• Преподавателю
  • Физкультура
  • Игры на свежем воздухе Рабочая программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению для обучающихся начальной школы

Игры на свежем воздухе Рабочая программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению для обучающихся начальной школы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КРУЖОК

« ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»






Игры на свежем воздухе

Рабочая программа дополнительного образования

по спортивно-оздоровительному направлению для обучающихся начальной школы


Составитель: ДецикН.В.

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 65»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление оздоровительное

Название программы: Программа

Кружка «Игры на свежем воздухе»

Программа рассчитана на 1 месяц

Возраст учащихся: с 8 до 14 лет

Руководитель кружка:

Децик Н.В.

МБОУ «СОШ № 65»

ЛАГЕРЬ «НЕЗАБУДКА»

Пояснительная записка.

Направление кружка: оздоровительное.

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Актуальность:

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития проводя больше времени на свежим воздухе.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего воспитательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры на свежем воздухе.

Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих воспитанников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных игр в режим жизнедеятельности ребёнка и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Цель программы: удовлетворить потребность воспитанников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами программы являются:

укрепление здоровья посредством развития физических качеств;

развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

развитие сообразительности, творческого воображения;

развитие коммуникативных умений;

воспитание внимания, культуры поведения;

обучить умению работать индивидуально и в группе,

развить природные задатки и способности детей;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

Возраст детей: учащиеся с 8 до 14 лет.

Количество часов: 18 час.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него. Режим занятий: ежедневно.

Ожидаемый результат:

-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;

- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Личностными результатами кружка

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

• проговаривать последовательность действий во время занятия;

• учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

• умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Способы определения результативности:

участие в лагерной деятельности, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах, выступления на лагерных мероприятиях.


Учебно-тематический план.

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

6

2

Подвижные игры

6

3

Эстафеты

6


итого

18


Содержание программы:

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  1. раздел - «Русские народные игры ».

  2. раздел - «Подвижные игры».

  3. раздел - «Эстафеты».

«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

«Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Методические рекомендации

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.

  3. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.



  1. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.

  2. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.



Материально-техническое обеспечение

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников, его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком

Д -демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К -полный комплект (для каждого обучающегося);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)


п/п

Наименование материально-технического обеспечения

Кол-во

1

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

П

2

Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

3

Палка гимнастическая

К

4

Скакалка детская

К

5

Мат гимнастический

П

6

Кегли

К

7

Обруч детский

Д

8

Рулетка измерительная

К

9

Сетка волейбольная

Д

10

Аптечка

Д

Календарно - тематическое планирование

Игры на свежем воздухе.


Тема.

Содержание.

Дата

1

Т.Б. на занятиях. Лапта с препятствиями.



Жмурки.

Т.Б. на занятиях спротивными и подвижными играми.

Лапта с препятствиями

Игроки команды города по очереди отбивают мячи битой и бегут 1,2,3 круга. Из 3-го круга, преодолев ров и забор(60-70 см). Если без остановки пробежит все круги и одолеет препятствия и вернется в город, команда получает 4 очка. Игроки поля ловят мяч и должны осалить соперника. Если удастся осалить соперника, команды меняются местами.

t = 15-25' возраст = от 10 лет

«Жмурки».

Цель: учить внимательно слушать текст.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину комнаты, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

Кот, кот. на чем стоишь? На квашне (деревянная посуда для замешивания текста).

Что в квашне? - Квас.

Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

2

Город за городом.

Город за городом.

По требованию одна команда занимает поле, другая- в поле. У команд в главном городе маленький мяч и бита. Капитан команды в городе бросает мяч вверх, а игрок отбивает его битой. Если удар был хороший, то ударивший бежит в ближайший город, потом во 2-й, 3-й и обратно в главный город. Если удар был плохой, можно остаться в гл. городе до следующей подачи. Если игроков города не остается, капитан может сделать 3 подачи. Игроки поля стараются поймать мяч и выбить им игрока, пробегающего из города в город. Каждый игрок, оббежавший все города, приносит своей команде 1 очко. t = до 30'

Правила:

1.Игроки имеют право перебегать из города в город, когда мяч находится в поле.

2.В 1-ом городе могут находиться несколько игроков.

3.Промахнувшись три раза они не имеют права бежать в город.

4.Команда меняется местами в след. случаях:

а) если кто-то осалит во время пробежек

б) если мяч последний пойман в воздухе

в) если у падающей команды в городе нет ни одного игрока.

3

Перестрелка.

Перестрелка.

Игра проводится волейбольным мячом. Учитель подбрасывает мяч в центре, игроки команд стараются отбить его на свое поле. Задача игроков каждой команды попасть мячом в соперника не заходя за средн.линию. Осаленные игроки идут за линию плена на другую сторону. t = 15-25'

Правила:

а) Салить можно любую часть теле, кроме головы.

б) Если игрок при ловле мяча выронил его, он считается осаленным.

в) Мяч, вышедший за линию площадки команды остается за линией

Вариант игры «Снайпер»

4

Кто дальше.

Бездомный заяц.

Кто дальше. Ученики по очереди кидают тарелку от условной линии. Дается 3 попытки. Место, куда приземлилась тарелка отмечается линией.

«Бездомный заяц»

Ход игры: Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц, Остальные чертят себе круги и встают внутрь. Бездомный заяц убегает ,а охотник догоняет его. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц что стоял в кругу ,должен сращу убегать, потому что он становится бездомным ,и охотник будет гоняться за ним. Как только охотник поймает зайца, он сам становится зайцем а выбывший заяц- охотником

Правила игры: 1) не толкаться , когда заходят в круг 2)не выбегать раньше времени

Подведение итогов игры: Выигрывает тот ,кто остался последним .



5

Треугольник.

По следу.

Треугольник.

6 игроков делятся по 3. У каждого из игроков треугольника по тарелке. Задача каждой команды не уронить тарелку за время.

По следу.

Играют две команды. Для игры необходимо: мешок с опилками , песком .Одна команда «лисицы» ,вторая «охотники».Лисицы убегают ,оставляя за собой следы и пробежав 500-700м. прячутся в радиусе 20 м .Через 10-15 мин. «охотники» идут искать «лисицу». Побеждает команда «охотников» , если большая часть «лисиц» пойманы. t=40'

6

Точные броски.

Гонка мяча.

Точные броски.

В землю втыкают колышек и от него на расстоянии от 6 до 10 м чертятся квадраты. Каждый игрок по очереди кидает 3 раза. За каждое попадение по 1 очку.

Гонка мяча.

Участники делятся на две команды т. Расстояние между командами 3-4 м., а между участниками 1 м. Передача мяча по сигналу. Первые номера набирают воздух и передают мяч под водой между ног. Когда мяч доходит до последнего ,передача мяча идет назад сверху.

7

Городки.

Городки.

На расстоянии 1 или 2 м от стены чертятся два квадрата. Это города. Между ними по 60-80 см. На расстоянии 4-5м чертят 2 линии команды. Каждая команда получает 5 городков и 2 биты.

Фигуры: забор, бочка, ворота, письмо.

На передней линии каждого квадрата устанавливают фигуры.



8

Два маршрута.

Два маршрута.

Игра требует подготовки. Учитель и помощник готовят 2 одинаковые по протяженности трасы : размечают, готовят карту , с условными обозначениями.

Для каждой команды готовится пакет с разрезанной картой маршрута. По сигналу команды должны склеить карту. Каждая команда должна пройти по маршруту , собирая все условные обозначения (карточки).Последняя карточка находиться в 50 м. от клада . Клад может находиться в любом заметном виде .Выигрывает та команда, которая первая находит клад и первая в полном составе придет к линии старта.

t=30'

9

Водолазы.

Поезд.

Водолазы.

Опускаются на дно некоторые предметы. За определенное время играющие должны достать эти предметы . Выигрывает тот, кто больше достал.

Поезд.

Участвуют 2-3 команды по 5-6 участников в команде. Игроки соединяются между собой, держась за пояс .По команде руководителя «морской поезд» движется со старта до финиша. Расстояние 25м .Игра проводиться 2-3 раза, меняя игроков в составе «поезда».

10

«Воробьи попрыгунчики».

«Воробьи попрыгунчики».

Ход игры: Чертится круг. Водящий стоит за пределом круга, а остальные за пределами круга. Они то впрыгивают ,то выпрыгивают из него. Водящий может ловить тех ,кто в кругу, коснувшись рукой.

Правила:1)не стоять на месте, 2)осаленные выходят.

Определение результатов игры: побеждает тот кого меньше салили

11

«Пробеги тихо».

«Пробеги тихо».

Цель: учить бесшумно, двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4 - 5 человек. Выбирается водящий, который становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего. Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», - и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы. Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.

12

«Самолеты».

«Самолеты».

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети строятся в 3 - 4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - «самолеты» находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

13

Охотники и утки.

Охотники и утки.

По сигналу охотники перебрасывают мяч друг другу , стараясь осалить уток ,те спасаясь ныряют в воду , осаленная утка выбывает из игры.

t=10'

14

«Не попадись на удочку».

«Не попадись на удочку».

Ход игры: Играющие образуют круг ,в центре которого стоит водящий со скакалкой в руках. Он начинает её раскручивать так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку . Водящий постепенно поднимает плоскость вращения все выше и выше, пока кто- нибудь из участников не «попадется на удочку», т.е. не сумеет перепрыгнуть через скакалку. Попавший выбывает.

Правила игры: 1)быть внимательным

2)не прыгать раньше времени

Определение результатов игры: выигрывает тот кто не разу не попался.

15

«Совушка».

«Совушка».

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры:

Играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит: «День наступает - все оживает». Все играющие свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

16

«Зайцы и волк».

«Зайцы и волк».

Цели: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры:

Одного из играющих выбирают «волком». Остальные - «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, «волк» находится на противоположной стороне. Воспитатель говорит:

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают - не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

17

«К названному дереву беги»


«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры:

Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

18

«Кто скорее соберет?».

«Птички и кошка».

«Кто скорее соберет?».

Цели: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем. Труд на участке: сбор сухих стеблей и ботвы на огороде.

Весь материал - смотрите документ.

«Птички и кошка».

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Итого:


18 часов



Список литературы.

  1. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. [Текст] / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
    начальной школы».

  2. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы[Текст] /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др.- Учитель 2007-173с.







© 2010-2022