- Преподавателю
- Физкультура
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Слепко А.И. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
Консультация для родителей
Слепко А.И.
Инструктор по физической культуре
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например "Сорока"), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Для деток, которым исполнился годик, отличная методика развития мелкой моторики - это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! И помните, мелкая моторика - не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся! Пробуйте другие!
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
-
запускать пальцами мелкие волчки
-
разминать пальцами пластилин, глину
-
катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
-
делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
-
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
-
махать в воздухе только пальцами
-
кистями рук делать «фонарики»
-
хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе
-
нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
-
наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль)
-
завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре
-
застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками
-
закручивать шурупы, гайки
-
игры с конструктором
-
складывание матрешек
-
игра с вкладышами
-
рисование в воздухе
-
игры с песком, водой
-
мять руками поролоновые шарики, губку
-
шить, вязать на спицах
-
рисовать, раскрашивать, штриховать
-
резать ножницами
К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов , не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.