Рабочая программа по спортивному совершенствованию (секция «Легкая атлетика»)

Рабочая программа по спортивному совершенствованию (легкая атлетика) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностисреднего профессионального образования (СПО) Физическая культура. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А ЯЗ А П И С К А Программа предназначена для реализации физкультурно - спортивной подготовки студентов отделения «Физическая культура». Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется необходимостью достижения каждым выпускн...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по спортивному совершенствованию (секция «Легкая атлетика»)

Рабочая программа по спортивному совершенствованию (легкая атлетика) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (СПО) Физическая культура.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Программа предназначена для реализации физкультурно - спортивной подготовки студентов отделения «Физическая культура».

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется необходимостью достижения каждым выпускником отделения «Физическая культура» определенного минимума спортивной подготовки как составляющей профессионализма учителя физической культуры.

При разработке за основу взяты следующие требования:

- успешно выполнять контрольные нормативы по итогам каждого учебного года;

- иметь соответствующую спортивную подготовку для успешного выступления в соревнованиях на уровне первенства Нижегородской обл.

- выпускники должны иметь спортивную подготовку на уровне 1-2-3 разрядов.

Цель работы секции:

- формирование мотивации занятиями спортом, в частности, легкой атлетикой;

- создание условий для самореализации личности через спорт;

- укрепление психического и физического здоровья;

- профилактика асоциального поведения;

- спортивная подготовка для успешного выступления в соревнованиях в составе сборных команд Дзержинского педагогического колледжа, повышение спортивного мастерства.

Задачи:

- овладение техникой отдельных видов легкой атлетики;

- воспитание морально - волевых качеств;

- воспитание физических качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости);

- приобретение необходимых теоретических знаний в области спорта;

- освоение тактических приемов ведения спортивной борьбы.

Срок реализации программы 4 года, возраст детей с 15 лет и старше.

Основной формой организации деятельности детей являются теоретические занятия и учебно-тренировочные практические занятия, в которых применяются все принципы, методы и средства спортивной тренировки.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа каждое в течении учебного года в объеме 144 часа.

В результате студенты к концу 1-го года обучения будут

  • знать:

- технику безопасности на учебно - тренировочных занятиях;

- историю и закономерности развития легкой атлетики в России.

иметь представление в общих чертах о правилах соревновании по легкой атлетике.

  • уметь:

- подбирать и составлять упражнения для специализированной легкоатлетической разминки;

- выполнять специально - беговые, специально - прыжковые упражнения;

- технически правильно выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги», прыжок в высоту способом «перешагивание», бег на короткие и средние дистанции, метание малого мяча, гранаты.

В конце 2-го года обучения студенты будут

  • знать:

- приемы страховки и самостраховки при занятиях легкой атлетикой;

- классификацию беговых видов в легкой атлетике:

- правила проведения соревнований по беговым видам;

  • уметь:

- технически правильно выполнять прыжок в длину способом «прогнувшись», прыжок в высоту способом «перекидной», бег на короткие дистанции;

- подбирать упражнения для общефизической подготовки методом круговой тренировки.

В конце 3-го года обучения студенты будут

  • знать:

- основы методики воспитания быстроты и скоростно - силовых качеств;

- классификацию прыжков как видов легкой атлетики;

- правила соревнований по метаниям.

  • уметь

- технически правильно выполнять прыжок в высоту способом «фосбери-флоп», прыжок в длину способом «ножницы», метание копья;

- подбирать упражнения для развития гибкости.

В конце 4-го года обучения выпускники будут

  • знать:

- основы методики воспитания выносливости;

- классификацию легкоатлетических метаний;

- правила проведения соревнований по прыжкам в длину, высоту.

  • уметь:

- технически правильно выполнять тройной прыжок в длину с разбега;

- подбирать упражнения с отягощениями для развития силовых способностей.

Основной формой подведения итогов работы по программе являются результаты, показанные студентами на соревнованиях на первенство г. Дзержинска и Нижегородской области среди студентов среднего профессионального образования по легкой атлетике.

1-й год обучения

Учебно - тематический план

Наименование раздело и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Практ

Теорет.

Раздел №1. Основы техники легкоатлетических видов

1

Тема №1.Основы техники ходьбы и бега.

12

10

2

2

Тема №2. Основы техники прыжков.

14

12

2

3

Тема №3. Основы техники метаний.

12

10

2

Раздел №2. Физическая подготовка

4

Тема №4. Воспитание быстроты

30

28

2

5

Тема №5.Воспитание выносливости.

26

25

2

6

Тема №6. Воспитание силы.

22

20

2

7

Тема №7. Воспитание гибкости и ловкости

21

20

2

Раздел №3. Теоретическая подготовка

8

Тема № 8. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.

1

_

1

9

Тема № 9. Введение. Легкая атлетика в системе физического воспитания.

2

_

2

10

Тема №10. Общие правила проведения соревнований по легкой атлетике

2

_

2

ВСЕГО

144

125

19

Содержание

Раздел №1. Основы техники легкоатлетических видов.

Структура движений в ходьбе и беге (цикличность, периоды, моменты).

Обучение технике бега на средние дистанции (по прямой и повороту, технике высокого старта, финиширования). Специальные беговые и прыжковые упражнения.

Виды прыжков и их эволюция. Фазы прыжков (разбег, отталкивание, полет, приземление). Техника прыжка в длины способом « согнув ноги», прыжка в высоту способом «перешагивание». Особенности техники прыжков в длину и высоту с места. Специальные упражнения для прыгунов в длину и высоту.

Перемещение предметов в пространстве и эволюция техники метаний.

Техника метания малого мяча, гранаты. Специальные упражнения для метателей.

Раздел №2. Физическая подготовка.

Специальные упражнения для развития быстроты. Многократное пробегание отрезков 20 - 60м. в облегченных, обычных, усложненных условиях.

Длительный равномерный бег. Повторный, переменный бег на отрезках 100 - 600м., бег по пересеченной местности.

Общая физическая подготовка. Круговая тренировка. Упражнения с отягощениями. Скоростно - силовые упражнения. Упражнения с элементами спортивной гимнастики, акробатики.

Упражнения с повышенной координационной сложностью. Упражнения для развития гибкости. Стретчинг.

Раздел №3.Теоретическая подготовка.

Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой.

Введение. Легкая атлетика в системе физического воспитания.

История развития легкой атлетики в России и за рубежом. История развития юношеской легкой атлетики. Система подготовки легкоатлетов в России (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивные интернаты).

Общие правила проведения соревнований по бегу, ходьбе, прыжкам, метаниям.

2-й год обучения

Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Практ

Теорет.

Раздел №1. Основы техники легкоатлетических видов

1

Тема №1.Основы техники ходьбы и бега.

10

8

2

2

Тема №2. Основы техники прыжков.

14

12

2

3

Тема №3. Основы техники метаний.

14

12

2

Раздел №2. Физическая подготовка

4

Тема №4. Воспитание быстроты

30

28

2

5

Тема №5.Воспитание выносливости.

28

26

2

6

Тема №6. Воспитание силы.

24

22

2

7

Тема №7. Воспитание гибкости и ловкости

18

16

2

Раздел №3. Теоретическая подготовка

8

Тема № 8. Приемы страховки и самостраховки при занятиях легкой атлетикой.

1

_

1

9

Тема №9.Характеристика беговых видов легкой атлетики

2

_

2

10

Тема №10.Правила проведения соревнований по бегу.

3

-

3

ВСЕГО

144

124

20

Содержание

Раздел №1. Основы техники легкоатлетических видов.

Техника бега на короткие дистанции (старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование). Особенности техники бега на 100, 200, 400м.

Техника бега по пересеченной местности

Техника прыжка в длины способом « прогнувшись», прыжка в высоту способом «перекидной».

Техника толкания ядра. Специальные упражнения метателя.

Раздел №2. Физическая подготовка.

Специальные упражнения для развития быстроты. Многократное пробегание отрезков 20 - 60м. в облегченных, обычных, усложненных условиях.

Длительный равномерный бег. Повторный, переменный бег на отрезках 100 - 1000м., бег по пересеченной местности.

Общая физическая подготовка. Круговая тренировка. Упражнения с отягощениями. Скоростно - силовые упражнения. Упражнения с элементами спортивной гимнастики, акробатики.

Упражнения с повышенной координационной сложностью. Упражнения для развития гибкости. Стретчинг.

Раздел №3.Теоретическая подготовка.

Приемы страховки и самостраховки при занятиях легкой атлетикой.

Классификация беговых видов легкой атлетики: гладкий бег (спринт, бег на средние и длинные дистанции), бег в естественных условиях (бег по шоссе, бег по пересеченной местности).

Правила проведения соревнований по бегу: обязанности стартера, бригад на финише, хронометристов, судей по дистанции.

3-й год обучения

Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Практ

Теорет.

Раздел №1. Основы техники легкоатлетических видов

1

Тема №1.Основы техники бега.

8

6

2

2

Тема №2. Основы техники прыжков.

14

12

2

3

Тема №3. Основы техники метаний.

14

12

2

Раздел №2. Физическая подготовка

4

Тема №4. Воспитание быстроты

30

28

2

5

Тема №5.Воспитание выносливости.

31

29

2

6

Тема №6. Воспитание силы.

24

22

2

7

Тема №7. Воспитание гибкости и ловкости

16

14

2

Раздел №3. Теоретическая подготовка

8

Тема № 8. Методика воспитания быстроты и скоростно - силовых качеств

3

_

3

9

Тема№9 Классификация прыжковых видов легкой атлетики

2

_

2

10

Тема №10.Правила проведения соревнований по метаниям.

2

_

2

ВСЕГО

144

123

21

Содержание

Раздел №1. Основы техники легкоатлетических видов.

Техника барьерного бега (техника низкого старта, разгона, бега между барьерами) Особенности техники в беге на 100, 110 и 400 метров с барьерами

. Специальные беговые и прыжковые упражнения барьериста.

Техника прыжка в длину способом « ножницы», прыжка в высоту способом «фосбери - флоп». Специальные упражнения для прыгунов в длину и высоту.

Техника метания копья. Специальные упражнения для метателей.

Раздел №2. Физическая подготовка.

Специальные упражнения для развития быстроты. Многократное пробегание отрезков 20 - 60м. в облегченных, обычных, усложненных условиях.

Длительный равномерный бег. Повторный, переменный бег на отрезках 100 - 1500м., бег по пересеченной местности. Интервальный бег на отрезках 200 - 400м.

Общая физическая подготовка. Круговая тренировка. Упражнения с отягощениями. Скоростно - силовые упражнения. Упражнения с элементами спортивной гимнастики, акробатики.

Упражнения с повышенной координационной сложностью. Упражнения для развития гибкости. Стретчинг.

Раздел №3.Теоретическая подготовка.

Методы и средства воспитания быстроты Факторы. определяющие скоростные качества легкоатлета: латентный период реакции, быстрота выполнения одиночного движения, частота выполнения одиночного движения, длина шага.

Классификацию прыжков в длину способами «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы», тройной прыжок с разбега.

Классификацию прыжков в высоту способами «перешагивание», «перекидной», «фосбери- флоп», прыжок с шестом.

Правила проведения соревнований по метаниям гранаты , копья, диска, толкания ядра.

4-й год обучения

Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Практ

Теорет.

Раздел №1. Основы техники легкоатлетических видов

1

Тема №1.Основы техники бега.

6

4

2

2

Тема №2. Основы техники прыжков.

10

8

2

3

Тема №3. Основы техники метаний.

10

8

2

Раздел №2. Физическая подготовка

4

Тема №4. Воспитание быстроты

32

30

2

5

Тема №5.Воспитание выносливости.

36

34

2

6

Тема №6. Воспитание силы.

26

24

2

7

Тема №7. Воспитание гибкости и ловкости

17

15

2

Раздел №3. Теоретическая подготовка

8

Тема № 8. Методика воспитания выносливости

3

_

3

9

Тема №9.Классификация легкоатлетических метаний.

2

_

2

10

Тема №10.Правила проведения соревнований по прыжкам в длину и высоту.

2

_

2

ВСЕГО

144

123

21

Содержание

Раздел №1. Основы техники легкоатлетических видов.

Техника бега с препятствиями (бег 3000м. с препятствиями). Особенности техники преодоления барьера и ямы с водой.

. Специальные беговые и прыжковые упражнения барьериста.

Техника тройного прыжка в длину Специальные упражнения прыгуна тройным.

Техника метания диска. Специальные упражнения для метателей.

Раздел №2. Физическая подготовка.

Специальные упражнения для развития быстроты. Многократное пробегание отрезков 20 - 60м. в облегченных, обычных, усложненных условиях.

Длительный равномерный бег. Повторный, переменный бег на отрезках 100 - 1500м., бег по пересеченной местности. Интервальный бег на отрезках 200 - 400м.

Общая физическая подготовка. Круговая тренировка. Упражнения с отягощениями. Скоростно - силовые упражнения. Упражнения с элементами спортивной гимнастики, акробатики.

Упражнения с повышенной координационной сложностью. Упражнения для развития гибкости. Стретчинг.

Раздел №3.Теоретическая подготовка.

Методы и средства воспитания выносливости. Особенности воспитания общей и специальной выносливости

Классификация легкоатлетических метаний (метание малого мяча, гранаты, диска, копья, толкание ядра).

Правила проведения соревнований по прыжкам в длину, тройным, прыжкам в высоту, прыжкам с шестом.

Методическое обеспечение образовательной программы секции «Легкая атлетика»

  • Дидактический материал:

- таблицы оценки результатов в легкой атлетике -( 1шт).

- таблицы нормативов ЕВСК - «1шт».

- плакаты « Специальные упражнения в легкой атлетике» - (2 шт.);

- кинограммы по технике отдельных видов легкой атлетики - (12шт)

- фотоотчеты учебно-тренировочных занятий и соревнований;

  • Материально-техническое обеспечение:

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание курса, предполагают наличие:

- спортивный зал ДПК ул. Грибоедова, 10.

- стадион «Юность» (ГБОУ СПО ДТК), ул. Ленина, 53.

- Центральный стадион «Химик», ул Урицкого

- стадион «Капролактамовец», ул. Строителей

- учебная аудитория № 10 ул. Грибоедова, 10.

На занятиях по программе применяются следующие материальные средства:

- легкоатлетические барьеры - (7шт).

- пенополиуретановый мат для приземления в прыжках в высоту- (20 шт.)

- стойка для прыжков в высоту - (2шт.).

- планка для прыжков в высоту - (1шт.).

- легкоатлетический диск для метания - (4 шт.).

- легкоатлетическое ядро для метания - (5шт).

- легкоатлетическое копье - (3шт.).

- малый мяч для метания - (20шт.).

- хронометр - (2шт).

- рулетка 10м. - (1шт).

- резиновые амортизаторы - (6шт.).

- набивной мяч 2кг. - (8шт.)

  • Список рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

* Основные источники:

1.ГойхманП.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе.- М.: Дрофа, 2007.

2.Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика.- М.: Издательство «Академия», 2009.

3.Кибринский М.Е., Юшкевич Т.П. Легкая атлетика. Учебник для вузов. - М.:

Издательство «Тесей», 2005.

4.Никитушкин В.Г., Гапеев В.И., Губа В.П. Спорт в школе. Легкая атлетика. - М.:

Олимпия Пресс, 2006.

* Дополнительные источники:

1.Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов.- М.: Издательство «Тесей», 2003.

2.Креер В.А., Попов В.Б., Легкоатлетические прыжки.- М.: ФиС, 1986.

3.Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

4.Легкая атлетика. Правила соревнований. - М.: 2007.

5.Легкая атлетика. Критерии отбора. - М.: 2000.

6.Маслов М.В., Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика.- М.: Издательство « Просвещение», 2011.

7.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера.- М.: ООО Издательство «Астрель», 2011.

8.Станчев С. И. Техническая подготовка легкоатлетов - метателей. - М.: Физкультура и спорт, 2002.

9.Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. - М.: издательство «Физкультура и спорт»,2004.





© 2010-2022