- Преподавателю
- Физкультура
- Автореферат Все должно получиться!
Автореферат Все должно получиться!
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бикулов Р.М. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКУ «Отдел образования» Аксубаевского муниципального района РТ
МБОУ «Старомокшинская СОШ имени В.Ф.Тарасова»
«Мастер педагогического труда по организации внеурочной
физкультурно - оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат
«Всё должно получиться …!»
Работа учителя физической культуры
высшей квалификационной категории
Бикулова Раиса Мурзаевича
Моя педагогическая концепция - это когда каждый подросток может найти себе спортивное увлечение по душе, формирование потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом, готовить к жизни. Если в начальной школе - это освоение фундаментальных навыков и умений, развитие двигательной активности, то в средней школе - совершенствование приобретённых навыков и умений, дальнейшее развитие физических качеств школьника. В то время такие задачи, как неуклонное повышение уровня физической подготовленности, формирование положительного отношения к занятиям спортом являются общим для всех возрастных категорий учащихся.
Постановка физического воспитания в нашей школе, я считаю, соответствует выполнению этих задач.
Физическое воспитание в школе включает в себя:
- основную программу обучения - уроки;
-спортивные секции;
- внутришкольные спортивные мероприятия;
-районные и республиканские соревнования;
- занятия физкультурой и спортом дома.
Я считаю, что не надо останавливаться на программе, основанной на базе одного - двух видов спорта, потому что, на мой взгляд, ребёнок должен испытать, попробовать себя как можно в больших видах физической культуры и спорта. И, занимаясь только многими видами физической культуры и спорта, можно построить хороший фундамент здоровья. А задача учителей физкультуры - вызвать осознанную потребность быть здоровым.
На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны.
С 2000 года наша школа является участником республиканского конкурса - проекта «Школа, содействующая здоровью серебряного уровня». Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности школы стала физкультурно-оздоровительная работа. Она включает в себя мероприятия, доступные и привлекательные для большинства учащихся. Благодаря им, у ребят формируется здоровый образ жизни, возникает устойчивый интерес и тяга к физическому совершенствованию.
В школе разработана программа «Путь к Здоровью». Её цель - формировать у детей стремление укрепить своё здоровье и развить физические способности.
Данная программа - комплексная. Важно то, что особое внимание в ней уделяется аспектам физического и нравственного здоровья, а также ей присуща целенаправленная систематическая работа на всех ступенях обучения.
Задачи, стоящие перед педагогами школы, можно сформулировать следующим образом:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- установление тесной связи с медицинскими работниками по вопросам профилактики заболеваний.
В процессе реализации программы задействованы все: учащиеся школы, члены педагогического коллектива, медицинские работники, родители.
Физкультурно-оздоровительная программа нашей школы включает в себя:
- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;
- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний ;
- организацию экскурсий, походов, прогулок;
- организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;
- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;
- привлечение родителей и других представителей взрослого населения села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.
Данная программа полностью охватывает учебно-воспитательный процесс в школе. Так для физической и психологической разгрузки учащихся созданы спортивные секции, кружки, занятия которых я стараюсь проводить систематически, строго по расписанию.
В режим школьника включены спортивные перемены, физкультминутки для учащихся 1-5 классов, Дни здоровья. Во время перемен учащиеся с большим удовольствием бегут в спортивный зал, и меня это очень радует. Ребята имеют возможность подтянуться на турнике, проверить свои силы на выносливость , поиграть в волейбол. Или просто побеседовать со своим тренером. Ежегодно при школе функционирует летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. Отдельным пунктом можно назвать проведение открытых классных и общешкольных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности:
- спортивные праздники («Золотая осень», «ОФП», «Весёлые старты», «Сильные, смелые, ловкие», кросс на приз воина - афганца Вячеслава Фролова, где спонсорами выступают все учителя школы и т.д.)
- общешкольные соревнования по баскетболу, волейболу, футболу и др.
- народные игры и забавы.
Заканчиваются эти мероприятия в конце учебного года «Летней спартакиадой». Всё это происходит ярко, красочно, награждением победителей, красивым оформлением и музыкальным сопровождением. Эти мероприятия сплачивают коллективы классов, учителей, родителей, всю школу и имеют неоценимое воспитательное значение.
Говоря о пропаганде здорового образа жизни, я считаю , что её основными направлениями являются:
-тематические классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;
- популяризация физической культуры и здорового образа жизни через уроки здоровья, уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры, элективные курсы;
- совместная работа с представителями здравоохранения и внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции (ОФП, «Баскетбол», «Футбол» и др.). Результатом отличной спортивной подготовки стали хорошие показатели детей в районных и республиканских соревнованиях.
(Приложение №1)
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что эффективность программы в плане оздоровления учащихся путём приобщения их к здоровому образу жизни, повышения потребности двигательной активности и совершенствования физической и нравственной культуры полностью подтвердились. Об этом говорит тот факт, что растёт рейтинг участия в районных и республиканских соревнованиях, нет учащихся, состоящих на учёте в ПДН. В педагогической практике много всяких систем, концепций, направлений. Я бы выделил решающие факторы, определяющие хорошую работу нашей системы. Но и не только нашей:
- человеческий фактор - учитель, его профессионализм, интеллект, организаторские способности, главное, что работа была по душе. Если это есть, то специалист будет искать, находить и не останавливаться на достигнутом;
- наличие слаженного, споенного, понимающего значимость физической культуры и спорта педагогического коллектива во главе с директором;
- постановка физического воспитания в семье, в дошкольных учреждениях;
-материальное оснащение спортивной базы, которое зависит от экономического положения нашей страны, её приоритетов, и, конечно же, от нас самих. «Под лежачий камень вода не течёт».
- раздельное обучение мальчиков и девочек; ( Приложение №2)
- наличие здорового, честного, соревновательного духа, соперничества в спорте, переходящего в дружбу в жизни.
На мой взгляд, эти факторы в нашей школе в большей мере существуют. Значит, всё должно получиться!
Анкета
участника республиканского этапа «Мастер педагогического труда по организации внеурочной физкультурно - оздоровительной и спортивной работы»
1.Фамилия, имя, отчество : Бикулов Раис Мурзаевич
2.Дата рождения: 13 .04.1955г.
3.Место работы , телефон: РТ, Аксубаевский район, МБОУ «Старомокшинская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф. Тарасова» ,8843444-04-24.
4. Занимаемая должность: учитель физической культуры.
5. Образование: высшее ,КГПИ ,1982г.
6. Педагогический стаж работы: 37 лет.
7. Государственные и ведомственные награды , ученая степень, звание : Медаль «1000-летие Казани» ,2005; , Заслуженный учитель РТ ,2008г; Нагрудный знак «За заслуги в образовании» , 2003г.
8. Спортивные звания: нет.
9. По какой группе образовательных учреждений участвует в конкурсе : I группа.
10. Автореферат на тему: «Все должно получиться…!»
11. Научно-методические разработки, публикации, авторские программы:
-
Проект «Раздельное обучение мальчиков и девочек» .
-
Публикация из опыта работы в журнале «Наука и школа» по теме: «Моя педагогическая концепция» , 2006г.
-
Размещение работы - эссе на тему: «Сердце отдаю детям!» (О любимом тренере - Бикулове Раисе Мурзаевиче) на сайте zankov.ru
12. Выступление на Республиканском уровне:
-
Выступление в рамках прохождения курсов повышения квалификации учителей физической культуры при ИРО РТ г.Казань ,2010 по теме: «Раздельное обучение мальчиков и девочек» (из опыта работы).
13. Домашний адрес, индекс, телефон: 423063, РТ, Аксубаевский район, п.МЮД, ул.Центральная д17.кв1. телефон 88434440496
14. Фамилия , имя , отчество руководителя образовательного учреждения: Шарафутдинов Раиль Галиаскарович.
Подписи: Участник: /Бикулов Р.М./
М.П. Директор школы: / Шарафутдинов Р.Г./
Приложение №1
Результаты спортивной деятельности
2011 - 2012 учебный год.
№
Ф.И.О. учителя и ученика
Наименование конкурса
Результат
Районный уровень
1
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры.
Легкая атлетика.
Команда.
3 место
2
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры.
Самаренкин Алексей,10кл
Легкая атлетика
2 место
3
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры.
Сулейманов Радиф, 7 класс.
Легкая атлетика
1 место
4
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Питукин Марат , 7 класс.
Легкая атлетика
2 место
5
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Шарафутдинов Алмаз, 9 класс
Легкая атлетика
2 место
6
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Кустенева Настя, 6 класс
Легкая атлетика
2 место
7
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Баскетбол , турнир АСШ№3
1 место
8
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Баскетбол - мальчики
( 7 -8 класс);
2 место
9
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Баскетбол - сборная школы
3 место
10
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Баскетбол - мальчики
( 5 - 6 класс)
1 место
11
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Баскетбол - юноши 1995 - 1996 г.р.
1 место
12
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Баскетбол - юноши 1995 -1996г.р.
1 место
13
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Баскетбол - девушки
( 1995 - 1996 г.р.)
2 место
14
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Баскетбол - турнир зонально - республиканский - юноши
2место
15
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Баскетбол - турнир зонально - республиканский - юноши
2место
16
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Баскетбол - турнир - юноши
1998 - 1999г.р.
2место
17
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Волейбол - юноши - 1999 - 1998 г.р.
1 место
18
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Волейбол юноши - 1996 - 1997г.р.
1 место
19
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Стритбол - девочки 1999 -2000г.р.
1место
20
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Стритбол - мальчики- 1999- 2000 г.р.
1 место
21
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Стритбол - юноши- 1996- 1997 г.р.
3место
22
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Стритбол - юноши- 1994- 1995 г.р.
3место
Республиканский уровень
1
Бикулов Раис Мурзаевич
г. Набережные Челны, Баскетбол 7 - 8 класс (Косарев Алексей - член сборной команды района, лучший игрок).
1 место
2
Бикулов Раис Мурзаевич
г. Нижнекамск, Баскетбол,
6 класс (Сулейманов Ринат, Малецков Артём, Чумаков Александр)
3 место
2012 -2013 учебный год
Районный уровень
1
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры.
Легкая атлетика.
Команда.
1 место
2
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры.
Самаренкин Алексей,11кл
Легкая атлетика
1 место
3
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры.
Питукин М , 8 класс.
Легкая атлетика
2 место
4
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Хамидрахимов И , 11 класс.
Легкая атлетика
4 место
5
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Шарафутдинов Алмаз, 10 класс
Легкая атлетика
2 место
6
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Кустенева Настя, 6 класс
Легкая атлетика
1 место
7
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Курдюкова Е (8кл)
Легкая атлетика
3 место
9.
Бикулов Р.М.
Баскетбол - юноши
1996 - 1997г.г.
3 место
10
Бикулов Р.М.
Баскетбол - юноши
1998- 1999г.г.
2место
11
Бикулов Р.М.
Баскетбол -мальчики
2000 г.р. и моложе
1 место
Республиканский уровень
1
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры.
Самаренкин Алексей,11кл
Легкая атлетика
(г. Набережные Челны)
2 место
2
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры.
Питукин М , 8 класс.
Легкая атлетика
(г. Набережные Челны)
Участники
3
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Шарафутдинов Алмаз, 10 класс
Легкая атлетика
(г. Набережные Челны)
Участники
4
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Кустенева Настя, 6 класс
Легкая атлетика
(г. Набережные Челны)
Участники
5
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Курдюкова Е (8кл)
Легкая атлетика
(г. Набережные Челны)
Участники
6
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Косарев Алексей (9кл)
Баскетбол
(г. Набережные Челны)
Участник
7
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Юноши 1998 - 1999 г.р. Малецков А.(7а) ,Сулейманов Р.(8 а),Сулейманов Р.(7 а), Питукин М.(8 а)
Баскетбол
(г. Казань)
1 место
Всероссийский уровень
1
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры.
Хамидрахимов Ильшат,11кл
Легкая атлетика
г.Анапа
в «пятёрке» сильнейших
2
Бикулов Р.М.- учитель физической культуры
Шарафутдинов Алмаз, 10 класс
Легкая атлетика
Анапа
в «пятёрке» сильнейших
3
Бикулов Р.М. - учитель физической культуры
Самаренкин Алексей, 11 класс.
Легкая атлетика
Анапа
1 место
Приложение №2
МБОУ «Старомокшинская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф.Тарасова»
Методика работы по теме:
«Раздельное обучение мальчиков и девочек на уроках и внеклассных занятиях по физической культуры».
Из опыта работы учителя физической
культуры высшей квалификационной
категории Бикулова Раиса Мурзаевича.
Введение. ( Актуальность темы).
Известно, что биологическое и физическое развитие мальчиков и девочек отличается. Об этом говорят функциональные показатели организма мальчиков и девочек. Это натолкнуло нас на мысль организации раздельного обучения учащихся на уроках физической культуры.
Исходя из актуальности нашей проблемы, цель нашей работы:
создание благоприятных условий для раздельного обучения и воспитания девочек и мальчиков на уроках и внеклассных занятиях по физической культуре.
Задачи:
-
укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития организма в зависимости от пола;
-
дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от пола;
-
систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, способствующих гармоническому развитию, охране и укреплению здоровья в зависимости от пола.
Главные наши гипотезы:
1.Оздоровление учащихся.
2.Повышение интереса к систематическим занятиям физической культуры.
3.Увеличение динамики физического развития каждого ребёнка.
4.Улучшение результата выступлений на соревнованиях.
Для достижения целей и задач мы применяем следующие методы и приёмы:
-
оценка физического развития и состояния здоровья детей;
-
показатели биологического развития мальчиков и девочек;
-
основные показатели физического развития мальчиков;
-
основные показатели физического развития девочек;
-
тестирование, беседы, секции, уроки.
Экспериментальная часть.
Данной проблемой лицей занимается с 1990 года.
В сельской местности наполняемость классов от 10 до 20 учащихся. Это дало возможность объединения двух параллелей и разделения учащихся из двух классов на две группы по половому признаку.
Что это даёт учителю?
-
Один учитель занимается только с группой мальчиков, другой - с группой девочек.
-
В обыкновенном классе учитель вынужден « разрываться» между мальчиками и девочками, давая им отдельные задания. В это время какая - то группа детей остаётся без внимания преподавателя. Возрастает вероятность травматизма. При раздельном обучении учитель занимается с детьми одного пола. Это создаёт комфортные условия для проведения урока.
Что же получают дети при раздельном обучении?
-
Педагог, как наставник, друг, тренер постоянно занимается со своей группой.
-
Увеличение количества учащихся одного пола даёт возможность соревноваться с большим количеством соперников.
-
Отсутствует дискомфорт, так как рядом дети одного пола.
-
Повышается результативность урока.
Такая же система отлажена и в проведении внеклассной работы. Учитель, занимающийся на уроках с мальчиками и юношами, с ними же ведёт спортивные секции
Получается неразрывная цепочка:
урок - секция - внеклассное мероприятие - соревнование.
Заключение.
Такая система помогает достичь более высоких результатов во всём:
-
в оздоровлении: динамике физического развития:
-
в достижении результатов:
-
в воспитании Женщины и Мужчины.
Положительное в опыте:
-
не требуется дополнительного финансирования ;
-
создаются комфортные условия для физического развития мальчиков и девочек.
-
появляется возможность создания параллелей по оптимальному физическому развитию;
-
классные журналы заполняются аналогично уроков технологии;
-
повышается интерес к урокам физической культуры;
-
снижается заболеваемость;
-
улучшаются результаты на соревнованиях различного уровня.
Учитывая положительный опыт, рекомендую распространить его на уровне школ республики.