- Преподавателю
- Физкультура
- Программа летнего оздоровительного лагеря Салют! Победа
Программа летнего оздоровительного лагеря Салют! Победа
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Королик Е.А. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рассмотрено: Тренерским советом « » мая 2015г.
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ ДОД ДЮСШ ______________ Н.Т. Николаева « » мая 2015г.
|
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
«Салют, Победа!»
Программа разработана в рамках долгосрочного проекта военно - патриотического воспитания молодёжи
« 70 - летию Великой Победы посвящается»
Тавда
2015 год
Паспорт программы
Полное название программы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МКОУ ДОД ДЮСШ
«Салют, Победа!»
Авторы - составители программы
Минасуева Валентина Павловна
Королик Елена Александровна
Руководитель программы
Минасуева Валентина Павловна
Название организации представившей программу
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа
Адрес организации
Свердловская область, город Тавда, улица Ломоносова 6
Телефон
(34-360) 3-33-72
Форма проведения
Работа лагеря с дневным пребыванием детей
Сроки реализации программы
май-июнь 2014 года
Место реализации программы
Свердловская обл., г. Тавда, ул. Ломоносова 6, ул. 9 Января 23а
Цель программы
Создание условий для полноценного отдыха обучающихся ДЮСШ и оздоровления детей в летний период, развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.
Основные задачи программы
-
Организация досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности детей и подростков.
-
Обеспечение комфортных, безопасных и экологически здоровых условий отдыха и развития детей.
-
Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, воспитание культуры общения, поддержка социализации учащихся ДЮСШ.
-
Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся, воспитание в них патриотизма, нравственно-этических качеств.
Ожидаемые результаты
-
Организация полноценного отдыха детей.
-
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
-
Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
-
Личностный рост участников программы.
-
Улучшение социально-психологического климата в школе.
-
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
-
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, к своему здоровью.
Система организации контроля исполнения программы
Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря и администрацией школы
1. Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для физического развития, творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето - время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Специфика деятельности МКОУ ДОД ДЮСШ предполагает непрерывность тренировочного процесса, который проявляется в трех основных направлениях:
-
учебно-тренировочный процесс должен носить многолетний и круглогодичный характер;
-
воздействие каждого последующего занятия в процессе тренировки должно наслаиваться на следы от воздействия предыдущего, с тем, чтобы закрепились и совершенствовались положительные изменения в организме юного спортсмена, возникающие под влиянием предыдущих занятий;
-
отдых должен быть достаточным для восстановления и роста работоспособности.
Самым главным положением в тренировочном процессе является второй пункт, который требует от юных спортсменов и тренеров- преподавателей сохранить приобретенные навыки и умения и довести их до определенной степени совершенства в летний период и создать предпосылки для целесообразного использования в новом учебном году.
Все спортивно- оздоровительные мероприятия снимают у детей напряжение, вызванное учебной деятельностью, и способствуют повышению двигательной активности, а занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Спортивная направленность смены определяется:
-
особенностью образовательного учреждения (спортивная школа),
-
интересами учащихся школы, выявленными с помощью таких методов как устный опрос, письменное тестирование.
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение одной лагерной смены (21 дня).
Основной состав лагеря - это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6.5-17 лет, занимающиеся в МКОУ ДОД ДЮСШ».
Лагерь с дневным пребыванием при ДЮСШ функционирует в местах дислокации школы (ул. Ломоносова, 1,6; ул. 9 Января, 23а), а также ее филиалов - МАОУ СОШ №9.
Программа деятельности лагеря рассчитана на использование бюджетных средств, финансовых возможностей родителей, спонсоров и материальной базы ДЮСШ.
2. Цели и задачи программы.
Цель:
Реализация принципа круглогодичности учебно-тренировочного процесса, укрепление здоровья воспитанников школы, развитие физических качеств, формирование здорового образа жизни, привитие общечеловеческих духовных ценностей, организация досуга детей и подростков, создание оптимальных условий для формирования гражданственности и патриотизма
-
разработать план и систему спортивных тренировок;
-
организовать и провести учебно-тренировочные занятия для учащихся в период летних каникул;
-
организовать систему оздоровительных мероприятий;
-
пропагандировать здоровый образ жизни;
-
формировать у детей навыки общения и толерантности;
-
создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
При организации и проведение мероприятий коллектив спортивно- оздоровительного лагеря использует личностно-ориентированный подход, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей. Тренера-преподаватели будут работать над развитием и совершенствованием таких качеств как:
- правильное отношение к своему здоровью;
- стремление получать информацию по здоровому образу жизни;
- формирование, развитие и закрепление положительных эмоций.
3. Содержание деятельности и её направление.
Содержание воспитания в смене - спортивное, с акцентом на развитие личностных качеств:
-
Целеустремлённость.
-
Настойчивость.
-
Коллективизм.
Деятельность, предлагаемая детям в смене, помогает устранить имеющиеся в учебно-тренировочном процессе отставания у учащихся от требований физической и технической подготовленности. Такая деятельность занимающихся реализуется в активных формах, в разнообразных самостоятельных видах занятий и строится в трёх направлениях:
Направление
Задачи
Способы реализации
Спортивное
-
Повышение уровня физической, технической подготовленности учащихся.
-
Формирование потребности в систематических занятиях.
-
Реализация потребности в спортивной деятельности
- учебно-тренировочные занятия,
- соревнования,
-спортивные,
подвижные,
народные игры;
- тренажерный
зал
Оздоровительное
-
Укрепление и сохранение здоровья.
-
Учить формам самоконтроля.
-
Формирование необходимых качеств для осуществления учебного процесса (психическая уравновешенность, самостоятельность).
-
Профилактика вредных привычек.
- беседы,
- закаливание,
- физические упражнения,
- тренировочные занятия,
- консультации
Досуговое
-
Раскрытие и реализация творческих способностей у детей.
-
Создание условий для социальной адаптации и самоопределения.
-
Развитие творческих, организаторских способностей.
-
Развитие навыков работы в группе, команде.
-
Организация досуга школьников в дни летних каникул.
-
Учить выстраивать связи с другими участниками образовательного процесса.
-
Обучать правилам честной игры.
- игры,
- консультации,
- судейская практика,
- беседы,
- досуговые мероприятия,
- анкеты,
- тесты,
- деловые игры,
- командные игры.
Патриотическое
Воспитывать
-
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
-
заботу об интересах Родины;
-
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
-
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- игры,
- беседы,
- досуговые мероприятия,
- деловые игры,
- командные игры.
Формы организации:
-
Учебно-тренировочные занятия
-
Спортивные игры
-
Подвижные игры
-
Народные игры
-
Экскурсии
-
Беседы
-
Турниры
-
Викторины
-
Занятия в тренажерном зале
Используемые педагогические технологии:
-
Образовательные
-
Игровые
-
Здоровьесберегающие
-
Спортивно-оздоровительные
-
Соревновательные
Механизм реализации
Кто такой патриот? Ответов на этот вопрос можно найти множество. А самый простой ответ - это человек любящий свою Родину.
А что такое Родина? Родина - это место, где родился человек. Большая родина - это государство - Российская Федерация, где мы родились. Малая родина - это г. Тавда в свердловской области. Родина - понятие больше эмоциональное, чем рациональное , и с трудом поддается объяснению. Любовь к Родине должна прививаться человеку с раннего его детства.
Ответов на вопрос «Что такое Родина ?» можно услышать множество, и все они по - своему будут правильными. Кто -то скажет , что Родина - это его семья, его родители и друзья. Кто-то ответит, что это его дом, двор, родная улица. Кто - то скажет, что это моя родная школа. А кто-то просто скажет , что это моя страна - Россия! Да, все верно. Ведь все эти понятия неразрывно связаны между собой невидимой нитью, которую все называют - РОДИНА.
У каждого ребенка Родина начинается с места где он родился и вырос - это город Тавда. Но чем старше он становится, тем это понятие должно расширяться . И переходя от одной ступени своего развития к другой ребенок все больше должен ощущать свою неразрывность с Родиной, учиться любить ее, желать защищать ее, дорожить ее. То есть он должен быть патриотом своей Родины - России. И во всем этом ему всегда должны помогать мы - взрослые: родители, воспитатели в детском саду, учителя и воспитатели в школе.
Условия, в которые ставиться наш ребенок, воспитанник лагеря дневного пребывания «Салют, Победа!» при МКОУ ДОД ДЮСШ позволяют одновременно давать знания и формировать определенные стереотипы отношения к прошлому страны, ее героическим страницам, к людям - непосредственным участникам тех событий.
В программе шесть взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные педагогические задачи и приёмы для их разрешения.
Первый шаг: диагностика способностей детей, помощь им в осознании их уникальности.
Второй шаг: предоставление информационного пространства, обеспечение добровольного выбора деятельности и самоопределения ребёнка в предложенных видах деятельности.
Третий шаг: научить ребёнка ставить цели, определять способы их достижения:
Четвёртый шаг: развивать способность к познанию, пользоваться полученным опытом в различных областях.
Пятый шаг: актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни.
Шестой шаг: способствовать тому, чтобы подросток осознавал себя лидером, определение сильнейшего по видам состязаний.
Показатели успешности программы
- Количество подростков, принявших активное участие в программе.
- Количество предложений, поступивших от детей по проведению лагеря в следующем году.
- Положительные отзывы участников программы и их родителей.
- Создание летописи ЛОЛ.
- Коллективные творческие дела.
Программа построена на принципах:
Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как самоценности.
Духовности проявляющей в формировании у учащихся гуманистических духовных ориентаций, потребности к освоению и производству ценностей физической культуры, соблюдение нравственных норм.
Демократизма, означающего воспитание учащихся, способных эффективно работать и жить в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве.
Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных способностей и особенностей.
Вариативности, включающей многообразие форм работы,
отдыха, занятий физическими упражнениями, спортом.
Конкурентно-способности, предполагающей формирование личности, адаптированной к динамично-социальной мобильной смене видов деятельности, способной находить эффективные решения.
Толерантности - терпимости к мнению других детей.
4. Этапы реализации программы.
Организация смены настоящей Программы предполагает три этапа:
1. Подготовительный этап
-
Подбор учебных, методических и прочих сопутствующих материалов.
-
Разработка программы. Обсуждение на педсовете, родительском собрании.
-
Согласование, утверждение программы.
-
Ознакомление педагогического коллектива с нормативно-правовыми документами и должностными обязанностями.
-
Проведение семинара-учебы по вопросам организации и проведения лагеря дневного пребывания при школе.
-
Составление плана работы на летний период.
-
Прием заявлений от родителей.
-
Комплектование отрядов с учетом возраста.
-
Составление графика и плана кружков, экскурсий и мероприятий.
-
Укрепление материально-технической базы.
2. Организационный этап
-
знакомство;
-
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
-
сплочение отрядов;
-
формирование законов и условий совместной работы;
-
организация спортивно-тренировочного процесса.
Задача организационного периода - познакомить и сплотить детей. Ребятам нужно усвоить нормы поведения и правила проживания в лагере. Ключевое слово этого периода - организация. Длительность данного этапа - 3 дня.
3. Основной этап
Данный этап включает реализацию основных положений программы.
На этом этапе главная задача педагога:
-
повышение качества и эффективности работы ДЮСШ;
-
дальнейшее повышение спортивного мастерства;
-
поддерживать интерес и способствовать успешной реализация детей в различных видах деятельности: спортивной, интеллектуальной, творческой.
Очень важно уделить должное внимание планированию. Каждый день должен быть интересным и отличаться от предыдущего. Дети должны с интересом и нетерпением ожидать нового дня.
Так как лагерь имеет спортивную направленность, то большинство мероприятий носят спортивный характер. Чтобы детям не было скучно, в течение смены варьируются виды деятельности: дети не только занимаются на учебно-тренировочных занятиях по своему виду спорта, но и играют в футбол и другие спортивные и подвижные игры, катаются на велосипедах, выезжают на соревнования в разные города.
Так же в лагере проводятся нравственно-познавательные мероприятия:
-
Беседы с инспектором ГИБДД
-
Беседы с инспектором по пожарной безопасности
-
Беседы с врачом
-
Экскурсия в пожарную часть
-
Экскурсия в детскую библиотеку
-
Экскурсия в музей П. Морозова
4. Заключительный этап
- Анализ качественных изменений за период лагерной смены.
- Анализ реализации программ.
- Отслеживание результатов программы.
5. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
-
Чёткое представление целей и постановка задач.
-
Конкретное планирование деятельности.
-
Кадровое обеспечение программы.
-
Методическое обеспечение программы.
-
Педагогические условия.
-
Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения:
-
Педагогическими кадрами (начальник лагеря, заместитель начальника лагеря, воспитатели и вожатые).
-
Медицинским персоналом (врачи).
Методическое обеспечение.
-
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
-
Должностные инструкции всех участников процесса.
-
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
-
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
-
Проведение ежедневных планёрок и линеек.
-
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
-
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
-
Организация различных видов деятельности.
-
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
-
Создание ситуации успеха.
-
Организация различных видов стимулирования.
Наличие условий для выполнения программы
(краткое описание материально-технической базы):
-
Спортивный зал -2;
-
столовая (по договору);
-
спортивный инвентарь;
-
методическая литература;
-
стадион ДЮСШ;
-
открытая игровая площадка.
6. Ожидаемый результат.
1. Популяризация среди детей и подростков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
2. Повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов.
3. Повышение готовности детей к выполнению социальных функций в обществе.
4. Улучшение отношений в среде подростков, устранение негативных проявлений, профилактика вредных привычек.
5. Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
6. Укрепление и сохранение здоровья.
Распорядок дня
Время
Мероприятия
8:30
С добрым утром, детвора
В лагерь нам спешить пора.
Утренняя линейка
8:30 - 9:00
Сразу дружно по порядку
Все выходим на зарядку.
Зарядка
9:00 - 10:30
Все за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара.
Завтрак
10:30 - 11:00
Интересное занятие -
Подготовка к мероприятию.
Свободное время
11:00 - 13:00
Вот пришёл весёлый час,
Здесь играют все у нас.
Ждёт Вас много забав интересных,
Конкурсов, игр и песен чудесных.
Развлекательные мероприятия, спортивные состязания
13:00 - 13:30
Мы готовимся к обеду,
За столом серьёзный вид.
Виден сразу за обедом
Богатырский аппетит.
Обед
13:30 - 14:00
Снова все собираются,
лучшие награждаются.
подведение итогов дня
14:00 - 14:30
Надо в порядок всё привести,
Мусор убрать, и пол подмести.
подготовка к уходу домой
Ежедневный план мероприятий ЛДП
«Салют, Победа!»
День
Мероприятия
Ответственные
Место проведения
Ежедневно
Инструктажи по правилам поведения в ЛДП, правилам безопасности
Минасуева
По месту дислокации
1 день
День знакомств.
Измерение антропометрических данных.
Подготовка к открытию лагеря
Операция «УЮТ»
Книга
Прусова
По месту дислокации
2 день
Открытие лагеря «Салют, Победа!»
Спектакль « Ни что не забыто, ни кто не забыт»
Беседы о правилах пожарной безопасности, правилах поведения в общественных местах, во время походов, на водоемах, ПДД
Королик
Минасуева
Слинкова
Ганкевич
Вычугжанин
Гуров
Овченков
Татунова
ДЮСШ
3 день
Игровая программа: «Азбука дорог»
Королик
С/з №1
Спортивные игры: «Волейбол»
Татунова
Беседа «У светофора нет каникул»
Слинкова
С/з №1
4 день
Спортивные игры: «Пионербол»
Минасуева
ДЮСШ
Конкурс рисунков на асфальте «Техника ВОВ»
Слинкова
Игра «эстафета лётчики»
Ганкевич
С/з №2
Беседа «Курить - здоровью вредить»
Прусова
5 день
Военно - патриотическая игра - «А ну - ка девушки»
Татунова
с/з №2
Военно - патриотическая игра - «А ну - ка парни»
Петелин
С/з №1
6 день
Спортивные игры «Футбол»
Вычугжанин
Гуров
Овченков
ДЮСШ
Стадион
Викторина «Великая отечественная война»
Минасуева
С/з № 1
7день
Конкурс рисунков на асфальте «Техника ВОВ»
Ганкевич
С/з № 2
Честь имею - игра
Минасуева
С/з №1
Посещение музея П. Морозов с. Герасимовка
Королик
Герасимовка
8 день
Игра -Матрица « По дорогам войны»
Королик
С/з №1
Легкоатлетическое двоеборье
Вычугжанин
Стадион л/к
9 день
День стайера
Гуров
ДЮСШ
Юные защитники отечества- игра
Петелин
10 день
Честь имею - игра
Татунова
С/з № 2
Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь»
Ганкевич
Соревнования по настольному теннису
Слинкова
С/з № 1
Беседа «Если хочешь быть здоров»
Книга
11 день
Спортивное мероприятие « Готов к труду и обороне»
Ганкевич
Кордюков
Вычугжанин
Татунова
С/з № 2
Спортивное мероприятие « Готов к труду и обороне»
Минасуева
Овченков
Гуров
Королик
Петелин
Слинкова
С/з №1
Беседа о вреде табака, алкоголя
Книга
Прусова
С/з № 1
С/з №2
12 день
Военно-патриотическая игра «Зарница»
Овченков
ДЮСШ
Беседа «Блокада Ленинграда»
Королик
Ганкевич
С/з № 1
С/з № 2
Беседа «Один дома»
Книга
Прусова
13 день
Спортивная игра Лапта
Королик
ДЮСШ
Эстафета «Впереди!»
Татунова
С/з № 2
14 день
22 июня пробег «Памяти павших в боях в Великую отечественную войну»
Вычугжанин
С/з № 2
15 день
Секретное донесение (сапёры) - игра
Королик
ДЮСШ
Тяжело в ученье, легко в бою - викторина
Слинкова
«Тяжело в ученье, легко в бою - викторина»
Татунова
С/з № 2
16 день
Игра « У войны не женское лицо»
Слинкова
ДЮСШ
Беседа «У светофора нет каникул»
Вычугжанин
С/з № 2
17 день
Измерение антропометрических данных.
Подготовка к закрытию лагеря
Операция «Уют»
Книга
Прусова
По месту дислокации
18 день
«День Победы» Закрытие лагеря
Королик
Минасуева
Слинкова
Ганкевич
Вычугжанин
Гуров
Овченков
Татунова
ДЮСШ
Список используемой литературы:
-
Боровик Н.В. «Педагогика лета» Минск ,2002г.
-
Горбунова Н.А. «Школьный лагерь» Волгоград ,2003г
-
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
-
Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208с.
-
Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. - М.: ВАКО, 2007. - 192с.
-
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. - М.: глобус, 2007. - 206с.
-
Нещерет Л.Г. «Летний отдых» Н. Новгород ,2002г.
-
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 - 4 классы). - М.: ВАКО, 2008. - 288с.
-
Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 224с.