Учебный материал по лыжной подготовке

Учебный материал по лыжной подготовке. Метод опережающего обучения на уроках лыжной подготовки. Метод опережающего обучения предполагает, что, изучая с учащимися программный материал учитель исподволь включает в уроки новые элементы, такие, которые будут осваиваться в последующем. «узнавание» учащимися этих элементов при дальнейшем обучении позволяет им быстрее и эффективнее овладевать новым материалом, так как он будет в определённой степени уже знакомым. Преимущество данного метода в том, что он, увеличивая период времени на освое...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный материал по лыжной подготовке.

Метод опережающего обучения на уроках лыжной подготовки.

Метод опережающего обучения предполагает, что, изучая с учащимися программный материал учитель исподволь включает в уроки новые элементы, такие, которые будут осваиваться в последующем. «узнавание» учащимися этих элементов при дальнейшем обучении позволяет им быстрее и эффективнее овладевать новым материалом, так как он будет в определённой степени уже знакомым. Преимущество данного метода в том, что он, увеличивая период времени на освоение нового материала, позволяет подтянуть самых слабых учеников до уровня лучших.

Возможность применения метода опережающего обучения на уроках лыжной подготовки обусловлено самим построением школьной программы физического воспитания. Последовательное построение учебного раздела «Лыжная подготовка», при котором за определенными элементами лыжной техники изучаются следующие, в той или иной степени связанные с предыдущими(и так от класса к классу), позволяет учителю физической культуры заглянуть вперед, проследить связь этих элементов и построить обучение таким образом, чтобы осуществить предполагаемое опережение. Последовательность учебного материала не должна исключать возможность его параллельного освоения.

Структура лыжных ходов во многом способствует эффективности применения в обучении данного метода. Почти в любом лыжном ходе имеются элементы являющиеся опорой для освоения техники другого хода. Так, например, основой всех классических лыжных ходов является попеременный двухшажный ход. Главная задача учителя-научить учащихся этого хода. Обучение осуществляют поэтапно. По программе в 1 и во 2 классах изучают скользящий шаг на лыжах без палок и с палками; в 3-переходят к освоению попеременного хода.

При этом учитель почти всегда сталкивается с такой трудностью: учащиеся довольно быстро осваивают основы скользящего шага без палок или держа палки в руках, но при попытке в 3 классе сразу же перейти к попеременному двухшажному ходу (т.е. активно отталкиваться палками в сочетании со скользящим шагом) у них нарушается структура движений хода. Появляются дискоординация, вынос палок штырями вперед, двухопорное скольжение и другие грубые ошибки. Почему подобное происходит? Дело в том, что, тщательно разучивая с учащимися в течение первых двух лет скользящий шаг и добиваясь образования прочного навыка в этом элементе хода, учитель очень часто не заглядывает вперед, не пытается так же тщательно обучить школьников отталкиванию палками. Поэтому при переходе к попеременному двухшажному ходу этот элемент остается абсолютно новым для учащихся и скоординировать его с движениями ног в скользящем шаге становится очень сложно.

Следует же, опережая начало обучения по переменному двухшажному ходу, сделать предварительно знакомыми ученикам все его основные моменты, а не только скользящий шаг. Для этого вместе с образованием прочного навыка уже на первом этапе обучения, в 1-2 классах, отдельно надо отрабатывать движения рук лыжника с палками по следующей схеме: вынос палок вперед-постановка их на снег штырями вниз-назад-нажим руками и туловищем-отталкивание назад за линию наклона туловища. Упражнения по этой схеме выполняют вначале на месте, затем в движении под уклон и «полушагом», с одной и двумя палками. Если вместе с прочным навыком скользящего шага будет так же прочно закреплен навык отталкивания палками, переход в 3 классе по переменному двухшажному ходу пройдет безболезненно. При этом методе даже самые слабокоординированные ученики справятся с поставленной задачей без грубых ошибок.

Реализуя на практике содержание учебных тем лыжной подготовки, учитель часто сталкивается с тем, что рамки учебной программы того или иного класса сдерживают возможности учащихся. Так изучение и совершенствование попеременного двухшажного хода продолжается с 1 по 5 класс и только в 5 классе к этому добавляется изучение достаточно простого одновременного бесшажного хода. В то же время учитель видит, что многие учащиеся имеют желание и возможность освоить элементы лыжной техники, включенные в разделы последующих лет обучения. Исходя из этого, учитель может исподволь готовить такое опережение программы, включая в урок упражнения, вытекающие из уже изученных ранее ходов и являющиеся составной частью планируемых к изучению движений.

Например, в процессе совершенствования учащихся в технике попеременного двухшажного хода можно акцентировать их внимание на таких специально-подготовительных упражнениях, как самокат, самокат с отталкиванием одной палкой, попеременная и одновременная постановка палок на снег, отталкивание палками при передвижении под уклон бесшажным одновременным и попеременным ходами. Первые два упражнения вырабатывают навык отталкивания одной лыжей при скольжении на другой, следующие-умение применять попеременные и одновременные отталкивания палками. Неоднократное выполнение этих упражнений позволит прочно закрепить эти навыки. Впоследствии уверенное владение данными упражнениями даст возможность учащимся легко перейти к одновременным ходам. Отталкивание ногой, знакомое ученикам по упражнению «самокат», соединяется также знакомым одновременным отталкиванием палками. В результате-одновременный одношажный ход уже намечен.

Еще пример. Разучивая поворот переступанием на месте, легко можно сделать и первый шаг-ступеньку к освоению данного поворота в движении. Для этого нужно, хорошо разучив поворот переступанием на месте, в дальнейшем раз от раза требовать от учащихся наращивания быстроты движений в этом элементе техники. В итоге это приведет к тому, что школьники будут делать его как бы скользящими прыжками, отталкиваясь боковым ребром лыж. А это уже основа аналогичного поворота в движении. В дальнейшем к данному знакомому учащимся движению добавляется отталкивание палками и скольжение на каждой лыже. И поворот в движении будет разучен довольно быстро всеми занимающимися.

Разучивая стойки спуска, учащиеся многократно спускаются со склона и заканчивают скольжение после выката на ровный участок. Чтобы прокат был не слишком далеким, учитель может показать им, как проще остановиться, разводя задники лыж в стороны, и что нужно для этого сделать. Попытки остановиться таким способом позже позволят учащимся легче понять и освоить торможение плугом и упором.

В лыжной технике, как правило, один элемент вытекает из другого, одно движение-из предыдущих, диапазон навыков-из самой специфики учебной деятельности на лыжне. Учитель всегда найдет в изучаемом материале такие упражнения и технические элементы, которые помогут освоить последующие, более поздние и сложные разделы программы, причем у школьников постоянно будет присутствовать ощущение узнавания новых движений, знакомство все с большим числом технических элементов.

Важным фактором, способствующему опережающему обучению, является предварительное создание у учеников правильного, ясного и четкого представления о движении. Это можно сделать, демонстрируя семы основных фаз лыжных ходов или показывая эти фазы на видеопроекторе, а также с помощью фотографий лыжников при выполнении ими различных ходов, подъемов спусков, торможений, поворотов.

После такой подготовительно работы освоение нового учебного материала происходит легче и быстрее, поскольку у учащихся уже создано надежное представление о движении. Этим создаются условия, обеспечивающие опережение в знании учащимися предмета изучения, знания и самых главных элементов лыжной техники.

При комментированном управлении на уроке по совершенствованию лыжной техники работой класса руководит не только учитель, но и ученики. Сначала это делает под руководством педагога наиболее сильный ученик, обладающий хорошей техникой. Он показывает упражнение, проговаривает все то, что делает, комментирует каждое свое движение. Затем учащиеся разбиваются на небольшие группы, и в каждой из них один учеников демонстрирует технику упражнений, комментируя её. В дальнейшем ученики по очереди показывают это движение с собственным комментарием и комментарием ведущего в группе. По истечении заданного времени учитель просматривает результаты работы каждой группы, оценивает деятельность ведущего и всех учащихся. При этом учитель, последовательно контролируя выполнение задания, может сосредоточить внимание на небольшой группе наиболее слабых в координационном отношении учеников и уделить им больше времени, продуктивно поработав с ними.

Что касается функциональной подготовки учащихся, развития у них выносливости - качества, во многом определяющего здоровье человека, то этот раздел программы также требует от учителя физической культуры внимательного и творческого подхода. Известно, что состав учащихся даже одного класса далеко не однороден по своему физическому развитию и возможностям. Очень часто одни школьники по своему биологическому возрасту значительно опережают других, некоторые же отстают в своем развитии. Это обязательно следует учитывать учителю, планирующему работу по лыжной подготовке с определенным классом.

Дифференцирование заданий учащимся с учетом их биологического возраста дает возможность не только справляться с требованиями учебной программы, но и значительно опережать их без особого напряжения. Такая дифференциация в заданиях будет способствовать быстрому прогрессу наиболее способных учащихся и одновременно принесет большой эффект в подготовке физически менее развитых учеников класса. Обычная для лыжных уроков погоня на лыжне слабых учеников за сильными приводит к тому, что они постоянно работают не на оптимальных, а на максимальных, предельных режимах частоты сердечных сокращений. А это не тренирует, а, наоборот, истощает системы, лимитирующие выносливость организма. Кроме того, постоянное перенапряжение приводит к потере желания заниматься лыжной подготовкой. Отсюда проистекают пропуски занятий или пассивное поведение на них. Выполнение же строго дозированных занятий с соответствующим возможностям каждого ученика режимом нагрузки по частоте сердечных сокращений позволяет школьникам эффективнее раскрыть возможности своего организма. Совершенствование функциональных возможностей проходит активнее. Разрыв между сильными и слабыми учениками сокращается.

Данные примерного биологического возраста учащихся учитель может получить в медицинском кабинете школы или определить сам, опираясь на приводимые в специальной литературе таблицы паспортного и биологического возраста школьников.

Так например, Учащиеся 3 класса, опережающие по биологическому возрасту своих одноклассников, могут получит задание преодолеть не программные 2 км, а 2,5-3 км, менее сильные пройдут примерно за это же время заданные 2 км. Главное, чтобы интенсивность передвижения не превышала оптимальную ЧСС - 160-170 уд/мин

Нередко на уроке сильные ученики, получив то же задание, что и все остальные. Значительно быстрее выполняют его и затем донимают учителя вопросом: «Что делать дальше?». Учитель вынужден с ходу придумывать им новое задание. В других случаях сильные ученики, справившись с заданием просто-напросто «остывают», дожидаясь выполнения его остальными одноклассниками. И то и другое плохо.

При учете же биологического возраста учащихся и дифференциации заданий в соответствии с ним сильные получают нагрузки, опережающие учебную программу, способствующие лучшему закреплению технических навыков в процессе преодолении большого расстояния за то же время, что и основная часть класса. А так как требования от класса к классу увеличиваются, как правило, не намного, то выполнять задание с опережением программы для большинства учеников, владеющих основами техники лыжных ходов, не составит особого труда. Тем более, что это не самоцель, а большая возможность для совершенствования важнейших систем организма, определяющих развитие выносливости. Тренирует эти системы продолжительное воздействие на них определенных двигательных режимов.

Имеется еще один фактор, способствующий опережению в освоении программного материала. Это определенные наукой периоды интенсивного развития у школьников физических качеств. Ориентируясь на данные В. Н. Плохого, можно определить для каждой возрастной группы школьников, для каждого класса, какие качества в этом возрасте наиболее активно наращиваются. Отсюда целенаправленный подбор упражнений. В одном классе необходимы упражнения с преимущественной направленностью на развитие силовой выносливости - они дадут наибольший эффект, в другом - на развитие общей выносливости, в третьем - на повышение скоростных качеств. Так, с 1 по 8 класс интенсивно развивается быстрота, с 4 по 11 - скоростно-силовые качества, с 6 класса резко увеличиваются силовые возможности школьников, с 7 класса следует активно развивать выносливость - она дает в этот период наибольший прирост.

Базируясь на знании данных особенностей развития физических качеств школьников и акцентируя внимание на них, учитель сможет наиболее рационально построить учебный процесс и получить необходимый эффект.

Учитель физической культуры:

А. Е. Кобылкин.



© 2010-2022