- Преподавателю
- Физкультура
- Программный материал по физкультуре
Программный материал по физкультуре
Раздел | Физкультура |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Орлов А.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Физическая культура 5 - 9 классы
Программа составлена на основе нормативных документов:
-Концепция модернизации Российского образования;
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Концепция содержания непрерывного образования
-Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»;
-Образовательная программа школы;
-Положение о Рабочей программе;
-Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М.: Просвещение, 2008.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102часов в год.
Учебники
Физическая культура. 5-7 классы / под ред. Г. И. Мейксона. - М.: Просвещение, 2008
Физическая культура. 8-9 классы / под ред. В. И. Ляха. - М.: Просвещение, 2008
Программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть - входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент- лыжная подготовка . Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по плаванию, бадминтон.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Теоретические сведения изучаются в процессе уроков.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Цели и задачи
Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Решение задач физического воспитания направленно на:
-содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
-образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
-образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастика, плавание, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка;
-образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.
Образовательные технологии:
-здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
-личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
-информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;
Критерии оценивания подготовленности учащихся
I. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие м е т о д ы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности
За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки
За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике
За непонимание и незнание материала программы
II. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив
При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок
Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях
Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка
III. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
Учащийся умеет:
- самостоятельно организовать место занятий;
- подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;
- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги
Учащийся:
- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;
- допускает незначительные ошибки в подборе средств;
- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги
Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов
Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов
IV. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени
Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста
Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту
Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности
Требования к уровню подготовки
Знать: основы истории развития физической культуры в России;
педагогические, физические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с развитой функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержания физических упражнений общеразвивающей и коррегирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
физические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергосбережения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности по средствам индивидуальных физических занятий;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепление здоровья и повышение физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятии физическими упражнениями;
Уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
-
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
-
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
-
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
-
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
Демонстрировать:
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 60 метров с высокого старта с опорой на руку, сек
9 ,2
10,2
Силовые
Лазанье по канату на расстояние 6 метров, сек.
Прыжок в длину с места, см.
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, количество раз.
12
180
-
-
165
18
К выносливости
Кроссовый бег 2 км.
Передвижение на лыжах 2 км.
8мин 50 сек
16 мин30 сек
10мин 20 сек
21мин 00 сек
К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков, с.
Бросок малого мяча в стандартную мишень, м
10,0
12,0
14,0
10,0
Распределение учебного времени прохождения программного материала
График прохождения учебной программы 5, 7, 8 классы
№
Разделы программы
Учебные часы
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
1
Основы знаний
В процессе уроков
2
Спортивные игры
35
8
7
14
6
3
Гимнастика с элементами акробатики
14
-
14
-
-
4
Легкая атлетика
20
10
-
-
10
5
Лыжная подготовка
16
-
-
16
-
6
Плавание
17
9
-
-
8
7
Итого
102
27
21
30
24
9 класс
№
Разделы программы
Учебные часы
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
1
Основы знаний
В процессе уроков
2
Спортивные игры
54
17
9
14
14
3
Гимнастика с элементами акробатики
12
12
4
Легкая атлетика
20
10
10
5
Лыжная подготовка
16
16
Итого
102
27
21
30
24
Содержание программного материала
5-8 классы
Основы знаний
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Правила выполнения домашних заданий, гимнастики до занятий, физкультурных минут. Дыхание во время выполнения упражнений. Правила безопасности при выполнении физических упражнений. Питание и двигательный режим школьников. Пагубность вредных привычек.
Навыки, умения, развитие двигательных качеств
Гимнастика
Строевые упражнения - перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием.
Комплексы утренней гимнастики с предметами и без предметов.
Упражнения в равновесии (на бревне) - ходьба приставными шагами; повороты на носках, приседания; соскоки прогнувшись.
Висы и упоры-мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа.
Акробатика - кувырок вперед и назад; стойка на лопатках.
Опорные прыжки - вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см).
Ритмическая гимнастика.
Легкая атлетика
Низкий старт. Бег 60 м, равномерный бег до 2000 м. Прыжки в высоту способом «перешагивание» и в длину в шаге. Метание малого мяча с шага способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага на дальность.
Спортивные игры
Баскетбол - стойка игрока, передвижения, остановка прыжком; ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной рукой с места. Учебная игра.
Волейбол - ходьба и бег с остановками и выполнением задний по сигналу (сесть на пол, подпрыгнуть и др.); стойка игрока; передача мяча сверху двумя руками. Учебная игра.
Лыжная подготовка
Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный. Подъем наискось «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 2,5 км.
Плавание
Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди и спине. Плавание кролем на груди и спине. Старты с тумбы и из воды.
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки
9 класс
Естественные основы
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы
Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
Приемы закаливания
Пользование баней.
Гимнастика: стойка на голове и руках силой (мальчики); поворот в полуприседе на бревне, комплекс упражнений стретчинга, мини-комплекс ритмической гимнастики (девочки).
Спортивные игры
баскетбол (передача мяча в движении, ведение попеременно правой и левой рукой, персональная защита, броски мяча по кольцу после ведения и двух шагов, двусторонняя игра);
волейбол (передача мяча у сетки, передача мяча через сетку в прыжке, передача мяча стоя спиной к партнеру, прием мяча, отскочившего от сетки, игра в нападении (через игрока передней линии) и в защите ("углом вперед"), двусторонняя игра);
Легкая атлетика
низкий старт, бег по повороту. Передача эстафеты. Бег до . Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание" и в длину с разбега способом "согнув ноги". Метание малого мяча на дальность с разбега. Метание мяча (теннисного) с в цель. Преодоление небольших препятствий с наскоком и перепрыгиванием.
Лыжная подготовка
переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление препятствий. Прохождение дистанции 4 - 5км.
Развитие двигательных качеств: скоростно-силовых, общей и скоростной выносливости, гибкости, силы, ловкости.