Методика организации и проведения военно-спортивной игры Зарница

1.     Воспитание у школьников патриотизма, гражданской ответственности и небезразличного отношения к знаменательным датам в истории нашей страны. 2.     Формирование высоких нравственных принципов, среди которых большое значение отводится ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите. 3.     Воспитание патриотов страны и гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им. 4.     Активизация деятельности классных коллективов образовательного учреж...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методика организации и проведения военной - спортивной игры

«Зарница».



Выполнила:

Учитель высшей категории

физической культуры

МАОУ СОШ с. Натальино

Балаковского района

Саратовской область

Смирнова Т.В.

Сценарий военно - спортивной игры «Зарница - 2015»

( учащихся 5 - 11 классов)

Место проведения: МАОУ СОШ с. Натальино

Время проведения: 14 февраля 2015г. в 11.00 ч

Участники мероприятия: администрация, учителя, ученики школы .

Цель:

Формирование гражданственности и уважения к историческому прошлому нашей Родины.

Задачи:

  1. Воспитание у школьников патриотизма, гражданской ответственности и небезразличного отношения к знаменательным датам в истории нашей страны.

  2. Формирование высоких нравственных принципов, среди которых большое значение отводится ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.

  3. Воспитание патриотов страны и гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.

  4. Активизация деятельности классных коллективов образовательного учреждения и привлечение их к активному участию в мероприятиях, посвященных празднованию 70 - ой годовщины Великой Победы.

  5. Популяризация военно - прикладных и технических видов спорта среди школьников .

Подготовительная работа:

  1. Создание инициативной группы по разработке Положения о проведении школьной военно-спортивной игры «Зарница - 2015» среди учащихся 5-11 классов .

  2. Организация судейского сопровождения игры во главе с учителем физкультуры и ОБЖ.

  3. Знакомство классных руководителей и командиров 5-11 классов с Положением о проведении школьной военно-спортивной игры «Зарница - 2015».

  4. Создание сценария открытия игры «Зарница - 2015».

  5. Подготовка грамот для награждения участников игры «Зарница - 2015».

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • Медиапроекторы и музыка на этапах игры.

  • Музыка для открытия и закрытия игры «Зарница - 2015».

о Медицинские сумки, бинты, аптечка.

  • Противогазы.

  • Гранаты, мишень.

  • Флаги.

  • Обручи.

Ход игры «Зарница - 2015» .

11.00 - построение команд в спортивном зале

/ звучат песни на военную тематику/

11.10. Звучат фанфары.

/ Звучат позывные.. Выходят юноша и девушка./

Юноша:

Я не хочу, чтоб громы
Орудийной канонады
Услышал твой ребенок, твой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда.
Коснулся их безжалостной рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились
Как раковая опухоль Земли,
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с планеты унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли
Навечно, навсегда, а не на миг.
Я не хочу, чтоб громы канонады
Услышал твой ребенок, твой и твой…
Пусть мир взорвется криком: «Нет, не надо!»
Вам нужен сын не мертвый, а живой.

Девушка:

Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться,
Правы
И убедительны слова…
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память - наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…

/ Звучит музыка военных лет/

Юноша:

У времени есть своя память - история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Девушка:

9 мая наша страна буде отмечать 70- летие Победы - один из величайших праздников в истории нашего Отечества, он в судьбе каждого российского города и села, в памяти каждой российской семьи!

Юноша:

70 лет прошло с того незабываемого дня, когда смолкли последние залпы сражений, когда в поверженном Берлине была поставлена победная точка четырехлетней кровопролитной войны, и народы Европы навсегда избавились от фашистской чумы.

/ Звучит музыка военных лет/

Девушка:

Наше сегодняшнее традиционное мероприятие «Зарница - 2015» - одно из школьных мероприятий, посвященных 70 - летию Победы над фашистской Германией. Слово предоставляется директору школы _______/ поздравляет всех с началом игры, говорит о значимости военно-патриотического воспитания ит.д./

Юноша:

Пусть будет вечной память живущих о тех, кто отдал жизнь, защищая свободу и независимость нашей Родины!

Они навсегда останутся для нас примером чести, верности воинскому и гражданскому долгу, примером беззаветного служения своему Отечеству!

Минута молчанья…
Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.
Летнее небо над нами.
Горечью пахнет полынь.
Черными колоколами
Стонет бездонная синь.
Стонет земною печалью
Тех, чьи сердца не стучат.
Даже в минуту молчанья
Колокола не молчат.
Минута молчанья…

/ Звучит метроном. Минута молчания/

Девушка:

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Девушка:

Слово предоставляется главному судье игры «Зарница - 2015».

________________________________________________________________

/ судья поздравляет всех с началом игры и объявляет программу игры «Зарница - 2015»/

Главный судья игры:

Программа игры:

1.Топография

( собрать рисунок на время)

2. Газы

На время одеть противогазы.

3. Спортивные состязания

Выполняют мальчики и девочки подъем туловища из положения лежа на спине - за 1 минуту.

4. "Ратные страницы истории Отечества"

Викторина «Знаешь ли ты историю ВОВ»

5. Кроссворд

Правила поведения в экстремальных ситуациях

6. Шифровка:

Каждой команде дается конверт в котором разрезана на отдельные слова пословица на военную тему. Из этих слов за одну минуту нужно собрать всю пословицу.

("Бой красен мужеством, а товарищ дружеством",

"Мужественный пеняет на себя, а трусливый на товарища")

2 вариант шифровки:

Каждой команде раздается карточка с шифровкой и ключом. Прочитать текст за одну минуту.

(26 20 1 2 3 13 6 19 21. 16 23 18 1 15 32 6 20 5 3 6 17 21 26 12 10

16 5 10 15 20 1 15 12 .)

Методика организации и проведения военно-спортивной игры Зарница

Текст: штаб в лесу, слева от гор. Охраняют две пушки один танк.

7. Санитары

Задания -наложить шину, наложить повязку на голову, на руку( одно задание). Участвуют 4 санитара от отряда

Перенести любым способам 2х раненых 30 м.

8. «Осторожно! Танки!»

По 3 гранатометчика из отряда. Метание гранат в цель ( по 4 гранаты каждый)

9. Связисты

Сосчитать сколько узелков соединений находится на веревке.

10. КПП

Найти на дереве подвешенный карандаш или фломастер своего цвета и сделать отметку им в своем листе.

11. Переправа

Переправа по 3 или 4 человека в обруче ( обручи связаны между собой) .Вся команда должна переправиться через участок в 30 м.

12. Воздушная тревога

«Вспышка справа!», «Вспышка слева!» «Вспышка сзади!»( правильно занять позицию)

13. Атака

Вся команда выстраивается в шеренгу по двое по команде «Марш» бежит 50 м с криками «Ура! За Родину!» берут высоту и берут флаг.

14. Возвращение в школу.

Строем с командной песней ( у каждого отряда соя песня).

Прошу капитанов команд получить маршрутные листы. На каждом этапе командам будет предложено определенное задание. По окончании игры Совет физкультуры школы подведет итоги игры. На общешкольной линейки будет награждение победителей игры.

Девушка: А сейчас все в добрый путь!

11.45. - начало игры

/ Звучит музыка военных песен/





ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЕ "ЗАРНИЦА"

Этапы:

1 этап. Топография( по расписанию маршрутного листа)

( собрать рисунок на время)

Кабинет 1 класса.

2 этап . Газы( по расписанию маршрутного листа)

На время одеть противогазы.

(Коридор у раздевалки)

3 этап. Спортивные состязания ( по расписанию маршрутного листа

Выполняют мальчики и девочки (подъем туловища из положения лежа на спине , руки за голову - за 1 минуту).

(Спортивный зал)

4 этап. "Ратные страницы истории Отечества"

( Кабинет 10 класса )

Используя цифровые ресурсы ( Приложение № 3 - Презентация «Ратные страницы истории Отечества ), участники игры работают с материалами презентации и отвечает на вопросы.

Слайд 3.

Соотнеси имя героя и событие, в котором он принимал участие:

События

Исторические деятели

Полтавская битва

Петр1

Отечественная война 1812г.

М. В. Кутузов

Освобождение Москвы от польских оккупантов

Д. Давыдов

Командование эскадроном «гусар летучих»

К. Минин и Д. Пожарский

Слайд 4. О каком историческом событии рассказывает кадр этого фильма? Между кем идет сражение? ( Александр Невский ).

Слайд 5. Вспомните поговорки знаменитого полководца А. Суворова , которые он употреблял во время общения с солдатами?

  • «Тяжело в ученьи, легко в бою»

  • «Пуля дура - штык молодец»

  • «Ученье свет - неученье тьма»

  • «За ученого трех неученых дают»

Слайд 6. В ходе, какой войны в России появилась регулярная армия?

Северная (1700-1721)

Крымская (1853-1855)

Русско-турецкая (1787-1791)

Русско-японская (1904-1905)

Русско-шведская (1806-1812)

(Северная война).

Слайд 7. О каком известном историческом событии свидетельствуют фрагменты летописи? Чем оно закончилось? (Битва на Непряде).

Слайд 8. «Непонятные слова»

Что означают эти древнерусские слова?

Это:

Вой - воин

Рать - войско

Шелом - шлем

Басурманы - противники, иноверцы

Пороки - стенобитные орудия, разновидность камнемета.

Слайд 9. Чьи портреты исторических деятелей перед Вами?

Это:

  • М. Кутузов

  • Д. Донской

  • Иван III

  • Петр I

  • А. Невский

  • Ф. Ушаков

  • А. Суворов

Слайд10 - 11. Собери русского воина в бой - перечисли необходимые доспехи и оружие, широко использовавшиеся до 15 века. (шлем)

Слайд 12. Какому историческому событию посвящен этот памятник? Где расположен этот памятник? ( Волгоград. Родина - мать).

( На каждый вопрос отводится 1 минута. Правильные ответы команды суммируются).

5.этап. ( по расписанию маршрутного листа) «Страницы «Великой Отечественной войны».

(комната Боевой и трудовой славы)

Участвует команда в полном составе.

Вопросы викторины:

Слайд 2. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством… ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь? (Георгий Константинович Жуков).

Слайд 3. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? Как найти это место на карте? (д. Прохоровка в 30 км к северо-западу от г. Белгорода)

Слайд 4. Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года и в результате которой армия Паулюса была рассечена и капитулировала? («Кольцо»).

Слайд 5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

Слайд 6. Крепость, построенная в 1833-38 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость)

Слайд 7. Назовите завод «танкоград», где было налажено крупное производство лучших танков времен Великой Отечественной войны Т-34. (Челябинский тракторный завод).

Слайд 8. Это была первая награда, учрежденная в годы войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 года. (Орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени).

Слайд 9. Этот самый дорогой в мире наградной знак был учрежден 8 ноября 1943 года. Он представляет собой платиновую звезду диаметром 72 мм, рубиновые лучи которой окаймлены бриллиантами. Из-за лучей звезды выходит бриллиантовое «сияние». На медальоне изображены Спасская башня и Мавзолей Ленина. Орден № 1 получил маршал Жуков, второй - маршал Василевский, третий - Сталин. Всего этой наградой были отмечены 12 человек, в том числе 5 иностранцев. (Орден «Победа»).

Слайд 10. 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? (Сталинград-Волгоград)

Слайд 11. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И. В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва)

Слайд 12. Как назвал Гитлер план захвата советской столицы? («Тайфун»)

Слайд 13. Эта комсомольская подпольная организация вела героическую борьбу с оккупантами с августа 1942 года по февраль 1943 года в городе Краснодоне. («Молодая гвардия»)

Слайд 15. Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (Алексей Маресьев)

Слайд 16. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. (Александр Матросов).

Слайд 17. Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника. (Николай Гастелло)

Слайд 18. Любовь и верность оказывались на войне сильнее тяжелейших, невыносимых испытаний и даже смерти - таков жизнеутверждающий смысл известного стихотворения К. Симонова. Назовите его. («Жди меня»)

Слайд 19. Поэт А. Сурков в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для него фронтового дня под Истрой написал письмо жене, шестнадцать строчек которого впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идет речь? ( «Землянка»)

Слайд 20. Красноармеец И. А. Байдужий писал 17 апреля 1943 года поэту: «Ваша поэма… энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идет речь и кто его автор? (А. Твардовский «Василий Теркин»)

Слайд 21. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной. Кто написал музыку и как называется эта песня? (А. В. Александров, «Священная война»).

5этап. Кроссворд «Правила поведения в экстремальных ситуациях»

( по расписанию маршрутного листа) (Кабинет 8 класса).

Пожар в квартире

Методика организации и проведения военно-спортивной игры Зарница

Вопросы

По горизонтали

1. Накормишь - живет, напоишь - умрет.

2. Объект, притягивающий вора.

4. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом,
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.

5. В два ряда дома стоят -
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.

6. Средство защиты от огня в помещении, в автомобиле.

9. Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома, и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья, где же я?

10. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою - что это такое?

12. Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры.

13. Вот гора, и у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

15. В шахту спустится шахтер,
Принесет воды во двор.

16. Костяной порог,
За ним - красный говорок.

По вертикали

1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ.

3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Все такие добряки -
Раздают всем огоньки.

4. Кто приходит, кто уходит -
Все ее за ручку водят.

5. То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе,
Продырявит море.

7. Чудо-ящик - в нем окно,
В том окошечке - кино.

8. Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.

10. Огонь, вышедший из-под контроля человека.

11. Деревянная дорога
Вверх идет отлого.
Что ни шаг - то овраг.

14. Межи деревянные,
А поля стеклянные.

15. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.

6этап Шифровка: (по расписанию маршрутного листа)

( кабинет 2 класса)

Каждой команде дается конверт в котором разрезана на отдельные слова пословица на военную тему. Из этих слов за одну минуту нужно собрать всю пословицу.

("Бой красен мужеством, а товарищ дружеством",

"Мужественный пеняет на себя, а трусливый на товарища")

2 вариант шифровки:

Каждой команде раздается карточка с шифровкой и ключом. Прочитать текст за одну минуту.

(26 20 1 2 3 13 6 19 21. 16 23 18 1 15 32 6 20 5 3 6 17 21 26 12 10

16 5 10 15 20 1 15 12 .)

Методика организации и проведения военно-спортивной игры Зарница

Текст: штаб в лесу, слева от гор. Охраняют две пушки один танк.

7 этап Конкурс «Первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях». (По расписанию маршрутного листа) Проводится на школьном дворе.

Задания -наложить шину на ногу, наложить повязку на голову, на руку( одно задание). Участвуют 4 санитара от отряда

Перенести любым способам 2х раненых 30 м.

В конкурсе оценивается:

  • правильность наложение шины;

  • правильность наложение повязки на голову;

  • правильность наложение повязки на руку;

  • бережная и правильная транспортировка;

  • время.

8 этап «Осторожно! Танки!» (По расписанию маршрутного листа)

(школьный стадион)

По 3 гранатометчика из отряда. Метание гранат в цель ( по 4 гранаты каждый)

9 этап Связисты (По расписанию маршрутного листа)( школьный двор)

Сосчитать сколько узелков соединений находится на веревке.

10 этап КПП (По расписанию маршрутного листа) ( школьный двор)

Найти на дереве подвешенный карандаш или фломастер своего цвета и сделать отметку им в своем листе.

11 этап Переправа (По расписанию маршрутного листа)

( школьный стадион)

Переправа по 3 или 4 человека в обруче ( обручи связаны между собой) .Вся команда должна переправиться через участок в 30 м.

12 этап Воздушная тревога (По расписанию маршрутного листа)

(Территория Натальинского Культурного Центра)

Участвует вся команда .По команде «Вспышка справа!», «Вспышка слева!» «Вспышка сзади!» команда должна занять правильную позицию.

13 этап Атака (По расписанию маршрутного листа) (Гора на территории НКЦ)

Вся команда выстраивается в шеренгу по двое и по команде «Марш» бежит 50 м с криками «Ура! За Родину!» берут высоту и командный флаг.

14 этап Возвращение в школу.

Строем с командной песней ( у каждого отряда соя песня).

14.00 - Звучат позывные. Начало закрытия.

Юноша:

Наше сегодняшнее традиционное мероприятие «Зарница - 2015» - одно из школьных мероприятий, посвященных 70 - летию Победы над фашистской Германией подошло к завершению. Награждение будет проводится на общешкольной линейки.

Девушка Всех благодарим за участие в игре!!! До новых встреч!!!

/Звучат военные песни/



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:



  1. Песня победы. Стихотворения. -Л.: Детская литература,1985.

  2. Нечаев М.П., Плитинь Н.Н. Мир творчества на школьной сцене. Авторские методики общешкольных праздников. - М.: 2008.

  3. Тамара С.А. Праздничная передача на школьном радио ко Дню Победы//Научно-методический журнал Классный руководитель.2005. № 1

  4. «Военно-спортивные игры для старшеклассников». Сборник методических рекомендаций.. Свердловск.: 2000.

  5. festival.1september.ru/articles/511042/

  6. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник М. М. Кирьянова. - М., 1985

  7. Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне/Сост. Н. Старшинов, С. Музыченко. - М.:Сов. Россия, 1980

  8. Летопись Великой Отечественной 1941-1945. - М.: Молодая гвардия, 1985

  9. Кислицына Л. П. Познавательная игра для старшеклассников, посвященная Дню Победы// Классный руководитель, 2004, №8



© 2010-2022