Статья: Инновационные технологии на уроках физкультуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках физического воспитания»

Учитель физической культуры

Новочеркасской СШ

Хохлунов Алексей Семенович

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы всё чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога - определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы оцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приёмы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому своё личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, Комитетом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда:

Конструктивная;

Коммуникативная;

Организаторская;

Познавательная.

Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами.

Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования.

Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности, как ребёнка, так и учителя.

В современном обществе необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основывается на решении таких задач, как совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств.

Как сделать физическую культуру средством совершенствования личности ребёнка? Необходим, прежде всего, творческий поиск новых подходов, путей и содержательных форм в работе с детьми. Расскажу немного о системе своей работы.

Основными направлениями в своей работе я выбрал следующее:

повышение общего уровня физической подготовки учащихся;

привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;

популяризация и агитация здорового образа жизни;

повышение спортивного мастерства ребят и их подготовка для участия в районной и городской Спартакиадах школьников.

В своей каждодневной работе я решил поднять общий уровень общефизической подготовки, которая является базой в любом виде спорта. Это положительно сказалось на результатах сдачи как учебных упражнений в течение года, так и итоговых зачётов в конце учебного года.

Одним из основных учёбных упражнений по физической подготовке у юношей является подтягивание на перекладине. В то же время он является и наиболее трудным зачётом. Чтобы повысить результаты в подтягивании на перекладине, юношам всех классов в конце урока отводится время на это задание.

Так, учащимся 6-ых классов предлагается выполнить до 5 подтягиваний на перекладине,

7 класс - до 6;

8 класс - 8;

9 класс - 10;

10-11 класс - 12.

Всё это положительно сказалось на сдаче учебных упражнений как в конце каждого учебного триместра, так и в конце учебного года.

В процессе обучения мною используются все известные способы организации урока: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой, игровой, соревновательный.

Выбор метода в большей степени зависит от задач урока и этапа обучения. Так на начальном этапе обучения технике бега на короткие дистанции, я применяю фронтальный метод. Я проверяю правильное положение ног и рук на старте. Туловище должно быть наклонено вперёд, взгляд устремлён перед собой. При обучении работе рук, я объясняю, что руки, согнутые в локтях, должны двигаться вдоль туловища, образуя треугольник.

После обучения стартовому положению, перехожу к обучению стартовому разгону, при этом обращая внимание на характерные ошибки учащихся:

быстрое выпрямление туловища после старта;

скованное положение плеч и рук;

Следующим этапом обучения является бег по дистанции. При этом акцентирую внимание на прямолинейность движения, а также на правильную постановку стопы при беге и работу рук.

Групповой метод используется мною на более поздних этапах обучения после того, как учащиеся освоили основные элементы техники, и перешли к их совершенствованию. Групповой метод я чаще всего использую в гимнастике, в спортивных играх (баскетбол) и при работе на тренажёрах. Класс обычно делится на несколько групп от трёх до пяти человек и совершенствует технические приёмы на различных снарядах.

При обучении спортивным играм одна группа совершенствует технику передач и приёма мяча. Вторая - броски после ведения, третья - броски мяча с места и т.д.

Обучение двигательным умениям и навыкам неразрывно связано с развитием двигательных качеств ребят. Примером могут являться занятия гимнастикой.

Но на современном этапе обучения на уроках физической культуры нельзя оценивать успехи учащихся строго по учебным нормативам. По уровню физической подготовки и здоровья современные учащиеся намного уступают ученикам в прежние годы. Поэтому важную роль в процессе обучения играет индивидуальный подход к ученику.

Я в своей работе стараюсь для каждого ученика подобрать упражнения, для которого они доступны.

У каждого ученика должна быть своя цель на пути совершенствования своей физической подготовки. Даже слабый ученик по физическому развитию чувствует себя комфортно на моих уроках. Введение третьего урока физкультуры в неделю позволило повысить вариативность методов обучения в этом плане.

Главная моя задача, чтобы на уроках каждому ученику было интересно, и он осознанно понимал, что занимается физическим совершенствованием своего тела и что в дальнейшем ему просто необходимо укреплять здоровье.

Потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом - одна из главных задач нашего государства, и я на своих уроках стараюсь её решать.

Индивидуальный метод я также широко применяю и в работе со старшеклассниками. Это, прежде всего, выполнение дополнительных заданий по развитию физических качеств с учётом склонностей физической и технической подготовленности. Все эти задания направлены на совершенствование ранее приобретённых двигательных умений и навыков.

При использовании кругового метода учащиеся делятся на группы, но в данном случае работают одновременно, каждый как бы на своей «станции». В результате такой работы достигается наивысшая плотность урока, при этом совершенствуются основные двигательные (физические) качества на одном уроке.

Он может быть использован на ограниченной площади и занимает немного времени. Достаточно половины спортивного зала, чтобы за 15-20 минут «нагрузить» весь класс.

Как правило, на одном уроке учащиеся проходят от пяти до семи станций, с интервалом отдыха в одну минуту.

Один из главных методов обучения на уроках физкультуры является игровой. Только через игру можно добиться постоянного интереса школьников к урокам физкультуры. Я стараюсь во второй половине основной части урока проводить подвижные или спортивные игры с учащимися по теме задания. Это позволяет проводить урок на высоком эмоциональном уровне и получить положительный эффект от занятия.

К сожалению, всё увеличивается число учеников, освобождённых от занятий физической культурой. Поэтому для меня становится всё более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, чтобы заинтересовывать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Её сущность сводится к следующему: ученик за определённый период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определённое количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке - важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего, на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усреднённых учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретённых теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни.

На моих уроках ученики мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект достигается лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения.

Третий год в нашей школе текущие и итоговые оценки имеют ученики, которые по медицинским показаниям имеют освобождение от уроков физкультуры. Данные ученики получают задания по теоретическому курсу «Физическая культура», пишут рефераты. За устные ответы и рефераты учащиеся получают отметки. Таким образом, все учащиеся аттестуются по предмету «Физическая культура». Каждый ученик на моих уроках независимо от его физического здоровья и уровня подготовки может получить положительную отметку.

В своей работе большое внимание уделяю организации внеклассной работы, которая является базой по подготовке сборных команд школы для участия в районных и городских Олимпиадах Школьников.

Мною составлены программы физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей «Обучение игре в баскетбол», «Обучение игре в волейбол», «Обучение игре в мини-футбол». Программы рассчитаны на три года обучения для детей 12-17 лет. Все эти виды спорта являются средством физического воспитания. Программа дополнительного образования детей «Обучение игре в волейбол» имеет профессионально-ориентированный уровень.

Цель всех программ - показать важную роль занятий спортом для всестороннего физического развития.

Внеклассная работа включает в себя и проведение различных спортивных праздников. Это «Весёлые старты» в младших классах, «А ну-ка парни!», «А ну-ка девушки!» в старших классах, «Весёлый мяч» в средней школе. Проводится регулярная школьная Спартакиада в 5-11 классах.

В своей педагогической деятельности я руководствуюсь словами писателя А.П. Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно!». Школьник должен развиваться гармонично, как духовно, так и физически.

Если, по окончании школы, ученик продолжает заниматься физкультурой и спортом, то свою задачу как педагог физического воспитания, я выполнил.

Аннотация к статье ««Использование инновационных педагогических технологий на уроках физического воспитания»

Актуальность статьи очевидна, т.к. игровой и соревновательный методы являются одним из массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры. Особое внимание уделено тому, что физическое воспитание должно быть направлено на формирование у учащихся таких качеств, как интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими. Задача преподавателей физической культуры состоит в том, чтобы дать понять и показать, что физической воспитание было и будет самым важным.

В данной статье отмечено как с помощью использования различных методов, в том числе игрового и соревновательного можно разнообразить уроки физкультуры, привлекать учеников в спортивные кружки, секции. Главная цель всех занятий, в том числе и физической культуры, заключается в разностороннем развитии личности детей.

© 2010-2022