МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АЦРМО

МОУ "ТРОИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ.Б.Б.ГОРОДОВИКОВА




МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ






Автор: Мантаев Д.Б.

Учитель физической культуры

"Отличник физической культуры и спорта РФ"

"Почетный работник общего образования РФ"

Консультант: Замбаев Н.У.

Заслуженный учитель РК





ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные изменения и дополнения к комплексной программе физвоспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы вносятся в соответствии с письмом Министерства народного образования РФ от апреля 1989 г. за №270 11-12 преподавателям, учителям физической культуры ООШ, где предусматривается право самостоятельно изменять распределение часов с учетом климатических условий, наличия учебно-спортивной базы, контингента занимающихся и с учетом национальных особенностей, традиций.

В предлагаемых изменениях и дополнениях приводится перечень основных распространенных национальных игр, развлечений, упражнений и видов спорта.

Объем часов по классам показывается условно, т.к. национальные виды спорта и развлечения не обязательно проводить отдельно как специальный отдел программы, их можно включить в раздел подвижных игр. Развития двигательных навыков в танцевальных, подготовительных и специальных упражнений во время уроков, в комплексе гимнастики доучебных занятий, из удлиненных перемен, в группах продленного дня во внеклассных занятиях и мероприятиях. Более углубленное изучение национальных видов спорта предусматривается в старших классах. Исходя из местных условий, квалификации учителя, национальных различий разрешается варьировать предлагаемый объем часов по классам.

Рекомендуются национальные виды спорта, игры и развлечения использовать в виде домашних заданий для самостоятельных занятий, проводить национальные праздники, конкурсы, состязания. Необходимо привлекать к занятиям по национальным видам спорта, играм, развлечениям лиц обоего пола практически в одинаковом объеме часовых нагрузок.

Комплексная программа физвоспитания адресована также воспитателям групп продленного дня. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме продленного дня предполагают образные упражнения с подражания движениям животных, лирическим движениям национального танца. Физические упражнения и подвижные игры возможны во время прогулок между занятиями в группе продленного дня.

Элементы национально-регионального содержания в программе распределены в соответствии с возрастными особенностями учащихся по ступеням: 1-4 классы прогимназии, 5-9 классы гимназии, 10-11 классы гимназии. Содержание и направленность модифицированной программы обеспечивают ее преемственность, что позволяет учащимся расширить свои знания по калмыцким видам спорта, а также укрепить физическое здоровье.

Эта программа предназначена для учителей физического воспитания Республики Калмыкия. Автор надеется, что составленная им модифицированная программа с национально-региональным содержанием будет успешно адаптирована в общеобразовательных заведениях республики.







1 ЧАСТЬ

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня.

  1. Гимнастика доучебных занятий. Образные упражнения с подражание движениям зверей, птиц - туула, тоhруна би, подскоки - прыжки на одной, двух, с ноги на ногу, девичьи лирические движения танца «Тюльпан», «Товшур», комплекс ОРУ «Хальмг лит» (Образы 12 животных).

  2. Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. Игры - кидания аркана, игры с альчиками, палочка-скакалочка, забрасывание «белого мяча», прятки, вокруг колышка.

  3. Физкультурные занятия в группах продленного дня. Прятки - «бултлhн», забрасывание «белого мяча»- «цаhан монда хəəлhн», «прямое попадание», нападения - «хормо хотн» - «игра в лунки», «чуш цокҗ наадлhн», игра в альчики, «Серебряный пояс», «Заарканить коня», «Табунщики», «Кружиться вокруг колышка».

2 ЧАСТЬ

Уроки физической культуры для 1-4 классов


Объем учебных нагрузок по национальным видам спорта, играм и развлечениям - по 17 часов, т.е. с подражанием движений зверей, птиц, охотников всадников: игра в альчики - «шаhалцан», «игра для метких» - «нəрм цоклhн», «игра в лунки» - «чуш цокҗ наадлhн», «танец зайца» - «туула би», «танец журавля» - «тоhруна би», «танец всадников» - «мөрчнрин би», «охотники и утки»- «аңhучнр болн нуhсд», «день и ночь» - «өдр - сө», «рыбаки и караси», «белые медведи».

3-4 кл. те же самые игры, элементы калдмыцких танцев: с поджатыми и срещенными ногами в позе «орла», имитация всадников прыжки через герлыгу, «тюльпан», «чичрдк», «туулан би», тоhруна би», девичьи лирические движения, прятки - «бултлhн», вокруг палочки - «hас эрглhн».

ТИПОВОЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Игры и развлечения:

  1. Перетягивание каната - «арhмҗ чирҗ hарhх»

  2. Метание камня - «чолу шивлhн»

  3. Калмыцкая национальная борьба - «бөк бəрлдəн»

  4. Стрельба из пневматической винтовки

  5. Метание палки в цель - «овн товхалhн»

  6. Метание аркана - «арhмҗ хайлhн»

  7. Серебряный пояс - «цаhан мөңгн»

  8. Шахматы - «шатр»

  9. Прятки - «бултлhн»

  10. Бросать седельную подушку

  11. Палочка - скакалочка

  12. Нападение

  13. Игра в лунки - «чуш цокҗ наадлhн»

  14. Прятание кольца - «бильцг бултлhн»

  15. Метание копья в горизонтальную и вертикальную цель

  16. Стрельба из лука по фишкам

  17. Игры с альчиками

НАЦИОНАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


  1. Прыжковые упражнения: с поджатыми и скрещенными ногами в позе «Орла», имитация всадников, прыжки через маля и через гирлыгу.

  2. Скоростно-силовые упражнения: всадники - сесть на спину и пробежать по кругу - с отягащением

  3. Силовые упражнения - работа с партнером.

  4. Упражнения на гибкость - танец «Тюльпан» - девичий лирический

  5. Упражнения на равновесие - упр. на скамейке, бревне.

Национальные виды спорта:


  1. Борьба - «бөк бəрлдəн»

  2. Перетягивание каната - «арhмҗ чирҗ hарhх»

  3. Метание камня - «чолу шивлhн»

  4. Поднимание тяжестей - гири

  5. Шахматы - «шатр»

  6. Метание камыша в цель - «овн товхалhн»

  7. Метание аркана - «арhмҗ хайлhн»

  8. Метание копья в горизонтальную и вертикальную цель

  9. Стрельба из лука по фишкам

ТИПОВОЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ


Игры и развлечения: рекомендуются те же самые игры как в 5-9 классах, применяются более усложненные их варианты. Возможны включения новых национальных игр, модернизация существующих.

Национальные упражнения: применяются упражнения, рекомендованные для 5-9 классов с различными новыми вариантами.

Примечание: следует организовать игры и состязания типа веселых стартов, комбинированных эстафет с включением различных национальных упражнений и элементов национальных видов спорта.

Национальные виды спорта:


  1. Калмыцкая национальная борьба на кушаках- «бөк бəрлдəн». Совершенствование техники, методики тренировки, проведение учебных и соревновательных схваток.

  2. Перетягивание каната, как вид спорта, с методикой обучения техники и тренировки, только для юношей.

  3. Метание камня 2,5 кг методики обучения и тренировки, сдача нормативов

  4. Поднимание тяжестей - гири 16 кг, методика обучения и тренировки, сдача учебного норматива.

  5. Шахматы - шатр. Ознакомление с древней калмыцкой игрой с приглашением знатоков этой игры старшего поколения.

  6. Ознакомление и изучение техники метания аркана - «арhмҗ хайлhн».

  7. Метание копья в горизонтальную и вертикальную цель.

  8. Стрельба из лука по фишкам.

ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

И СПОРТОМ


  1. Организация кружков танца.

  2. Организация секций по национальным видам спорта и проведение соревнований различного уровня - район, республика.

  3. Организация секций ОФП для школьников допризывного возраста с включением национальных упражнений и видов спорта.

  4. Проведение соревнований «Папа, мама и я - спортивная семья», «Веселые старты», «Дней Здоровья», «Зов степей», национальных праздников «Зул», «Цаган-Сар» с применением национальных видов спорта, игр.

  5. Организация самостоятельных занятий школьников национальными видами спорта, упражнениями, танцами и играми.

  6. Организация самостоятельных занятий и проведение различных конкурсов по национальным играм, связанным с альчиками.





















НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА, ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Введение

Предлагаемая методическая работа не является исчерпывающим документом, она должна оцениваться как первый опытный материал. Данная работа, прежде всего, предназначена учителям физкультуры ООШ.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. С поджатыми и скрещенными ногами в позе «Орла» попеременно сгибанием стопы в одну сторону, затем поменяв ноги, поворачиваются в другую сторону.

  2. Прыжки всадников - они совершаются на передней части стопы одновременными толчками, продвигаясь вперед по прямой по кругу. Упражнения дают значительную нагрузку мышцам нижних конечностей. Его можно давать как различное и тренировочное средство на уроке.

  3. Прыжки через маля, гирлык - необходимо толчком обеих ног одновременно прыгнуть вверх, перепрыгивая через маля или гирлыгу - держат двумя ногами на расстоянии ширины плеча - эти упражнения дают такие качества, как прыгучесть, смелость, гибкость.

  4. Прыжок вперед с захватом носков ступней пальцами рук - необходимо толчком обеих ног одновременно прыгнуть вперед через кнут и вожжи, не допуская первоначального захвата. Упражнение требует значительной координационной согласованности мышечной системы во время прыжков. Оно служит отличным тестом в спортивной практике.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ


Для проведения игры нужно учесть три главных момента:

  1. Правильное четкое объяснение игры.

  2. Проведение самой игры - выполнение.

  3. Итоги игры.

Альчики «Шаһа»


Играющие делятся на две команды и строятся колоннами. Обозначается общая стартовая линия. Напротив каждой команды расставить по 10 альчиков в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной до 1 метра. Расстояние до 10 - 15 метров. В игре используются гимнастические скамейки и маты. По сигналу первые номера бросают биты (битами служат более крупные альчики) с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстоянии шага. Подобрав выбитые альчики и биту, игрок выполняет 4 прыжка через скамейку и кувырок вперед на мате. Возвращаясь обратно, он передает биту второму игроку и тд. Выигрывает команда, игроки которой больше всех выбили альчики.

ИГРА В АЛЬЧИКИ - ШАҺЛЦАН -1


На ровном утрамбованном месте чертят круг. В центре ст. круга ставят на кон рядом альчики-бабки - каждый играющий - по одной или две штуки. Отойдя от круга на 10-15 шагов, играющие по очереди бьют по альчикам-бабкам.

У каждого по 2 биты. Битами служат более крупные альчики, т.к. они должны быть тяжелыми. Очередность в игре по жребию. Тот, кто выбьет из круга 2-3 бабки, имеет право продолжить игру дальше и может с места падения биты выбить из круга все остальные альчики-бабки и выигрывает весь кон.

АЛЬЧИКИ - ШАҺАЛЦАН-2

Каждый из участников ставит условное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной 1 метр и более. Игроки отходят от этого места на значительное расстояние до 10-15 метров и откуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик на расстояние шага. Тот, кто выбил 3 альчика подряд, считается выигравшим и забирает либо все кости, поставленные на кон, либо которые он сумел выбить.

Игра развивает у детей глазомер, большую точность броска и силу удара.

ИГРА ДЛЯ МЕТКИХ - ЗУР ХАЛҺН


Игра дл метких, требует участия в ней 2 человек. Один из них берет 6 альчиков, перемешивает в ладонях и бросает на пол, на ширдык. Если, падая, принимает такое положение, когда, например, два альчика ложатся на правую сторону, два на левую, два становятся вертикально и т.д. Так игрок одной из бабок, бьет другую, принявшую такое же положение. Главное при этом - не задеть остальные. Как только заденет игру, начинает второй играющий. Хороший игрок, «стреляя» попарно одинаковыми и не задевая прочие альчики, выигрывает весь кон. Если при броске все бабки принимают одинаковые положения, то, не стреляя, выигрывает бросающий.

СКАЧКИ АЛЬЧИКОВ - МӨР УРЛДАЛҺН

имитирующие скачки лошадей.


В игре «Скачки альчиков» участвуют 3-4 человека. На ровном месте чертят небольшой круг, делят его на равные отрезки - версты. Каждый играющий ставит вне круга один из своих альчиков рядом с альчиками других участников игры - кони перед скачками становятся рядом. Один из играющих берет у каждого участника по 2-3 альчика, перемешивает их между ладонями и бросает на землю. У игрока, альчик которого упав, принял вертикальное положение «конь» передвигает на одну «версту», если упали два - то на две «версты». Выигрывает тот, чей конь первым объехал круг.

СБЕЙ АЛЬЧИК

Поставьте на пол альчик и по обе стороны от него сделай­те по пять отметок, расстояние между ними 1 метр. Станьте друг против друга, каждый у своей стартовой отметки по­старайтесь сбить своим альчиком (битой) альчик. Но снача­ла конанием определите очередность хода. Тот, кто собьет альчик, очередной ход делаете той отметины, где стоял сби­тый альчик. Выигрывает тот, кто первым собьет центральный альчик.

СОБЕРИ ПО ОДНОМУ


Три-четыре игрока становятся у стартовой черты. Перед каждым тарелка. Против каждого игрока ставят по 7 альчи­ков. Первый на расстоянии 2 метра от стартовой черты, второй - 4 метра и т.д. с интервалом 2 метра. По сигналу игроки бегут, берут пер­вый альчик, возвращаются и кладут его в тарелку, затем бегут за вторым и т.д. Побеждает тот, кто первым соберет все свои альчики в тарелку.

Примечание: Учитель с учетом физической подготов­ленности детей может сократить количество альчиков и тем самым увеличить расстояние для челночного бега в данной игре. Расстояние, рекомендуемое для учащихся в челночном беге в сумме: 1 - 4 кл.- 30 м.,5 - 7кл. - 50 м., 8 - 9кл. -70 м., 10 - 11 кл. -90 м.

АЛЦ

Четыре альчика ставят в ряд в положении «та». Пятый аль­чик игрок подбрасывает вверх. И пока он летит, нужно успеть перевернуть один из четырех лежащих альчиков в положении «алц». Если успеешь поймать падающий альчик, ход остается у тебя. И так, пока не перевернешь все четыре. Если при игре играющий не успеет поймать альчик или уронит его. Или заденет один из лежащих альчиков - он теряет ход.

УСПЕЙ ПОЙМАТЬ

Четыре альчика игрок рассыпает на столе (земле, полу), пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих альчиков и успеть поймать брошенный. Один из двух альчиков снова бросает вверх, а второй быстро кладет на пол, вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра заканчивается, когда все альчики играющие обменяю.

СОБЕРИ АЛЬЧИКИ


Команды построены в одну шеренгу с интервалом 1метр лицом друг другу на расстоянии 18 метров. Посередине ( 9 м.)третья линия. На ней через 1 метр разложены альчики по числу членов одной команды. По команде « Марш!» обе команды устремляются к альчикам с целью взять альчик (только один). Побеждает команда, у которой альчиков окажется больше.

МЕТАНИЕ АЛЬЧИКОВ


Плоский ящик, имеющий 16 отделений, устанавливается наклонно на площадке. Внутри каждого отделения написано число, обозначающее количество очков. Играющие становятся на расстоянии 3,5 метров и получив по 7 альчиков, стара­ются забросить их в то или иное отделение. Выигрывает тот, кто к концу игры наберет больше очков.


КТО САМЫЙ МЕТКИЙ


На земле кладут альчик в положении «та» или «алц». В обе стороны от него на расстоянии 5 метров с интервалом в 1 метр отмечают мелом или палочкой отрезки.

Двое участников игры становятся лицом друг к другу, каж­дый у крайней отметины. У каждого есть бита (альчик с зали­тым внутрь свинцом). Вращая, игрок бросает биту, стараясь попасть в альчик. Если попадает, то альчик передвигается бли­же на 1 метр. Если же игрок не попадает в цель, ход перехо­дит к следующему игроку.


ИЗВИЛИСТОЙ ДОРОГОЙ


Для игры необходимы 15 альчиков, которые расставляют по прямой линии по 3 альчика один за другим в 80 см. друг от друга. Таким образом, получается как бы 5 башенок из альчи­ков. В двух шагах от первой башенки становится игрок, кото­рому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец ли­нии, поочередно огибая каждое препятствие. Поваливший хотя бы одну башенку, считается не выполнявшим упраж­нение.

ТАБУНЩИКИ


Играющие садятся в круг на землю., а водящий выходит в центр круга, держа в руках плетку (кнутик). Он кладет плетку около себя на землю и пляшет под калмыцкую мелодию. За­тем выходит из круга, кладет пленку между двумя сидящими. Они встают, бегут в разные стороны по сигналу водящего. Кто первым схватил плетку, тот и победитель. Он заходит в круп пляшет. Игра повторяется.


ЗААРКАНИТЬ КОНЯ - МӨР АРҺМҺЖ,ЛХ


Группа в несколько мальчиков становилась «табуном», один их них был табунщиком. В руках была тонкая веревочка с затягивающейся петлей на конце - аркан для коней. Табунщик старался набросить свой аркан на конец бегущих в одну, то в другую сторону. Если ему удавалось накинуть петлю на шею кого-либо из играющих, тот становился Табунщиком и вел игру дальше.


« ЗААРКАНИТЬ КОНЯ » -2


Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 метра от коней (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить коня (набросить аркан на голову). Выигрывают те игроки, кто поймал больше коней, те больше раз набросил аркан.

Правила игры: Начинать игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах. Прежде чем проводить игру, следует научиться определенному способу набрасывания аркана. Счет вести до десяти очков.

ЧАБАНЫ (ХӨӨЧНР)


Играющие делятся на две команды и строятся в колонны по одному. Обозначается общая стартовая линия и перпендикулярно к ней два ряда по два обруча (хаша) по одному на команду. Расстояние между обручами 10-15 метров. В первом ряду в обруче (хаша) по три полуспущенных баскетбольных мяча (овцы) и герлыг. Второй пустой. По сигналу головные игроки с первого ряда герлыгой перегоняют (овец) во второй ряд. Вторые игроки выполняют в обратном направлении и тд. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

ЗАГОНИ ОВЕЦ В КАШАРУ


Играет двое детей, в руке каждого герлыга. Перед каждым 5 - 7 «овец» (полуспущенные баскетбольные мячи). Задача игроков : загнать своих «овец» в «кашару» - обруч. Лежащий на расстоянии 5 - 6 метров от играющих. Загонять «овец» надо по одному. Кто раньше загонит «овец», тот победит.

ПАЛОЧКА - СКАКАЛОЧКА - МОД НЕКӘЛҮЛЛҮҺН


У мальчиков прямая ровная палочка длиной 30-40 см. с закругленным концом, для игры выбирали ровное место. Чертили линию. Играющий становился одной ногой на черту и, взяв палочку за один конец, бросал ее так, чтобы она скакала, ударяя о землю то одним, то другим концом. Бросать палочку необходимо было с большой силой и определенным умением. Выигрывает тот, у кого палочка скакала дальше всех. Эта игра требовала большой тренировки. Поэтому юноши постоянно учились бросать палочки - скакалочки.

ХОТОН КОЧУЕТ (ЭСТАФЕТА)


На одной стороне площадки в 2-х обручах разложены пред­меты по числу игроков в командах /игрушечные вожжи, герлыги, пояса, шапки и др./, на другой стороне пустые обручи. Расстояние между ними от 8 до 10 м. Надо по сигналу «Хотон кочует» первому игроку взять любой предмет, бегом отнести в пустой обруч, вернуться в конец колонны. После этого бе­гут следующие игроки, относят предмет, и т. д. Чья команда первая перенесет предметы, тот хотон раньше перекочевал.

ПАЛЬЦАМИ НОГ

В этой игре участвуют двое детей, оба босиком. Они сидят недалеко друг от друга на стульях так, чтобы ступни касались пола. Около каждого играющего на полу около ног стоят не­глубокие тарелки. Около каждой тарелки лежат горкой по 5 альчиков.

Участники игры пальцами правой ноги должны перенес­ти альчики, лежащие около правой ноги, в тарелку у левой ноги и наоборот. При этом нельзя приподнимать, наклонять и двигать с места корпус тела, разрешается двигать только ноги.

За один раз разрешается брать и переносить 2-3 альчика. Кто первым наполнит тарелки альчиками - тот считается вы­игравшим.

ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ - ОДН ТОВ ХААЛҺН


На земле очерчивался круг, в центре которого делалось углубление размером примерно с обычную тарелку. С расстояния 15 метров в этот круг поочередно метали бамбуковый или камышовый шест длиной 6-7 метров с заостренным концом, стремясь усадить в центр. Попавший в углубление становился победителем состязания.

ОХОТНИК С ГЕРЛЫГОЙ


Для этой игры нужна герлыга (или гладкая палка длиной 2 м.). Участники игры (6 или более) становятся вне начерчен­ного на земле круга (диаметр - 2,5 м). Дети, участвующие в игре, берут себе названия диких или домашних животных. В центре круга становится «охотник», опираясь на герлыгу. За­тем он ставит герлыгу (палку) одним концом на землю и вык­рикивает название любого из названных животных, а сам стре­мительно выбегает из круга. Названное «животное» должно успеть вскочить в круг и схватить палку до ее падения (пока не коснулась другим верхним концом земли). Если успеет, то становится назад на свое место, если нет, становится охотни­ком. Играющие не должны мешать друг другу. Выигрывает тот, кто ни разу не выполнит роль «охотника».

В первый раз водящего («охотника») выбирают с помощью считалки.

Примечание: детям, участвующим в игре, можно присва­ивать наименования не только животных, но и цветов, дере­вьев, предметов, в зависимости от тех слов, которые надо закрепить в речи детей.




НАПАДЕНИЕ - ХОРМА ХОТН


Играющие - группа смешанная становилась друг за другом, крепко взявшись обеими руками за пояса впереди стоящих. Во главе колонны становился самый сильный парень - защитник.

Нападающий тоже выбирался из сильных. Его задача - нападая, отрывать людей от колонны в одиночку и группами и так победить. Он нападал то слева, то справа. Ведущий защитник не допускал его ни с какой стороны, не давал разрушить цепочку. Если нападающий побежал, он менялся местами с ведущим.


РЫБАКИ (ЗАҺСЧНР)


Играющие делятся на две команды и строятся колоннами перед скамейками, расположенными в 15 - 20 метрах. В руке направляющего теннисный мяч. По команде учителя «марш!» головные игроки бегут к скамейкам присев передают мяч второму игроку и тд. Команда, выполнив задание, взявшись за руки, возвращается на исходную позицию. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету. За победу команде дается очко. Правила игры позволяет проигравшей команде сравнять счет. В течение двух минут, взявшись за руки, осалить команду победителей, которая разбегается по площадке.

БЕЛАЯ БИТКА - ЦАҺАН МОНДА ХӘӘЛҺН


Игра «белая битка» интересная и массовая. Играли обычно вечером, когда спадала жара. Играющие делились на две группы. От каждой группы назначались по ведущему. Ведущие устанавливали место, откуда будут бросать белую битку - белый шар - в какую сторону и кому бросать первым. На выбранном месте в землю вбивали палку и вешали на нее шапку. Играющие выстраивались ровными рядами по обе стороны вешки. Один из ведущих бросал в намеченную сторону белую битку. Услышав звук падения, все устремлялись искать битку. Тот, кто находил битку, хватал ее и бежал к вешке. Играющие другой группы пытались его догнать и отнять битку. Если им удавалось поймать несущего битку, тот старался передать ее своим, чтобы кто-нибудь из них мог добежать до вешки. Игра требовала ловкости и смекалки.

ИГРА В ЛУНКИ - ЧУШ ЦОКҖ НААДЛҺН


В игре участвовало 6-8 человек. Игроки становились в круг. В руках у каждого была палка, конец которой он держал в своей специально открытой лунке. В середине круга находилась лунка большого размера.

Ведущий должен был попасть биткой в большую лунку. Каждый из стоящих вокруг защищал ее и отбивал битку подальше.

В то же самое время он старался не дать возможность ведущему захватить свою лунку. Если ведущему удалось концом своей палки попасть в освободившуюся лунку, то он занимал место хозяина лунки, а тот становился ведущим. Эта старинная игра прививала ловкость, смекалку, смелость, быстроту реакции.

СЕРЕБРЯНЫЙ ПОЯС - МӨҢГН БҮС


У калмыков есть массовая игра «Серебряный пояс». Она очень шумная и веселая. Группа девушек и юношей садится на траву или войлочную подстилку, образуя круг так, чтобы им нетрудно было подняться.

Жребием определялся тот, кто должен начать игру. Он или она, взяв серебряный пояс, ходит по кругу, за спинами сидящих. Улучив момент, незаметно кладет пояс позади кого-либо из сидящих и бежит по кругу. Тот, за чьей спиной был оставлен пояс, мгновенно вскакивает и пытается догнать и ударить бегущего этим поясом.

Если за три кнута он не сможет этого сделать, он начинает вести игру, а убегающий от него садится на его место в кругу.

ПРЯТКИ - БУЛТЛҺН

Образуется 2 группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся.

Правила игры: подсматривать нельзя, можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков.

КРУЖИТЬСЯ ВОКРУГ КОЛЫШКА - ҺАС ЭРГЛҺН


В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке, одновременно пытаясь достать левой рукой правое ухо из под правой руки. Игра требует большой ловкости и гибкости.

Правила игры: выдержавшие 5-6 кругов считаются победителями.

БРОСАТЬ СЕДЕЛЬНУЮ ПОДУШКУ - «ДЕР ХАЙЛҺН»

Игроки садились в круг на расстоянии 1,5 - 2 м. друг от друга и перекидывали друг другу седельную кожаную подушку. Один из игроков обходил круг и должен был поймать подушку. Проигрывал тот, у кого отнял подушку обходивший круг. Выигравший занимал его место в кругу.

СКОЛЬЗЯЩАЯ ЦЕЛЬ

В 2,5 - 3 метрах от прочерченной на полу линии напротив каждого игрока ставят табуретки или стулья с гладкой поверхностью. У каждого играющего по пять мешочков с песком (100-150 г.). Задача игрока - бросить мешочек на стоящий пе­ред ним табурет так, чтобы он не соскользнул с поверхности. У кого останется на поверхности табурета большее количе­ство мешочков, тот и выиграл.

Площадь поверхности табуретов или стульев должна быть одинаковой.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА - ШАХМАТЫ - ШАТР.

Особых национальных правил шахматной игры у калмыков не существовало. Но бытовали отличия от европейских названия фигур. Обращает внимание тот факт, что конь у калмыков, как во всем мире носит название «мөрн», «хан» - «король», «берсн» - ферзь, «темəн» - слон, «тергн» - ладья, «көвүн» - пешка, «беткə» - доска., «шалха» - шах.

Хотя у калмыков существовало правило, согласно которому при наличии одного «хана» - без других фигур - игра продолжается.

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» (АРҺМЖ, ҺАРҺХ)


Канат длиной 6-10 м. кладется посередине площадки вдоль нее. Середина каната отмечается цветной ленточкой. Она должна, перед игрой находится на поперечной линии, намеченной на полу. Параллельно этой черте с обеих сторон, в двух-трех метрах от нее проводится еще две черты. Играющие делятся на две команды равные по количеству игроков и по силам. По первому сигналу (подойти к канату!) игроки. Разделившись в команде на пары, встают слева и справа от каната. По второму сигналу(взять канат!) игроки наклоняются и поднимают канат. По свистку учителя команды стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удается отойти с канатом назад, чтобы ленточка пересекла контрольную линию за 3 м. от середины, дается свисток и борьба прекращается. Главное правило этой игры - не отпускать рук от каната во время соревнования. Можно проводить перетягивания каната с ходу. В этом случае игроки стоят возле лицевых границ, а канат кладут в центре зала. По сигналу обе команды бегут к канату и, взявшись за него, тянут в свою сторону. За черту 2-3 м. от середины.

БОРЬБА


Чертят круг мелом D 100 - 120 см. Внутри него становятся 2 игрока лицом друг - другу, руки на поясе. Плечом или корпусом надо вытолкнуть соперника из круга, самому остаться внутри. Тот, кто удержится в круге - победитель.

БОРЬБА - БӨК БӘРЛДЛҺН

На арену по очереди, т.е. по одной паре выходило несколько пар борцов, боролись босыми, без рубах и головных уборов. Борющихся опоясывали кушаками довольно туго, но с расчетом, чтобы под кушаками могли пройти руки. Выводили силачей на арену - закрытыми. Противники обхватывали друг друга таким образом, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы: каждый старался оторвать своего соперника от земли, затем повалить его на спину или ударить о землю, неожиданно подставляя ногу противнику с расчетом, чтобы он потерял равновесие и упал, применялось подсиживание, при котором молниеносно садились, одновременно повалив своего партнера на землю и стремясь положить его на лопатки. Побежденным считался тот, чьи лопатки коснулись земли.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ

БОРЬБЫ НА КУШАКАХ.

Более сложным являются комбинационные действия в борьбе на кушаках. Эта борьба в основном силовая, напоминающая борьбу классическую, поэтому большинство последующих действий совершается после подъема - подсечка, обвивы, подбивы. Для учащихся 1-4 классов борьба является естественной потребностью детей. Они с удовольствием возятся на ковре, поэтому, используя их желания, азарт нужно давать простейшие элементы техники для упрощенных схваток. Это дает хорошую базовую подготовку при переходе к обучению сложным элементам техники и различным приемам.

Для учащихся 5-6 классов вводится целенаправленное обучение сложным техническим приемам подготовки к участию в соревнованиях, для учащихся 9-11 классов предлагается дальнейшее совершенствование борьбы, обучение к различным комбинационным действиям, учебные и контрольные схватки и участие в соревнованиях. В связи с тем, что в мировой практике почти по всем видам борьбы стали проводиться чемпионаты мира, Европы и России среди женщин, поэтому стало возможным обучение девочек и девушек отдельно от мальчиков.








Приложение № 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА « ЗОВ СТЕПЕЙ»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ)

Сейчас всем очевидно необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой родного края. И эту любовь к своему краю надо воспитывать с самого детства. Важно уже с раннего возраста формировать взгляд на свой край с точки зрения значимости его среди других регионов страны. Закрепить знания, полученные на уроках, помогает спортивный праздник «Зов степей», который не только усиливает познавательный интерес к своему региону, но и приобщает учащихся к физической культуре и спорту, помогает воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сопереживания.

Сегодня мы отправляемся путешествовать в степь. На спортивном празднике вы будете соревноваться в быстроте и ловкости, смелости и находчивости. Оценивать ваше мастерство будут судьи строгие из строгих, мудрые из мудрых.

Соревнования пройдут между двумя командами.

Команда, набравшая в сумме нескольких эстафет и конкурсов большее количество очков, займет первое место.

Итак, степь зовет!

Калмыки, живущие у воды, занимались рыболовством и питались различными видами рыб. Они ловили сазанов, карасей, судаков, лещей, сомов и т.д. В первой нашей эстафете «рыбаки» (заһсчнр) принимает участие вся команда (см. карточку №1.

Калмыцкий народ испокон веков занимался скотоводством. Они держали четыре вида скота: крупный рогатый скот, овец, лошадей и верблюдов. Вся их жизнь, все счастье заключалось с этими животными. Чабаны различали овец по виду и по породе. Особенно ценились овцы калмыцкой породы. Мясо их было сочное, вкусное, а шерсть тонкой и длинной. Во второй эстафете «чабаны» (хөөчнр) (см.карточку №2)

Выращивание лошадей у калмыков всегда было любимым занятием. Лошади всегда были большими и верными помощниками и в мирное время и в годы войны.

Калмыки обучали своих сыновей верховой езде с трех лет. Участвовали в скачках и в метании аркана.

Следующий конкурс «заарканить коня» (мөр арһмҗлх) (см. карточку №3).

Жизнь калмыка связана со степью. Много песен сложено и поставлено танцев про степь и степных зверей. Сайгак - самый быстрый степной зверь, поэтому ему посвящено много игр. «Сайгаки» (гөрəсн), так называется следующая эстафета (см. карточку №4).

Маленькие дети, когда пасти в степи скот, собирались вместе и играли. Играли тем, что попадет им в руки. Например, из небольшой палки дели скалку и бросали ее. Скалка должна прыгать как лошадь. Играющий должен быть метким, ловким и умелым. Играющих несколько, выигрывает тот, кто дальше закинет скалку. Игра называется «палочка-скакалочка» (һəрəддг модн) (см. карточку №5).

И последняя эстафета «прямое попадание (см. карточку №6).

Наша игра подошла к концу, но незакончено путешествие по степи. Она вас примет в гости на других уроках в любое время года.







КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ №2


И.П.-О.С. 1 - руки в стороны;

2 - руки вверх - в стороны;

3 - руки вверх, подняться на носки;

4 - руки на плечи, опуститься на всю ступню;

5 - выпад вправо, руки в стороны;

6 - о.с. руки на плечи;

7 - выпад влево, руки в стороны;

8 - о.с. руки на плечи;

9 - прыжком ноги врозь, руки вверх, ладони вместе;

10 - наклон вперед, руками коснуться о пол;

11 - выпрямиться с поворотом направо, руки в стороны;

12 - наклон вперед, руками коснуться о пол;

13 - выпрямиться с поворотом налево;

14 - наклон вперед, руками коснуться о пол;

15 - прыжком присесть, руки вперед;

16 - встать в и.п.




КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ №4

/между двумя командами/

1. И.П. - О.С. взявшись за руки поднимание рук вверх (10раз);

2. И.П. - О.С. взявшись за руки вверху наклон туловища вправо (влево) 10 раз;

3. И.П. - О.С. взявшись за плечи наклон туловища вперед (10 раз);

4. И.П. - О.С. взявшись за плечи приседание (10 раз);

5. 1 - 2 упражнения слитно (по 10 раз);

6. 3 - 4 упражнения слитно (по 10 раз);

7. Упражнение на дыхание:

И.П. - О.С. 1 - руки вперед;

2. - руки вверх (глубокий вдох);

3. - руки в стороны;

4. - и.п. (глубокий выдох) 10 раз.








КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

/с элементами калмыцкого танца/



  1. Пожимание плечами «Ээмэн холькх»

а) И.П. - О.С. 1. Поднять правое плечо вверх, левое опустить вниз;

2. Опустить правое плечо вниз, левое поднять вверх (12 раз)

б) И.П. - О.С. 1. Поднять плечи вверх;

2. Опустить плечи вниз (12 раз).

2. Танец орла «hэрдин би»

И.П. - О.С. 1 - 4 Опускаясь на всю стопу, колени согнуть, выполнить рывковые д движения руками назад, кисти вверх;

5 - 8 Возвращаясь в и.п. выполнить рывковые движения руками

через стороны вверх-назад.

3. И.П. - О.С. руки на поясе. 1 - 4 Выпад вперед на правую, левую руки

вверх-назад, выполнить рывковые движения вниз.

5 - 8 То же упражнение выполнить с другой ноги.

4. «Мульжур»

И.П. - О.С. руки на поясе. Повороты ступни пяткой наружу (24 раза)

5. «Веревочка»

И.П. - О.С. руки на поясе.

1-2 Правую ногу вперед под прямым углом, прыжок на левой ноге

3-4 Левую ногу вперед под прямым углом, прыжок на левой ноге (4раза)

5-6 Правую ногу вперед под прямым углом отводим назад,

прыжок на левой ноге.

7-8 То же с левой ноги.

6. «Тюльпан»

И.П. - О.С. 1-2 Поднять руки вверх, встать на носки (вдох);

3-4 Опустить руки, встать на полную ступню (выдох);

5-6 Правую руку на плечи, левую на пояс, встать на носки (вдох);

7-8 Опустить руки, встать на полную ступню (выдох);

1-2-3-4 повторить

5-6 Правую руку на пояс, левую на плечо, встать на носки (вдох)

7-8 Опустить руки, встать на полную ступню (выдох)




КОМПЛЕКС О.Р.У.

/ХАЛЬМГ ЛИТ/


МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ


И.П. - О.С.

1. Поза тигра «Бар»

Шаг правой ногой на пол ступни вперед,

одновременно правую руку горизонтально

согнуть перед головой, левую руку перед

животом, кисти чуть приподнять, показать

« тигриную лапу».

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

2.Поза зайца «Туула»

Шаг левой ногой на пол ступни вперед,

одновременно руки горизонтально согнуть

перед животом, кисть принимают форму

«крюка», показать пугливого зайца.

3.Поза дракона «Лу»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

Правую руку горизонтально согнуть

перед головой, левую руку перед животом, одновременно почти вся масса тела

переносится на левую ногу, которая

сгибается в колене, туловище опускается,

правая нога полностью выпрямляется в

коленном суставе.

4.Поза змеи «Моhа»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

Левой ногой сделать полушаг вперед и

присесть на корточки так, чтобы правая

нога была впереди. Пятка левой ноги

«оторвана» от пола, одновременно левую

руку горизонтально согнуть перед головой,

а правая рука располагается вблизи левого

локтя, чуть касаясь его ладонью вверх.


5МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.Поза лошади «Морн»

Правую ногу подобрать: бедро горизонтально,

голень вниз одновременно правая рука

откидывается вверх, левая рука горизонтально

согнуть перед головой. Ладони сжаты в

кулак, показать «копыто».

6МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.Поза овцы «Хон»

Правая нога опускается в сторону и вниз

принять позу наездника: корпус вертикально,

ноги полусогнуты. Одновременно обе кисти

делают круг снаружи внутрь скользя,

перекрещиваются над головой.

7МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.Поза обезьяны «Мочн»

Корпус чуть развернуть влево, левая ступня

выносится вперед и разворачивается носком

наружу, правая пятка оторвана от пола, колени

касаются пола. Присесть на правую пятку. Обе

кисти опускаются на левое колено в перекрещенном

положении.

8МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.Поза курицы «Така»

Левую ногу подобрать: бедро горизонтально,

голень вниз. Руки отвести в стороны,

кисти принимают форму «крюка».

Показать расправленные крылья.



9МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.Поза собаки «Ноха»

Правую руку горизонтально согнуть перед

животом ладонью вверх, левую руку над

головой ладонью вниз. Одновременно масса

тела переносится на опущенную левую ногу,

которая сгибается в колене, туловище

опускается, правая нога полностью

выпрямляется в коленном суставе.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

10.Поза свиньи «hаха»

Поворот корпуса влево, ноги полусогнуты,

принять позу наездника. Одновременно левую

руку опустить на пол, правую на бедро.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

11.Поза мыши «Хулhн»

Левой ногой шаг назад-вправо и опустить

колени на пол. Одновременно присесть на

левую ногу, правой рукой обхватить левую

руку за кисть перед собой .

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

12.Поза коровы «Yкр»

Выпад вперед на левую ногу, руки

вытянуть вперед, ладони сжать в кулаки.

Показать «рога».

13. И.П.


© 2010-2022