СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СХЕМА

КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Общие сведения: тип урока, место проведения, Ф. И. О. проводящего урок.

2. Организованность урока:

. подготовленность мест занятий, спортинвентаря, обеспечение ТСО и наглядностью;

отношение к внешнему виду учащихся; структура урока, четкость организации; пунктуальность начала и конца урока; дисциплинированность и аккуратность занимающихся;

правильность выбора места учителем дня объяснения проведения урока;

плотность урока и физическая нагрузка;

обеспечение мер безопасности

З. Методический аспект:

1) Комплексный подход к постановке и решению задач (обучающие, развивающие и воспитывающие).

2) Выполнение условий реализации комплексного подхода:

а) учет возрастных особенностей;

б) подбор средств обучения, содержания, методов, приемов в соответствии с задачами урока;

в) использование форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный, индивидуальный и т. д.);

г) использование дифференцированного подхода к обучению;

д) индивидуализация обучения на уроке;

е) целесообразность внесения корректив по ходу урока;

ж) своевременность исправления ошибок учащихся на уроке.

3) Охарактеризовать эффективность применения методов развития физических (двигательных) качеств на уроке.

4. Психолого-педагогический аспект:

1) Охарактеризовать средства мотивации творческого отношения учащихся к занятиям физическими упражнениями.

2) Определить наиболее эффективные методы оценки учебной деятельности учащихся для развития морально-волевых качеств личности (ответственности, исполнительности, точности, дисциплинированности, решительности, смелости и т. д.).

3) Записать приемы взаимоотношений учащихся в системе «учитель-ученик».

5. Выводы по уроку:

1) Отразить соответствие содержания конспекта урока годовому, четвертному планам и задачам.

2) Отразить эффективность решения поставленных задач.

3) Указать на трудности в их решении и наметить пути преодоления трудностей на следующем уроке или в системе уроков.

4) Указать положительные моменты в работе учителя физкультуры (организационно-методического характера).

5) Выявить недостатки и ошибки в процессе обучения и организации учебной деятельности школьников на уроке.

6) Предложения и рекомендации учителю:

по совершенствованию организации урока; разнообразию применения методов обучения; улучшению техники ведения урока учителем (объяснение, показ и т. д.).

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Организация урока.

1. Своевременность начала урока, причины, вызвавшие задержку начала урока.

2. Приход занимающихся к месту занятий (организованно строем, свободно, роль дежурного, физорга, учителя).

3. Распределение времени между частями урока и видами упражнений.

4. Разделение занимающихся на подгруппы, команды. Выделение судей, водящих, капитанов команд, групповодов, дежурных.

5. Построение, перестроения и размещение занимающихся для проведения различных видов упражнений (ОРУ, ходьбы и бега и т. д.). Целесообразность выбранных форм и затрат времени.

Предлагается для обсуждения и проведения педагогического анализа урока.

2. Отношение к коллективу и отдельным занимающимся с учетом индивидуальных особенностей (подготовленности, быстроты овладения учебным процессом, реакции на нагрузки), педагогический такт.

3. Умения: правильно выбрать место в ходе урока, замечать исправлять ошибки занимающихся, вносить изменения в содержание урока, обусловленные внешними условиями и состоянием занимающихся (утомление, возбуждение).

4. Эмоциональность проведения урока.

5. Спортивная подготовленность, общая культура поведения манера держаться перед группой.

6. Внешний вид педагога (костюм, прическа).

Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке

1. Приемы дозировки нагрузки, применяемые учителем (темп, количество повторений, изменение условий выполнения).

2. Соответствие дозировки упражнений педагогическим задачам урока (развитию двигательных качеств, обучению, разминке, активному отдыху); особенностям занимающихся (возрасту, полу, подготовленности, индивидуальным особенностям, состоянию занимающихся); внешним условиям (температура, атмосферные явления); дозировке, предусмотренной конспектом урока.

3. Способы регулирования нагрузки всего урока (паузы для отдыха, чередование упражнений, упражнения для регулирования дыхания).

2

Использование словесного метода.

1. Необходимость применения рассказа в данном уроке, его образность, выделение главного, краткость.

2. Объяснение - назначение и применение на уроке. Сообщение теоретических сведений и данных современных научных исследований в раскрытии техники физических упражнений и анализе допущенных ошибок.

3. Указания - назначение, своевременность, ценность. Наличие общих и индивидуальных указаний.

4. Команда - характер подачи (тихо, громко, соответствен подготовленности, возрасту, владение спортивной терминологией).

5. Убеждение, разъяснение, одобрение, наказание - целесообразность их применения, достигнутые результаты.

6. Общая культура речи учителя.

Обеспечение наглядности в обучении.

1. Демонстрация упражнений учителем, качество и своевременность показа, умение выделить главное.

2. Демонстрация упражнений учащимися.

З. Наглядные пособия и их использование.

4. Применение различных ориентиров.

5. Образное слово.

6. Приемы для создания представлений о темпе, ритме движений (музыка, хлопки, подсчёт).

7. Эффективность приемов наглядности.

Обеспечение сознательности и активности занимающихся.

1. Сообщение педагогом задач урока, назначения новых упражнений и техники их выполнения.

2. Выполнение упражнений по слову учителя.

З. Опрос занимающихся после исполнения заданий (причины неудач, допущенные ошибки, механизм исполнения упражнений).

4. Участие занимающихся в наблюдениях за исполнением упражнений товарищами, в исправлении ошибок и в оценке результатов.

5. Самостоятельная работа занимающихся на уроке (качество исполнения, умение работать самостоятельно).

6. Самостоятельность и организованность занимающихся при исполнении заданий учителя в подготовке мест занятий, уборке инвентаря, распределении занимающихся на команды, выделении водящих.

3

Методы разучивания учебного материала.

1. Методы разучивания учебного материала (в целом и по частям):

а) изучение в целом: какие упражнения, каким методом изучались, целесообразность такого изучения (трудность, новизна упражнений, соответствие возможностям занимающихся), применение условий для облегчения исполнения упражнений (изменение темпа, снижение высоты снарядов, оказание помощи);

б) изучение по частям: какие упражнения, каким методом изучались, целесообразность такого изучения (облегчение восприятия и концентрации внимания, снижение нагрузки, возможность тщательной отработки деталей упражнения, сокращение времени на исполнение упражнений (заданий);

в) сочетание метода изучения упражнений в «целом» и метода изучения «по частям» при обучении в каждом конкретном случае;

г) эффективность применяемых методов.

Решение оздоровительных задач на уроке.

1. Санитарное состояние мест занятий (до начала урока, в процессе его проведения).

2. Предварительная уборка мест занятий, температура воздух и его влажность, освещение и вентиляция, наличие зеленых насаждений, состояние грунта.

3. Костюм занимающихся: опрятность, соответствие предмет занятий и условиям его проведения.

4. Соответствие подбора упражнений возможностям занимающихся (возрасту, полу, подготовленности).

5. Целесообразность выбранной последовательности упражнений на уроке.

6. Дозирование упражнений соответственно назначению каждого из них и возможностям занимающихся.

7. Специальная работа учителя в обучении правильному дыханию, формированию осанки.

8. Специальные паузы для отдыха - их частота, продолжительность, рациональность.

9. Специальные сообщения педагога по ходу урока и его окончания, о гигиенических назначениях отдельных физических упражнений, о культуре здоровья.

Методы развития двигательных качеств.

1. Какие методы применялись (повторный, равномерный, переменный, соревновательный) при исполнении различных упражнений и достигнутые результаты.

2. Соответствие избранных методов педагогическим задачам, возможностям занимающихся и условиям проведения урока.

3. Паузы для отдыха, их частота и продолжительность. Соответствие их поставленной задаче и достигнутые результаты. Соответствие пауз возможностям занимающихся (руководствоваться внешним видом и самочувствием занимающихся).

4

Учет текущей успеваемости.

1. Учет качества исполнения упражнений: какие упражнения подвигались учету, формы проведения учета (вызов каждого от дельно, исполнение заданий в составе небольшой группы, выборочный просмотр отдельных занимающихся - на фоне работы всей

группы). Поправки учителя, повторные исполнения упражнений, формы оценок (баллы, данные результатов), наличие оценочных суждений «хорошо», «плохо».

2. Привлечение актива, всех занимающихся к проведению текущего учета успеваемости.

3. Оценка поведения занимающихся: активности, трудолюбия, отношения к товарищам, личной дисциплины.

4. Учет организационно-физкультурных навыков у занимающихся, содержание учета, критерии учета.










5

© 2010-2022