24
Упражнения с набивными мячами. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.
2
25
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча
2
26
Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в парах.
2
27
Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.
апрель
2
28
Упражнения в висах и упорах. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.
2
29
Упражнения для развития силовых качеств. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.
2
30
Упражнения для развития выносливости. Тактика защиты: командные действия.
2
31
Акробатические соединения. Учебно-тренировочная игра с заданиями
май
2
32
Упражнения для развития гибкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.
2
33
Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: индивидуальные действия. Учебно-тренировочная игра с заданиями
2
34
Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: индивидуальные действия. Учебно-тренировочная игра с заданиями
2
35
Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: индивидуальные действия. Контрольные испытания.
2
Итого :
70 часов
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
-
Основы истории развития волейбола в России;
-
Сведения о строении и функциях организма человека;
-
Правила игры в волейбол (пионербол);
-
Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
-
Строевые упражнения;
-
Гимнастические упражнения;
-
Легкоатлетические упражнения;
-
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
-
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
-
Подвижные игры;
-
Упражнения для развития прыгучести;
-
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
-
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
-
Перемещения и стойки;
-
Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
-
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
-
Индивидуальные действия
-
Командные действия
Тактика защиты:
-
Индивидуальные действия
-
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
-
Правила соревнований
практическая часть:
-
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
-
Учебно-тренировочные игры
Физическая подготовленность
№ п/п
Содержание требований (виды испытаний)
Юноши
Девушки
1
Бег 30м с высокого старта (с)
5,0
5,4
2
Бег 30м (6х5) (с)
11,0
12,0
4
Прыжок в длину с места (см)
185
170
5
Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)
40
35
6
Метание набивного мяча (1кг) из-за головы
двумя руками (м):
сидя
стоя
5.0
7.0
4.0 6.0
Техническая подготовленность
№ п/п
Содержание требований (виды испытаний)
Количественный
показатель
1
Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4
4
2
Подача нижняя прямая на точность
4
3
Первая передача (прием) на точность из зоны 6
в зону 3 (расстояние 6м)
4
Список литературы
-
Волейбол в школе. Железняк Ю.Д.,Слупский Л.Н. Москва«Просвещение»,2008г.
-
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.- Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов,
Москва «Просвещение»2011г.
-
Волейбол Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. - Москва «Физкультура и спорт» 2007г
-
Спортивные игры. Учебник для студентов. №2114 «Физ. Воспитание» В.Д. Ковалева - Москва«Просвещение» 2007г.
-
Урок физкультуры в современной школе - Москва«Физкультура и спорт» 2012г.