- Преподавателю
- Физкультура
- Планирование элективный курс Здоровье
Планирование элективный курс Здоровье
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сунцова Л.М. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей-предметников Протокол № ___ от «____»____________2014 г. Л. В. Еланцева
| «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Малокрасноярская ООШ _________ С. В. Еланцева «____»____________2014 г.
| Утверждена приказом директора МКОУ Малокрасноярская ООШ ___________ О. В. Маковлева Приказ №___ от «___»_____________2014 г.
|
Составил: Сунцова Людмила Михайловна.
Учитель физической культуры.
Малокрасноярка - 2014 -2015 год.
«-чтобы быть здоровым, нужны
собственные усилия, постоянные и
значительные. Заменить их нельзя
ничем.»
академик Н.М. Амосов
Пояснительная записка.
Данная программа элективного курса составлена для учащихся 9 класса, раннее не изучавших данную дисциплину.
Программа раскрывает некоторые основы практической деятельности.
Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков - неопровержимый фактор, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек, безусловно, - абсолютная ценность общества. А его здоровье - гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства.
Здоровье - понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранении здоровье - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Проблема сохранения и развития здоровья человека в меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, многие профессии связаны с поиском и разработкой путей ее решения.
Ведущие специалисты изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна.
Изучение факторов, вызывающих негативное или позитивное влияние на организм человека составляет, прежде всего, фундаментальную основу для разработки технологий сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает содержательный компонент при создании систем личной и коллективной безопасности жизни. Человеку необходим определенный уровень информированности в области оздоровительных и здоровьеразвивающих технологий. Знания о здоровье и окружающей среде, способах и средствах их оптимизации важны для каждого человека.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье - условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю - здоровье».
Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения.
Здоровому образу жизни надо учить, надо формировать культ здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека.
В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться исследовать собственное здоровье, зависящею от него работоспособность. Свои адаптационные возможности, правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.
Цель -
овладение основами физкультурной деятельности с личностно-ориентированной оздоровительной направленностью.
Задачи:
- познание индивидуальных физических и психических возможностей, овладение способами релаксации и аутогенной тренировки, контроля состояния здоровья и физической работоспособности;
- овладение комплексами физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности с учетом индивидуального физического развития, интересов к культуре телосложения и к культуре движений;
Данная цель и задачи ориентируют педагогический процесс на подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности (к общественно-производительному труду, службе в Армии, к воспитанию детей), а также организации и проведению на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, способных удовлетворить потребности в крепком здоровье, ведении здорового образа жизни.
Сформулированные цель и задачи отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка учащихся.
Основное содержание.
Тема 1: Оценка уровня физического развития.
Понятие «уровень физического развития», связь его с понятием «здоровье».
Проведение соматометрических измерений: определение массы тела, окружности грудной клетки, роста. Осанка как показатель уровня физического развития. Оценка уровня физического состояния и развития по шкале регрессии.
Проведение физиометрических измерений; артериального давления, частоты сердечных сокращений.
Математический расчет индивидуальных значений уровня физического состояния и развития по данным антропометрии. Оценка полученных данных по шкале регрессии.
Тема 2: Оценка физической и умственной работоспособности.
Понятие работоспособность, ее виды, зависимость работоспособности от состояния здоровья.
Оценка физической работоспособности. Исследование физической работоспособности
путем определения дыхательных возможностей организма. Гарвадский степ-тест. Исследование мышечной силы, гибкости, сохранения равновесия.
Обоснование необходимости занятий физической культурой, их оздоровительных и профилактический эффект.
Оценка умственной работоспособности. Изучение особенностей внимания. Определение концентрации внимания с помощью корректурного теста по таблицам Анфимова. Определение колебаний произвольного внимания с помощью теста «Двойные изображения»
Изучение особенностей памяти. Исследование кратковременной смысловой памяти.
Изучение особенностей мышления. Определение продуктивности мыслительных операций с помощью теста «Сложение чисел с частым переключением».
Умственная работоспособность как отражение психического здоровья.
Тема 3: Изучение индивидуальных биоритмов.
Понятие об адаптивных ритмах, их значение для человека. Определение собственного ритма работоспособности. Необходимость коррекции режимных моментов в связи с особенностями индивидуальных биоритмов.
Тема 4: Составление суточного рациона питания.
Рациональное питание как один из факторов здоровья, определение соответствие веса учащихся возрастной норме. Оценка калорийности питания по результатам самонаблюдения за режимом и рационом питания в течение 1-2 недель. Определение суточной потребности в питательных веществах и расчет их энергетической ценности. Составление суточного рациона питания исходя из количества энергозатрат на различные виды деятельности и суточной потребности в питательных веществах.
Тема 5: Упражнения для развития правильной осанки.
Общие знания об осанке.
Упражнения в положении стоя. Ходьба. Упражнения с гимнастической палкой.
Упражнения лежа на спине, на животе.
Тема 6: Упражнения дыхательной гимнастики.
Понятие о грудном дыхании. Диафрагмальное дыхание. Правила полного дыхания. Гимнастика А.С. Стрельниковой.
Тема 7: Гимнастика мозга.
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
А. Шопенгауэр
Практические упражнения для головного мозга.
Тема 8 : Общеукрепляющая гимнастика для глаз.
«Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение: это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».
М. Горький
Тема 9: Профилактика близорукости. Специальные упражнения.
Влияния социально-психологических факторов на организм человека.
Тест на исследование влияния социально-психологических факторов на организм учащихся.
Тематическое планирование:
№ урока
Тема
Кол-во
часов
контроль
1
Оценка уровня физического развития.
1
2
Оценка физической и умственной работоспособности.
1
3
Изучение индивидуальных биоритмов.
1
4
Составление суточного рациона питания.
1
5
Упражнения для развития правильной осанки.
1
6
Упражнения дыхательной гимнастики.
1
7
Гимнастика мозга.
1
8
Общеукрепляющая гимнастика для глаз.
1
9
Влияния социально-психологических факторов на организм человека.
1
Количества часов: 9 часов.
Литература:
Элективный курс С.Е. Мансуров, О.А.Шкляров.
Физкультурно-оздровительная работа в школе
В.С. Кузнецов, Г.А.Колодницкий
Выбираем здоровье А.Я.Тихонов, Н.Э.Воробьева.
Школа здоровья С.Б.Грищук, А.Я. Тихонова, В.А.Статников