Основные направления деятельности учителя физической культуры в условиях реформирования образования

Батягин Евгений Николаевич, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 705» г. Москва Основные направления деятельности учителя физической культуры в условиях реформирования образования   Современное общество характеризуется множеством изменений в системе образовательного и воспитательного процесса. Закон Российской Федерации «Об образовании», Стратегии  развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года[1], Приказа Министерства образования и науки Российской Феде... [2] Шмелева О.А. http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/master-klassdeyatelnost-uchitelya-fizicheskoy-kultury-v-usloviyah, 2013 [3] И. Лапытов Авторская программа  / http://bmsi.ru/doc/5766c711-d51f-4e04-b5d1-e15932595ba2 [4] http://www.educom.ru/ru/works/allschool/trebovania.pdf
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Батягин Евгений Николаевич,

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 705» г. Москва

Основные направления деятельности учителя физической культуры в условиях реформирования образования


Современное общество характеризуется множеством изменений в системе образовательного и воспитательного процесса. Закон Российской Федерации «Об образовании», Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года1, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» программы реформирования образования определили два главных направления в образовании России - обеспечение высокого качества обучения и укрепление состояния здоровья учащихся и педагогов.

В соответствии с этими направлениями в общеобразовательном учреждении и в деятельности учителя физической культуры намечены основные векторы модернизации системы физического воспитания. Среди них:

- разработка новых учебных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- выполнение требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса;

- организация совместной работы учителя с родителями по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

- создание условий для самообразования учителя физической культуры по вопросам внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и формирования здорового образа жизни учащихся;

- использование современных информационных коммуникационных технологий для решения задач, направленных на индивидуальную работу с одаренными детьми, а также имеющими ограничение в здоровье, освобожденными от занятий физической культурой на длительный период.

В современной школе наряду с базовой программой по дисциплине «физическая культура» должны реализовываться вариативные программы, основанные на физическом воспитании, оздоровительной и адаптивной физической культуре.

Программа - это стратегический план изучения предмета в целом, ориентированный на определенные цели и задачи обучения, отражающий конкретный круг вопросов, последовательность их изучения и распределения по времени в рамках учебного предмета.

Федеральные органы государственной власти устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Требования к уровню подготовки выпускников.

Сегодня стандарт рассматривают как разработку условий организации учебного процесса, соблюдение которых гарантирует качественное образование; систему рамочных ограничений, определяющих поле широкого конструирования вариативного содержания образования; условие обеспечение качества образования и создания возможности для расширения

его вариативности. Стандарт будет регулировать не только содержание образования, но и планируемые образовательные результаты.2

Примерная (типовая) учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному учебному предмету примерного (типового) учебного плана. Учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, отражающей такие ее элементы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета. В ней должно быть раскрыто содержание предмета, указаны рекомендуемые дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения.3

Образование реализуется через обучение и воспитание. В процессе обучения учащимся закладываются навыки, которые выпускник школы будет реализовывать в гражданской, брачно-семейной, профессиональной или патриотической деятельности.

Обучение и воспитание - это две неотделимые части образовательного процесса. К моменту окончания школы каждый выпускник должен уметь самостоятельно выбирать вид индивидуальных занятий, грамотно и правильно выполнять физические упражнения, оценивать физическую нагрузку, знать свой индивидуальный тренировочный пульс, а главное, - иметь сформированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления собственного здоровья.

Учителю физкультуры следует строить свою работу таким образом, чтобы к моменту окончания школы каждый выпускник мог самостоятельно выбирать индивидуальные занятия, уметь решать поставленные задачи, используя различные средства и формы для их достижения, грамотно и правильно выполнять физические упражнения, оценивать физическую нагрузку, а главное, - иметь сформированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления собственного здоровья.

Модернизация системы физического воспитания требует реализации комплекса следующих мер:

-совершенствования физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе, сохранение в обязательной форме физкультурного образования в объеме не менее 3-х часов в неделю;

-существенного увеличения объема спортивно-массовой работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательной активности не менее 6 часов в неделю.

Программа по физической культуре в школе должна быть ориентирована на развитие всех видов спорта, мотивации школьников к участию в системе соревнований, в том числе и у учащихся с ослабленным здоровьем.

На ступени начального общего образования - общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.

На ступени основного общего образования - овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями и видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.

на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) - индивидуальные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания (атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика, фитнес (девушки) и др.).

При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Минобразования России от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.

При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется:

в полной мере использовать школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты;

использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-13 74/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы);

активно привлекать к проведению третьего часа, особенно если он проводится по программе со спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности; оплата труда педагогических работников за проведение третьего часа осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

активно использовать инновационные методики и технологии физического воспитания, современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения, повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность, рекомендуемые к использованию в общеобразовательных учреждениях органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа, общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:

сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения;

заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и пр.);

планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования).4

Система современного образования в условиях социально-экономических перемен требует от учителя физической культуры личностно-ориентированной направленности с учетом социальных потребностей школьников.

Для достижения нового, современного качества общего образования среди первоочередных мероприятий отмечается необходимость оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся. Создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья, в том числе, за счет использования эффективных методов обучения, повышения объема и качества занятий физической культурой, а также повышение мотивации к участию в школьных олимпиадах, научных конференциях, конкурсах, эстафетах, соревнованиях.

В связи с вышеизложенным можно сказать о повышении роли учителя физической культуры в условиях реформирования и необходимости создания модели учителя физкультуры, которая в наибольшей степени отвечала бы современным требованиям.

Профессионализм учителя физической культуры важное звено в современной системе физического воспитания учащихся, способствующего объединить семью, школу, внешкольные учреждения и спортивные организации.

У педагогов должны быть союзники- родители. Отношение к вредным привычкам спутницам здорового образа жизни, закладывается в семье. Работе с родителями уделяется огромное внимание. Уже с момента поступления в школу выстраивается определенная схема взаимодействия с родителями или законными представителями. Родители знакомятся с Правилами внутреннего трудового распорядка, многие разделы которых отражают общую направленность учебно-воспитательного процесса в учебном учреждении на формирование ЗОЖ. До родителей доводятся сведения о запрете курения в школе и на его территории. На общих собраниях с родителями обсуждают те вопросы, на которых необходимо акцентировать внимание в семейном воспитании, чтобы противодействовать негативному влиянию улицы.

Физическое воспитание должно совершенствоваться на протяжении всей жизни, быть постоянным процессом, а не заканчивающимся с окончанием школы.

От роли учителя зависит физическое состояние выпускника школы, основанного на развитии его индивидуальных способностей.

Учитель физической культуры должен чувствовать ответственность за свои действия не перед директором школы, а прежде всего перед детьми, родителями, обществом, которому он служит.

Кроме того, на основании Указа Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. N 402-р, Постановления Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 432-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Спорт Москвы» на 2012- 2016 годы» (в ред. постановлений Правительства Москвы от 22.02.2012 N 64-ПП, от 27.02.2013 N 115-ПП), Постановления Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 522-ПП «О концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве» формирование новой модели учителя физической культуры должно быть направлено на реализацию задач в области создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, основанной на личностно-ориентированном подходе, современных достижениях педагогики, психологии, философии, принципе преемственности на каждой новой ступени образования. Реализация комплекса мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.

Эффективность физического воспитания вырастет, если наряду с комплексом воздействий, будет осуществляться тесное сотрудничество и взаимодействие между всеми субъектами воспитательной системы.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «О Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»

2 Шмелева О.А. nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/master-klassdeyatelnost-uchitelya-fizicheskoy-kultury-v-usloviyah, 2013

3 И. Лапытов Авторская программа / bmsi.ru/doc/5766c711-d51f-4e04-b5d1-e15932595ba2

4 educom.ru/ru/works/allschool/trebovania.pdf

© 2010-2022