Образовательная программа для детей 14-17лет Спорт - жизнь

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Спорт- жизнь

Образовательная программа для детей 14-17лет



Автор: Миронов Александр Николаевич

учитель физической культуры












Спасск - Дальний

2014







I.Пояснительная записка к программе

Обоснование актуальности программы

Физическая культура и спорт являются важным средством воспитания и оздоровления людей, в особенности, если основные ее формы составляют логически выстроенную систему.

К сожалению, проблема здоровья старшеклассников и привлечение их к занятиям физической культурой и спортом является актуальной.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка: дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличивается статическое напряжение.

По данным Минздрава РФ за 2002год лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения. Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого четвертого выявляются отклонения в состоянии здоровья. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.

В настоящее время усугубляет положение проблема свободного времени детей. Известно, что большую часть своего времени современные дети уделяют компьютеру. Они длительное время сидят за ним, что создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья.

Отмечая тот факт, что гармоничное развитие здоровья предполагает не только физическое, но и моральное, психическое здоровье, в данной программе можно отследить полноценность воздействий и на эту группу, составляющих здоровье. По-нашему мнению, в силу своей деятельностной активности, старшеклассникам интересно организовывать различные мероприятия. Педагогическая идея программы заключается в том, что, научив детей проводить спортивные мероприятия, мы привьем им интерес к спорту.

Цель программы: повышение интереса к спорту через организацию мероприятий, популязирующих спорт.

Задачи:

1.Обучение детей умениям и навыкам спортивной деятельности, организации и проведении спортивных мероприятий.

2.Приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом.

3.Воспитание дисциплинированности, ответственности.

4.Поддержание эмоционального состояния детей и стимулированию их к дальнейшей спортивной деятельности.

5.Применение полученных знаний на практике.

Принципы программы

Принцип ценностно - смыслового равенства.

Предполагает наличие у учителя и детей общей цели, интересной совместной деятельности, позиции равенства.

Принцип коллективности.

Предполагает воспитание каждого ребенка как члена коллектива.

Принцип активности.

Предполагает создание условий для включения всех детей в активную деятельность.

Принцип здорового образа жизни.

Предполагает побуждение интереса подростков к спорту, бережное отношение к своему здоровью.

Принцип «от простого к сложному».

Предполагает изучение материла спецкурса от простого к сложному.

Принцип «ты-мне, я-тебе».

Предполагает обмен опытом и самообучение детей.

Формы:

  • игры;

  • КТД;

  • лекция;

  • упражнение;

  • беседа.

Условия реализации. Программа рассчитана на детей 14-17 лет. Для успешной реализации данной программы необходимо:

- помещение для занятий (спортзал);

-спортивный инвентарь (скакалки, эстафетные палочки, мячи и т.д.).

По итогам реализации программы:

  1. Дети будут знать:

  • влияние физических упражнений на организм человека;

  • методику организации спортивных мероприятий;

  • основы проведения «Веселых мероприятий».

  1. Дети будут уметь:

  • проводить спортивные мероприятия.

3. Дети разработают и проведут спортивное мероприятие «Веселые старты».

Механизм оценки реализации программы

В программе предусматривается проведение анкетирования, которое проводится в организационный и итоговый периоды обучения.

Вводное анкетирование имеет целью - выявить ожидания детей от программы.

Итоговое анкетирование проводится с целью - выявить, что узнали нового и что могли бы предложить для дальнейшей работы по данной программе.

II.Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Знакомство с детьми

13,5

1,5

12

1.1

Игры на знакомство

4

0.5

3.5

1.2

Игры-шутки

3

0.5

2.5

1.3

Игры на сплочение

3

0.5

2.5

1.4

КТД «Визитка»

1

---

1

1.5

Анкетирование детей в организационный период

0.5

---

0.5

1.6

Огонёк знакомства «Здравствуйте, это я!»

2

---

2

2

Знакомство со «Спортивными комплексами»

7

5,5

1,5

2.1

Музыкальные паузы «Все песни нам по силам»

2

0.5

1.5

2.2

Экскурсия по комплексу

2

2

---

2.3

Экскурсия по территории

2

2

---

2.4

Хозяйственный сбор

1

1

---

3

Выявление талантов

2,5


2,5

3.1

КТД «Ситуация без слов»

0,5

- - -

0,5

3.2

КТД «Зарядка»

1

- - -

1

3.3

Игровой практикум

1

- - -

1

4

Введение в программу

3

1

2

4.1

4.2

Организационный сбор

Сбор - планирование

1,5

0,5

0,5

- - -

1

0,5

4.3

Вводное занятие «Сад здоровья»

1

0,5

0,5

5

Основы методики организатора спортивных мероприятий

4

3

1

5.1

Физическое воспитание и здоровье

1

1

- - -

5.2

Игра как вид физической активности




5.3

Методика организации спортивных мероприятий

1

0,5

0,5

5.4

Основы проведения «Веселых стартов»: идеи и роли

1

1

- - -

5.5

Основы проведения «Веселых стартов»: музыкальное сопровождение, прогон

1

0,5

0,5

6

Подведение итогов

4,5

1

3,5

6.1

Итоговый сбор учащихся

1

- - -

1

6.2

Анкетирование детей в итоговый период

0,5

- - -

0,5

6.2

Творческий проект

2

1

1

6.3

Прощальный огонек

1

- - -

1




Итого:

34,5

12

12,5






III. Содержание программы

1. Раздел. Знакомство с детьми.

  1. Игры на знакомство

«Перестрелка». Дети стоят по кругу. В хаотичном порядке дети изображают выстрел друг в друга, называя имена. Кто ошибается, садится в круг, в конце игры исполняет творческое задание.

«Интервью». Дети делятся на пары, у каждого человека должен быть листочек и ручка. За определенное время пара спрашивает друг у друга разную информацию. Через определенное время пары презентуют друг друга, но человек, который презентует, говорит от первого лица.

«Снежный ком». Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

«Одеяло». Участники делятся на две команды, располагаясь друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. Из каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая « перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

1.2. Игры-шутки

«Телепат». Несколько человек уводят в другую аудиторию. В это время идет подготовка. Ведущий вместе со зрителями загадывает один город, цветок, блюдо. Затем по одному человеку вызывают из аудитории. Этот человек должен отгадать принцип, по которому все остальные отгадывают его любимый город, цветок, блюдо. Принцип, по которому отгадывают загаданное: ведущий называет любимый город, цветок, блюдо после определенных слов, о которых договорились заранее.

«Свисток». Участники становятся в круг, тесно прижавшись друг к другу. Ведущий просит пятерых игроков выйти в другую аудиторию, а сам тем временем надевает себе на шею свисток таким образом, чтобы сзади стоящий игрок, не поворачивая ведущего, мог просвистеть. После этого в зал приглашают одного игрока (водящего), который должен найти у кого-то из участвующих свисток. Вначале водящий закрывает глаза, а ведущий тем временем подходит к кому-нибудь из участников, чтобы тот просвистел. После этого ведущий продолжает быстро передвигаться по кругу, игроки при этом незаметно свистят, а водящий уже с открытыми глазами должен найти участника со свистком. Когда водящий долго не может найти свисток, ведущий начинает поворачиваться к нему спиной. Получается своеобразный розыгрыш игрока.

  1. Игры на сплочение

«Болото». Участники, не разговаривая между собой, должны пройти по маршруту, который состоит из квадратиков. На одном квадратике не должна стоять одна нога. И на одном квадратике не должна стоять пара ног одного человека.

«Счет». Все участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Задание: посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счёт начинается заново.

«Ассоциации». Выбирают ведущего, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков: отгадать участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые ведущий отвечает ассоциативно. Например, если это хлебобулочное изделие, то какое; если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если это стихотворение, то о чём и т.д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, ведущим становится игрок, которого загадывали. Игра продолжается.

«Геометрические фигуры». Все участники с закрытыми глазами стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий (вожатый) просит: «Дети! В полной тишине, без слов, постройте треугольник, …квадрат, ромб и т. д.».

1.4 КТД «Визитка». Участники делятся на 5 микрогрупп. Каждая группа придумывает себе название, девиз, песню, кричалку. Затем группы демонстрируют придуманное.

  1. . Анкетирование организационного периода. Узнать ожидание детей на период обучения, уровень хореографической подготовки, направление и желание заниматься в данном направлении.

  2. . Огонек знакомства «Здравствуйте, это я!». Каждый ребенок по очереди говорит о себе, сравнивая себя с каким-нибудь танцем либо направлением в хореографии. Они описывают содержание, какие люди могут исполнять этот танец.

2. Раздел. Знакомство со «Спортивной школой».

2.1. Музыкальные паузы. Дети знакомятся с некоторыми песнями «Спорт»: «Гимн «Спорта» (слова и музыка Н. Масловой), «Друг-товарищ» (автор Л.Энштейн), «Ты, да я, да мы с тобой.

2.2.Экскурсия по комплексу. Знакомство с комплексом.

2.3.Экскурсия по территории. Знакомство с территорией «Олимп».

2.4.Хозяйственный сбор. Предъявление ЕПТ в форме интеллектуальной игры «Схватка интеллектуалов». Отряд «Победа ф/к» делится на 3 группы. Каждая группа придумывает название и приветствие. Даётся табло с ячейками, на которых написана сумма баллов получаемых за правильный ответ на данный вопрос. С обратной стороны ячейка имеет определённый цвет: синий, красный, зелёный - цвета команд. Команды открывают ячейки, и какой цвет изображён на обратной стороне та команда и отвечает на вопрос. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

1.1 Экскурсия по городу. Знакомство со школами, клубами на территории города.

1.2 Огонек знакомства «Здравствуй - это я!». Каждый ребенок по очереди рассказывает о себе: откуда приехал, чем увлекается, сколько лет, основные черты характера.

3. Раздел: Выявление талантов

3.1 КТД «Ситуация без слов». Отряд «Победа ф/к» разбивается на 4 микрогруппы. Каждой группе дается задание изобразить с помощью искусства пантомимы , предложенную ситуацию (варианты ситуаций: работники заносят тяжелый шкаф на 2-й этаж; пчелы собирают нектар; муравьи строят муравейник; дети играют в песочнице).

3.2 КТД «Зарядка». Отряд «Победа ф/к» разбивается на 4 микрогруппы. Каждой группе дается задание продумать комплекс упражнений для людей определенной профессии (варианты профессий: медик, учитель, пожарный, милиционер).

3.3Анкетирование организационного периода. Узнать ожидание детей на смену, уровень хореографической подготовки, направление и желание заниматься в данном направлении.

3.4 Игровой практикум

«Разведчики и пограничники».

Все участники игры делятся на две команды: «разведчики» и «часовые». Команды располагаются шеренгами на противоположных сторонах площадки. Посередине площадки чертят небольшой кружок и кладут в него мяч.

Игроки рассчитываются с правого фланга по порядку номеров.

Ведущий громко называет номер, игроки из каждой команды, имеющие данный номер, выбегают на середину площадки и останавливаются возле мяча. Смысл игры заключатся в том, что «разведчики» должны унести к себе мяч за черту, а «часовые» не дают им это сделать.

Разведчик делает различные движения, стараясь отвлечь внимание «часового» и в удобный момент схватить мяч и, чтобы убежать с ним к себе за линию. «Часовой» повторяет все движения «разведчика», но внимательно следит за мячом. Если «разведчик» схватит мяч, «часовой» старается осалить «разведчика» или дотронуться рукой до мяча. В этом случае «разведчик» становится пленным и идёт за линию, где расположилась команда «часовых».

«Берег и река».

На полу, примерно в метре друг от друга, чертят две параллельные линии. Между этими линиями - «река», а по краям - «берег». Все ребята стоят вдоль обоих берегов. Ведущий подает команду. «Река», все прыгают в реку. По команде «берег», все выпрыгивают обратно. Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Если по команде «берег», кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не определиться самый внимательный игрок.

«Ловля оленей»

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники- олени. Они становятся внутри очередного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «раз, два, три - лови!», пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех - пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Игра начинается только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

«Кот и мышь»

Играющие встают лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованным сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинают игру вторая пара. Игра продолжается пока коты не переловят всех мышей.

Коту нельзя бегать в нору, кот и мышь не должны убегать далеко от норы.

4. Раздел. Введение в программу

4.1 Организационный сбор. Формирование органов самоуправления, введение в программу обучающихся. Разбивка на группы. Каждая группа предлагает кандидатуры на роль старшего советника и его помощников. В результате голосования выбираются органы самоуправления.

4.2 Вводное занятие «Сад здоровья»

Вводное занятие проводится в форме коллективно- творческого дела, в ходе которого дети знакомятся с определениями «здоровье», решают проблемные ситуации, связанные с сохранением здоровья, осознают необходимость здорового образа жизни.

5. Раздел. Основы методики организации спортивных мероприятий.

Цель: обучение подростков основам проведения спортивных мероприятий.

5.1 Физическое воспитание и здоровье

Теоретическая часть. Понятия «физическое воспитание», «здоровье». Влияние физических упражнений и ходьбы на организм человека.

Практическая часть. Вопросы для обсуждения.

5.2 «Игра как вид физической активности»

Теоретическая часть. Понятие «игра». Структура игровой деятельности.

Практическая часть. Подвижная игра «Снайпер».

5.3 Методика организации спортивных мероприятий

Теоретическая часть. Место проведения спортивных мероприятий, техника безопасности.

Практическая часть. Проведение мини- эстафеты.

5.4.Основы проведения «Веселых стартов»

Теоретическая часть. Идеи и роли «Веселых стартов», оформление зала, описание эстафет, судейство.

Практическая часть. Примерное описание «Веселых стартов».

5.5. Основы проведения «Веселых стартов»

Теоретическая часть. Музыкальное сопровождение, прогон программы «Веселых стартов».

Практическая часть. Продумывание эстафет для итогового проекта «Веселые старты».

6. Раздел: Подведение итогов

6.1 Итоговый сбор учащихся. Подведение итогов жизнедеятельности с позиции работы органов самоуправления. Анализ пройденного спецкурса, перспектива деятельности на будущее. Учащиеся делятся на 4 группы по темам: программа курса, программа курса, работа ОСУ, наказ следующим учащимся. В группах ребята обсуждают положительные и отрицательные стороны их вопроса. Затем каждая группа записывает результат своего обсуждения в свою графу на листе ватмана. выдвигают предложения как можно было избежать «-» и что могли бы предложить по данному вопросу.

6.2 Анкетирование итогового периода. Выявить, что узнали нового и что могли бы предложить для дальнейшей работы по данной программе.

6.3 Итоговый проект. Результатом занятий спецкурса будет проведение «Веселых стартов» детьми самостоятельно.

6.4 Прощальный огонек. Проходит в форме «Рассказ-эстафета». Дети вспоминают интересные моменты, происходящие во время обучения. Рассказывают о том, что им понравилось, а что нет.







Методическое обеспечение программы.

Вводное профильное дело «Сад здоровья»

Цель: пропаганда принципов здоровой жизни.

Задачи:

1. Познакомить ребят с понятием «здоровье»

2.Воспитать интерес к занятиям спецкурса

Форма проведения: игра

Место проведения: учебная аудитория

Ход:

1. Вступительное слово ведущего.

2. 1 тур «Выбери цветок здоровья»

3. 2 тур «Ринг ситуаций»

4. 3 тур «Здоровый мир»

5. Заключительное слово ведущего.

Сценарий

Ведущий.Сегодня на нашем занятии мы поговорим о здоровье. Выполняя задания наших туров, мы узнаем, что же такое в вашем понимании здоровый образ жизни.

1тур «Выбери цветок здоровья».

Учащиеся делятся на три группы. Каждой группе раздается по 3 карточки с разными определениями «здоровья».

Ведущий. Сейчас вам необходимо в группах обсудить все варианты определения здоровья, выбрать, на ваш взгляд, наиболее подходящее и аргументировать свой выбор.

Карточки:

1. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

2.Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких - либо болезненных изменений.

3. Здоровье - это правильная нормальная деятельность организма.

Ребята аргументируют ответ.

Второй тур: «Ринг ситуаций».

Ведущий. Сейчас я выдам вам карточки с описанием с проблемной ситуации, связанной с нарушением здоровья. Ваша задача умело выйти из данной ситуации.

Ситуации:

1. Этот день был настоящим подарком природы: просторно и мирно раскрылась чистая голубизна небо, горячий песок обжигал босые ноги, свободой и свежестью веяло от серебристого живого моря. Все это великолепие было залито мощным потоком солнечных лучей. Но вдруг, Костя, смуглый, шустрый мальчуган, пошатнулся и, упав на песок, потерял сознание. Что случилось? Как помочь Косте? Как предотвратить такие несчастные случаи.

2. Крепко сбитый, коренастый парень зашел со своими друзьями на стадион. Глядя на худоногих бегунов из секции легкой атлетики усмехнулся: «Подумаешь чемпионы! Если захочу, смогу в два раза быстрее побежать». И побежал. На дистанции почувствовал, что дыхание не хватает, застучало в висках, закружилась голова, наступила острая кислородное голодание. Как же так, крепкий парнишка, а не выдержал?

3. Машенька веселая, смешная девочка с двумя косичками. Машина мама всегда заботиться о питании дочки. Однажды родители девочки уехали навестить бабушку и дедушку. Оставшись одна, маша, устроила праздник «своему желудку». Она ела шоколад, бабушкины пироги, картофельное пюре, копченую колбасу, пирожное и леденцы. К вечеру пришлось вызывать врача и отправить Машу в больницу. Почему это случилось?

Третий тур: «Здоровый мир».

Ведущий. Вам предлагается придумать и нарисовать плакат на одну из следующих тем:

  • «Мир без сигарет».

  • «Мир без алкоголя».

  • «Мир без наркотиков».

Подведение итогов работы.

Ведущий. В заключении хотелось бы сказать, что здоровье человека- это самое главное, что у него есть. И поэтому здоровый образ жизни является неотъемлемой частью нашего благополучия. Я надеюсь, что наше занятие послужит стимулом для привлечения вас к здоровому образу жизни.



Спецкурс

«Организатор спортивных мероприятий»

Цель: обучение детей основам проведения спортивных мероприятий.

Занятие спецкурса №1.

«Физическое воспитание и здоровье»

Задача:

1.Познакомить ребят с понятием «физическое воспитание и здоровье».

2. Воспитание интереса к спорту.

3. Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Форма проведения: беседа.

Место проведения: учебная аудитория.

План-конспект

  1. Вступительное слово.

  2. Сообщение задач занятия.

Сегодня на занятии мы с вами рассмотрим понятия «Физическое воспитание и здоровье», поговорим о влиянии физических упражнений на организм человека. Также определим оздоровительное значение ходьбы.

3. Работа над новым материалом.

Беседа «Физическое воспитание и здоровье»

Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания личности школьника. Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально- волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость).

Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Состояние здоровья человека, в конечном счете, определяется объемом и мощностью адаптационных резервов его организма. Чем выше функциональный резерв, тем ниже «цена» адаптации. Адаптация организма к новым условиям жизнедеятельности обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными во времени и пространстве функциональными системами.

Как известно, здоровье человека зависит от генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни.

Наибольшее значение для здоровья человека имеет образ жизни, а основной элемент здорового образа жизни - высокая физическая культура.

Здоровый образ жизни - это оптимальный двигательный режим; закаливание; рациональное питание; рациональный режим дня; отсутствие вредных привычек.

Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека представляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта.

Физические упражнения влияют не только на двигательную функцию человека, их применение стимулирует деятельность всего организма, и в частности всего коры головного мозга. При выполнении физических упражнений организм обогащается всеусложняющими двигательными условно- рефлекторными связями; создаются и закрепляются новые двигательные умения, облегчающие овладение различными трудовыми навыками.

Одним из видов двигательной активности является ходьба. Главной особенностью этого вида деятельности является ритмичность дыхания и вовлечение в работу практически всех крупных мышечных групп.

Прогулочная (оздоровительная) ходьба позволяет плавно регулировать физическую нагрузку, поэтому качественные изменения функциональных, физиологических систем происходит почти незаметно. Преодоление подъемов и спусков с повышенной физической нагрузкой оказывает существенное тренировочное воздействие, совершенствуя многие функции организма.

Ходить пешком рекомендуется в любую погоду, используя все возможные варианты: медленным, упругим, пружинящим или спортивным шагом.

4.Практическая часть.

Учащиеся делятся на 3 группы. Обсуждение в группах вопросов:

  1. Что такое, для вашего понимания, физическое воспитание? Какую роль оно играет в вашей жизни?

  2. Здоровье- это…?

Ведете ли вы здоровый образ жизни?

5. Подведение итогов занятия.

Занятие спецкурса №2.

«Игра как вид физической активности»

Задача:

  1. Познакомить подростков с понятием «игра», как одним из видов физической активности.

  2. Воспитание интереса к игровой деятельности.

  3. Способствовать развитию физических качеств.

Форма проведения: беседа.

Место проведения: спортивный зал.

План-конспект

  1. Вступительное слово.

  2. Сообщение задач занятия.

  3. Работа над новым материалом.

Беседа «Игра как вид физической работы»

Игра - постоянный спутник человека в течение всей его жизни. Включая элементы бытовой и трудовой деятельности, она как бы моделирует ситуации, возникающие в неожиданный момент. Эта особенность позволяет заранее внутренне подготовиться и сориентироваться в любой непредвиденной жизненной ситуации и обстоятельствах. Моделируя все виды двигательных действий, игра содержит в себе черты, сближающие ее с профессиональной, бытовой, общественной деятельностью человека.

Ребята, а какие вы знаете игры, связанные с определенной деятельностью человека.

Выслушиваются варианты ответов.

Каждая игра имеет определенную цель, стремясь к достижению которой ее участники имеют возможность творчески проявить свои природные задатки, способности, свое внутреннее «я». В процессе игры, представляющей широкие возможности для самореализации, формируются все стороны души человека: ум, сердце и воля. Так же как любая другая деятельность, имеющая свои закономерности, игра проводится по своим собственным правилам. Одна и та же игра, даже повторяясь многократно, сохраняет свою привлекательность, так как проходит каждый раз в разных условиях, с разным составом команды или играющих, в разное время дня или года, при смене погоды, места проведения и т.д. Возможность импровизировать при определенной свободе действий способствует снятию психической напряженности и закомплексованности, раскрепощению человека, благодаря чему игра существенно влияет на формирование активной позиции. Важной особенностью игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, органы и физиологические системы, но и моральные качества.

Игровая деятельность, по сравнению с другими видами физической активности, является универсальным средством и методом совершенствования.

4. Практическая часть.

Проведение спортивной игры «Снайпер»

Игра проводится на спортивной площадке размером не меньше 6 х 12м, разделенной средней линией на 2 равные части. В игре принимают участие 2 команды по 10 человек. В каждой команде выбирают капитана. Команды (без капитанов) размещаются на своей стороне поля, капитаны находятся за лицевой линией «противника» напротив своей команды. Игра начинается с трех перекидок от одного капитана к другому, тем самым, команды, настраиваются на игру. Задача капитанов: выбить «противника», чтобы попасть на свою часть поля. Игрок, который будет задет мячом, уходит за лицевую линию «противника». Игра продолжается до тех пор, пока не будут «выбиты» все игроки одной из команд, или на время (6-15 минут).

Условия игры:

  1. Мяч, коснувшийся земли, «выбить» игрока не может. Если мяч «выбил» одного игрока, а, затем, не коснувшись земли, оказался пойманным другим игроком, то первый игрок остается на месте. В том случае, когда мяч, не коснувшись земли, задел нескольких игроков, из игры выходят все, кто был задет мячом.

  2. «Пленник» выходит на поле один, независимо от количества игроков, выбитых им.

  3. Играющие на поле не имеют права наступать на крайнюю линию площадки. В случае нарушения мяч передается команде противника.

  4. Мяч, вышедший за пределы поля одной команды, передается капитану или «пленнику» другой команды.

  5. Игру ведут судья и два помощника. Принцип размещения судей такой же, как при волейболе.

5. Подведение итогов занятия.

Занятие спецкурса №3.

«Методика организации спортивных мероприятий»

Задача:

  1. Познакомить ребят с методикой организации спортивных мероприятий.

  2. Воспитать интерес к организации спортивных мероприятий.

  3. Способствовать развитию физических качеств.

План-конспект

  1. Вступительное слово.

  2. Сообщение задач занятия.

  3. Работа над новым материалом.

Беседа «Методика организации спортивных мероприятий»

Для того чтобы праздник удался, надо немало потрудиться головой и руками. В первую очередь нужно продумать, где будет происходить представление. Главное, чтобы у вас было достаточно места для проведения запланированных эстафет и конкурсов, размещение необходимого инвентаря и обустройства удобных мест для участников команд и зрителей. Праздник лучше организовывать в спортивном зале (или спорт. площадке)- это расширит возможности проведения различных состязаний. Здесь же можно соорудить импровизированную сцену для действий, а для зрителей в удобном для вас месте устроить некое подобие трибун, например: в конце зала, а по бокам установить скамейки для участников команд. За ними или рядом с ними могут находиться болельщики. А что вы предпримите, если у вас очень много гостей?

Выслушиваются варианты ответов.

Верно, если гостей много нужно устроить «стоячие» места - кругом или полукругом, ближе к стенам и окнам. Не забудьте о местах для жюри и о табличках с оценками. Но все это вы сделаете сообразно собственным пространственным условиям с учетом расположения гимнастической стенки, каната, других спортивных снарядов. Кстати, заранее компактно соберите весь необходимый инвентарь в одном из углов зала так, чтобы ответственные за него, могли легко выносить и устанавливать его во время смены эстафет и уносить обратно.

Очень важно позаботиться о технике безопасности во время проведения соревнований повышенного риска - если вы используете духовые ружья или колющие предметы (клинки, штыки), а также предметы для метания в цель. Во время выполнения физических упражнений повышенной сложности старшие школьники должны страховать младших. Готовясь к праздникам, не забывайте соразмерять уровень сложности выбираемых состязаний с возрастом участников.

Теперь о составе команд. В каждую из них входит по 10 человек, но численность участников может варьироваться от 8 до 12 человек. Возрастные категории могут самые разные - на ваше усмотрение. Сложность эстафет также рассчитывается сообразно возрастным категориям.

4. Практическая часть.

Проведение мини- эстафеты.

5. Подведение итогов занятия.

.

Занятие спецкурса №4.

Основы проведения «Веселых стартов»

Задача:

  1. Познакомить подростков с основами проведения «Веселых стартов».

  2. Воспитать дисциплинированность и ответственность.

  3. Способствовать развитию организаторских качеств.

План-конспект

  1. Вступительное слово.

  2. Сообщение задач занятия.

Сегодня на занятии мы поговорим об основах проведения «Веселых стартов», а именно об их идеях и ролях. Научимся описывать программу «Веселых стартов»

  1. Работа над новым материалом.

Беседа «Основы проведения «Веселых стартов»»

В первую очередь мы с вами поговорим об идеях и ролях «Веселых стартов». Очень важно сразу ответить на вопрос: для кого? Ведь для разных возрастов нужны разные по сложности эстафеты, разные идеи, которые объединят все старты.

Не меньшее внимание нужно уделить оформлению зала. Оно должно отражать идею стартов, погоду за окном и хорошее настроение.

Только после этого можно приступить непосредственно к самому главному: к продумыванию будущих конкурсов и эстафет. Именно на их подбор уходит 70% всего времени подготовки. Очень важно сделать конкурсы веселыми, интересными и доступными для всех. Например, комбинированная эстафета- полоса препятствий в миниатюре - обычно является самой сложной, но и самой красочной, следовательно, интересной, поэтому обычно ее ставят в конце соревнований. В то же время нельзя забывать, что первые эстафеты не должны быть трудными, так как они являются маленькой разминкой. И еще, лучше не проводить более 6-7 эстафет: дети могут устать.

Нельзя предлагать и совсем банальные задания - они быстро наскучат и не принесут детям нужного удовлетворения, тогда как чересчур сложные эстафеты могут испортить хорошее настроение и запутать детей так, что дух праздника для них будет безвозвратно потерян. А слишком затянутая эстафета может просто надоесть.

Раздаются карточки с описанием «Веселых стартов».

Ведущий. Чтобы сохранить самые удачные из придуманных эстафет и потом использовать для проведения «Веселых стартов» с другими классами, с другими детьми, их нужно подробно описать. Как вы видите на карточках, которые у вас есть, в описание нужно включить:

  • название эстафеты; место ее проведения;

  • инвентарь;

  • схему (как расположен инвентарь в спортивном зале);

  • ход соревнований;

  • организацию судейства;

  • начисление штрафных очков;

  • расчет необходимого инвентаря.

.

Ведущий. Также важно продумать порядок, в котором эстафеты будут проходить на самих «веселых стартах». Если вы хотите разнообразить «Веселые старты» показательными выступлениями, то можете использовать для этого разные гимнастические или цирковые номера, они очень красочны и всегда запоминаются. Включенные в программу показательные выступления по спортивным танцам или другим зрелищным, интересным видам спорта также понравятся детям и покажут им красоту и доступность спорта. Кроме того, можно придумать различные конкурсы и викторины для болельщиков.

На данном этапе работы очень важно четко распределить роли, решить, кто, чем будет заниматься во время подготовки и самих «Веселых стартах».

Основная подготовительная работа в спортивном зале ложится на плечи людей, отвечающих за инвентарь. Удобнее всего делать это вчетвером: по два человека на команду, чтобы успевали все расставлять.

Много работы у будущих судей. Они составляют протоколы, где будет вестись счет очкам. Важно создать удобный для использования протокол, где будут присутствовать графы: название эстафеты, штрафные очки, очки за первое или второе место, общая сумма очков, текущий счет.

Еще нужно договориться о количестве баллов, присуждаемых победившей и проигравшей команде (например, 10 и 7).


Образец протокола:

Название

эстафеты

Штрафные очки

Очки за место

Сумма

Итог

1


2


3 и т.д.


Ведущий. Судьи отвечают за награждение команд, значит, они должны заранее подготовить красивые грамоты. Важно, что грамоты должны получить обе команды.

4. Практическая часть.

Отряд «Победа ф/к» делится на 6 групп. Каждая группа придумывает эстафету и описывает ее. Для примера выдаются карточки с описанием эстафеты. Карточки.

название: «Боулинг».

место: спортивный зал.

инвентарь:15 кеглей, 10 мячей, двойная стойка, одинарная стойка, 2 конуса, 3 обруча.

описание: первые в команде бегут до обручей, перешагивая из одного обруча в другой, подлезает под первой стойкой, перешагивая через вторую, берут мяч и бросают в кегли.

судейство: побеждает команда, сбившая больше кеглей. В случае ничьей - команда, закончившая эстафету первой.

штрафные очки: если команда сбивает препятствия, если игрок пропускает препятствия.

5. Подведение итогов занятия.

Занятие спецкурса №5.

Основы проведения «Веселых стартов»

Задача:

1.Продолжать знакомить подростков с основами проведения «Веселых стартов».

2. Воспитывать нравственные качества.

3. Способствовать развитию организаторских качеств.

План-конспект

1. Вступительное слово.

2. Сообщение задач занятия.

Сегодня мы продолжаем знакомится с основами проведения «Веселых стартов». Поговорим о музыкальном сопровождении и прогоне.

3. Работа над новым материалом.

Беседа «Основы проведения «Веселых стартов»».

Так как большую роль в «Веселых стартах» играет музыкальное сопровождение, на нашем занятии мы поговорим именно об этом.

Первая песня, под которую дети войдут в зал, должна быть энергичной, веселой и знакомой участникам, чтобы они могли чувствовать себя комфортно.

Последующие песни должны иметь отношение к эстафете: или названием, или содержанием. Хорошо, если песни будут ритмичными- под них приятнее бегать, прыгать, они пробуждают бодрость, энергию.

Заключительная песня должна быть чем-то вроде «Танца маленьких утят», чтобы увлечь детей легким, но интересным танцем.

Подобрав все песни, необходимо записать их на одну кассету в той последовательности, в которой они будут звучать.

Прослушивается музыка, подходящая для веселых стартов.

Теперь, когда все готово и вам кажется, что все возможные ходы просчитаны до мелочей, наступает самый ответственный момент подготовки - прогон.

На прогоне вы должны попробовать инсценировать все старты, испытать эстафеты, наложить на них музыку, засечь время каждой эстафеты и ее подготовки.

К прогону должны быть готовы все документы (предварительные сценарные планы, списки эстафет, протоколы, схемы залов), каждый должен знать место, где он может находиться во время стартов. Не забудьте: все ваши действия должны быть отображены на бумаге. Если готовятся показательные выступления, то их тоже желательно включить в прогон.

Перед прогоном всем раздается сценарный план, куда каждый будет заносить нужные пометки. Инсценируя все эстафеты по очереди, вы должны установить их в точном и рациональном порядке.

Ведущему на прогоне важно проговорить весь текст (речь), который будет произноситься. Это очень поможет выявить недостатки, возможные проблемы и заранее продумать пути их решения.

Для «инвентарщиков» прогон также очень важен. На прогоне они должны выбрать для каждого оптимальное место нахождения в зале (обычно это по два человека с каждой стороны), потренироваться быстро расставлять и убирать инвентарь. Когда это занимает очень много времени, необходимо сообщить ведущему, чтобы тот придумал, чем он займет детей. После прогона у каждого должен остаться сценарий с пометками, что он делает во время того или иного этапа. Все планы должны быть отлажены и согласованы.

4. Практическая часть.

Отряд «Победа ф/к» делится на 6 групп, каждая из которых продумывает эстафеты для итогового проекта «Веселые старты»









V. Cписок литературы

1. Вайнбау Я.С. ,Коболь В.И. , Радионова Т.А.. Гигиена физического воспитания и спорта - Москва. 2002 г.

2.Корнеева Л.А. Здоровый образ жизни и профилактика социально- опасных привычек подростков. Чита.2000г.

3. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Киев.2003г.

4. Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре.// Физическая культура в школе. 2005г. №4.

5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. Владос-Пресс. 2002г.

6. Погодаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.:Ф. и С. 2000г.

7. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта. М.: Владос-Пресс. 2002г.






© 2010-2022