• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методическая разработка для учителей физкультуры Развитие двигательной активности учащихся на уроках физического воспитания и во внеурочной деятельности

Методическая разработка для учителей физкультуры Развитие двигательной активности учащихся на уроках физического воспитания и во внеурочной деятельности

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка для учителей физкультуры "Развитие двигательной активности учащихся на уроках физического воспитания и во внеурочной деятельности"

Среди различных проблем в нашем государстве особенно актуальной является проблема здоровья. Она проявляется в усилении процесса депопуляции здорового образа жизни, снижении двигательной активности учащихся. Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Что же происходит на самом деле?

Подсчитано, что 80-85% дневного времени учащиеся находятся в статическом положении, даже младшие школьники. Ходьба, бег, игры занимают лишь 15-20% времени суток. С момента поступления в школу общая активность ребёнка снижается почти наполовину, и степень этого снижения нарастает от младших классов к старшим. Учащиеся вынуждены не только ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать однообразную статическую позу, сидя за партой, находиться в замкнутом пространстве школьных кабинетов, характер их движений регламентирован.

За последние 5 лет заболеваемость среди детей 7-14 лет увеличилась на 45%; численность здоровых детей, которые идут в первый класс, уменьшилась на 34%; возрастает детская инвалидность, количество хронических заболеваний; возрастает частота нарушения зрения, осанки; увеличиваются нервно-психические нарушения. Более 50% детей губят своё здоровье, употребляя алкоголь и никотин. Каждый пятый подросток 15-18 лет теряет свою личность, употребляя наркотики.

Поэтому с раннего возраста у ребёнка необходимо формировать определённый двигательный стереотип, определённое отношение к физкультуре и спорту [10].

Здоровье человека, по исследованиям учёных и социологов, на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от окружающей среды, на 10% - от развития медицины и на 50% - от образа жизни. Следовательно, для решения проблемы здоровья нужно в первую очередь изменить образ жизни.

Томас Мор говорил: «Мудрый быстрее будет избегать болезни, чем выбирать способы против них». В настоящее время в нашей стране изучением профилактики заболеваемости занимаются Алексей Тимошенко - кандидат наук физического воспитания и спорта, профессор; Т.Ю. Круцевич - доктор наук физического воспитания и спорта, профессор; Эдуард Вильчковский - доктор педагогических наук, член-корреспондент АПН Украины, профессор Львовского государственного университета физической культуры и др. Эти ученые считают, что одним из главных путей решения данной проблемы является развитие двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Кабинет министров Украины издал распоряжение №828-р от 31.08.2011г. «Об утверждении Концепции общегосударственной целевой социальной программы развития физической культуры и спорта на 2012-2016 годы». Данная Концепция предусматривает физическое развитие населения Украины и формирование навыков здорового образа жизни [1].

«Основной целью учебного предмета «Физическая культура» является формирование у учащихся стойкой мотивации сохранения своего здоровья, физического развития и физической подготовки; гармоническое развитие природных способностей и психических качеств; использование методов физического воспитания в организации здорового образа (способа) жизни»[7].

Поэтому в своей работе я ставлю следующие цели:

- формирование у учащихся стойкой мотивации к сохранению своего здоровья;

- гармоничное развитие природных физических способностей и психологических качеств;

- использование способов физического воспитания в организации здорового образа жизни детей.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

- формировать общее представление о физической культуре, её значении в жизни человека;

- проводить оценку физической подготовки с учётом диапазона реальных возможностей детей;

- осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся и уровня их физического развития;

- внедрять здоровьесберегающие технологии и личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках физической культуры;

- расширять двигательный опыт, совершенствовать навыки жизненно необходимых двигательных действий, использование их в повседневной игровой деятельности;

- формировать практические навыки путём самостоятельных занятий физическими упражнениями и организации активного отдыха;

- способствовать формированию осознанного отношения к здоровью.

Тем самым я стремлюсь к достижению следующих результатов:

- улучшению общего состояния здоровья учащихся;

- повышению уровня физической подготовки;

- повышению уровня развития физической культуры;

- улучшению состояния лечебно-оздоровительной и воспитательной работы;

- оптимизации уровня учебной и других нагрузок на организм учащихся;

- росту качества психологической помощи;

- позитивным изменениям в состоянии внешней социальной среды, микроклимата в классе, школе и дома.

Глава 1. Приемы и методы развития двигательной активности учащихся на уроках физкультуры и во внелассной работе.

Движение - один из основных факторов в здоровье. Напротив, недостаточная двигательная активность становится существенным фактором риска сердечнососудистых заболеваний. Движение - не только проявление естественной активности ребёнка, но и одновременно стимул для его организма, для всех происходящих в нём обменных и регуляторных процессов. Дошкольники имеют все возможности для удовлетворения естественной потребности в движении. С началом систематического обучения в школе положение меняется: начинает преобладать статический компонент деятельности.

В то же время даже кратковременное пребывание без движения ведёт, согласно наблюдениям гигиенистов, к нарушениям подвижности основных нервных процессов, снижению умственной и мышечной работоспособности, падению уровня насыщения крови кислородом, удлинению восстановительного периода ряда вегетативных функций после нагрузки [5].


© 2010-2022