Дополнительная образовательная программа Туризм и спортивное ориентирование

Дополнительная образовательная программа «Туризм и спортивное ориентирование»   туристско-краеведческой направленности рассчитана на возрастную категорию обучающихся старшего  школьного возраста (15-18 лет). Цель программы -  формирование всесторонне развитой личности средствами туризма  и  спортивного ориентирования на местности, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития  личности. Состав группы  двенадцать человек. Занятия про...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Аннинский дом детского творчества



«УТВЕРЖДЕНО»

протокол педсовета №1

от 31.08.2012 г.

приказ № 22 от 03.09.2012 г.

по МКОУ ДОД Аннинскому ДДТ

Директор______________

Н.А. Гоголева


Дополнительная образовательная программа «Туризм и спортивное ориентирование»

МКОУ ДОД Аннинского ДДТ

на базе МКОУ Аннинской СОШ №3





Возраст: 16-18 лет

Срок реализации: 2год








Программа разработана педагогом дополнительного образования

Бериным Виктором Семёновичем в 2012 году


пДополнительная образовательная программа Туризм и спортивное ориентирование. г. т. Анна Дополнительная образовательная программа Туризм и спортивное ориентирование


Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа «Туризм и спортивное ориентирование» туристско-краеведческой направленности рассчитана на возрастную категорию обучающихся старшего школьного возраста (15-18 лет). Срок реализации данной программы 1 год. Дополнительная образовательная программа объединения «Туризм и спортивное ориентирование» МКОУДОД Аннинского ДДТ на базе МКОУ Аннинской СОШ №3 с УИОП является результатом пятнадцатилетнего опыта работы автора, занимающегося проблемами формирования знаний по теории и методике обучения и тренировки в области спортивного ориентирования и туризма.

Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что занятия спортивным ориентированием и туризмом способствуют формированию активной жизненной позиции молодого человека. В туристских походах и на соревнованиях учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физиче­ские качества, приобретают жизненно ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных пре­пятствий, самообслуживания, исследовательской работы и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспита­нию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыруч­ки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств. Учащиеся должны уметь пользовать­ся компасом, ориентироваться на местности, преодолевать пре­пятствия; правильно выбирать место для привала, разжигать костер, устанавливать палатку, снаряжаться для похода в за­висимости от сезона длительности и способа передвижения, вязать узлы; знать правила поведения в походе, санитарии, гигиены и правила безопасности. Всем вышесказанным обусловлена педагогическая целесообразность данной образовательной программы.

Цель программы - формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и спортивного ориентирования на местности, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития личности.

Задачи:

- расширять и углублять знания обучающихся, дополняющих школьную программу по географии, биологии, ОБЖ, и физической подготовке;

- формировать умения и навыки в работе с картой, компасом;

- формировать специальные знания по вопросам туризма и спортивного

ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

- формировать навыки выживания в экстримальных условиях;

- расширять знания о проблемах экологии и охраны природы;

- содействовать гармоничному развитию личности;

- формировать самостоятельность и волевые качества;

- способствовать развитию чувства коллективизма, товарищества и

взаимопомощи;

- способствовать физическому совершенствованию обучающихся;

- способствовать успешному участию обучающихся в соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию.

Группа обучающихся формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей, личного заявления родителей (лиц заменяющих родителей), медицинской справки из медицинского учреждения с положительным заключением о допуске к занятиям. Отказом в приёме может служить медицинское противопоказание для занятий туризмом и спортивным ориентированием.

Состав группы двенадцать человек. Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа, четыре часа в неделю, так же рассчитаны на индивидуальные и групповые занятия; практико-ориентированную деятельность и досугово-развивающие дела.

По окончании программного курса обучающиеся должны знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и спортивного ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- иметь представление об истории и природных условиях нашей области;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и

доврачебной медицинской помощи.

По окончании программного курса обучающиеся должны уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревнованиях по

спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь.

Результатом работы по данной программе должно стать стремление детей к применению знаний и умений на практике, увеличение шансов каждого обучающегося быть востребованным, желание продолжать занятия туризмом и спортивным ориентированием.

Оценка успешности реализации возможностей, умений и навыков обучающихся происходит регулярно после завершения практической деятельности (индивидуальной, групповой). Уровень освоения образовательной программы демонстрируется и отслеживается на открытых занятиях в конце учебных четвертей и учебного года, туристических слётах и соревнованиях различного уровня.


Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика


Вводное занятие

2

2

-


Физическая подготовка

28

8

20


Техническая и тактическая подготовка в

туризме и ориентировании

16

6

10


Топография и ориентирование

48

6

42


Медицинская подготовка и гигиена в

туризме и ориентировании.

20

10

10


Организационно-массовая работа

30

-

30

И Т О Г О:

144

32

112


Содержание разделов и тем программы

Вводное занятие

Меры безопасности. Общая туристическая подготовка. Проблемы экологии и охраны природы.

Физическая подготовка

Бег на короткие дистанции.

Бег с преодолением препятствий.

Игры.

Эстафеты.

Бег на длинные дистанции.

Передвижения на лыжах.

Техническая и тактическая подготовка в туризме и ориентировании

Виды и формы туризма.

Подготовка проведение и подведение итогов похода.

Туристическое снаряжение и оборудование.

Примеры распорядка ходового дня.

Привалы и ночлеги.

Естественные преграды и преодоление их.

Основы лыжного туризма.

Виды спортивного ориентирования.

Работа с картографическим материалом.

Компас и спортивная карта.

Снаряжение ориентировщика.

Топография и ориентирование

Азимут.

Сочетание карты и компаса.

Начальная топографическая подготовка.

Глазомерная маршрутная съемка.

Начальная подготовка ориентировщика.

Ориентирование на местности.

Медицинская подготовка и гигиена в туризме.

Классификация травм их профилактика первая помощь.

Рацион и режим питания.

Пищевые отравления, инфекционные заболевания,

первая помощь.

Гигиена одежды и обуви.

Гигиена дыхания, заболевания, профилактика и первая помощь.

Организационно-массовая работа

Организация места проведения соревнований.

Планирование дистанций.

Разработка технической инфор­мации и символьных легенд контрольных пунктов.

Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию:

- права и обязанности участника;

- специфика каждого вида ориентирования;

- действия спортсмена перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт;

- техническая информация о дистанциях.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию различного уровня.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Тема занятия

Формы, приёмы, методы

Дидактич. и технич. оснащение

Форма подведения итогов


Вводное занятие

Беседа, инструктаж

Инструкции по ТБ, мультимедиа презентация, тексты тестов

Тест


Физическая подготовка

Беседа, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Оборудование для постановки дистанций, маршрутов, разработки игр, лыжи, палки

Тест, беседа, соревнования


Техническая и тактическая подготовка в

туризме и ориентировании

Беседа, лекция, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Мультимедиа презентация, туристическое снаряжение, компасы, спортивные карты, КП

Тест, беседа, соревнования


Топография и ориентирование

Беседа, лекция, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Компасы, спортивные карты, КП, мультимедиа презентация

Тест, беседа, соревнования


Медицинская подготовка и гигиена в

туризме и ориентировании.

Беседа, лекция, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Мультимедиа презентация, тексты тестов,

Тест, беседа, практическое применение знаний


Организационно-массовая работа

Слёт, соревнования, поход

Туристическое снаряжение, компасы, спортивные карты, КП, тексты тестов, тексты викторин

Беседа, поощрение

Список используемой литературы


п\п

Автор

Название

Год издания

Издание

Амонашвили Ш.А.

«Как живёте, дети?»

1991

Москва «Просвещение»


Аникеева Н.П.


«Психологический климат в коллективе»

1989


Москва «Просвещение»


Методические рекомендации

Туристско -краеведческие кружки в школе.

1988

Москва «Просвещение»

С. Минделевич

«Пора в поход»

1985

Москва «Молодая гвардия»

Комитет по охране окурающей среды Аннинского района

«Природа Аннинского района»

1999

Воронеж

Плешанов Е.А.

«Я+Природа»

1997

ИПФ «Воронеж»

В. Тикуп

Спортивное ориентирование.

1970

Москва «Просвещение»

В.И. Симаков

Туристические походы выходного дня.

1984

Москва «Советская Россия»»

Методические рекомендации

Туристско - краеведческий вестник

№ 46.

2006

Воронеж

Методические рекомендации

Игры быстрого приготовления

2004

Воронеж

Методические рекомендации

Туристическая игротека.

2000

Москва

«Гуманитарный центр»

Атлас родной природы

Растения леса.

Лекарственные растения.

Растения луга.

Животные леса

Грибы.

2006

Москва

«Хочу все знать»

Экология.

2005

Москва

Энциклопедия

Мир живой природы

1999

Москва

Дополнительная образовательная программа Туризм и спортивное ориентирование

7


© 2010-2022