- Преподавателю
- Физкультура
- Организация третьего часа урока физической культуры
Организация третьего часа урока физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аксёненко И.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Третий час физической культуры в школе. Здоровьесбережение в школе.
(из опыта работы в Дмитровской школе №2)
Сначала 2011-2012 учебного года приказом президента РФ и приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889 в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений был введён обязательный третий урок физической культуры в неделю.
Вначале было очень много вопросов на эту тему: на каком основании, за счёт какого урока, можно ли заменить этот урок на другой учебный предмет, как он будет оплачиваться и т.д. Но самые главные вопросы, по моему мнению, были следующие: кто, а самое главное, где их проводить? Ведь оттого, что добавили ещё один урок в неделю, учителей больше не стало, спортивных объектов не прибавилось, залы в школах не увеличились по площади.
И все учителя физической культуры вынуждены решать эту проблему каждый по-своему. Очень много мнений по этому поводу: кто-то за, кто-то против.
Попробуем ответить на эти вопросы.
1. Обязательный третий час физической культуры введен за счёт увеличения на один час максимально допустимой недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), установленной требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Количество часов по другим общеобразовательным предметам осталось без изменений и соответствует базисному учебному плану образовательных учреждений.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой данным образовательным учреждением самостоятельно.
В связи с тем, что учебный предмет «физическая культура» введен в федеральный компонент базисного учебного плана, заменить его на другой предмет общеобразовательное учреждение не может.
3. Министерство проводит целенаправленную работу с рядом всероссийских спортивных федераций. В текущем году заключены соглашения о взаимодействии Минобрнауки России с федерациями художественной гимнастики, бадминтона, фитнес-аэробики, Российским футбольным союзом. Главная цель этой работы - совершенствование урока физической культуры через использование элементов данных видов спорта, а также повышение квалификации учителей лучшими методистами и тренерами этих видов спорта.
В связи с этим, в этом учебном году нам (педагогам) предлагалось множество вариантов для проведения 3 урока физической культуры. Учителей собирали на семинары по фитнесу, гимнастике, бадминтону, гольфу и многим другим видам спора, где все правила популярно рассказывались и многое показывалось практически.
4. Министерством образования был проведён мониторинг об опыте работы, проводимой в регионах, по разработке и использованию инновационных учебных программ, методик и технологий физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
Сформирована база инновационных программ, методик и технологий преподавания физической культуры, а также статистический банк данных новаторской деятельности образовательных учреждений.
С учетом полученных материалов Министерство приступило к работе по созданию учебно-методического комплекса для обеспечения предметной области «Физическая культура» в образовательных учреждениях страны.
Министерством образования рекомендованы для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура» следующие программы:
«Программа «Физическая культура. Гимнастика» и методическое пособие «Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» (автор - Винер И.А.);
«Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола» (автор - Грибачёва М.А.);
«Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных школ, отнесённых к специальной медицинской группе (группа - А)» (автор - Коданёва Л.Н.).
А также рекомендованы для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура» следующие программы:
«Программа по бадминтону для общеобразовательных учреждений»;
«Программа для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики».
А ведь возможно и включение в программу учебного предмета «физическая культура» видов спорта, не предусмотренных примерной образовательной программой, это вправе решать только администрация конкретного общеобразовательного учреждения.
В соответствии с методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации при организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г.
Руководствуясь этими рекомендациями, руководство нашей школы заключило договор с МУ СК «Дмитров» и бассейном «Бриз», и в прошлом учебном году большинство детей посещали эти спортивные объекты абсолютно бесплатно.
Какой ученик не хочет поплавать на уроке физкультуры? Дети с удовольствием ходят на такие интересные уроки, тем более раннее такого опыта проведения в нашей школе не было. Конечно, надо заметить, что уроки изначально сдваиваются, где часть урока отводится на путь следования к объекту и обратно.
Минобрнауки России в настоящее время проводит серьёзную работу совместно с Роспотребнадзором и Минрегионом России по корректированию действующих СанПиНов и СНиПов. Цель этой работы - улучшение условий для занятий физической культурой и спортом в существующих общеобразовательных учреждениях и создание полноценных условий для соответствующей деятельности во вновь проектируемых общеобразовательных учреждениях.
Внесены предложения в Минрегион России, которые предусматривают для вновь проектируемых и строящихся школ существенное увеличение состава и площади школьной физкультурно-спортивной зоны и физкультурно-спортивного блока.
В нашей школе скоро будет сделана пристройка, где действительно будет современный полноценный спортивный зал.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2011 г. № ВП-П16-6917 к 2014 году спортивные залы и сооружения государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений должны быть оснащены современным спортивным оборудованием и инвентарем. Финансовое обеспечение оснащения предусмотрено за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования с целью эффективного расходования субсидий, направленных на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Минобрнауки России в 2012 г. будут разработаны перечень и характеристики современного спортивного инвентаря и оборудования для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Ученые доказали: двигательная активность детей с поступлением в школу уменьшается во много раз! В младших классах дефицит ее составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%. Уроки физвоспитания лишь в малой степени - на 10-18% - компенсируют дефицит движения, что явно недостаточно для профилактики отклонений состояния здоровья. Потому министерство и запланировало введение с прошлого учебного года обязательного третьего часа физкультуры.
Конечно, из всего вышесказанного можно сделать выводы, что занять детей можно многим и с пользой, выстроив программу прохождения материала из обязательной его части и вариативной. Включая в вариативную часть то, на что хватает материальной и технической обеспеченности данного учреждения. Но считаю, что безвыходных ситуаций не бывает. Вот возле нашей школы недалеко находится стадион «Локомотив», на котором мы проводим уроки: зимой катаемся на лыжах, проводим занятия по спортивным играм в Физкультурно-оздоровительном комплексе, осенью и весной на центральном ядре стадиона мы занимаемся лёгкой атлетикой, проводим и ежегодные массовые спортивные школьные мероприятия: «Дни здоровья», «Тесты главы района», другие праздники. Многие дети занимаются во внеурочное время спортом, но ведь есть и такие, которые впервые пришли на стадион, или в бассейн. Для них эти занятия становятся вдвойне интереснее.
Не у всех школ рядом находится стадион, у кого-то есть другие спортивные объекты, которые тоже можно задействовать для проведения уроков физкультуры. Надо только захотеть этого. Я всегда своим ученикам говорю: «Если я не хочу что-то делать, я найду миллион причин, чтобы этого не делать, а если я захочу что-то сделать, я найду миллион способов сделать это». Поэтому всех призываю оглянуться: посмотрите, ведь рядом с вами работают те, кому не безразлично здоровье наших детей. И в любой период, мы можем выстроить рабочую программу и планы проведения наших занятий на следующий учебный год так, чтобы было интересно работать педагогам, а детям - интересно учится.
Я думаю, если бы не ввели третий час, ну и сидели бы мы в школе, «варились в одном котле», а тут пришлось задуматься, как и где провести уроки, чтобы выполнить программу, чтобы интересно было учиться, по-моему, получилось совсем неплохо. Когда ребята в конце учебного года спрашивают: «А на следующий год мы тоже плавать будем?». Значит мы на правильном пути. Удачи Вам, коллеги!
Педагог физического воспитания Дмитровской школы №2: Аксёненко Инга Викторовна.