• Преподавателю
  • Физкультура
  • Выступление на методическом объединении физической культуры. Тема Урок физического воспитания в условиях реализации ФГОС

Выступление на методическом объединении физической культуры. Тема Урок физического воспитания в условиях реализации ФГОС

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физического воспитания Караваев В.А.

МБОУ «СШ № 6» г. Нижневартовск, Ханты-

Мансийский автономный округ, Тюменская обл.

Урок физического воспитания в условиях реализации ФГОС

Современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью, но при этом они физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились условия. Подвижным играм во дворе, занятиям в бассейне большинство детей предпочитают компьютер. По данным Департамента дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников 75- 85%. Основная установка - на урок физкультуры, на развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. В первую очередь необходимо оценивать не то, сдан или не сдан норматив, а как ребенок развивается и совершенствуется.

Принципиальным отличием современного урока физического воспитания является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Если дети прекрасно понимают что нужно сделать без показа, это уже освоение программы. А результаты - это не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической повседневной деятельности. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Произошло разделение на уроки не по видам спорта и технике изучения движения, а по направленности.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В 5-6 классах такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки, к примеру, при подготовке к каким нибудь соревнованиям, например «Веселые старты», «Президентские спортивные игры». Сейчас в большей степени любое образование направлено на формирование у учеников компетенций. Так и на уроках физкультуры. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета это Универсальные компетенции учащихся на этапе образования по физической культуре.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками уважительно и доброжелательно, предлагать взаимопомощь; управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам.

Метапредметными результатами является умение находить взаимосвязь уроков физкультуры с другими предметами (ОБЖ,математикой, природоведением, и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения: понимать значение физической культуры в укреплении здоровья, повышать интерес к урокам физкультуры, уметь выполнять технические действия и приемы в соответствии со своими возможностями и развитием, подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы. Развивающее направление в уроках физической культуры это здоровье сберегающее направление с формированием устойчивого жизненного понимания значения уроков физкультуры в жизни школьника и повышения интереса к занятиям на уроках. Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию универсальных учебных действий, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узко предметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию.

На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.

На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.

На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

© 2010-2022