- Преподавателю
- Физкультура
- СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Омелюк И.Ф. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СХЕМА
КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Общие сведения: тип урока, место проведения, Ф. И. О. проводящего урок.
2. Организованность урока:
. подготовленность мест занятий, спортинвентаря, обеспечение ТСО и наглядностью;
отношение к внешнему виду учащихся; структура урока, четкость организации; пунктуальность начала и конца урока; дисциплинированность и аккуратность занимающихся;
правильность выбора места учителем дня объяснения проведения урока;
плотность урока и физическая нагрузка;
обеспечение мер безопасности
З. Методический аспект:
1) Комплексный подход к постановке и решению задач (обучающие, развивающие и воспитывающие).
2) Выполнение условий реализации комплексного подхода:
а) учет возрастных особенностей;
б) подбор средств обучения, содержания, методов, приемов в соответствии с задачами урока;
в) использование форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный, индивидуальный и т. д.);
г) использование дифференцированного подхода к обучению;
д) индивидуализация обучения на уроке;
е) целесообразность внесения корректив по ходу урока;
ж) своевременность исправления ошибок учащихся на уроке.
3) Охарактеризовать эффективность применения методов развития физических (двигательных) качеств на уроке.
4. Психолого-педагогический аспект:
1) Охарактеризовать средства мотивации творческого отношения учащихся к занятиям физическими упражнениями.
2) Определить наиболее эффективные методы оценки учебной деятельности учащихся для развития морально-волевых качеств личности (ответственности, исполнительности, точности, дисциплинированности, решительности, смелости и т. д.).
3) Записать приемы взаимоотношений учащихся в системе «учитель-ученик».
5. Выводы по уроку:
1) Отразить соответствие содержания конспекта урока годовому, четвертному планам и задачам.
2) Отразить эффективность решения поставленных задач.
3) Указать на трудности в их решении и наметить пути преодоления трудностей на следующем уроке или в системе уроков.
4) Указать положительные моменты в работе учителя физкультуры (организационно-методического характера).
5) Выявить недостатки и ошибки в процессе обучения и организации учебной деятельности школьников на уроке.
6) Предложения и рекомендации учителю:
по совершенствованию организации урока; разнообразию применения методов обучения; улучшению техники ведения урока учителем (объяснение, показ и т. д.).
РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Организация урока.
1. Своевременность начала урока, причины, вызвавшие задержку начала урока.
2. Приход занимающихся к месту занятий (организованно строем, свободно, роль дежурного, физорга, учителя).
3. Распределение времени между частями урока и видами упражнений.
4. Разделение занимающихся на подгруппы, команды. Выделение судей, водящих, капитанов команд, групповодов, дежурных.
5. Построение, перестроения и размещение занимающихся для проведения различных видов упражнений (ОРУ, ходьбы и бега и т. д.). Целесообразность выбранных форм и затрат времени.
Предлагается для обсуждения и проведения педагогического анализа урока.
2. Отношение к коллективу и отдельным занимающимся с учетом индивидуальных особенностей (подготовленности, быстроты овладения учебным процессом, реакции на нагрузки), педагогический такт.
3. Умения: правильно выбрать место в ходе урока, замечать исправлять ошибки занимающихся, вносить изменения в содержание урока, обусловленные внешними условиями и состоянием занимающихся (утомление, возбуждение).
4. Эмоциональность проведения урока.
5. Спортивная подготовленность, общая культура поведения манера держаться перед группой.
6. Внешний вид педагога (костюм, прическа).
Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке
1. Приемы дозировки нагрузки, применяемые учителем (темп, количество повторений, изменение условий выполнения).
2. Соответствие дозировки упражнений педагогическим задачам урока (развитию двигательных качеств, обучению, разминке, активному отдыху); особенностям занимающихся (возрасту, полу, подготовленности, индивидуальным особенностям, состоянию занимающихся); внешним условиям (температура, атмосферные явления); дозировке, предусмотренной конспектом урока.
3. Способы регулирования нагрузки всего урока (паузы для отдыха, чередование упражнений, упражнения для регулирования дыхания).
2
Использование словесного метода.
1. Необходимость применения рассказа в данном уроке, его образность, выделение главного, краткость.
2. Объяснение - назначение и применение на уроке. Сообщение теоретических сведений и данных современных научных исследований в раскрытии техники физических упражнений и анализе допущенных ошибок.
3. Указания - назначение, своевременность, ценность. Наличие общих и индивидуальных указаний.
4. Команда - характер подачи (тихо, громко, соответствен подготовленности, возрасту, владение спортивной терминологией).
5. Убеждение, разъяснение, одобрение, наказание - целесообразность их применения, достигнутые результаты.
6. Общая культура речи учителя.
Обеспечение наглядности в обучении.
1. Демонстрация упражнений учителем, качество и своевременность показа, умение выделить главное.
2. Демонстрация упражнений учащимися.
З. Наглядные пособия и их использование.
4. Применение различных ориентиров.
5. Образное слово.
6. Приемы для создания представлений о темпе, ритме движений (музыка, хлопки, подсчёт).
7. Эффективность приемов наглядности.
Обеспечение сознательности и активности занимающихся.
1. Сообщение педагогом задач урока, назначения новых упражнений и техники их выполнения.
2. Выполнение упражнений по слову учителя.
З. Опрос занимающихся после исполнения заданий (причины неудач, допущенные ошибки, механизм исполнения упражнений).
4. Участие занимающихся в наблюдениях за исполнением упражнений товарищами, в исправлении ошибок и в оценке результатов.
5. Самостоятельная работа занимающихся на уроке (качество исполнения, умение работать самостоятельно).
6. Самостоятельность и организованность занимающихся при исполнении заданий учителя в подготовке мест занятий, уборке инвентаря, распределении занимающихся на команды, выделении водящих.
3
Методы разучивания учебного материала.
1. Методы разучивания учебного материала (в целом и по частям):
а) изучение в целом: какие упражнения, каким методом изучались, целесообразность такого изучения (трудность, новизна упражнений, соответствие возможностям занимающихся), применение условий для облегчения исполнения упражнений (изменение темпа, снижение высоты снарядов, оказание помощи);
б) изучение по частям: какие упражнения, каким методом изучались, целесообразность такого изучения (облегчение восприятия и концентрации внимания, снижение нагрузки, возможность тщательной отработки деталей упражнения, сокращение времени на исполнение упражнений (заданий);
в) сочетание метода изучения упражнений в «целом» и метода изучения «по частям» при обучении в каждом конкретном случае;
г) эффективность применяемых методов.
Решение оздоровительных задач на уроке.
1. Санитарное состояние мест занятий (до начала урока, в процессе его проведения).
2. Предварительная уборка мест занятий, температура воздух и его влажность, освещение и вентиляция, наличие зеленых насаждений, состояние грунта.
3. Костюм занимающихся: опрятность, соответствие предмет занятий и условиям его проведения.
4. Соответствие подбора упражнений возможностям занимающихся (возрасту, полу, подготовленности).
5. Целесообразность выбранной последовательности упражнений на уроке.
6. Дозирование упражнений соответственно назначению каждого из них и возможностям занимающихся.
7. Специальная работа учителя в обучении правильному дыханию, формированию осанки.
8. Специальные паузы для отдыха - их частота, продолжительность, рациональность.
9. Специальные сообщения педагога по ходу урока и его окончания, о гигиенических назначениях отдельных физических упражнений, о культуре здоровья.
Методы развития двигательных качеств.
1. Какие методы применялись (повторный, равномерный, переменный, соревновательный) при исполнении различных упражнений и достигнутые результаты.
2. Соответствие избранных методов педагогическим задачам, возможностям занимающихся и условиям проведения урока.
3. Паузы для отдыха, их частота и продолжительность. Соответствие их поставленной задаче и достигнутые результаты. Соответствие пауз возможностям занимающихся (руководствоваться внешним видом и самочувствием занимающихся).
4
Учет текущей успеваемости.
1. Учет качества исполнения упражнений: какие упражнения подвигались учету, формы проведения учета (вызов каждого от дельно, исполнение заданий в составе небольшой группы, выборочный просмотр отдельных занимающихся - на фоне работы всей
группы). Поправки учителя, повторные исполнения упражнений, формы оценок (баллы, данные результатов), наличие оценочных суждений «хорошо», «плохо».
2. Привлечение актива, всех занимающихся к проведению текущего учета успеваемости.
3. Оценка поведения занимающихся: активности, трудолюбия, отношения к товарищам, личной дисциплины.
4. Учет организационно-физкультурных навыков у занимающихся, содержание учета, критерии учета.
5