Программа по волейболу 7-11 классы

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а

Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.

Программа работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы на каждый год обучения. В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы объединения.

Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.

Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.

Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 7-11 классов разработана на основе:

- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

-Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г)

Цели и задачи

Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся старших классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья учащихся, целью, которой является:

  • способствовать всестороннему физическому развитию;

  • способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основные задачи:

1.Оздоровительная задача.

  • Укрепление здоровья.

  • Совершенствование физического развития.

2.Образовательная задача.

  • Обучение основам техники и тактики игры волейбол.

  • Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

  • Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

  • Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.

  • Воспитание моральных и волевых качеств.

Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда,находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

  • потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

  • умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

  • спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

  • стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).













Место программы в учебном плане.

Программа курса волейбол для учащихся 7-11 классов рассчитана на один год, 70 часа, при 2-х разовых занятиях в неделю по 1,5 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.

Особенности набора детей - учащиеся вторых классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья - основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся - 15человек.

Годовое планирование учебно-тренировочного материала

Программный материал

Количество часов

1

Теоретические сведения

2

2

Волейбол

10

3

Общефизическая подготовка

18

4

Специально физическая подготовка

16

5

Подвижные и спортивные игры

20

Контрольные испытания

4

6

итого

70




Содержание программы.

1. Физическая культура и спорт в России. Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2. История развития волейбола. Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные.
3.Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов, закаливание организма. Правила закаливания
4. Гигиена волейболиста. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
5. Техническая подготовка. Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и наводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
- перемещения,
- подачи,
- прием и передачи,
- нападающие удары,
- блокирование.
6. Тактическая подготовка. Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх,
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником


Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
- перемещения,
- прием и передачи,
- подачи,
- нападающие удары,
- блокирование.

Тактика нападения и тактика защиты:
- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия.


7. Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
8. Общая физическая подготовка. Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол
Подвижные игры и эстафеты


9. Специальная физическая подготовка.
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
- развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
- игры и эстафеты с препятствиями.
10. Контрольные испытания.
- Контрольные испытания по общей физической подготовке
- Контрольные испытания по технической подготовке
11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры.



Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.

.

  • Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.

  • Место и время проведения общеразвивающих и специальных
    упражнений во время тренировочных занятий.

  • Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и
    специальных упражнений для различных видов спорта.

  • Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
    физическое воспитание и развитие основных физических качеств:

  • Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов, на
    снарядах и со снарядами в парах.

  • Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной
    реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.

  • Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
    интенсивности.

  • Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими
    требованиями к координации и амплитуде движений.

Планируемый результат освоения программы «Волейбол».

ЛИЧНОСТНЫЕ.

  • положительное отношение к систематическим занятиям волейболом;

  • понимание роли волейбола в укреплении здоровья.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научаться:

  • Рассказывать об истории развития волейбола в России;

  • Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма

  • Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.

  • Играть в волейбол по упрощенным правилам.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • Следовать при выполнении задания инструкциям учителя

  • Понимать цель выполняемых действий

  • Различать подвижные и спортивные игры

  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Материально-техническое обеспечение.


Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

1. Сетка волейбольная 2 штуки

2. Стойки волейбольные 2 штуки

3. Гимнастическая стенка 6 пролетов

4. Гимнастические маты 4 штуки

5. Скакалки 12 штук

6. Мячи волейбольные 15 штук

7. Мячи набивные (масса 1кг) 5 штук


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Дата

Часы

1

Введение. История возникновения волейбола. Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи.

сентябрь

2

2

Техническая подготовка. Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ).Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.).Волейбол

2

3

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Перемещения и стойки. Волейбол

8. Упражнения для развития гибкости. Перемещения и стойки.

2

4

Упражнения для развития ловкости. Передача сверху двумя руками над собой. Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Передачи мяча сверху двумя руками в парах.

2

5

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола.

октябрь

2

6

Упражнения с набивными мячами. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.

2

7

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.

2

8

Упражнения для мышц шеи и туловища. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.

2

9

Упражнения для развития выносливости. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении

ноябрь

2

10

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике.

2

11

Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике.

2

12

Бег с препятствиями. Кросс. Прием мяча снизу двумя руками над собой.

2

13

Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу двумя руками над собой.

декабрь

2

14

Упражнения в висах и упорах. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

2

15

Упражнения для развития силовых качеств. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

январь

2

16

Медленный бег, разновидность бега. ОРУ Толчок с двух ног с места, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и волейбола

2

17

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола.

2

18

Упражнения для развития мышц ног и таза. Верхняя прямая подача

2

19

Упражнения для развития силовых качеств. Верхняя прямая подача.

февраль

2

20

Упражнения для развития быстроты. Верхняя прямая подача.

2

21

Упражнения для мышц шеи и туловища. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

2

22

Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

2

23

Упражнения с набивными мячами. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

март

2

24

Упражнения с набивными мячами. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

2

25

Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча

2

26

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в парах.

2

27

Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.

апрель

2

28

Упражнения в висах и упорах. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.

2

29

Упражнения для развития силовых качеств. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.

2

30

Упражнения для развития выносливости. Тактика защиты: командные действия.

2

31

Акробатические соединения. Учебно-тренировочная игра с заданиями

май

2

32

Упражнения для развития гибкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

2

33

Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: индивидуальные действия. Учебно-тренировочная игра с заданиями

2

34

Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: индивидуальные действия. Учебно-тренировочная игра с заданиями

2

35

Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: индивидуальные действия. Контрольные испытания.

2


Итого :

70 часов












Содержание программы


Основы знаний (теоретическая часть):

  • Основы истории развития волейбола в России;

  • Сведения о строении и функциях организма человека;

  • Правила игры в волейбол (пионербол);

  • Места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка (практическая часть):

  • Строевые упражнения;

  • Гимнастические упражнения;

  • Легкоатлетические упражнения;

  • Подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка (практическая часть):

  • Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;

  • Подвижные игры;

  • Упражнения для развития прыгучести;

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;

Техника нападения (практическая часть):

  • Перемещения и стойки;

  • Действия с мячом. Передачи мяча;

Техника защиты:

  • Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Тактическая подготовка. Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия

  • Командные действия

Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия

  • Командные действия

Контрольные игры и соревнования:

теоретическая часть

  • Правила соревнований

практическая часть:

  • Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола

  • Учебно-тренировочные игры




Физическая подготовленность


№ п/п


Содержание требований (виды испытаний)

Юноши

Девушки

1

Бег 30м с высокого старта (с)

5,0

5,4

2

Бег 30м (6х5) (с)

11,0

12,0

4

Прыжок в длину с места (см)

185

170

5

Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)

40

35

6

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы

двумя руками (м):

сидя

стоя




5.0

7.0




4.0 6.0


Техническая подготовленность


№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный

показатель

1

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

4

2

Подача нижняя прямая на точность

4

3

Первая передача (прием) на точность из зоны 6

в зону 3 (расстояние 6м)


4






Список литературы


  1. Волейбол в школе. Железняк Ю.Д.,Слупский Л.Н. Москва«Просвещение»,2008г.

  2. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.- Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов,

Москва «Просвещение»2011г.

  1. Волейбол Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. - Москва «Физкультура и спорт» 2007г

  2. Спортивные игры. Учебник для студентов. №2114 «Физ. Воспитание» В.Д. Ковалева - Москва«Просвещение» 2007г.

  3. Урок физкультуры в современной школе - Москва«Физкультура и спорт» 2012г.































© 2010-2022