• Преподавателю
  • Физкультура
  • Проект на тему: «Применение личностно – ориентированных технологий на уроке физической культуры в младшей школе»

Проект на тему: «Применение личностно – ориентированных технологий на уроке физической культуры в младшей школе»

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д.Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабан...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Применение личностно - ориентированных технологий на уроке физической культуры в младшей школе»

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д.Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.

Младший школьный возраст - время серьезной физиологической перестройки организма. На момент поступления в школу накладывается снижение активности вилочковой железы (орган иммунной защиты у маленьких детей) и увеличение активности других желез: гипофиза, половых желез, надпочечников и это требует от организма активизации всех ресурсов. Дети младшего школьного возраста нуждаются в особенно бережном и внимательном отношении.

Каковы же важные физиологические особенности младшего школьного возраста? Рассмотрим более детально.

После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего - в среднем 145 см.

Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего - 37 кг. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа - письмо, лепка.

Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы, сидя на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.

Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшее изменения, происходящее, в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующее наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и является фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Согласно Л.С. Выготскому с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящие в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становиться мыслящей, а восприятие - думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву на протяжении младшего школьного возраста в развитие внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств; особенно резко (в 2,1 р.) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связанно с эгоистическими мотивами, и желанием быть одобренными взрослыми или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение, так или иначе, связанно с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием у младшеклассников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.

Полноценное проживание этого возраста его позитивные приобретения является необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познаний и деятельности
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

В настоящее время в образовательном процессе активно формируется возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использования современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности.

Выделим педагогические технологии, используемые на уроках физической культуры:

  • Личностно-ориентированные тихнологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технология уровневой дифференциации;

  • Технологии развития критического мышления;

  • Информационно - коммуникативные технологии и др.

Остановимся более подробно на личностно - ориентированных технологиях.

Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. На основе данного положения и развиваются такие методические технологии образовательного процесса, которые личность ученика признают центральным звеном в системе обучения. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения следует различать следующие понятия.

  • Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

  • Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

  • Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

  • Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.



Заключение

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому современному учителю необходимо внедрять в проведение уроков личностно - ориентированные технологии и дифференцировать задачи, содержание, и темп освоения программного материала, и оценки достижений.



Информационные ресурсы



  1. SPOKEN ENGLISH. Педагогические технологии. [Электронный ресурс] // Режим доступа: spoken-english.ru/2012/06/05/pedagogicheskie-texnologii

  2. Емельянова С.В. «Психологические особенности младшего школьного возраста». [Электронный ресурс] // Режим доступа: ymbaby.ru/psychology/item/875-psychology-school-osobennosti.html

  3. «Физиологические особенности детей младшего школьного возраста». [Электронный ресурс] // Режим доступа: otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00233234_0.html

  4. «Педагогические технологии». [Электронный ресурс] // Режим доступа: xreferat.ru/71/2243-1-pedagogicheskie-tehnologii.html

  5. Хасанова Т. Ю. «Современные образовательные технологии на уроках физической культуры». [Электронный ресурс] // Режим доступа: festival.1september.ru/articles/625906/





© 2010-2022