• Преподавателю
  • Физкультура
  • Педагогический проект по физической культуре на темуФормирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)

Педагогический проект по физической культуре на темуФормирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская общеобразовательная школа № 2












ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ




Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)

на занятиях по физической культуре.




Автор: Севрюгин В.С.- учитель

физической культуры

МБОУ Тацинской средней

общеобразовательной школы № 2














СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Введение:

  1. Актуальность выбранной темы……………………………….3

  2. Паспорт проекта…………………………………………………4

  3. Противоречия учебно-воспитательного процесса…………..5

  4. Путь решения…………………………………………………….5

Основная часть:

1. Планирование деятельности ………………………….………6

2. Этапы реализации проекта………………………………........7-8

3. Метод взаимного обмена заданиями по КСО………….…….9-10

4. Критерии продуктивности метода взаимообмена

заданиями…………………………………………………………10

5. Способы контроля……………………….………………………11-12

6. Итоги деятельности…………………………………………......12-14

7. Анализ деятельности………………………………...................14

Заключение…………………………………………………………….15

Ресурсное обеспечение………………………………………………..16

План - конспект коллективного учебного занятия………………17-19



«Приучай ученика работать.

Приучай его к тому, чтобы он

самостоятельно думал, искал,

проявлял себя, развивал свои

дремлющие силы»

Дистервег

1. Введение

Задача современного учителя состоит в коренной перестройке

учебно-воспитательного процесса на основе решительного повышения самостоятельности учащихся и всемерного усиления коллективизма.

Проблема обучения учащихся самостоятельно приобретать знания была и остается одной из актуальных проблем в педагогике.

Целью самостоятельной работы школьников является обеспечение глубокого и прочного усвоения ими учебного материала, формирование активной жизненной позиции.

Решение этой проблемы может осуществляться различными способами, в том числе с помощью коллективного способа обучения (КСО).

На мой взгляд, именно коллективный способ обучения (КСО) на занятиях по физической культуре, как показывает опыт моей работы, дают не только высокое качество знаний и умений, но и развивают педагогические и творческие способности детей, формируют самостоятельность, а в итоге нравственно и физически здоровую личность.

Двадцатилетний опыт моей работы по КСО дает возможность анализировать положительные стороны, накапливать и внедрять методики в учебный процесс.


3

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Формирование и развитие образованной,

нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО) на занятиях по физической культуре.

Автор проекта

Севрюгин В.С.- учитель

физической культуры

Цели и задачи проекта

- Подготовка физически образованной, нравственно и физически здоровой, самостоятельной, ответственной, компетентной личности.

-Анализ и корректировка концепции, программ, технологии сотрудничества в обучении (по КСО)

-Разработка дидактического материала

-Разработка и внедрение метода взаимообмена заданиями (по КСО) на занятиях физической культуры.

- разработка и апробация методики и содержания входной и итоговой диагностики для каждого года обучения

Продолжительность реализации проекта

4 года




4

Почему школе необходим коллективный способ обучения (КСО)?

Существуют шесть основных противоречий группового способа обучения ГСО в современном учебном заведении, которые обусловливают необходимость перехода к КСО:


  1. Между конечной, отдаленной целью обучения и воспитания в школе и целями ближними, актуальными, постоянными.

  2. Между созерцательными и действенно-преобразовательными процессами деятельности ученика.

  3. Между единым одинаковым темпом работы группы (класса) и большим различием в способностях и трудолюбии учеников.

  4. Между индивидуальным характером преподавания при ГСО и коллективной (общественной) сущностью воспитания.

5. Между структурами общения в жизни и их применением в школе, на учебных занятиях.

В жизни человека общение с разными людьми по очереди является основным. Именно оно присуще всем. Без группового общения люди обходятся, а если и прибегают к нему, то в порядке исключения. Следуя терминологии

А. Г. Ривина, общение с каждым человеком по очереди можно назвать диалогическими сочетаниями.

Путь решения, на мой взгляд, один,- коллективный способ обучения.

Коллективные занятия в школе - это и есть внесение в учебный процесс диалогических сочетаний или включение естественной (основной) структуры общения между людьми.

Диалогические сочетания, или общение в парах сменного состава, или общение каждого с каждым по очереди (все это одно и то же) не только основная структура общения, но и главное средство индивидуального развития.

5

Планирование деятельности заключается в изучении методического материала по коллективным учебным занятиям, разработке авторских (рабочих) программ, необходимого дидактического материала, методических разработок,

технологических карт коллективных занятий, способов и методов контроля коллективных занятий, в анализе работы.







6

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Этапы

Сроки реализации

Краткое описание


1-й,

Подготовительный

2012-2013 учебный год

Изучение опыта и теории технологии педагогики сотрудничества (КСО). Подготовка и согласование проекта и необходимой сопроводительной документации.

Согласование и распределение ролей и функций участников проекта.

Составление индивидуальных планов

2-й,

Основной (исследовательский)

2013-2014 учебный год

Разработка и апробация рабочих программ изучения учебного материала по физической культуре, варианты методик коллективных занятий, учёта изученного и контроля над успеваемостью и качеством знаний, способы достижения результатов в обучении и развитии.

Разработка системы методического обеспечения обучения.

Разработка дидактического обеспечения учебного процесса.

3-й,

Итоговый

(внедренческий)

2014-2015 учебный год

Разработка и апробация методики и содержания входной и итоговой диагностики для каждого года обучения.

Подведение итогов работы по КСО

4-й,

Аналитический

2015-2016 учебный год

Обобщение материалов исследования

Публикация методических материалов и рекомендаций для распространения опыта работы по КСО на занятиях по физической культуре.









8


Метод взаимного обмена заданиями по КСО

на занятиях по физической культуре

На протяжении 20 лет в своей педагогической деятельности используем метод взаимообмена заданиями по коллективному способу обучения. Последние три года вплотную заняты разработкой и внедрением данного метода на занятиях по физической культуре в Тацинской средней общеобразовательной школе № 2 в 3- 5 классах.

Как же выглядит работа учебного коллектива в целом? Сначала организуется по нескольку групп делением группы класса по 5-7 учеников в каждой группе. Самое трудное - «запуск»: в классе учеников может работать одновременно 5-6 групп и по разным темам. Например, первая группа приступает к выполнению заданий по теме 1: «Передача баскетбольного мяча», вторая по теме 2: «Техника выполнения броска баскетбольного мяча в корзину», третья по теме 3: «Техника ведения баскетбольного мяча» и т. д.

В начале коллективного занятия готовится мультимедийная доска (для просмотра презентаций и др.), учебная доска, на которой отражается: дата занятия, темы, цели занятия, оборудование; указывается алгоритм (ход) занятия, таблица учета передачи тем (таблица учета работы учеников).

Итак, алгоритм метода взаимообмена заданиями по КСО выглядит следующим образом:

  1. Изучи и закрепи практическими упражнениями данную тему 1:

  2. Свою готовность к работе в паре сменного состава отметь в таблице учета на учебной доске знаком + напротив своей фамилии и своей темы 1

  3. Как только будет готов рассказать и показать упражнения по тему 2 другой ученик, создается пара сменного состава, ученики работают вместе и работают в паре:

    • каждый обучает своему заданию, упражнению другого, анализируют свою деятельность (ошибки, недочёты, успехи и т.д.) по своим темам;

9

  • проверяют усвоение теоритического и практического материала

Первую передачу своей темы отмечают в таблице учета обведением знака + в кружок.

Вступает в сотрудничество с учеником готовым научить своей

теме 3 (или 1,2…) работает в паре сменного состава

  1. Очередную передачу темы отмечает в таблице учета обведением знака + во второй кружок; очередную передачу своей темы другому следующим обведением знака + в кружок.

  2. Идет сдавать зачет учителю по всему разделу (не всегда обязательно)

Как определить продуктивность метода, формы?

На мой взгляд, надо исходить из главных критериев продуктивности, а именно:

- развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся;

- реализация методов и приёмов «педагогики сотрудничества»

Условия развития познавательной активности и самостоятельности учащихся я вижу во включении всех обучаемых в самостоятельную поисковую мыслительную деятельность и в обязательном развитии мыслительных способностей (умении анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения).

Условия реализации методов и приёмов «педагогики сотрудничества» является следующие:

- владение учителем своим предметом;

- владение педагогической технологией;

- владение методикой;

10

- умение организовать работу учащихся;

- умение сопереживать учащимся;

- владение педагогическим тактом;

- наличие педагогических новаций;

- умение управлять собой, сохранять здоровье.

«Значение контроля в том, что он позволяет получить информацию о ходе

процесса формирования личности» Я. Турбовский

Способы контроля усвоения знаний,

используемые на коллективных занятиях:

1. Альтернативный ответ - ученику даётся вопрос и два возможных ответа, из которых необходимо выбрать правильный.

2. Анализ - выявление сильных и слабых сторон учебной деятельности с целью повышения эффективности обучения.

3. Анкета - структурированное письменное интервью.

4. Аудитивный устный - оценивание способности ученика слушать, интерпретировать, выражать идеи и поддерживать разговор

5. Журнал - ведение учениками записей своего собственного прогресса

6. Изучение обстоятельств - предоставление ученикам возможности показывать свои навыки в принятии решений

7. Итоговая оценка - измерение конечного уровня достижения по учебному результату.

8. Компетенция - способность выполнять определённую деятельность в соответствии со стандартами.

9. Оценка по ссылке на норму - сравнение успеваемости ученика с успеваемостью других.

11

10. Практическое упражнение - предоставление учащимся возможности проявлять практические навыки.

11. Процесс - навыки процедуры и мыслительные процессы, демонстрируемые во время деятельности.

12. Ролевая игра - предоставление ученикам возможности проявить поведенческие и межличностные навыки.

13. Самоотчёт - классификация любой формы оценки, при которой ученики производят свидетельства их успеваемости, прогресса, опыта, отношения и личных чувств.

Главное это то, что коллективные занятия по физической культуре приобретают личностно-ориентированный подход. Физическая культура становится не только средством укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и явлением общечеловеческой культуры, проявляющейся в культуре здоровья, культуре телосложения, культуре движения, и как способ жизнедеятельности человека, проявляющийся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми.Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям. Как следствие этого, для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий.

12

Ориентация на самостоятельную деятельность, связанную с удовлетворением индивидуальных интересов, побуждает учащихся к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, активному взаимодействию и творческому сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми людьми. Таким образом, содержание образования по физической культуре, ориентированное в государственном стандарте на формирование самостоятельности, посредством обучения учащихся основам физкультурной (двигательной) деятельности, создает возможности целостного развития личности, способной творчески заниматься собственным физическим развитием и укреплением собственного здоровья.

Автоматически решается проблема дисциплины.

Ребёнок формируется как физически и нравственно здоровая личность.

У учащихся развивается речь, память, мышление, ораторские и организаторские способности, формируется ответственность, самостоятельность вырабатывается активная жизненная позиция.

Всё это прямо указывает на укрепление здоровья, содей­ствие гармоничному физичес­кому, нрав­ственному и социальному разви­тию, успеш­ному обучению, формирование умений саморегуляции средствами физичес­кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

На коллективных занятиях царит деловая, рабочая обстановка. При этом учитель индивидуально работает с каждым учеником: объясняет, показывает, если надо оценивает. Ярко проявляется организаторская и вместе с тем воспитательная функция учителя.


13

Работа в парах сменного состава обеспечивает высокую успеваемость, и высокое качество знаний учеников, которые проявляются на итогах занятий, контрольных работ, зачетах, экзаменах.

Успеваемость 100%, качество знаний 80-90% и выше.

Диаграмма качества знаний учащихся обучающихся по КСО:

Педагогический проект по физической культуре на темуФормирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)

Учащиеся неоднократно становились и становятся победителями и призёрами школьных, районных спортивных соревнований и олимпиад. Опросы, проводимые с детьми и их родителями, показывают положительные отзывы о коллективных учебных занятиях.



14


  1. Заключение

Обучение может осуществляться либо вместе, либо порознь. Наиболее эффективно обучение проходит, если оно осуществляется и вместе, и порознь, т.е. если оно ведется в следующих четырех формах: коллективной, групповой, парной и индивидуальной.

Возникла острая необходимость у каждого учителя, у каждого учащегося осваивать коллективную форму организации учебной работы, разрабатывать методики изучения всех учебных предметов в условиях перехода от ГСО к КСО.

В современных условиях нуждаются в коренных преобразованиях, способных поднять всю работу на качественный уровень, ограничиться частными, несущественными поправками, просто нельзя.

В отдельных случаях методические приемы, творчество учителей-новаторов стали выходить за рамки ГСО. Так, в своем опыте они иногда прибегают к коллективной форме учебных занятий и делают попытки организовать в процессе обучения совместную работу учащихся. Все это - явление прогрессивного характера. Но если весь новаторский опыт не приводит к перестройке классно-урочной системы, этот опыт утрачивает свою прогрессивность.

Применяя на протяжении 20 лет коллективный способ обучения на учебных занятиях, я пришел к выводу, что именно данный способ обучения гарантирует не только высокое качество знаний учащихся, но и формирует активную жизненную позицию молодых людей, дает возможность развитию педагогических способностей, самостоятельности, инициативы учащихся, формирует чувство ответственности перед обществом и государством.

Попытки выдвинуть какие-то новые приемы обучения или новые педагогические теории должны рассматриваться и оцениваться по тому,

насколько они способствуют объективному ходу развития учебного процесса, помогают освободиться от старой системы обучения и перейти к новой, более прогрессивной.

15

Ресурсное обеспечение:


  1. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»- Москва, 1991.

  2. Дьяченко В.К. «Общие формы организации процесса обучения»- Красноярск, 1984.

  3. Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса и ее развитие» - Москва, 1989.

  4. Казакова А.Г. «Организация нетрадиционных форм обучения»,- Иркутск, 1990.

  5. Гульчевская В.Г. « Концептуальные основы организации образовательного процесса в системе индивидуального обучения», Ростов-на - Дону 1998.








16


Технологическая карта

коллективного учебного занятия № 62


Предмет: « Физическая культура»

Класс 5

Дата: 11.02. 2014г.

Количество времени: 45 мин.

Раздел: «Баскетбол»

Темы: 1. Техника ведения баскетбольного мяча.

2. Техника передачи баскетбольного мяча.

3. Техника броска баскетбольного мяча в корзину

Цели занятий:

Воспитательная: Воспитать дисциплинированность, чувство ответственности, культуру поведения, сознательность, формировать общечеловеческие ценности, самостоятельность. Формировать организаторские способности. Формировать педагогические способности, а также взаимовыручку, чувство коллективизма.

Развивающая: Развивать физическое совершенствование, укреплять здоровье. Развивать речь, память, логику, мышление, внимание, умение работать с в парах сменного состава, умение анализировать, давать оценку деятельности.

Образовательная:

Знать и соблюдать: Инструкцию по ТБ

Овладеть приёмами: игры в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять

технические приемы: ведения баскетбольного мяча, передачи баскетбольного мяча, броска баскетбольного мяча в корзину.

Дать необходимый объем знаний и умений по разделу; акцентировать внимание учащихся на приёмах выполнения упражнений, а также терминах и понятиях.

17



Методические указания:

Прежде чем приступать к выполнению заданий, необходимо ознакомиться с материалом учебной литературы по обсуждаемым темам и вопросам.

Проверить состояние здоровья учащихся, психофизическое состояние.

Провести инструктаж по ТБ. Провести физическую разминку.

Методы обучения:

1. Словесные - сообщение информации при помощи слова;

2. Наглядные - сообщение учебной информации при помощи наглядных средств;

3. Практические - получение информации на основании практических действий;

4. Репродуктивные - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний;

5. Поисковые - овладение обучаемыми методами научного познания, развить логическое мышление, постепенная подготовка к самостоятельной постановке и решении проблем;

6. Методы самостоятельной работы ( взаимообмена заданиями по КСО )- развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

7. Информационно - перцептивный- организация усвоения информации путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия

8 Соревновательный (игровой) - круговая тренировка

Межпредметные связи: Химия, биология, физика, статистика, медицина.

Наглядные пособия и технические средства к занятию:

М.Я. Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Стр. 158-162 Инструкция по ТБ. Аптечка медицинская Спортивная форма и обувь секундомер, свисток. Баскетбольные мячи. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

18


План коллективного занятия:

1.Организационная часть: приветствие, отметка отсутствующих объявление темы, постановка целей и задач занятия, раздача тем (запуск).

2. Работа в парах сменного состава:

2.1Работа с текстом (книгой): анализ текста, составление плана ответа,

контрольных вопросов к тексту.

2.2.Отметка готовности к сотрудничеству в паре сменного состава

в таблице учета на доске знаком +.

2.3.Передача своей темы 1 товарищу с темой 2 (рассказ своей темы,

выслушивание темы своего товарища, практическая работа по закреплению

приёмов деятельности)

Цель учащихся на занятии непросто передать тему, показать, но и научить

овладеть практическими приёмами.

2.4.Отметка в таблице учета передачи темы обведением знака + в кружок.

2.5.Смена пары (вступает в сотрудничество с товарищем с новой темой 3)

2.6.По окончании, отметка в таблице учета передачи темы обведением

знака + вторым кружком.

3.Сдача зачета преподавателю (по необходимости)

Таблица учета работы (учет передачи тем)

учеников 5 класса на коллективных занятиях по физической культуре

Фамилия студентов

Тема 1

Тема 2

Тема 3

1.

Иванов С.

Педагогический проект по физической культуре на темуФормирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)+

2.

Сидоров А.

+

3.

Петров В.



4.Подведение итогов занятия, выставление отметок (зачета).

5.Дифференцированное творческое домашнее задание:

(по усмотрению преподавателя) рефераты, тесты, сообщения, соцопрос и т.п.

Учитель физической культуры: Севрюгин В.С.

19


© 2010-2022