• Преподавателю
  • Физкультура
  • «Развитие навыков учебного сотрудничества на уроках физической культуры с применением игровых технологий»

«Развитие навыков учебного сотрудничества на уроках физической культуры с применением игровых технологий»

Итоговая работа на тему: «Развитие навыков учебного сотрудничества на уроках физической культуры с применением игровых технологий» по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования». Модель профессиональной деятельности педагога по реализации  ФГОС в обучении. Данная разработка предлагается  в помощь учителям физической культуры в начальных классах  для подготовки и создания портфолио. В работе раскрыта ак...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Развитие навыков учебного сотрудничества на уроках физической культуры

с применением игровых технологий»




МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБУЧЕНИИ


Учитель

Акопьян Екатерина Михайловна

ОУ

МБОУ СОШ №22 г.о.Самара

Предмет, класс

Физическая культура, начальная школа

Проблема

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других, и одна из задач, стоящих перед педагогами школы - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так, во ФГОС начального общего образования при изложении требований к результатам обучения подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», а в стандартах следующего звена обучения говорится о значимости «практического освоения умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации»

Актуальность

В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщённых способов решения задач.

В рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах ( конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать своё предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

В своей педагогической практике на уроках физической культуры в начальных классах я применяю игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД, а также, именно игровые технологии помогают активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Тема

Развитие навыков учебного сотрудничества на уроках физической культуры с применением игровых технологий

Цель

Развитие навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи

  1. Формирование у детей способов взаимодействия в паре, малой группе.

  2. Развитие способности к использованию элементов символизации для выражения своих действий.

  3. Развитие основ самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

  4. Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки и самостоятельности.

  5. Активизация учебной работы, повышение активности и инициативы школьников.

  6. Укрепление дружеских отношений в классе .

  7. Содействие развитию креативного и оперативного мышления.

  8. Развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию.

  9. Сохранение и укрепление нравственного, психического физического здоровья и. т. д

Планируемые образовательные результаты

ЛР: - систематически наблюдает за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;

- чувствует личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- аргументировано обосновывает свою позицию

- доброжелателен и эмоционально-нравственно отзывчив, понимает и сопереживает чувствам других людей.

МР:

- продуктивно и позитивно взаимодействует со сверстниками и педагогами

- взаимодействует ориентируясь на партнёра и сотрудничество

- планирует общие цели и пути достижения;

- распределяет функции и роли в совместной деятельности;

- умеет конструктивно разрешать конфликты;

- осуществляет взаимный контроль;

- оценивает собственное поведение и поведение партнёра и вносит необходимые коррективы

ПР: - осуществляет определенный набор универсальных умений в самостоятельной организации и проведении подвижных игр;

- умеет излагать правила и условия проведения игр;

- моделирует технические действия в игровой деятельности;

- умеет выполнять физические упражнения;

- физически развит.

Ценностно-смысловые ориентиры

Важным для изучения вопроса учебного сотрудничества становиться принцип единства деятельности и общения. (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.)

«Игра выражает главную детскую потребность в общении»

( М.Монтессори)

«Чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не должен закрыться перед ним дверью класса. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А. Сухомлинский)

«Кооперация (сотрудничество) - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек должен думать не только о собственном благе, но и благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы, работая вместе, бок о бок, они достигали больших успехов, чем при индивидуальном обучении» (Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек)

Технология

игровая

Основные принципы, концептуальные идеи

- от простого к сложному;

- в обучение создаётся зона ближайшего развития через учебные ситуации: ситуация выбора, ситуация оценки, ситуация поиска и т.д.

- взаимозависимость членов группы.

- личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

- равная доля участия каждого члена группы.

- рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Основной вид деятельности

Игровая, учебно-познавательная деятельность

Алгоритмы деятельности

  1. Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

  2. Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

  3. Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

  4. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

  5. Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:

    • принцип развития игровой динамики;

    • принцип поддержания игровой атмосферы;

    • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

    • принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.


  1. Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися, подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

Основные методы и приёмы

1. Словесные - сообщение информации при помощи слова;

2. Наглядные - сообщение учебной информации при помощи наглядных средств;

3. Практические - получение информации на основании практических действий;

4. Репродуктивные - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний;

5. Поисковые - овладение обучаемыми методами научного познания, развить логическое мышление, постепенная подготовка к самостоятельной постановке и решении проблем;

6. Методы самостоятельной работы - развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

7.Информационно - перцептивный - организация усвоения информации путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия

8 Соревновательный (игровой) - эстафетная тренировка

Виды деятельности учащихся

Играют, взаимодействуют в парах, группах, выявляют ошибки, при выполнении технических действий, формулируют цели, определяют направления и способы деятельности, осуществляют поиск, анализируют (сравнивают, группируют, классифицируют, систематизируют, обобщают информацию, решают учебные задачи, рассуждают, выявляют закономерности, дают оценку, выполняют физические упражнения, определяют правила игры

Средства

Информационные: учебник, рабочая тетрадь

Дидактические: таблицы, схемы, кластеры, карточки с заданиями, кроссворды

Наглядные: иллюстрации

Технические: мультимедийные компьютерные средства

Формы

Формы уроков: урок - игра, урок - эстафета, урок -

Организационные формы: индивидуальные, парные, коллективные (фронтальные)

Позиция педагога, его основные функции

- организатор различных видов деятельности учащихся;

- «провокатор», сталкивающий мнения обучающихся;

Формы диагностики достижений учащихся

тестирование, игра, соревнование и т.д.

Методы и методики диагностики

Опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, диагностика уровня сформированности игровых навыков.




© 2010-2022