• Преподавателю
  • Физкультура
  • Педагогический проект: Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Педагогический проект: Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токаревская средняя общеобразовательная школа №2


Педагогический проект:

«Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности»








Сроки реализации

2011 -2015уч.год





Автор - учитель физической культуры

Мыскина Ирина Петровна







СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация проекта

1.1. Условия становления и новизна опыта

  1. Введение

    1. Актуальность опыта

    2. Постановка проблемы.

    3. Противоречия.

    4. Предмет исследования.

    5. Цели и задачи.

    6. Гипотеза проекта.

  2. Этапы и механизм реализации проекта.

  3. Условия реализации проекта.

  4. Реализация проекта

5.1. Здоровьесберегающие технологии.

5.2. Информационные технологии.

  1. Ожидаемые результаты.

  2. Перспективы дальнейшего развития проекта

  3. Литература

9. Приложения



























Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала
организм с большим запасом прочности, и

нужно много стараний, чтобы этот запас

свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребёнка,

чтобы он совсем не болел, то,

во всяком случае, поддерживать у него

высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов

Аннотация проекта

Проект направлен на организацию такого образовательного процесса, при котором ученики будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, соревнования, олимпиады, конкурсы. Обучающиеся будут учиться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, развивать свои потребности и осознавать возможности. Важнейшими условиями для реализации проекта становится развитие таких качеств личности, как самостоятельность, способность творчески мыслить, анализировать, делать выводы. Проект предполагает охват всех обучающихся среднего звена школы и рассчитан на долгосрочную перспективу.

Условия становления и новизна проекта

В филиале МБОУ Токаревской СОШ №2, учителем физической культуры я работаю 2 года. Над данной проблемой я работаю третий год. Опыт работы над темой «Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности» сложился постепенно.

Новизна проекта заключается во внедрении и практическом использовании в работе инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и внеурочной деятельности: основанных на личностно-ориентированном подходе (саморазвивающее обучение, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технология развивающего обучения, проблемное обучение, дифференцированное обучение, коллективные способы обучения) и определении эффективных путей для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности, для того чтобы:

- организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья;

- развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников;

- сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей;

- достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности.

Введение

Здоровье человека - тема для разговора в наше время достаточно актуальная, она становится первостепенной.

Состояние здоровья детей России в целом и школы в частности вызывает обоснованную тревогу. Школа получает уже больных от рождения детей и пожинает результаты общего состояния здоровья всего нашего общества.

Среди учащихся школы наиболее распространенными являются болезни органов дыхания, патология костно - мышечной системы. А также болезни нервной системы и органов чувств, психические расстройства.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашей школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому, моя тема самообразования последние два года: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности»

Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена тем, что сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образа жизни считается приоритетной на данный момент. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми становятся дети. Интенсивность учебного труда обучающихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психо-эмоциональные изменения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, большое внимание уделяется на сбережение и укрепление здоровья учащихся

Постановка проблемы состоит не только в обучении детей, но и сохранения их здоровья, которое зависит от спортивно-оздоровительных занятий, внеурочной деятельности, от создания здоровьесберегающей среды.

Противоречия:

Между:

Физическим здоровьем, или здоровьем тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды и недостаточным уровнем развития детей с ослабленным здоровьем;

широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.

Предмет исследования - нетрадиционные методы и приемы для развития здоровьесберегающих технологий как в урочное время, так и внеурочное.

Цель педагогического проекта - создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели я выдвинула следующие задачи:

  1. Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.

  2. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.

  3. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  4. Формирование практических навыков использования здоровьесберегающих технологий.

  5. Организация активного спортивного досуга детей

Гипотеза проекта: если организация обучения и воспитания представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели, то работа будет эффективной и даст положительную динамику.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

1) изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по данному направлению;

2) выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения;

3) разработать комплекс задач, подобрать и экспериментально апробировать систему приёмов, способствующих внедрению здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности;

4) проверить эффективность предложенных средств на практике;

5) провести анализ и обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта.

Этапы и механизм реализации проекта.

Механизм реализации проекта

1. В реализации проекта участвуют педагоги, работающие в классе, медицинский работник, родители.

2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:

Подготовительный этап (2011/2012 гг.)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя:

- изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий

- определение уровня мотивации деятельности учащихся;

- анализ полученных результатов состояния здоровья учащихся.

Основной этап (2012/2014гг.)

Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:

- проведение первичной диагностики уровня здоровья;

- применение здоровьесберегающих технологий на уроках;

- организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время;

- посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению

- выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;

- оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;

- совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок

- работа с семьей;

Заключительный этап (2015гг.), оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий, его задачи:

- диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала школьников;

- анализ и обобщение полученных диагностических материалов;

- определение перспектив дальнейшего развития здоровьесберегающей среды.

Условия реализации проекта.

Ресурсное обеспечение внедрения здоровьесберегающих технологий заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:

1) Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: среднее-специальное образование, полученное в Тамбовском педагогическом училище №2 по специальности учитель физической культуры, повышение квалификации по темам:

- «Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования» при ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011 г., удостоверение № 3799, 144 часа.

- Обучение по программе «Современные технологии инклюзивного образования» при ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013 г., удостоверение № 10880, 72 часа.

2) Мною освоены компьютерные программы, которые использую при подготовке к урокам, подготовке презентаций, в работе с мультимедийным проектором, интернетом. Я разработала уроки, внеклассные мероприятия, родительские собрания с использованием современных образовательных технологий, в том числе ИКТ.

3) Рабочие программы по предмету составлены мною на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Они предусматривают реализацию дифференцированного подхода и направлены на развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

4) С 2008 учебного года веду спортивную секцию по волейболу. В 2013 году реализую программы кружков: «Чудо-шашки», «Грация».

Реализация проекта

Здоровьесберегающие технологии в школе.

Я считаю, что особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует ряд мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников, доступных каждой школе. Это, прежде всего выполнение гигиенических требований к условиям и режиму обучения. Работая над самообразованием, я ищу самые оптимальные пути обучения детей, использую передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Применение данной технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности помогают урок проводить продуктивно и интересно. Я считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии во внеклассной работе способствуют углублению знаний, физическому совершенствованию. В школе провожу спортивные праздники: «Мама, папа и я - спортивная семья», состязания, «Веселые старты», Дни здоровья, организую подготовку команд к школьным, районным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше детей. В целях повышения двигательной активности и работоспособности у школьников физорги классов проводят утреннюю гимнастику, учителя-предметники физкультминутки.

Своих воспитанников учу рационально использовать свободное время, помогаю им реализовать себя в спортивной деятельности, создавая ситуацию успеха. В результате мои воспитанники с 2011 года, добиваются высоких спортивных результатов неоднократно занимая призовые места в районных соревнованиях по волейболу, в дальнейшем принимая участие в зональных и финальных соревнованиях в рамках общероссийского проекта «Волейбол в школу» «Серебряный мяч», в г.Уварово, г. Мучкап, г. Котовск. В 2013 году, обучающийся 8 класса русин Александр занял 2 место в районных соревнованиях по шахматам и 3 место в командном зачете, в 2013 году обучающийся 9 класса Талалаев Дмитрий занял 1 место в легкоатлетическом кроссе и 3 место в командном зачете.

Информационные технологии.

Использование мультимедийных технологий помогает сделать урок интереснее, насыщеннее. Выбор информационных технологий обусловлен необходимостью обучения учащихся с различными источниками информации, включая электронные носители. Я провожу теоретические уроки где применяю ИКТ. Возможности использования сети Интернет на уроках заключаются в поиске информации в Интернете необходимого материала для написания рефератов и проектов. Таким образом, творческий подход позволяет максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.

Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся два раза в год. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: выносливость, сила, скорость. Я, как учитель физической культуры, отслеживая динамику изменения физических качеств в процессе возрастного развития школьников, планирую комплекс упражнений, направленных на развитие отстающих физических качеств. Физические упражнения являются одним из важнейших средств улучшения здоровья и должны быть организованы в соответствии с организационно-методическими требованиями процесса физического воспитания.

Ожидаемые результаты:

  • Создание образовательной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся и педагогов.

  • Снижение уровня заболеваемости детей.

    • Улучшение психологического климата.

    • Создание системы диагностики комплексной оценки состояния здоровья учащихся.

  • Формирование здорового образа жизни.

  • Апробация и внедрение в практическую деятельность педагогов основных здоровьесберегающих технологий

Перспективы дальнейшего развития проекта

В дальнейшей своей работе предполагаю расширить применение наиболее эффективных способов использования современных информационно-коммуникационных технологий, интерактивную доску, что позволит совершенствовать методы и приёмы работы на уроках и во внеурочное время.

Дальнейшая реализация проекта позволит увеличить количество учащихся, принимающих активное участие в научно-исследовательской деятельности; повысить мотивацию к укреплению и сохранению своего здоровья.


Литература


  1. Проект как цикл инновационной деятельности [Текст] : учеб.-метод. комплект материалов для повышения квалификации педагогов и руководящих работников системы образования / авт.-сост. С.В. Загребельная. - Тамбов: ТОИКПРО, 2009.

  2. Как написать проект [Текст] : метод. рек. по подготовке проектных заявок / сост. Н.Е. Астафьева, Г.А. Шешерина, С.В. Кузнецов [и др.]. - Тамбов, ТОИКПРО, 2007.

  3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила. СанПиН 2.4.2.1178-02 - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2002.

  4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под. Редакцией М.М Безруких, В.Д.Сонькина. - М.: Триада-фарм. -2002 г.

  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. -272 с.

  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2012.

  7. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2012.

  8. Смирнов Н.К. «Инновационные образовательные технологии в современной школе», Москва, 2011 г.



© 2010-2022