ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» (9-11 класс)

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елчиев Сахиб Алимович,

учитель физкультуры

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Пуровского района ЯНАО

ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» (9-11 класс)

Пояснительная записка

I. Место курса в образовательном процессе.

Программа курса «Основы здорового образа жизни» рассчитана на 34 учебных часа, для учащихся старших классов. В процессе его изучения учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки по вопросу здорового образа жизни, а также получить практические навыки контроля за состоянием здоровья.

Курс «Основы здорового образа жизни» является продолжение курса «Физическая культура» и «Основ безопасности жизнедеятельности».

Направление курса - развивающее. Прежде всего курс ориентирован на создание у школьников представления о здоровье, его критериях и методах контроля за показателями здоровья.

II. Цели и задачи.

В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи:

- воспитание у школьников потребности заботиться о своем здоровье, привитие основ здорового образа жизни;

- развитие духовных и физических качеств личности;

- освоение знаний: по вопросам здорового образа жизни и его составляющих;

- формирование умений: определять состояние своего здоровья с помощью функциональных проб.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания по основам здорового образа жизни, а также выполнение практических заданий по контролю за состоянием своего организма.

III. Содержание курса.

Структурно программа курса состоит из 2 разделов (34 часа).

Раздел 1: Здоровье: основные понятия, критерии.
Здоровый образ жизни
20 часов - теория

Здоровье. Основные понятия. Критерии здоровья.

Физиологические критерии здоровья. Антропометрия. Состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательной систем и методы контроля. Закономерности индивидуального развития организма.

Функциональные пробы. Ортостатическая проба. Проба Штанге. Проба Генчи. Индекс Скибинской. Росто-весовой индекс. Измерение давления, ЖЕЛ (жизненная емкость легких).

Закономерности индивидуального развития организма.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура здорового образа жизни. Основы закаливания. Основы правильного питания. Диеты. Ароматерапия. Физическая активность.

Раздел 2: Самоконтроль, его основные методы,
показатели, критерии оценки
14 часов - практика

Практическое выполнение: Ортостатическая проба. Функциональная проба. Проба Штанге. ЖЕЛ. Проба Генчи. Индекс Скибинской. Росто-весовой индекс. Индекс Брока. Измерение давления, ЖЕЛ. Проба Ромберга. Индекс Кердо.

IV. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения, сами находили нужное решение.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

V. Календарно-тематический план.

VI. Литература.

1. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. - М. : Физкультура и спорт, 1996.

2. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. А. Виноградов. - М. : Физкультура и спорт, 1990.

3. Воложин, А. И. Путь к здоровью / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин, С. Я. Чикин. - М. : Физкультура и спорт, 1987.

4. Паршиков, А. Т. Физическая культура : 10 класс / А. Т. Паршиков. - М. : Просвещение, 2004.

5. Паршиков, А. Т. Физическая культура : 11 класс / А. Т. Паршиков. - М. : Просвещение, 2004.

6. Рациональное питание / В. И. Смоляр. - Киев : Наукова думка, 1991.

VII. Ожидаемый результат изучения курса.

В результате изучения курса «Основы здорового образа жизни» учащийся должен

знать:

1) основные составляющие здорового образа жизни;

2) основные критерии здоровья;

3) правила составления пищевого рациона;

уметь:

4) проводить простые функциональные пробы;

5) составлять рацион питания;

6) составлять программу закаливания;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

7) для проведения самоконтроля своего организма;

8) ведения здорового образа жизни.

В содержании курса по данной программе выделяют теоретический и практический аспекты. Последнее вызвано тем, что невозможно теоретический аспект отделить от выполнения практических приемов.

VIII. Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным теоретическим темам);

- написание рефератов;

- выполнение практических навыков.

Календарно-тематический план

п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования
к уровню под-
готовленности обучающихся

Вид
контроля

Д/з

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Здоровье: основные понятия, критерии. Здоровый образ жизни (теория)

Здоровье

10

Изучение нового материала

Здоровье. Основные понятия. Критерии здоровья

Знать основные понятия

Текущий

Комплексный

Физиологические критерии здоровья

Знать физиологические критерии здоровья

Текущий

Комплексный

Антропометрия

Знать основные понятия

Текущий

Комплексный

Состояние сердечно-сосу-дистой, дыхательной систем и методы контроля

Знать методы контроля

Текущий

Комплексный

Функциональные пробы. Ортостатическая проба

Знать функциональные пробы

Текущий

Комплексный

Проба Штанге. Проба Генчи

Знать пробы

Текущий

Комплексный

Индекс Скибинской. Росто-весовой индекс

Знать индексы

Текущий



Комплексный

Измерение давления, ЖЕЛ

Знать правила измерения давления и ЖЕЛ

Текущий


Комплексный

Самоконтроль, приемы
самоконтроля

Знать приемы
самоконтроля

Текущий


Комплексный

Закономерности индивидуального развития организма

Знать закономерности индивидуального развития организма

Текущий


Здоровый образ жизни

10

Изучение нового материала

Здоровый образ жизни
и его составляющие

Знать здоровый образ жизни и его составляющие

Текущий


Комплексный

Культура здорового образа жизни

Знать культуру здорового образа жизни

Текущий


Комплексный

Основы закаливания.

Факторы и принципы

Знать основы
закаливания

Текущий


Комплексный

Основы правильного питания. Диеты

Знать основы правильного питания

Текущий


Комплексный

Принципы построения
питания в зависимости
от энергозатрат

Знать принципы построения
питания в за-
висимости
от энергозатрат

Текущий



Комплексный

Ароматерапия

Знать определения

Текущий


Комплексный

Физическая активность
и ее значение

Знать роль физической активности в здоровье человека

Текущий


Комплексный

Биоритмы и их значение
для здоровья человека

Знать биоритмы и их значение для здоровья
человека

Текущий


Комплексный

Значение режима труда
и отдыха

Знать назначение режима труда
и отдыха

Текущий


Комплексный

Личная гигиена

Знать требования гигиены

Текущий

2

Самоконтроль, его основ ные методы, показатели, критерии оценки
(практика)

Выполнение функциональных проб

14

Изучение нового материала

Ортостатическая проба

Уметь проводить ортостатическую
пробу

Текущий


Комплексный

Функциональная проба

Уметь проводить функциональную пробу

Текущий



Комплексный

Проба Генчи

Уметь проводить пробу Генчи

Текущий


Комплексный

Индекс Скибинской

Уметь определять индекс
Скибинской

Текущий


Комплексный

Проба Ромберга

Уметь проводить пробу Ромберга

Текущий


Комплексный

Коэффициент экономинизации

Уметь определять коэффициент экономи-
низации

Текущий


Комплексный

Определение росто-весового индекса

Уметь определять росто-весовой индекс

Текущий


Комплексный

Индекс Кердо

Уметь определять индекс
Кердо

Текущий


Комплексный

Измерение давления, ЖЕЛ

Уметь измерять давление и ЖЕЛ

Текущий


Комплексный

Ручная и становая динамо-
метрия

Уметь измерять ручную и становую динамо-
метрию

Текущий



Комплексный

Индекс Брока

Уметь рассчитывать индекс Брока

Текущий


Комплексный

Составление меню
на неделю

Уметь составлять меню на неделю

Текущий


Комплексный

Расчет калорийности
суточного рациона

Уметь рассчитывать калорийности суточного
рациона

Текущий




© 2010-2022