Применение деятельностного подхода в преподавании физической культуры в школе

При проведении анализа уже существующих программ, учебных пособий для обучающих было доказано, что применение целей физического воспитания опирается на принципы непрерывного образования: гуманизацию, дифференциацию, демократизацию деятельностного подхода, нацеливающие личность на индивидуальное и коллективное выполнение программ по физкультуре. Так же, применение целей физического воспитания опирается на воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применяя...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение деятельностного подхода в преподавании физической культуры в школе

При проведении анализа уже существующих программ, учебных пособий для обучающих было доказано, что применение целей физического воспитания опирается на принципы непрерывного образования: гуманизацию, дифференциацию, демократизацию деятельностного подхода, нацеливающие личность на индивидуальное и коллективное выполнение программ по физкультуре. Так же, применение целей физического воспитания опирается на воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применяя их в целях тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

При современном подходе преподавания физической культуры в школе, где применяются традиционные требования (образовательный, оздоровительный, воспитательный подходы), добавились еще и новые требования в образовательных программах преподавания, в которых соблюдаются принципы гуманизации и демократизации деятельностного подхода. Применяя элементы деятельностного подхода, все более актуальным становится осмысление на практике требований стандартов.

Государственный образовательный стандарт (ГОСО) начального и среднего общего образования представляет собой совокупность требований. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрастным и индивидуальным особенностям.

В основе деятельностного подхода лежит главное условие ГОСО - не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Вот основание нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности Г.А. Цукерман. (доктор психологических наук).

Таким образом, основой стандарта является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования осуществляется на основе разработки содержания и технологии образования, ориентацию на результаты образования (развитие личности на основе универсальных учебных действий).

Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является - воспитание личности, ребенка как субьекта жизнедеятельности. Быть субьектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

В учебной деятельности действия ребенка строятся из связанных между собой задач. Действие связано с принятием цели и принятием решения. Компетентность связана со сформированностью оценочного действия. Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Инструменты оценки

  • Оценочное суждение.

  • Оценочные шкалы.

  • Качественный анализ.

  • Качественный анализ в процентах.

  • Портфель достижений.

  • Описание наблюдения.

Действие ребенка в процессе обучения связано с передачей ему способов (системы средств) построения понятия. Это возможно понять, сделать лишь на особом содержании! Содержание должно представлять систему, а не фрагменты.

Учебным действием является лишь то действие, которое "цепляет" ум ученика. Это изменение стереотипов, то есть - самоизменение. Важно, чтобы ребенок образовывал себя по средствам взрослого. А так же важно развивать рефлексию, анализ, результат, планирование.

Формирование универсальных способов действий

Основной результат системно-деятельностного подхода - развитие личности ребенка на основе учебных действий. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирущих детское действие.

Вектор смещения акцентов нового стандарта включает в себя следующие аспекты:

  • обновление содержания - "чем учить?"

  • ценности образования - "ради чего учить?"

  • обновление средств обучения - "как учить?"

В своем докладе "Уроки анализа лучших образовательных систем мира" МакКинзи отметил: "Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей. Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых".

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

  • придание результатам образования социально- личностного характера;

  • гибкое усвоение знаний учащимися, возможность самостоятельного движения в изучаемой области;

  • сохранение общей системы теоретических знаний;

  • повышение мотивации, интереса к изучению у обучаемых.

Таким образом, учителям, работающим по стандартам второго поколения важно знать и уметь реализовывать его на практике, знать принципы деятельностного подхода, освоить новую систему оценивания, освоить принципы диалога на уроке.


© 2010-2022