• Преподавателю
  • Физкультура
  • Подвижная игра ТиБи как средство повышения двигательной активности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья

Подвижная игра ТиБи как средство повышения двигательной активности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья

Подвижная игра ТиБи способствует развитию быстроты, выносливости, координации движений. Развивает, также коммуникативные способности играющих и позновательные психические процессы.Подвижная игра ТиБи доступна многим детям с отклонениями в состоянии здоровья, так же в ТиБи могут играть и взрослые. С лицами не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья игра ТиБи может применяться как зрительная гимнастика и средство активного отдыха.Для игры ТиБи достаточно немного свободного места, две таб...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подвижная игра ТиБи

как средство повышения двигательной активности

учащихся с отклонениями в состоянии здоровья


Шляпникова Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук, учитель физической культуры, Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 III и IV вида» г. Оренбург, e-mail: [email protected].


Двигательная активность - необходимое условие нормального функционирования организма. У детей с отклонениями в состоянии здоровья двигательная активность значительно ниже, чем у здоровых сверстников. Предупреждение и преодоление многих отклонений в физическом и психическом развитии организма успешно осуществляется средствами физической культуры. Средства физической культуры содействует повышению двигательной активности учащихся. Однако не все средства способны компенсировать суточную потребность двигательной активности ребенка имеющего заболевания, в соответствии с противопоказаниями. В связи с этим представим описание игры ТиБи, которая доступна многим учащимся с отклонениями в состоянии здоровья.

Игра ТиБи. Изначально игра «ТиБи» - это разновидность игр с использованием ракеток и мяча (шарика), среди которых широко известны: большой теннис, настольный теннис и бадминтон. «ТиБи» - сокращение англоязычного варианта (ТableBall - табуретбол). В «ТиБи» может играть не только абсолютно здоровый человек, но и люди с ограниченными возможностями здоровья. В адаптированных вариантах игра может использоваться как средство лечебной физкультуры. Данная игра является эффективной и доступной для детей во многих отношениях [1].

Учитывая возможности и особенности воспитанников школ-интернатов и коррекционных школ, а именно: нарушение координации движений, отклонения в психическом развитии, нарушения зрительного анализатора, предлагаем играть в игру ТиБи без ракетки. Название остается прежним «ТableBall», сокращенно «ТиБи», так как для игры также нужны табуретки и мячи.

Для развития интереса к ТиБи среди учащихся следует проводить соревнования. Данная игра систематически проводится с учащимися школы-интернат №2 г. Оренбурга в течение трех лет. В декабре 2013 года, на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2 III и IV вида г. Оренбурга проводились соревнования по игре ТиБи между учащимися интернатов города:

  • № 1 I и II вида (для глухих и слабослышащих);

  • № 2 III и IV вида (для слепых и слабовидящих);

  • № 3 V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи);

  • № 4 (для детей, нуждающихся в длительном лечении);

  • № 5 (для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).

Следует добавить, что победу на соревнованиях одерживали не только те, кто занял призовые места, но и каждый участник соревнований. Это проявляется в улучшении личных достижений, в контроле своего эмоционального состояния, в планировании своей будущей деятельности с расчетом на новые достижения. Положительные эмоции, полученные в ходе соревнований, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем.

Целью данной игры является: развитие физических и личностных качеств школьников.

Задачи:

Образовательные: учить правила игры ТиБи; обучать разнообразным двигательным действиям с мячом.

Развивающие: развивать быстроту, выносливость, координацию движений; развивать коммуникативные способности учащихся; развивать познавательные психические процессы.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную устойчивость; воспитывать волевые качества: силу и стойкость воли, целеустремленность; воспитывать ценностное отношение к физической культуре.

Площадка и инвентарь для игры ТиБи, рисунок 1.

Подвижная игра ТиБи как средство повышения двигательной активности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья

Рисунок 1 - расстановка игроков, табуреток и траектория мяча.

Для игры ТиБи нужен ровный пол с любым покрытием и немного свободного места (возможно, играть даже в небольшой комнате). Две табуретки ставятся на расстоянии одного метра друг от друга. Мяч необходим диаметром 7 см, из поролона или силикона.

Правила игры ТиБи.

1. Подающий определяется жеребьевкой.

2. Каждый игрок выполняет по одной подаче.

3. При подаче не заходить за красную линию, рисунок 3.

4. Подачу выполнять одной рукой.

5. При ловле мяча, мяч не прижимать к себе, ловить мяч двумя руками или одной.

6. Мяч не должен ударяться о внутренние ребра табуретки от подающего игрока, рисунок 3.

Партия длится до 10 очков. Очки начисляются следующим образом: за нарушение пунктов 3-6 правил игры одним игроком, очко назначается другому.

Подвижная игра ТиБи как средство повышения двигательной активности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья

Рисунок 3 - красная линия, внутренние ребра табурета.

Возможные варианты игры. В игру играют два или четыре человека. Если играют два игрока, то используют две табуретки, возможно использование табуреток разной высоты. Если играют парами (четыре игрока), используются четыре табуретки и выполняются подачи по прямой и по диагонали, рисунок 2.

Подвижная игра ТиБи как средство повышения двигательной активности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья

Условные обозначения

- игрок

- табурет

- направление мяча

Рисунок 2 - расстановка игроков и возможные направления мяча при игре ТиБи парами.

Определение победителей. Победитель определяется но наибольшему числу выигранных партий - 5 или 3 (оговаривается заранее).

Предлагается ряд подводящих упражнений для игры ТиБи, отличительными особенностями которых является то, что они способствуют развитию координационных способностей занимающихся, легкость и удобность в применении, сопровождение проявлением положительных эмоций.

Подводящие упражнения для игры ТиБи.

1. Перекидывание мяча в парах с отскоком об пол.

Бросок выполнять одной рукой от плеча; ловить мяч руками, не прижимая к туловищу и другим частям тела. Когда упражнение начнет получаться хорошо, мяч начинать кидать другой рукой. Усложнить упражнение можно, дав каждому ученику мяч и выполнять бросок одновременно.

2. Перекидывание мяча в парах с отскоком об пол на ограниченную площадь.

Между двумя учениками на полу кладут обруч, потом квадрат, сделанный из реек, по площади равный табуретке.

3. Перекидывание мяча в парах с отскоком о табуретку.

При одновременных бросках следует табуретку мысленно поделить, и каждый ученик бросает мяч в свою половину, тем самым мячи не будут врезаться.

4. Перекидывать мяч в парах с отскоком о табуретки разной высоты.

Одна табуретка стандартная, а другая ниже. Прицеливаясь, необходимо попасть в две табуретки. Когда упражнение начнет получаться хорошо, ученики меняются местами.

Рассмотренная подвижные игра ТиБи, а также подводящие упражнения можно использовать с учащимися, не имеющих серьезных нарушений функциональных систем организма и с обучающимися в общеобразовательных школах. Игра ТиБи, помимо повышения двигательной активности, является хорошей зрительной гимнастикой и для нормально видящих школьников, так как в ходе игры всегда отмечается прослеживающая функция глаза.

Библиографический список

1. Соловьев М. А., Евсеев С. П., Несмеянов А. А. ТиБи и адаптивная физическая культура // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 3 (35). - С. 7-8.

2. Шляпникова В.В. Нетрадиционные подвижные игры как средство развития слабовидящих младших школьников // Инновации в современной науке: Материалы I Международного летнего симпозиума. - 30 июля 2013. - С. 126-129.

3. Шляпникова В.В. Урок физической культуры для слабовидящих учащихся младшего школьного возраста // Современный учитель: личность и профессиональная деятелньость: Материалы VII Международной научно-практической конференции. - 22 марта 2013. - С. 380-384.

4. Шляпникова В.В., Колтырева Л.Ю. Особенности развития младших школьников, имеющих нарушения зрения, средствами игровой деятельности в процессе физической культуры // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6 (часть 4). - С. 1008-1011.


© 2010-2022