Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Состояние здоровья школьников - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:

- стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

- чрезмерная интенсификация образовательного процесса;

- невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

- несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;

- недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;

- низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Еѐ главная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

- « не навреди»;

- приоритет действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что всѐ происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);

- триединое представление о здоровье (единство физического, психического и духовного здоровья);

- непрерывность и преемственность;

- субъект - субъектные взаимоотношения с учащимся (связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);

- соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;

- гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;

- приоритет позитивного влияния над негативным;

- ответственность учащихся за своѐ здоровье;

- «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет);

- контроль за результатами.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом - главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

Пути решения проблемы:

1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю).

2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой « тропинкой здоровья»).

3. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).

4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.

5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).

6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различаются следующие технологии: Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно- гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье.

Гигиенические условия обеспечение учебного процесса

Обеспечение оптимальных условий в школе - важный элемент здоровьесберегающих технологий.

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %.

Учитель физической культуры должен:

- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;

- не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;

- контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;

- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и крепления оборудования.

Требования к школьным образовательным технологиям

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;

- в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;

- учитываются индивидуальные особенности учащихся;

- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребѐнка;

- обеспечивается достаточный уровень мотивации;

- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;

- предупреждается переутомление;

- позитивные воздействия преобладают над негативом;

- показатель успешности используется для развития позитивных начал;

- оценка выполняет стимулирующую роль;

- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Рациональная организация урока

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 минут.

Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:

- плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);

- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т. д.);

- длительность каждого вида деятельности мин);

- частота смены видов деятельности (мин);

- число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;

- места, длительность и условия применения ТСО;

- частота чередования видов преподавания.

Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 - 5 мнут любого урока занимает врабатывание (8 - 10 минут), устойчивая работоспособность длится 10 - 15 минут для младших школьников, 15 - 20 минут - для среднего звена, 20 - 30 минут - для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

Двигательная активность школьника

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной ( утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.

2 урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8 - 12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по-разному реализуют потребность в физической нагрузке.

Построение уроков физкультуры лежит на плечах учителей физ. культуры.

«Физкультура без освобожденных» - принцип, которым должны руководствоваться учителя физ. культуры. Физическая активность должна быть организованна двумя направлениями:

1. Занятия больших форм - уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;

2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).

Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья

Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «-5 - максимально негативные изменения; до «+5» - положительное влияние; «0» - отсутствие изменений.

1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («-5» - ухудшилось; «+5» - улучшилось)

2. Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («-5» - стал меньше заботиться о своѐм здоровье, «+5» - стал больше заботиться о своѐм здоровье)

3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?

4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?

5. Как изменился характер питания?

6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные - «-5», полезные «+5»)

7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?

8. Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую сторону? («+5» - в лучшую, «-5» - более быстрое и частое, «+5» - реже).

9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?

10. Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» - реже, «-5» - чаще).

11. Изменился контакт твоих родителей со школой?

Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья

Возможны два варианта ответа: да или нет.

1. Я часто сижу сгорбившись.

2. Я ношу портфель, а не ранец.

3. У меня привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.

6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

7. Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.

8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.

9. Бывает, я курю.

Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по Кондашу) для 7 - 11 классов

Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 - ситуация не волнует; 1- слабо волнует; 2 - достаточно волнует; 3 - очень волнует.

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором школы.

3. Учитель решает, кого вызвать.

4. Тебя критикуют.

5. Выполнение контрольного зачѐта.

6. Учитель называет оценки контрольной работы.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.

9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.

10. Неожиданный вопрос учителя.

11. Не получается домашнее задание.

12. Принятие важного решения.

(До 20 баллов - низкий уровень тревожности; 20 - 30 - средний уровень; более 30 - высокий уровень.)

© 2010-2022