Программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Программа


по физической культуре


для детей с ограниченными возможностями





Учитель: Капаницкая Наталья Николаевна


Г.Красноярск






Предмет: Физическая культура

Программа: Физическая культура

Часов в год: 34

Часов в неделю: 1







Пояснительная записка

Учебная программа физическая культура разработана для детей инвалидов ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ филиала краевого государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа

«Железногорская санаторная школа-интернат»

Движения составляют главный источник здоровья,

бездействие есть мочила здоровья,

движения могут заменить лекарства,

между тем как всевозможные лекарства,

вместе взятые, никогда не могут заменить движений.

Тиссо, врач, XVIII век, Франция

Всё лучшее мы всегда стремимся отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем должна быть одной из основных наших задач. Здоровье детей - это будущее страны. Но здоровье не существует само по себе - оно нуждается в тщательной заботе.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Но сегодня число здоровых детей неуклонно уменьшается, при этом растёт число детей, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, ЖКТ и др.

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека: совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Адаптивная физкультура - это подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении , укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

Занятия физической культурой с применением специальных комплексов при различных заболеваниях содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям.

Главное средство - специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Они подбираются в соответствии с особенностями заболевания и оказывают многогранное физиологическое действие: под воздействием физических упражнений активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма.

Физкультура у детей имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребёнка. Одна из главных задач физической культуры - предупреждение отставания ребёнка в развитии путём

восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определённых заболеваниях.

Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями. Разработаны различные методики для детей определённых возрастных групп при тех или иных заболеваниях

Ко всем обучающимся применяется дифференцированный подход в зависимости от степени заболевания

Программа обучения ФК - 34 академических часа.

Цель программы:

В рамках программы учащиеся получат знания по основам применения средств физической культуры:

заболеваний разной сложности (опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой системы, органов пищеварения и т.д.), а так же реабилитации в посттравматический период с помощью таких методов, как гимнастические физические упражнения, , ходьба, занятия с инвентарем.

Физическая культура является средством физического воздействия на организм больного ребёнка, темпы его роста и развития при патологических состояниях, при различных дефектах развития, заболеваниях и травмах у детей.

Данная дисциплина позволяет правильно рассчитывать дозировку физической нагрузки, учитывая возраст ребёнка, при различных патологиях: заболеваниях дыхательной системы у детей, при нарушениях осанки, при травмах, плоскостопии, сколиозах, кифозах, лордозах, при кривошее, дисплазиях тазобедренного сустава, при ожирениях, при нарушениях речи, заикании, при мышечных атрофиях, слабости мышц, при ДЦП, при нарушениях координации движений, нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма .В зависимости от целей программного содержания уроки подразделяются на:

- уроки образовательной направленности - для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям

-уроки коррекционно-развивающей направленности - для коррекции осанки, плоскостопия ,профилактики соматических заболеваний, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

- уроки лечебной направленности - для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.

-уроки рекреационной направленности- для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Наиболее типичным для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки, включающие в себя элементы обучения, развития , коррекции, профилактики.

Педагогические задачи коррекционно-развивающего направления адаптивной физической культуры условно можно объединить в следующие группы:

1. коррекция основных движений в ходьбе,беге, прыжках,упражнениях с предметами и др.

2.коррекция и развитие координационных способностей

3.коррекция и развитие физического развития

4.коррекция и профилактика соматических нарушений

5.профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно - перцептивных способностей

6.развитие познавательной деятельности

Для оценки достижений знаний установлены следующие уровни:

высокий, средний, низкий.

Первый уровень - высокий. Учащиеся способны давать анализ своих занятий, уметь оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять .Добросовестно, с интересом относится к занятиям.

Второй уровень - средний .У учащихся интерес к знаниям неустойчив .Знания отрывочны и не основательны. Не отличаются зрелостью и суждениями в поступках.

Третий уровень - низкий. У учащихся совершенно не выработан интерес к занятиям. Знания отрывочны, бедны Не способны анализировать свои действия.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения, способствуют стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализуют целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создают наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу физической культуры можно в разных возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.





Содержание курса «Физическая культура»

1.Основы знаний.

Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки).

2.Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима - положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).

3.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Колено - локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед - назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед - назад в различных И.П.

4.Обучение правильному дыханию.

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки).

5.Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.

Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.

6.Развитие силы.

Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий

и незначительной статической задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями.


7.Развитие координации движений.

Ходьба с изменением направления, разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них.

8.Профилактика плоскостопия.

Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

9.Упражнения для расслабления мышц.

Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.

Проведение контрольных мероприятий.

а). Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса, живота, спины и гибкости позвоночника.

Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу, на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке; упражнение - сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя; шпагаты, взмахи ногами и др.

б). Медицинский контроль по плану.

в). Педагогический контроль - наблюдение за учащимися, беседы с родителями.

10.Задания на дом.

Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем родителей).


Учебно - тематический план (1 раз в неделю)

№ п/п

Раздел учебной программы

1.

Основы знаний и умений

В процессе занятий

2.

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки

В процессе занятий

3.

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника

В процессе занятий

4.

Обучение правильному дыханию:

1)брюшному

2)грудному

3)полному

4)упражнения для тренировки дыхательных мышц

5)упражнения на восстановление дыхания

В процессе занятий

5.

Развитие выносливости

В процессе занятий

6.

Развитие силы мышц

В процессе занятий

7.

Развитие координации движений

В процессе занятий

8.

Профилактика плоскостопия

В процессе занятий

9.

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

В процессе занятий

10.

Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)пед. контроль

3 раза в год

по графику

постоянно на каждом уроке

11.

Спец.комплекс упр., согласно заболевания ребенка.

каждое занятие

12.

Задания на дом

По выбору учителя

Всего часов: 34


Учебно - методическое обеспечение.

1. Материально - техническое обеспечение:

* обручи на всех детей;

* коврики для всех детей;

* скамейка;

* мяч;

* мешочки с песком на всех детей;

* булавы - 4 -6 штук;

* гантели - по 2 штуки на каждого;

* ребристая доска, дорожка с песком, с камешками.

2. Учебно - методическое обеспечение:

* учебная программа, методические разработки;

* литература по курсу

Список литературы:


  1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.

  2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».

  3. Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт - Петербург, 2005.

  4. Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение».

  5. Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.

  6. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.

  7. Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.

  8. Латохина Л.И. «Хатха - йога для детей», Москва, Просвещение, 1993.

  9. Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.

  10. Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг + физкультура», Москва, «Советский спорт», 1989.

11. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.

12. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.

13. «Физкультура в школе», 1990 - 2006.


© 2010-2022